Педагогические условия профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 6
1.1. Основные теоретические аспекты физического развития детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата 6
1.2. Стопа как орган 11
1.3. Диагностика плоскостопия 16
1.4. Виды плоскостопия 19
1.5. Педагогические условия профилактики и коррекции плоскостопия
у детей старшего дошкольного возраста 29
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по созданию педагогических условий профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Выявление плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в
детском саду № 399 38
2.2. Специальная работа по апробации педагогических условий
профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 39
2.3. Анализ результатов 46
Заключение 50
Используемая литература 52
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 6
1.1. Основные теоретические аспекты физического развития детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата 6
1.2. Стопа как орган 11
1.3. Диагностика плоскостопия 16
1.4. Виды плоскостопия 19
1.5. Педагогические условия профилактики и коррекции плоскостопия
у детей старшего дошкольного возраста 29
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по созданию педагогических условий профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Выявление плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в
детском саду № 399 38
2.2. Специальная работа по апробации педагогических условий
профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 39
2.3. Анализ результатов 46
Заключение 50
Используемая литература 52
Приложения
Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться трудно ходить.
Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц.
Сегодня основной задачей физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве, с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность, и обеспечение на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Актуальность исследования проведенного в данной работе, заключается в том, что важнейшей практической задачей медико-социальной работы в государстве является профилактика современных заболеваний людей, в том числе профилактика плоскостопия в дошкольном возрасте. И обеспечение условий для укрепления здоровья каждого человека и всего населения в целом, путем улучшения работы, по физическому воспитанию детей начиная с дошкольного возраста.
Противоречие изучаемой проблемы заключается в том, что в нашей стране введен медицинский контроль по профилактике заболеваний опорно - двигательного аппарата, в том числе плоскостопие детей дошкольного возраста, но не всегда в дошкольном учреждении создаются эффективные педагогические условия профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Отсюда проблема исследования: Какие педагогические условия наиболее эффективны в плане профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста?
В связи с этим мы выбрали тему исследования: «Педагогические условия профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: нарушения опорно - двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предположили, что если будем использовать эффективные педагогические условия, то профилактика плоскостопия детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее.
Актуальность проблемы профилактики плоскостопия обусловила определение цели работы: выявить и апробировать наиболее эффективные педагогические условия профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели обеспечивалось нами решением следующих задач:
- изучение основных теоретических аспектов нарушения опорно - двигательного аппарата;
- изучение проблемы диагностики и профилактики плоскостопия;
- определение педагогических условий профилактики плоскостопия;
- проведение специальной работы по апробации педагогических условий плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста;
- выявление результатов исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. метод анализа и обобщения данных научно - методической литературы;
2. метод диагностики по выявлению плоскостопия;
3. педагогический эксперимент.
Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц.
Сегодня основной задачей физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве, с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность, и обеспечение на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Актуальность исследования проведенного в данной работе, заключается в том, что важнейшей практической задачей медико-социальной работы в государстве является профилактика современных заболеваний людей, в том числе профилактика плоскостопия в дошкольном возрасте. И обеспечение условий для укрепления здоровья каждого человека и всего населения в целом, путем улучшения работы, по физическому воспитанию детей начиная с дошкольного возраста.
Противоречие изучаемой проблемы заключается в том, что в нашей стране введен медицинский контроль по профилактике заболеваний опорно - двигательного аппарата, в том числе плоскостопие детей дошкольного возраста, но не всегда в дошкольном учреждении создаются эффективные педагогические условия профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Отсюда проблема исследования: Какие педагогические условия наиболее эффективны в плане профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста?
В связи с этим мы выбрали тему исследования: «Педагогические условия профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: нарушения опорно - двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предположили, что если будем использовать эффективные педагогические условия, то профилактика плоскостопия детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее.
Актуальность проблемы профилактики плоскостопия обусловила определение цели работы: выявить и апробировать наиболее эффективные педагогические условия профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели обеспечивалось нами решением следующих задач:
- изучение основных теоретических аспектов нарушения опорно - двигательного аппарата;
- изучение проблемы диагностики и профилактики плоскостопия;
- определение педагогических условий профилактики плоскостопия;
- проведение специальной работы по апробации педагогических условий плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста;
- выявление результатов исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. метод анализа и обобщения данных научно - методической литературы;
2. метод диагностики по выявлению плоскостопия;
3. педагогический эксперимент.
Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особое значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия.
Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.
Анализируя материалы исследования, можно сделать вывод, что программа по физической реабилитации детей старшего дошкольного возраста оказалась действенной в профилактике ранних форм плоскостопия у детей. В этом нас убеждает сравнение результатов плантограмм начальной и итоговой диагностики в экспериментальной группе и по итоговым результатам проведенной работе. Выдвинутая нами рабочая гипотеза об использовании эффективных педагогических условий при профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.
Сделав выводы по проведенной работе, мы пришли к решению:
- занятия с детьми старшего дошкольного возраста продолжить;
- начать профилактику плоскостопия с детьми младшей и средней группах, т.к. в этом возрасте происходит формирование свода стопы.
Для этого необходимо:
- рекомендовать воспитателям групп, комплексы корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия, методическое пособие;
- в уголках здоровья поместить санитарно-просветительский материал «Гимнастика для стоп».
- создать группу детей с плоскостопием младшего и среднего возраста для занятий корригирующей гимнастикой.
Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.
Анализируя материалы исследования, можно сделать вывод, что программа по физической реабилитации детей старшего дошкольного возраста оказалась действенной в профилактике ранних форм плоскостопия у детей. В этом нас убеждает сравнение результатов плантограмм начальной и итоговой диагностики в экспериментальной группе и по итоговым результатам проведенной работе. Выдвинутая нами рабочая гипотеза об использовании эффективных педагогических условий при профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.
Сделав выводы по проведенной работе, мы пришли к решению:
- занятия с детьми старшего дошкольного возраста продолжить;
- начать профилактику плоскостопия с детьми младшей и средней группах, т.к. в этом возрасте происходит формирование свода стопы.
Для этого необходимо:
- рекомендовать воспитателям групп, комплексы корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия, методическое пособие;
- в уголках здоровья поместить санитарно-просветительский материал «Гимнастика для стоп».
- создать группу детей с плоскостопием младшего и среднего возраста для занятий корригирующей гимнастикой.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ И ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АЭРОБИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СКОЛИОЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Коррекционная работа по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Физическая реабилитация детей дошкольного возраста с нарушением осанки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Формирование осанки у детей 5-6 лет
на физкультурном занятии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование осанки у детей 5-6 лет на физкультурном занятии
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения уровня физического развития дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019



