Введение 6
1 Технико-экономическая характеристика акционерного общества 8
1.1 Организационно-технический уровень организации 8
1.2 Экономическая характеристика организации 13
1.3 Теоретические аспекты экономического анализа основных средств 19
2 Анализ основных средств и эффективности их использования в акционерном обществе 32
2.1 Анализ состава и структуры основных средств 32
2.2 Анализ движения основных средств 35
2.3 Анализ технического состояния основных средств 41
2.4 Анализ эффективности использования основных средств 46
Заключение 57
Список использованных источников 59
В современных условиях хозяйствования успех и устойчивость российских организаций во многом зависит от возможности их адаптации к внешним и внутренним изменениям. Одним из главных факторов, определяющих конкурентные преимущества компаний на рынке, является эффективность использования имеющихся ресурсов.
Основные средства - важнейший элемент производственных ресурсов организации, поскольку их рациональное использование приводит к улучшению всех экономических показателей, например, увеличению объемов выпуска продукции, снижению издержек производства, росту производительности труда, и как следствие, повышению доходности предприятия. Таким образом, необходим непрерывный контроль за состоянием и использованием основных средств, что обуславливает проведение комплексного экономического анализа основных средств. Его цель - выявление резервов роста эффективности использования основных средств. В результатах такого анализа заинтересованы собственники, менеджеры, кредиторы, инвесторы. Этим объясняется актуальность данной работы.
Объектом исследования является Новосибирский филиал акционерного общества «Первая Грузовая Компания».
Предмет исследования – основные средства, находящиеся в распоряжении филиала.
Целью работы является анализ эффективности использования основных средств в Новосибирском филиале АО «ПГК».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть технико-экономическую характеристику Новосибирского филиала АО «ПГК»;
- изучить теоретические аспекты анализа основных средств;
- провести анализ основных средств Новосибирского филиала АО «ПГК» и разработать рекомендации по повышению эффективности их использования.
Данная работа содержит введение, две главы и заключение. В первой главе рассмотрена технико-экономическая характеристика АО «ПГК», включающая организационно-технический уровень компании и ее экономическую характеристику. Кроме того, первая глава представляет собой изложение теоретических аспектов анализа основных средств, в которой изучены труды и разные методики ученых в области экономического анализа. Вторая глава посвящена анализу основных средств Новосибирского филиала АО «ПГК», она содержит анализ состава и структуры основных средств, анализ движения основных средств, анализ технического состояния основных средств и анализ эффективности использования основных средств. В заключении работы сделаны выводы по интенсивности использования основных средств филиала и даны общие рекомендации по повышению эффективности их использования.
При написании бакалаврской работы были использованы следующие методы: изучение методической литературы, обобщение опыта, накопленного в результате практической деятельности, классификация, структурирование материала, сравнение, анализ.
Анализ эффективности использования основных средств особенно актуален для транспортной компании, обладающей значительной материальной базой. Основные средства являются производственным потенциалом предприятия, уровень их использования оказывает влияние на затраты на содержание и обновление основных средств, производительность труда, объемы производства и реализации продукции, в результате – на прибыль компании. Повышение эффективности их использования приводит к относительной экономии расходов предприятия.
В результате написания бакалаврской работы была достигнута поставленная цель и выполнены все задачи.
В первом разделе работы были рассмотрены труды и разные методики ученых - авторов в области анализа основных средств, однако для Новосибирского филиала АО «ПГК» были использованы методики Шеремета А.Д., Савицкой Г.В., Когденко В.Г., Витченко М.Н.
При анализе технико-экономических показателей деятельности Новосибирского филиала АО «ПГК» за период 2013-2014 гг. было выявлено, что в целом организация является прибыльной, однако в рассматриваемом периоде наблюдалась отрицательная динамика показателей финансового результата (уменьшение чистой прибыли на 40 проц.). Основная причина - общее снижение объема железнодорожных перевозок в 2014 году на 3 проц.
В результате проведенного анализа состава и структуры основных средств филиала АО «ПГК» наблюдалась положительная тенденция в их изменении: повышение удельного веса активной части на 2 проц., что способствует увеличению производственной мощности филиала.
Анализ движения основных средств показал незначительное увеличение величины основных средств на 2,8 проц. Это связано с тем, что наибольший удельный вес в общей структуре занимают здания (52 проц.), т.е. пассивный актив с длительным сроком службы и обновления. Рассчитанные коэффициенты обновления (5,27 проц.) и выбытия (2,62 проц.) отражают двойное превышение поступления основных средств над их выбытием, что означает постепенное внедрение новых технологий, однако в целом величина обновления основных средств небольшая.
В процессе анализа технического состояния основных средств были рассчитаны коэффициенты износа (9 проц.) и годности (91 проц.), показавшие низкий уровень износа и высокий уровень годности. Это объясняется тем, что в составе основных средств преобладают здания, которые изнашиваются очень медленно. Кроме того, расчеты показали, что филиалу необходимо чаще обновлять машины и оборудование, и прочие транспортные средства, так как уровень технологий по этим объектам влияет на конкурентоспособность продукции.
Анализ эффективности использования основных средств показал, что в целом она снизилась на 13 проц. Основная причина – снижение рентабельности основных средств на 39 проц. вследствие уменьшения чистой прибыли на 40 проц. Тем не менее, фондоотдача увеличилась на 2 проц., но оказала малое влияние на общую эффективность. Более того, расчеты показали, что активная часть основных средств используются недостаточно эффективно, так как наблюдается отрицательная динамика соответствующих показателей. Филиалу следует обратить внимание на это, ведь от активной части основных средств зависит конкурентоспособность продукции, а значит, финансовые результаты компании.
В заключении работы были предложены рекомендации, направленные на повышение эффективности использования основных средств в Новосибирском филиале АО «ПГК».
1. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Ред. от 24.12.2010 г.
2. Архарова З.П. Методика экономического анализа деятельности предприятий западных стран: монография / З.П. Архарова. – М.:МЭСИ, 2014. – 162 с.
3. Витченко М.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: учебник / М.Н. Витченко – М.: Маршрут, 2003. – 240 с.
4. Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 360 с.
5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учеб пособие / Л.В. Донцова – 2-е изд. – М.: «Дело и сервис», 2004. – 336 с.
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.
7. Когденко В.Г. Методика экономического анализа: учеб. пособие / В.Г. Когденко; - М.: Моск. городск. ун-т управл. Правительства Москвы, 2005. – 274 с.
8. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г.В. Савицкая; – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с. - (Высшее образование).
9. Соловьева Н.А. Анализ основных средств и эффективности их использования [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Соловьева, Е.А. Медведьева; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2006. – 54 с.
10. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с. – (Высшее образование).
11. Бульдова А.В. Эффективность использования основных средств как элемент повышения результата работы транспортной организации [Текст] / А.В. Бульдова // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы I Международной заочной научно-практической конференции. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2015.
12. Дагаева А. Щедрый перевозчик / А.Дагаева // Ведомости. – 2011. – №108 (2874).
13. Столяров Г. Железная дорога — это барометр экономики / Г. Столяров. // Ведомости. – 2009. – № 41 (2311).
14. Годовой отчет АО «ПГК» за 2013 г. [Электронный ресурс]: официальный сайт компании ОАО «ПГК». – Режим доступа: http://pgkweb.ru/. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.03.2015).
15. Долженко Е.Г. Логика успеха [Электронный ресурс] // «Континент Сибирь» – Электрон. текстовые дан. – Новосибирск. – Июль 2012 г. – №24 Режим доступа: http://www.ksonline.ru/nomer/ks/-/jid/590/cat_id/3/id/26199.
16. История ОАО «ПГК» [Электронный ресурс]: официальный сайт компании ОАО «ПГК». – Режим доступа: http://www.pgkweb.ru.
17. Пресс-центр [Электронный ресурс]: официальный сайт компании ОАО «ПГК». – Режим доступа: http://www.pgkweb.ru.
18. Российские железные дороги [Электронный ресурс]: официальный сайт ОАО «РЖД». – Режим доступа: http://www.rzd.ru.
19. Устав ОАО «ПГК», последняя редакция от 30.01.2015 г. [Электронный ресурс]: официальный сайт компании ОАО «ПГК». – Режим доступа: http://www.pgkweb.ru.
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт Росстата. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.