Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология символической деятельности дошкольников в образовательной среде

Работа №54535

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ЗНАКОВОСИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯЕТЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, 7
1.1. Понятие символической деятельности в дошкольном возрасте 7
1.2. Характеристика речевого развития в дошкольном возрасте
1.3. Дошкольный возраст и его особенности
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАКОВО - СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования взаимосвязи знаково - символической
деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность данного исследования. Дошкольный возраст является возрастом образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: различные символы и знаки, сенсорные эталоны, которые носят образный характер.
Одним из главных новообразований детей дошкольного возраста является сформированность представлений о себе как о физическом и социальном субъекте и способности к их знаково-символическому опосредованию. Эта способность, по мнению Л.С. Выготского, является основой взаимодействия с социальным окружением, как в кругу семьи, так и при контактах с другими окружающими. Дошкольник вместе со взрослым учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами разных видов. Это является, наш взгляд, существенным фактором не только интеллектуального, но и общего психического, личностного развития ребёнка, «очеловечивания» его психики. Любая деятельность человека напрямую связана с освоением различных знаково-символических средств: общение, предметная деятельность, игра, обучение, а также различные формы труда и творчества. Знаково-символическую деятельность изучали Л.С. Выготский, Г. А.Глотова, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Е.Е. Сапогова и другие. Они считают, что знаково-символическая деятельность, формируется во внешней деятельности ребёнка и имеющей, как результат развития, выход в самостоятельную творческую, креативную деятельность, которая способна порождать новые идеи и образы, а также знаковые системы в материальном или идеальном планах.
На наш взгляд, важно развивать именно те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе. К ним мы можем отнести речь, память, внимание, воображение, мышление и другие. А одним из способов формирования данных функций является развитие знаковосимволической деятельности дошкольников.
Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека и используется в качестве средства для общения с другими членами коллектива. Своевременное и правильное овладение детьми речью является одним из самых значимых условий для психического развития и одним из направлений в работе дошкольного учреждения. Развитие речи является сложным, творческим процессом и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели ей. Одним из основных приобретений в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Изучением вопроса развития речи в дошкольном возрасте занимались М. Р. Львова, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухина и другие.
Актуальность изучения сущности знаковой деятельности, роли символа и знака в процессах «очеловечивания человека», связей знаковой деятельности с речевым развитием, мышлением и творчеством не подлежит сомнению и с каждым годом становится всё отчётливее и напряжённое. Именно в данном возрастном периоде формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического мышления, первые формы креативности и т.д., поэтому изучение проблемы становится особенно актуальной темой в современном обществе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте недостаточно изучена, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых.
Цель исследования: выявить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте.
Объект исследования: знаково-символическая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития дошкольников.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития в дошкольном возрасте; существуют различия в знаково-символической деятельности и речевом развитии у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи знаково-символической деятельности и речевого развития дошкольников.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития у дошкольников.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t - критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона.
Для их реализации были использованы следующие методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1) Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976).
2) Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова).
3) Диагностика готовности к школе. (Н. Е. Веракса).
4) Методика Ф. Г. Даскаловой.
5) Диагностика лексического развития (В.И. Яшина).
6) Проверка словарного запаса (на уровне слов). Автор: Н.И. Гуткина.
Выборка: составляет 60 человек, из них 30 мальчиков и 30 девочек старшего дошкольного возраста (6 лет), воспитанники МБДОУ №118 гор. Чебоксары, Чувашская Республика.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате работы над темой «Психология символической деятельности дошкольников в образовательной среде» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме, изучались знаково-символическая деятельность и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные цели и задачи исследования. Целью нашего исследования было выявить взаимосвязь знаково-символической деятельности и речевого развития у дошкольников.
Для изучения знаково - символической деятельности были использованы методики: Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976), Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Диагностика готовности к школе» (Н. Е. Веракса).
С помощью этих методик нам удалось выяснить, что в уровне сформированности знаково-символической деятельности мальчиков и девочек существуют достоверные различия. Мы выявили, что в группе мальчиков и девочек из всех исследуемых функций знаково-символической деятельности, умение дифференциировать знаки и символы в предметный план является наиболее сформированной. У старших дошкольников способность к дифференцированию знаково-символического и предметного плана развита лучше, чем способность к символизации и пониманию символов и функции замещения. В данный возрастной период способность к символизации и пониманию символов является не до конца сформированной. Способность к кодированию с помощью символов у девочек более сформирована, чем у мальчиков. По всем исследуемым функциям средние значения по показателям у девочек выше, чем у мальчиков. Данный факт, позволяет нам сделать вывод, что у девочек в дошкольном возрасте знаковосимволическая деятельность является более сформированной, чем у мальчиков.
Изучение речевого развития среди мальчиков и девочек, происходило при помощи методик: «Методика Ф. Г. Даскаловой», «Диагностика лексического развития» (В.И. Яшина), «Проверка словарного запаса (на уровне слов) (Н.И. Гуткина)». Благодаря данным методикам, мы можем увидеть, что умение классифицировать понятия хорошо развито как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Умение подбирать синонимы к словам девочек, выше, чем у мальчиков. Словарный запас, подбор определений и словарный запас на уровне слов у мальчиков и девочек находится на среднем уровне развития и не имеет сильных различий между группами.
Анализ корреляционной плеяды показывает, что для группы девочек способность выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений имеет прямую связь с объемом словарного запаса. При высоком умение дифференцировать план знаков и символов девочки лучше справляются в классификацией понятий. Чем больше выражено умение осуществлять замещение с помощью символов, тем более высокие показатели по подбору синонимов.
Анализ корреляционной плеяды для группы мальчиков показывает, что чем больше выражены умение дифференцировать план знаков и символов, а также умение осуществлять кодирование с помощью символов, тем больший объем словарного запаса у дошкольников. При высокой способности выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений у мальчиков развитие словарного запаса и словарного запаса на уровне слов значительно выше.



1. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
2. Безрукова, Е.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников и система мониторинговых исследований в период обучения грамоте / Е.И. Безрукова // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. 35-43 с.
3. Белановская, О.В. Знаково-символическая деятельность как фактор формирования личностной субъективности / О.В. Белановская // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. - 2010. - №1(17). - 40-48 с.
4. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
6. Будякова Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 16с.
7. Васильева, М.А. Основная образовательная программа От рождения до школы / М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 224 с.
8. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 с.
9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч. - Т. 3. - М.: Педагогика, 2004. - 5 - 328 с.
10. Глотова Г.А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во УГУ, 1990. - 256 с.
11. Глотова Г.А. Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребёнка. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 24 с.
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с.
13. Дунилова, Р.А., Бобрикова Л.Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты / Р.А. Дунилова // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. 5-11 с.
14. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников / О.Л. Зверева. - М.: НИИ школьных технологий, 2011. - 81 с.
15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
16. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Изд-во МГУ, 2007. 330с.
17. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование.- 2012. - №3. - 77-87 с.
18. Красовская Е. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. В. Красовская, А. Н. Данилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — 80-82 с.
19. Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог. -
2011. - № 11.- 18-20 с.
20. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480с.
21. Ломсадзе Ц.Я. К вопросу о развитии «знакового сознания» в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук (по психологии). Тбилиси, 1966, - 20 с.
22. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа
дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ:
Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.
23. Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
25. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. - 496 с.
26. Парамонова, Л.А. Качество современного дошкольного образования: с старшего воспитателя дошкольного учреждения / Л.А. Парамонова. - М.: МЦФЭР, 2011. - 340 с.
27. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
28. Попова, Е.В. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников / Е.В. Попова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. - М.: Новация, 2015. - 48 - 49 с.
29. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 191 с.
30. Рудакова, А.В. Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности / А.В. Рудакова // Молодой ученый. — 2015. — №23. — 1003-1005 с.
31. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 288с.
32. Сапогова Е. Е. Знаково-символическая деятельность как одна из системообразующих категорий возрастной психологии // Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки студентов / Отв. Ред. А. А. Орлов. Тула: Тул. гос. пед. ин-т, 1991. - 133-141 с.
33. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 с.
34. Ситникова О.С. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №18. — 633-634 с.
35. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2013. - 200 с.
36. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
37. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ