Психология символической деятельности дошкольников в образовательной среде
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ЗНАКОВОСИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯЕТЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, 7
1.1. Понятие символической деятельности в дошкольном возрасте 7
1.2. Характеристика речевого развития в дошкольном возрасте
1.3. Дошкольный возраст и его особенности
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАКОВО - СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования взаимосвязи знаково - символической
деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ЗНАКОВОСИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯЕТЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, 7
1.1. Понятие символической деятельности в дошкольном возрасте 7
1.2. Характеристика речевого развития в дошкольном возрасте
1.3. Дошкольный возраст и его особенности
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАКОВО - СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования взаимосвязи знаково - символической
деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данного исследования. Дошкольный возраст является возрастом образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: различные символы и знаки, сенсорные эталоны, которые носят образный характер.
Одним из главных новообразований детей дошкольного возраста является сформированность представлений о себе как о физическом и социальном субъекте и способности к их знаково-символическому опосредованию. Эта способность, по мнению Л.С. Выготского, является основой взаимодействия с социальным окружением, как в кругу семьи, так и при контактах с другими окружающими. Дошкольник вместе со взрослым учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами разных видов. Это является, наш взгляд, существенным фактором не только интеллектуального, но и общего психического, личностного развития ребёнка, «очеловечивания» его психики. Любая деятельность человека напрямую связана с освоением различных знаково-символических средств: общение, предметная деятельность, игра, обучение, а также различные формы труда и творчества. Знаково-символическую деятельность изучали Л.С. Выготский, Г. А.Глотова, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Е.Е. Сапогова и другие. Они считают, что знаково-символическая деятельность, формируется во внешней деятельности ребёнка и имеющей, как результат развития, выход в самостоятельную творческую, креативную деятельность, которая способна порождать новые идеи и образы, а также знаковые системы в материальном или идеальном планах.
На наш взгляд, важно развивать именно те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе. К ним мы можем отнести речь, память, внимание, воображение, мышление и другие. А одним из способов формирования данных функций является развитие знаковосимволической деятельности дошкольников.
Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека и используется в качестве средства для общения с другими членами коллектива. Своевременное и правильное овладение детьми речью является одним из самых значимых условий для психического развития и одним из направлений в работе дошкольного учреждения. Развитие речи является сложным, творческим процессом и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели ей. Одним из основных приобретений в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Изучением вопроса развития речи в дошкольном возрасте занимались М. Р. Львова, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухина и другие.
Актуальность изучения сущности знаковой деятельности, роли символа и знака в процессах «очеловечивания человека», связей знаковой деятельности с речевым развитием, мышлением и творчеством не подлежит сомнению и с каждым годом становится всё отчётливее и напряжённое. Именно в данном возрастном периоде формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического мышления, первые формы креативности и т.д., поэтому изучение проблемы становится особенно актуальной темой в современном обществе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте недостаточно изучена, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых.
Цель исследования: выявить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте.
Объект исследования: знаково-символическая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития дошкольников.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте; существуют различия в знаково-символической деятельности и речевом развитии у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи знаково-символической деятельности и речевого развития дошкольников.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития у дошкольников.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t - критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона.
Для их реализации были использованы следующие методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1) Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976).
2) Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова).
3) Диагностика готовности к школе. (Н. Е. Веракса).
4) Методика Ф. Г. Даскаловой.
5) Диагностика лексического развития (В.И. Яшина).
6) Проверка словарного запаса (на уровне слов). Автор: Н.И. Гуткина.
Выборка: составляет 60 человек, из них 30 мальчиков и 30 девочек старшего дошкольного возраста (6 лет), воспитанники МБДОУ №118 гор. Чебоксары, Чувашская Республика.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Одним из главных новообразований детей дошкольного возраста является сформированность представлений о себе как о физическом и социальном субъекте и способности к их знаково-символическому опосредованию. Эта способность, по мнению Л.С. Выготского, является основой взаимодействия с социальным окружением, как в кругу семьи, так и при контактах с другими окружающими. Дошкольник вместе со взрослым учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами разных видов. Это является, наш взгляд, существенным фактором не только интеллектуального, но и общего психического, личностного развития ребёнка, «очеловечивания» его психики. Любая деятельность человека напрямую связана с освоением различных знаково-символических средств: общение, предметная деятельность, игра, обучение, а также различные формы труда и творчества. Знаково-символическую деятельность изучали Л.С. Выготский, Г. А.Глотова, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Е.Е. Сапогова и другие. Они считают, что знаково-символическая деятельность, формируется во внешней деятельности ребёнка и имеющей, как результат развития, выход в самостоятельную творческую, креативную деятельность, которая способна порождать новые идеи и образы, а также знаковые системы в материальном или идеальном планах.
На наш взгляд, важно развивать именно те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе. К ним мы можем отнести речь, память, внимание, воображение, мышление и другие. А одним из способов формирования данных функций является развитие знаковосимволической деятельности дошкольников.
Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека и используется в качестве средства для общения с другими членами коллектива. Своевременное и правильное овладение детьми речью является одним из самых значимых условий для психического развития и одним из направлений в работе дошкольного учреждения. Развитие речи является сложным, творческим процессом и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели ей. Одним из основных приобретений в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Изучением вопроса развития речи в дошкольном возрасте занимались М. Р. Львова, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухина и другие.
Актуальность изучения сущности знаковой деятельности, роли символа и знака в процессах «очеловечивания человека», связей знаковой деятельности с речевым развитием, мышлением и творчеством не подлежит сомнению и с каждым годом становится всё отчётливее и напряжённое. Именно в данном возрастном периоде формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического мышления, первые формы креативности и т.д., поэтому изучение проблемы становится особенно актуальной темой в современном обществе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте недостаточно изучена, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых.
Цель исследования: выявить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте.
Объект исследования: знаково-символическая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития дошкольников.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте; существуют различия в знаково-символической деятельности и речевом развитии у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи знаково-символической деятельности и речевого развития дошкольников.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития у дошкольников.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t - критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона.
Для их реализации были использованы следующие методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1) Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976).
2) Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова).
3) Диагностика готовности к школе. (Н. Е. Веракса).
4) Методика Ф. Г. Даскаловой.
5) Диагностика лексического развития (В.И. Яшина).
6) Проверка словарного запаса (на уровне слов). Автор: Н.И. Гуткина.
Выборка: составляет 60 человек, из них 30 мальчиков и 30 девочек старшего дошкольного возраста (6 лет), воспитанники МБДОУ №118 гор. Чебоксары, Чувашская Республика.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В результате работы над темой «Психология символической деятельности дошкольников в образовательной среде» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме, изучались знаково-символическая деятельность и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные цели и задачи исследования. Целью нашего исследования было выявить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития у дошкольников.
Для изучения знаково - символической деятельности были использованы методики: Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976), Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Диагностика готовности к школе» (Н. Е. Веракса).
С помощью этих методик нам удалось выяснить, что в уровне сформированности знаково-символической деятельности мальчиков и девочек существуют достоверные различия. Мы выявили, что в группе мальчиков и девочек из всех исследуемых функций знаково-символической деятельности, умение дифференциировать знаки и символы в предметный план является наиболее сформированной. У старших дошкольников способность к дифференцированию знаково-символического и предметного плана развита лучше, чем способность к символизации и пониманию символов и функции замещения. В данный возрастной период способность к символизации и пониманию символов является не до конца сформированной. Способность к кодированию с помощью символов у девочек более сформирована, чем у мальчиков. По всем исследуемым функциям средние значения по показателям у девочек выше, чем у мальчиков. Данный факт, позволяет нам сделать вывод, что у девочек в дошкольном возрасте знаковосимволическая деятельность является более сформированной, чем у мальчиков.
Изучение речевого развития среди мальчиков и девочек, происходило при помощи методик: «Методика Ф. Г. Даскаловой», «Диагностика лексического развития» (В.И. Яшина), «Проверка словарного запаса (на уровне слов) (Н.И. Гуткина)». Благодаря данным методикам, мы можем увидеть, что умение классифицировать понятия хорошо развито как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Умение подбирать синонимы к словам девочек, выше, чем у мальчиков. Словарный запас, подбор определений и словарный запас на уровне слов у мальчиков и девочек находится на среднем уровне развития и не имеет сильных различий между группами.
Анализ корреляционной плеяды показывает, что для группы девочек способность выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений имеет прямую связь с объемом словарного запаса. При высоком умение дифференцировать план знаков и символов девочки лучше справляются в классификацией понятий. Чем больше выражено умение осуществлять замещение с помощью символов, тем более высокие показатели по подбору синонимов.
Анализ корреляционной плеяды для группы мальчиков показывает, что чем больше выражены умение дифференцировать план знаков и символов, а также умение осуществлять кодирование с помощью символов, тем больший объем словарного запаса у дошкольников. При высокой способности выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений у мальчиков развитие словарного запаса и словарного запаса на уровне слов значительно выше.
Для изучения знаково - символической деятельности были использованы методики: Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976), Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Диагностика готовности к школе» (Н. Е. Веракса).
С помощью этих методик нам удалось выяснить, что в уровне сформированности знаково-символической деятельности мальчиков и девочек существуют достоверные различия. Мы выявили, что в группе мальчиков и девочек из всех исследуемых функций знаково-символической деятельности, умение дифференциировать знаки и символы в предметный план является наиболее сформированной. У старших дошкольников способность к дифференцированию знаково-символического и предметного плана развита лучше, чем способность к символизации и пониманию символов и функции замещения. В данный возрастной период способность к символизации и пониманию символов является не до конца сформированной. Способность к кодированию с помощью символов у девочек более сформирована, чем у мальчиков. По всем исследуемым функциям средние значения по показателям у девочек выше, чем у мальчиков. Данный факт, позволяет нам сделать вывод, что у девочек в дошкольном возрасте знаковосимволическая деятельность является более сформированной, чем у мальчиков.
Изучение речевого развития среди мальчиков и девочек, происходило при помощи методик: «Методика Ф. Г. Даскаловой», «Диагностика лексического развития» (В.И. Яшина), «Проверка словарного запаса (на уровне слов) (Н.И. Гуткина)». Благодаря данным методикам, мы можем увидеть, что умение классифицировать понятия хорошо развито как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Умение подбирать синонимы к словам девочек, выше, чем у мальчиков. Словарный запас, подбор определений и словарный запас на уровне слов у мальчиков и девочек находится на среднем уровне развития и не имеет сильных различий между группами.
Анализ корреляционной плеяды показывает, что для группы девочек способность выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений имеет прямую связь с объемом словарного запаса. При высоком умение дифференцировать план знаков и символов девочки лучше справляются в классификацией понятий. Чем больше выражено умение осуществлять замещение с помощью символов, тем более высокие показатели по подбору синонимов.
Анализ корреляционной плеяды для группы мальчиков показывает, что чем больше выражены умение дифференцировать план знаков и символов, а также умение осуществлять кодирование с помощью символов, тем больший объем словарного запаса у дошкольников. При высокой способности выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений у мальчиков развитие словарного запаса и словарного запаса на уровне слов значительно выше.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Диссертация , логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА "Я" У ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Особенности влияния знаковых и образно-символических средств на децентрированность в конфликте (на примере романтических пар
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Развитие оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКОПИНСКОЙ ИГРУШКОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020



