ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ЗНАКОВОСИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯЕТЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, 7
1.1. Понятие символической деятельности в дошкольном возрасте 7
1.2. Характеристика речевого развития в дошкольном возрасте
1.3. Дошкольный возраст и его особенности
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАКОВО - СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования взаимосвязи знаково - символической
деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данного исследования. Дошкольный возраст является возрастом образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: различные символы и знаки, сенсорные эталоны, которые носят образный характер.
Одним из главных новообразований детей дошкольного возраста является сформированность представлений о себе как о физическом и социальном субъекте и способности к их знаково-символическому опосредованию. Эта способность, по мнению Л.С. Выготского, является основой взаимодействия с социальным окружением, как в кругу семьи, так и при контактах с другими окружающими. Дошкольник вместе со взрослым учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами разных видов. Это является, наш взгляд, существенным фактором не только интеллектуального, но и общего психического, личностного развития ребёнка, «очеловечивания» его психики. Любая деятельность человека напрямую связана с освоением различных знаково-символических средств: общение, предметная деятельность, игра, обучение, а также различные формы труда и творчества. Знаково-символическую деятельность изучали Л.С. Выготский, Г. А.Глотова, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Е.Е. Сапогова и другие. Они считают, что знаково-символическая деятельность, формируется во внешней деятельности ребёнка и имеющей, как результат развития, выход в самостоятельную творческую, креативную деятельность, которая способна порождать новые идеи и образы, а также знаковые системы в материальном или идеальном планах.
На наш взгляд, важно развивать именно те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе. К ним мы можем отнести речь, память, внимание, воображение, мышление и другие. А одним из способов формирования данных функций является развитие знаковосимволической деятельности дошкольников.
Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека и используется в качестве средства для общения с другими членами коллектива. Своевременное и правильное овладение детьми речью является одним из самых значимых условий для психического развития и одним из направлений в работе дошкольного учреждения. Развитие речи является сложным, творческим процессом и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели ей. Одним из основных приобретений в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Изучением вопроса развития речи в дошкольном возрасте занимались М. Р. Львова, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухина и другие.
Актуальность изучения сущности знаковой деятельности, роли символа и знака в процессах «очеловечивания человека», связей знаковой деятельности с речевым развитием, мышлением и творчеством не подлежит сомнению и с каждым годом становится всё отчётливее и напряжённое. Именно в данном возрастном периоде формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического мышления, первые формы креативности и т.д., поэтому изучение проблемы становится особенно актуальной темой в современном обществе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте недостаточно изучена, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых.
Цель исследования: выявить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте.
Объект исследования: знаково-символическая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития дошкольников.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте; существуют различия в знаково-символической деятельности и речевом развитии у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи знаково-символической деятельности и речевого развития дошкольников.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития у дошкольников.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t - критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона.
Для их реализации были использованы следующие методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1) Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976).
2) Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова).
3) Диагностика готовности к школе. (Н. Е. Веракса).
4) Методика Ф. Г. Даскаловой.
5) Диагностика лексического развития (В.И. Яшина).
6) Проверка словарного запаса (на уровне слов). Автор: Н.И. Гуткина.
Выборка: составляет 60 человек, из них 30 мальчиков и 30 девочек старшего дошкольного возраста (6 лет), воспитанники МБДОУ №118 гор. Чебоксары, Чувашская Республика.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В результате работы над темой «Психология символической деятельности дошкольников в образовательной среде» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме, изучались знаково-символическая деятельность и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные цели и задачи исследования. Целью нашего исследования было выявить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития у дошкольников.
Для изучения знаково - символической деятельности были использованы методики: Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976), Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Диагностика готовности к школе» (Н. Е. Веракса).
С помощью этих методик нам удалось выяснить, что в уровне сформированности знаково-символической деятельности мальчиков и девочек существуют достоверные различия. Мы выявили, что в группе мальчиков и девочек из всех исследуемых функций знаково-символической деятельности, умение дифференциировать знаки и символы в предметный план является наиболее сформированной. У старших дошкольников способность к дифференцированию знаково-символического и предметного плана развита лучше, чем способность к символизации и пониманию символов и функции замещения. В данный возрастной период способность к символизации и пониманию символов является не до конца сформированной. Способность к кодированию с помощью символов у девочек более сформирована, чем у мальчиков. По всем исследуемым функциям средние значения по показателям у девочек выше, чем у мальчиков. Данный факт, позволяет нам сделать вывод, что у девочек в дошкольном возрасте знаковосимволическая деятельность является более сформированной, чем у мальчиков.
Изучение речевого развития среди мальчиков и девочек, происходило при помощи методик: «Методика Ф. Г. Даскаловой», «Диагностика лексического развития» (В.И. Яшина), «Проверка словарного запаса (на уровне слов) (Н.И. Гуткина)». Благодаря данным методикам, мы можем увидеть, что умение классифицировать понятия хорошо развито как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Умение подбирать синонимы к словам девочек, выше, чем у мальчиков. Словарный запас, подбор определений и словарный запас на уровне слов у мальчиков и девочек находится на среднем уровне развития и не имеет сильных различий между группами.
Анализ корреляционной плеяды показывает, что для группы девочек способность выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений имеет прямую связь с объемом словарного запаса. При высоком умение дифференцировать план знаков и символов девочки лучше справляются в классификацией понятий. Чем больше выражено умение осуществлять замещение с помощью символов, тем более высокие показатели по подбору синонимов.
Анализ корреляционной плеяды для группы мальчиков показывает, что чем больше выражены умение дифференцировать план знаков и символов, а также умение осуществлять кодирование с помощью символов, тем больший объем словарного запаса у дошкольников. При высокой способности выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений у мальчиков развитие словарного запаса и словарного запаса на уровне слов значительно выше.
1. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
2. Безрукова, Е.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников и система мониторинговых исследований в период обучения грамоте / Е.И. Безрукова // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. 35-43 с.
3. Белановская, О.В. Знаково-символическая деятельность как фактор формирования личностной субъективности / О.В. Белановская // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. - 2010. - №1(17). - 40-48 с.
4. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
6. Будякова Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 16с.
7. Васильева, М.А. Основная образовательная программа От рождения до школы / М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 224 с.
8. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 с.
9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч. - Т. 3. - М.: Педагогика, 2004. - 5 - 328 с.
10. Глотова Г.А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во УГУ, 1990. - 256 с.
11. Глотова Г.А. Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребёнка. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 24 с.
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с.
13. Дунилова, Р.А., Бобрикова Л.Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты / Р.А. Дунилова // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. 5-11 с.
14. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников / О.Л. Зверева. - М.: НИИ школьных технологий, 2011. - 81 с.
15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
16. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Изд-во МГУ, 2007. 330с.
17. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование.- 2012. - №3. - 77-87 с.
18. Красовская Е. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. В. Красовская, А. Н. Данилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — 80-82 с.
19. Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог. -
2011. - № 11.- 18-20 с.
20. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480с.
21. Ломсадзе Ц.Я. К вопросу о развитии «знакового сознания» в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук (по психологии). Тбилиси, 1966, - 20 с.
22. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа
дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ:
Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.
23. Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
25. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. - 496 с.
26. Парамонова, Л.А. Качество современного дошкольного образования: с старшего воспитателя дошкольного учреждения / Л.А. Парамонова. - М.: МЦФЭР, 2011. - 340 с.
27. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
28. Попова, Е.В. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников / Е.В. Попова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. - М.: Новация, 2015. - 48 - 49 с.
29. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 191 с.
30. Рудакова, А.В. Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности / А.В. Рудакова // Молодой ученый. — 2015. — №23. — 1003-1005 с.
31. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 288с.
32. Сапогова Е. Е. Знаково-символическая деятельность как одна из системообразующих категорий возрастной психологии // Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки студентов / Отв. Ред. А. А. Орлов. Тула: Тул. гос. пед. ин-т, 1991. - 133-141 с.
33. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 с.
34. Ситникова О.С. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №18. — 633-634 с.
35. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2013. - 200 с.
36. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
37. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.