ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С. БАКАЛЫ)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Информационно-коммуникационные технологии как неотъемлемая часть
образовательного процесса 8
1.2 Сущность понятия информационно-коммуникационных технологий и их
классификация 12
1.3 Роль информационно-коммуникационных технологий при контроле и
оценке знаний обучающихся 20
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОБУ СОШ №2 С. БАКАЛЫ 25
2.1 Краткая характеристика МОБУ СОШ №2 25
2.2 Оценка использования ИКТ в МОБУ СОШ №2 с. Бакалы 31
2.3 Проблемы использования ИКТ при контроле и оценке знаний обучающихся 36
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 41
3.1 Рекомендации по совершенствованию использования ИКТ 41
3.2 Разработка программы повышения квалификации педагогического
состава МОБУ СОШ №2 в области ИКТ 47
3.3 Социальный и экономический эффекты от предложенных мероприятий. 52
Литература
Приложение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования — внедрение информационно- коммуникационных технологий.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий вызывает постоянное увеличение объема учебного материала. Применение данных технологий требует совершенствование старых и поиска новых методов и средств обучения. Среди технологий, активизирующих мыслительную, познавательную и творческую деятельность обучающихся, информационно-коммуникационные занимают одно из ведущих мест. Они обладают широкой информативностью, наглядностью, усиливают интерес к изучению нового материала, помогают закреплять полученные знания посредством визуального контакта. Повышение качества обучения непосредственно связано с совершенствованием применяемой методики, что в свою очередь зависит от применения преподавателем широкого комплекса информационных технологий.
Повсеместная информатизация дает возможность обучающимся значительно расширить свои познания в различных сферах и приобрести опыт работы с вычислительной техникой. Таким образом, многие из них уже готовы и способны использовать компьютер в нетрадиционных целях. И кроме того, благоприятную почву. Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.
Процесс контроля и оценки знаний обучающихся с помощью информационно-коммуникационных технологий за последние десятилетия стал объектом исследования. За время изучения данного вопроса приняли участие различные авторы, среди которых наблюдаются как педагоги, так и психологи. Над эффективностью применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения трудились многие ученые , к примеру, в области контроля и оценки знаний с помощью ИКТ-технологий - Бурковская М.А., Зимина О.В., Кириллов А.И. [24], Воробейчикова О.В. [28], Иванов В.Л. [38], Плотникова А.И. [55], в области изучения комплексного подхода к использованию ИКТ-технологий - Апатова Н.В. [17], Евтюхин Н.В. [35], Захарова И.Г. [37], в области исследования проблем, возникающих при использовании ИКТ - Гребнев И.В. [30], Киселев Г.М., Бочкова Р.В. [42], Новоселова С.Л. [52], в области психологического воздействия информационных технологий - Логинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. [44], Немов Р.С. [51]. Положения и выводы, содержащиеся в трудах ученых, послужили теоретической основой исследования.
Объект исследования: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Бакалы Республики Башкортостан (далее МОБУ СОШ №2 с. Бакалы).
Предмет исследования: использование ИКТ-технологий при контроле и оценке знаний обучающихся в МОБУ СОШ №2 с. Бакалы.
Цель исследования - анализ использования ИКТ-технологий при контроле и оценке знаний обучающихся и усовершенствование процесса использования ИКТ в МОБУ СОШ №2 с. Бакалы.
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы использования ИКТ- технологий на основе изучения современной психолого - педагогической литературе по организации контроля в процессе обучения.
2. Выявить роль использования ИКТ в образовательном процессе.
3. Определить значимость тестирования как основной формы контроля и оценки знаний обучающихся.
4. Выявить основные проблемы использования ИКТ.
5. Разработать программу повышения квалификации педагогического состава МОБУ СОШ №2.
6. Предложить новые, ранее неиспользованные в МОБУ СОШ №2, системы компьютерного тестирования.
7. Рассчитать социально—образовательный и экономический эффекты от рекомендаций.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование ИКТ- технологий при контроле и оценки знаний обучающихся общеобразовательной школы повышает их уровень успеваемости и степень обученности. Данная гипотеза будет обоснована при условии обеспеченности достаточным методическим оснащением участников учебного процесса и их целесообразным эффективным использованием информационных технологий.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Экспериментально-теоретические: анализ методической, научно
теоретической и педагогической литературы, ее обобщение.
2. Эмпирические: наблюдение, опрос, беседа с педагогическим
коллективом, сравнение, диагностирование.
3. Статистические: обработка полученных данных, выведение
результатов в табличный и графический вид.
Теоретическая актуальность рассматриваемого вопроса заключается в следующем.
В связи с внедрением компьютерных технологий в сферу образования, требуется соответствующее повышение качества процесса обучения. Контроль усвоения теоретического материала и практических заданий осуществляется с помощью автоматизированной системы проверки знаний (пакет прикладных программ и руководство по его использованию).
Функции педагога в рамках такой системы сводятся к минимальной подготовке рукописных материалов (контрольных вопросов и правильных вариантов ответов); анализу результатов контроля знаний (по результатам работы автоматизированной системы проверки знаний). Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации рекомендаций по совершенствованию процесса использования ИКТ-технологий при контроле и оценке знаний обучающихся, а также в исследовании практической деятельности в данной области на примере общеобразовательной школы №2 с. Бакалы. Материалы данной работы в дальнейшем можно использовать в пределах учебных программ и в практической деятельности.
По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья на Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь» (г. Елабуга, 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение отражает актуальность, современное состояние вопроса, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, определяет степень разработанности темы, отражает практическую и научно-теоретическую значимость работы.
Первая глава раскрывает теоретические аспекты информационно - коммуникационных технологий в образовательной организации. В ней подробно рассмотрены понятие, классификация и значение информационно-коммуникационных технологий в образовательной системе.
Вторая глава включает в себя анализ и оценку эффективности применения информационно-коммуникационных технологий при контроле и оценке знаний обучающихся МОБУ СОШ №2. В данной главе изложена характеристика организации, проведено исследование применения ИКТ- технологий в образовательном процессе, дана оценка эффективности использования тестирования как основной формы контроля и оценки знаний обучающихся.
В третьей главе представлены пути совершенствования разработки программы повышения квалификации педагогического состава МОБУ СОШ №2 с. Бакалы. Даны рекомендации по применению и совершенствованию использования ИКТ-средств в учебном процессе для педагога общеобразовательной школы, сделан расчет эффективности применения информационно-коммуникационных технологий педагогического состава МОБУ СОШ №2 с. Бакалы.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по исследуемой теме.
1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ст. 95 «Независимая оценка качества образования», с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017).
2. Приказ Минобрнауки России от 23.06.2015 N 609 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации N 1089 от 05.03.2004.
3. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2013 r.N951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающие социальные услуги», утвержденного распоряжением Правительства РФ N 487 от 30.03.2013.
4. Государственная программа Российской Федерации N 792 «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013.
5. Постановление Правительства РФ N 662 «Об установлении мониторинга системы образования» от 05.08.2013.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ N 189 от 29.12.2010 (ред.от 24.11.2015).
7. Информационная карта МОБУ СОШ №2.
8. Положение о внутришкольном контроле МОБУ СОШ №2 N247 от 05.11.2013.
9. Положение о порядке использования ИКТ в МОБУ СОШ №2.
10. Положение о системе повышении квалификации педагогических и руководящих работников МОБУ СОШ №2 в области ИКТ N264 от 02.07.2015.
11. Положение об эффективности использования средств ИКТ на уроках N265 от 12.08.2015.
12. Положение об эффективности деятельности работников МОБУ СОШ №2 N244 от 17.10.2016.
13. Устав МОБУ СОШ №2 N1148, 02.12.2015.
14. Штатный список работников МОБУ СОШ №2 за 2015-2017 гг.
2. Научная и учебная литература:
15. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г.Акперов, А.В.Сметанин, И.А.Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М., 2013. -94-96 с.
16. Андреев, А. А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие
А. А. Андреев, М.В.Гончаров - М.: Логос, 2016. - 73 с.
17. Апатова, Н.В. Информационные технологии в образовании / Н.В. Апатова, И.Г.Захарова - Стерлитамак, 2013. - 320 с.
18. Аршинский, Л.В. Программный комплекс диагностики знаний
TEACHLABB TESTMASTER7 Л.В. Аршинский, А.А.Пугачев. - М.: Логос, 2012.- 68-73 с.
19. Балафанов, Е.К. Новые информационные технологии: 30 уроков по информатике / Е.К.Балафанов, Б. Бурибаев, А.Б.Даулеткулов. - Доп.и испр. изд.: Алматы, 2007. - 244 с.
20. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков, Л.Л.Босова - М.: Филинъ, 2014. - 316 с.
21. Берлянт, А.М. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов / А.М.Белянт, А.В.Кошкарев. - М.: ГИС , 1999. - 175 с.
22. Бирюков, Б. М. Интернет-справочник по образованию / Б.М.
Бирюков. - М.: Экзамен, 2012. - 480 с.
23. Бордовская, Н.А. Педагогика / Н.А.Бордовская, А.А.Реан. - Санкт- Петербург: Питер, 2012. - 270 с.
24. Бурковская, М. А. Компьютерный контроль знаний в среде AcademiaXXI / М.А.Бурковская, О.В.Зимина, А.И.Кириллов. - М.: Логос, 2012. - 81-85 с.
25. Бурункин, Д.А. Информационные технологии и их классификация / Д.А.Бурункин. - М.: Москва, 2012. - 265 с.
26. Вершинская, О. Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество / О.Н.Вершинская. - М.: Наука, 2013. - 249-254 с.
27. Вильямс, Р. Компьютеры в школе / Р.Вильямс, К. Маклин. - М.: Прогресс, 2012.-350 с.
28. Воробейчикова, О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний / О.В.Воробейчикова. - М.: Москва, 2013. - 14-17 с.
29. Горвиц, Ю. Кому работать с компьютером в школе. Школьное воспитание / Ю.Горвиц // КиД. - 2015. - С. 45.
30. Гребенев, И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе/И.В.Гребнев//М.: Наука. - 2013.-С. 85.
31. Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В.Н.Гришин, Е.Е.Панфилов. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА, 2013.-112 с.
32. Гузеев, В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В.Гузеев. - М.: Центр, 2012. - 93 с.
33. Гутгарц, Р.Д. Компьютерная технология обучения / Р.Д.Гутгарц, Б.П.Чебышева // М.: ИНФРА-М., 2013. - С. 44-45.
34. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка /
В.И.Даль. - СПб., 1998. - 3 том, 462 с.
35. Евтюхин, Н.В. Структуризация знаний и технологий разработки компьютерных мастер- тестов / Н.В.Евтюхин // М.: Москва, 2013. - С.90-92.
36. Жилкин, В.В. Инфосоциализация в образовании / В.В. Жилкин. - М.:
Наука, 2013.- 192 с.
37. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова. - М., 2013. - 173 с.
38. Иванов, B.JI. Электронный учебник: системы контроля знаний /
B. Л.Иванов // М.:Москва, 2012. - С.71-81.
39. Игнатова, И.Г. Информационные коммуникационные технологии в образовании / И.Г.Игнатова // М.: Москва, 2013. - С.53-54.
40. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А.Ильина. - М.: Просвещение, 2014. -
410 с.
41. Калинина, Т.В. Управление образовательной организацией. «Новые информационные технологии» / Т.В.Калинина. - М.:Сфера, 2014. - 58-64 с.
42. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М.Киселев, Р.В.Бочкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 72-80 с.
43. Кузнецова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебнометодическое пособие / Г.Ю. Кузнецова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 52-55 с.
44. Логинов, И.Н. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / И.Н. Логинов, С.В. Сарычев, А.С. Силаков. - СПб.: Питер, 2014.-221 с.
45. Максимов, Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В.Максимов, Т.Л.Партыка, И.И.Попов. - М.:Форум, 2014.-102 с.
46. Марфутенко, Т. А. Информационные технологии в образовании / Т.А.Марфутенко. - М.: Логос, 2012. - 132 с.
47. Матушанский, Г.У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний. Информатика и образование / Г.У.Матушанский // М.: 2014. -C. 7-10.
48. Маркова, А.К. Формирования мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, Б.А. Орлов. - М.: 2014 - 183 с.
49. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2014. - 156 с.
50. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В.Моторин. - М.:Москва, 2014. - 36-39 с.
51. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии / Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2013. - 576 с.
52. Новоселова, C.JI. Компьютерный мир / С. JI.Новоселова. - М.: Новая школа, 2013. - 84-86 с.
53. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь / Г.В.Осипов. - М.: Белгород, 2005. - 274 с.
54. Педагогика высшей школы/ учебно-методическое пособие. Издательство казанского университета, 2015 - 240 с.
55. Плотникова, И.А. Методика тестового контроля в старших классах. Информатика и образование / И.А. Плотникова // М.: 2015. - С.50-54.
56. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2013. - 264275 с.
57. Прохоров, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании / Т. В. Прохоров. - Изд.:Томск, 2012. - 98 с.
58. Семакин, А.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / А.Г. Семакин, JI.A. Залогова, С.В. Русаков, и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 360 с.
59. Соколова-Булин, Б.Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Соколова- Булин // М.: Учитель. — 2012. — № 3 — С. 63 - 66.
60. Сурис, Л.М. Большой словарь иностранных слов / Л.М.Сурис. - Изд.: Мультимедиа-издательство «Адепт», 2003. - 311 с.
61. Трутнева, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трутнева, И. В. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2013. - 243-244 с.
62. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н.Ушаков. - М.: Современная энциклопедия, 1998. - 3 том, 463 с.
63. Харламов, И.В. Педагогика / И.В.Харламов. - М.: Гардарикл, 2012. - 300 с.
64. Хаббард, Л.Р. Технология обучения / Л.Р.Хаббард. - М.: Нью Эра, 2012. - 196 с.
65. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х.Хекхаузен. - М.:
Мир, 2012. -450 с.
3. Электронные ресурсы:
66. Информационные системы и технологии [Тестовый конструктор] / Информация об использовании тест-конструкторов АСТ-тест 4. - Режим доступа: http://www.ast-centre.ru/testirovanie/ast test , ограниченный. (Дата обращения:
22.02.2017 г.).
67. Информационные технологии [Электронный учебник] /
Классификация информационно-коммуникационных технологий; ред. Рагулин П. Г. - Режим доступа:
http://window. edu. ru/library/pdf2txt/007/41007/18312/page2, свободный. (Дата обращения: 16.01.2017 г.).
68. Информационные технологии в образовании [ИКТ как неотъемлемая
часть образовательного процесса] / ИКТ и их использование в образовании; ред. Марфутенко Т.А. - Режим доступа:
http://www.sgpizh.ru/files/uchebnyi process/sovrinfteh/index.html, свободный. (Дата обращения: 27.01.2017 г.).
69. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [Теоретические аспекты использования ИКТ] / Информатизация образования; РУДН. — Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/iktl.html, свободный. (Дата обращения: 19.01.2017
70. Официальный сайт образовательной организации МОБУ СОШ №2 [Организационная структура управления, информационная карта] / Краткая характеристика образовательной организации; ред. Попов П.А., Немов А.В. - Режим доступа: http://baksosh2.ucoz.ru/index/dokumenty/0-167, свободный. (Дата обращения: 20.02.2017 г.).
71. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронная энциклопедия] / Толкование термина. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/TexBo4or^, свободный. (Дата обращения: 16.01.2017 г.).
72. Центр исследований [Статистика] / Статистические данные материально-технической оснащенности. - Режим доступа: https://cisr.ru/about/, свободный. (Дата обращения: 23.03.2017 г.).
73. Центр повышения квалификации «Инфоурок». [Расчет социально-экономического эффекта] / Расчет экономического эффекта от повышения квалификации педагогического состава - Режим доступа:
https://infourok.ru/?otp=2, свободный. (Дата обращения 25.03.2017 г.).