Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 6
1.1. Основные теоретические аспекты физического развития детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата 6
1.2. Стопа как орган 11
1.3. Диагностика плоскостопия 16
1.4. Виды плоскостопия 19
1.5. Педагогические условия профилактики и коррекции плоскостопия
у детей старшего дошкольного возраста 29
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по созданию педагогических условий профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Выявление плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в
детском саду № 399 38
2.2. Специальная работа по апробации педагогических условий
профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 39
2.3. Анализ результатов 46
Заключение 50
Используемая литература 52
Приложения
Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться трудно ходить.
Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц.
Сегодня основной задачей физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве, с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность, и обеспечение на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Актуальность исследования проведенного в данной работе, заключается в том, что важнейшей практической задачей медико-социальной работы в государстве является профилактика современных заболеваний людей, в том числе профилактика плоскостопия в дошкольном возрасте. И обеспечение условий для укрепления здоровья каждого человека и всего населения в целом, путем улучшения работы, по физическому воспитанию детей начиная с дошкольного возраста.
Противоречие изучаемой проблемы заключается в том, что в нашей стране введен медицинский контроль по профилактике заболеваний опорно - двигательного аппарата, в том числе плоскостопие детей дошкольного возраста, но не всегда в дошкольном учреждении создаются эффективные педагогические условия профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Отсюда проблема исследования: Какие педагогические условия наиболее эффективны в плане профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста?
В связи с этим мы выбрали тему исследования: «Педагогические условия профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: нарушения опорно - двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предположили, что если будем использовать эффективные педагогические условия, то профилактика плоскостопия детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее.
Актуальность проблемы профилактики плоскостопия обусловила определение цели работы: выявить и апробировать наиболее эффективные педагогические условия профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели обеспечивалось нами решением следующих задач:
- изучение основных теоретических аспектов нарушения опорно - двигательного аппарата;
- изучение проблемы диагностики и профилактики плоскостопия;
- определение педагогических условий профилактики плоскостопия;
- проведение специальной работы по апробации педагогических условий плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста;
- выявление результатов исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. метод анализа и обобщения данных научно - методической литературы;
2. метод диагностики по выявлению плоскостопия;
3. педагогический эксперимент.
Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особое значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия.
Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.
Анализируя материалы исследования, можно сделать вывод, что программа по физической реабилитации детей старшего дошкольного возраста оказалась действенной в профилактике ранних форм плоскостопия у детей. В этом нас убеждает сравнение результатов плантограмм начальной и итоговой диагностики в экспериментальной группе и по итоговым результатам проведенной работе. Выдвинутая нами рабочая гипотеза об использовании эффективных педагогических условий при профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.
Сделав выводы по проведенной работе, мы пришли к решению:
- занятия с детьми старшего дошкольного возраста продолжить;
- начать профилактику плоскостопия с детьми младшей и средней группах, т.к. в этом возрасте происходит формирование свода стопы.
Для этого необходимо:
- рекомендовать воспитателям групп, комплексы корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия, методическое пособие;
- в уголках здоровья поместить санитарно-просветительский материал «Гимнастика для стоп».
- создать группу детей с плоскостопием младшего и среднего возраста для занятий корригирующей гимнастикой.
1. Андреев Н.Д. Анатомические основы профилактики деформации стопы у детей. У науч.конференц.по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1962. - 433с.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. М., 1995. - 4 с.
3. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 2000. - 255 с.
4. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. М., 1997. - 53 с.
5. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., 2012. - 39 с.
6. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О дошкольных программах по физической культуре. М., 1987. - 78 с.
7. Брынская К.Е., Костякова Л.В., Медицина в жизни человека. М., 2007. - 115с.
8. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1984. - 132с.
9. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. М., 1993.-24 с.
10. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М., 1981.
11. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.М., 2005. - 56 с.
12. Глазырина Л.Д. Физическое культура дошкольникам // Программа и программные требования. М., 2010.
13. Голомазов С.В, Точность движений. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 43 с.
14. Дьячков В.М. Ведущие параметры, фазы и элементы координации и их отражение в ритме двигательного акта // Сб. науч. тр. ВНИИФК. М., 1972. - 131 с.
15. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П- Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры.М., 1975. - 22 с.
16. Ильин Б.П. Ловкость - миф или реальность? // Теория и практика физической культуры. М., 1982. - 53 с.
17. Козлов И.М. Прогрессирующая структура движений как принцип совершенствования спортивного мастерства // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб. науч, тр, //Под ред. В.Б. Коренберга / Московский обл. гос, ин-т физ. культуры. Малаховка, 1991. - 90 с.
18. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М.,2011. - 35 с.
19. Коренберг В.Б. Двигательные умения и навыки (нетрадиционные кинезиодогические представления). М., 1991. - 49 с.
20. Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. М., 2009. - 5 с.
21. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры. М., 2008. - 34 с.
22. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. М., 1995. - 339 с.
23. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений // Теория и практика физической культуры. М., 2006. - 57 с.
24. Любомирский Л,Е. Управление движениями у детей и подростков. М. 1974.- 232 с.
25. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культура в школе. М., 2010. - 10 с.
26. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
27. Назаренко Л-Д. физиология физическою воспитания и спорта. Учебно-методическое пособие. Ульяновск. - 2000. - 144 с.
28. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. "М.: Изд. Теория и практика физической культуры. М., 2006. - 332 с.
29. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений: Пособие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДО.С. - 2006. - 240 с.
30. Озолин Н.Г. Гибкость // Физкультура и спорт. - М., 1949. - 20 с..
31. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста.М., 2013. - 43 с.
32. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М., 2006. 35 с.
33. Ратов И. П. Двигательные возможности человека.Минск.,1994. - 116 с.
34. Развитие двигательных качеств дошкольников // Под ред. З.И. Кузнецовой. М., 1987. - 153 с.
35. Семенова Л.К., Сермеев Б.В. Суставы и гибкость. Одесса., 1991. -198 с.
36. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. М.: Физкультура и спорт. М., 1970. - 84 с.
37. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А- Ашмарина. М., 1990. - 287 с.
38. Холодов Ж.К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., - 2005. - 480 с.
39. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.М., 2013. - 21 с.