Введение 3
1. Теоретико-методологические основы электронного банкинга 8
1.1. Электронный банкинг в системе трансформации отношений
«клиент-банк» 8
1.2. Классификация систем электронного банкинга 14
1.3. ^временный рынок электронных банковских услуг и его
особенности 19
2. Анализ систем электронных банковских услуг на примере
отечественных и зарубежных рынков 26
2.3. Риски систем электронных банковских услуг 40
3. Развитие электронного банкинга в условиях усиления
интеграционных процессов 47
3.1. Проблемы и противоречия на современном рынке электронных
банковских услуг 47
3. Развитие электронного банкинга в условиях усиления интеграционных процессов 54
3.1. Проблемы и противоречия на современном рынке электронных
банковских услуг 54
3.2. Организационно-экономические основы внедрения электронных
банковских услуг в России 60
3.3 Оценка перспектив развития электронного банкинга с применением инструментов экономико-математического моделирования 68
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение
В наши дни услугами банковской системы пользуется каждый человек.
Кредитно-финансовая системы каждой страны непременно включает в себя банки и различные элементы банковской системы. Банки и кредитные организации предназначены для того, чтобы аккумулировать и предоставлять денежные средства.
На сегодняшний день банк является наиболее востребованной организацией, которая предоставляет множество различных услуг: открытие и ведение расчетных счетов, расчетное обслуживание с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету («Клиент-Банк»); кассовое обслуживание; привлечение депозитов; предоставление кредитов (единовременные кредиты, кредитные линии, овердрафт); предоставление банковских гарантий; операции с собственными векселями Банка; операции в иностранной валюте; предоставление в аренду депозитных сейфов. [1]
В настоящее время большую популярность имеют услуги дистанционного банковского обслуживания с использованием интернет-технологий, кроме того для осуществления банковских операций над счетом широко используются пластиковые карты, с их помощью можно легко снять деньги со своего счета, оплатить различные услуги, покупки в магазинах и прочее.
Уровень обслуживания банковской системы, которым сейчас мы имеем возможность пользоваться был достигнут благодаря преодоления банковской системой долгого пути эволюции и различных преобразований.
Однако структура коммерческих банков в стране не меняется. До настоящего времени характерными для банковской системы нашей страны остаются те же тенденции:
1. В большинстве преобладают средние и мелкие банки.
2. Банки по форме собственности разделяются на акционерные,
паевые и смешанные.
3. Количество представительств и филиалов продолжает увеличиваться, на территории России и за рубежом.
4. На территории Российской Федерации преобладают банки универсальные, не развиты банки специализированного направления.
5. Банковская система основной своей целью ставит кредитование экономики в лице следующих экономических агентов - государства, предпринимателей и населения. В этом направлении отечествнная банковская система значительно отстает от западной. Кредитованием населения занимается в основном Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков.
6. Большую часть в структуре пассивных операций занимают рублевые вклады юридических лиц и населения.
Банковская система РФ постоянно совершенствуется и преобразуется в развитую систему, как внешне, так и по сути операций, которые проводятся внутри нее.[3, с. 226]
Система дистанционного банковского обслуживания позволяет удаленно управлять банковским счетом. Что может быть реализовано без использования средств вычислительной техники. Клиент осуществляет управление счетом с помощью телефонного звонка в банк. При обращении в банк по телефону клиент представляется и говорит, к примеру, что хотел бы перевести на счет магазина, в котором он заказал себе телевизор, определенную сумму со своего счета. Принимать и обрабатывать этот звонок может как оператор, так и голосовая система, управляемая клавишами телефона.
Данная услуга впервые был использована в 1983 году. Система HоmеLink был разработана Банком Шотландии совместно с телефонной компанией British Те1есот, а недрена строительным сообществом №1ш§Ьат Building Боще1у. C 1994 года данные услуги стали набирать большую популярность. В какой-то момент 35% всех банковских транзакций по частным вкладам в США стало приходиться на автоматизированные системы ответа на телефонные запросы.
Очевидно, что аналогичная система вполне могла бы быть реализована с посредством модема и персонального компьютера. Пользователь имеет возможность проводить банковские операции в любое удобное время дня и ночи, без выходных и праздных дней. Приведем пример операций, которые можно осуществить с помощью дистанционного банковского обслуживания:
• Информация о состоянии счета;
• Возможность изучения различных регламентов, инструкций, правил;
• Получение информации о движении денежных средств за определенный промежуток времени и заказа чековой книжки;
• Проведение манипуляций с ценными бумагами.
Электронный банкинг является разновидностью дистанционного банковского обслуживания и на данный момент является достаточно прогрессивным направлением развития банковского дела, и вызывает особый интерес. Кроме того, данная сектор рынка электронной коммерции очень активно и динамично развивается.
Интерес к развитию электронного банкинга связан, в первую очередь, с вопросами стратегического развития. Мировая практика демонтирует нам, что инвестиции, вложенные подобные проекты, позволяют получать прибыль не сразу, а спустя какое-то количество времени, времени, которое необходимо для адаптации системы к определенным условиям и для обучения персонала.
Вложение средств в сетевое, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение, и создание базы для перехода к новым системам сулит банкам снижение стоимости услуг, снижению времени прохождения платежей через банковскую систему и уменьшению трудоемкости работы внутри банка.
Немаловажной является и возможность уменьшение вероятности ошибки при обработке банковских данных и соблюдение принципов секретности. Качество выполнения указанной работы обычно формирует репутацию банка и его положение на рынке. Электронный банк имеет возможность обслуживать клиента, который находится в любой точке мира.
Очевидно, что компьютерно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на различные стороны жизнедеятельности человека - экономику, бизнес, образование, политику. Немалые изменения происходят и в банковском cекторе, прежде вcего, за cчет внедрения инновационной услуги интернет-банкинга.
Говоря о перспективности и развитии данного сервиса, необходимо объяснить подчеркнуть его достоинства c точки зрения пользователей: снижение издержек, удобство, скорость, мобильное управление своим капиталом - имея удаленный доступ к истории совершенных операций, становится возможным проанализировать свои расходы и возможно каким-то образом изменить свои потребительские привычки.
Для банка же предоставление услуг интернет-банкинга сулит следующие возможные выгоды: оперативный отклик на рыночные изменения , увеличение прибыли.
Таким образом, основным преимуществом интернет банка, как для банков, так и для клиентов можно назвать снижение транзакционных издержек. Финансовые издержки же снижаются не напрямую, а благодаря появляющейся возможности экономить, например, на персонале или офисных помещениях.
В процессе написания данной магистерской диссертации были достигнуты следующие цели:
S раскрыта сущность понятия «интернет-банкинг» и его место в системе банковского обслуживания;
S выявлены основные факторы, влияющие на необходимость создания и развития интернет-банкинга;
S осуществлен анализ нормативно-правовой базы банковских услуг через Интернет;
S проанализировано состояние рынка услуг интернет-банкинга;
S выявлены основные проблемы дистанционного банковского
обслуживания, основанного на услуге интернет-банкинг и предложены методы их решения.
S исследованы возможности развития электронного банкинга в условиях усиления интеграционных процессов;
S оценены перспективы развития электронного банкинга с
применением инструментов экономико-математического моделирования и спрогнозирован рост объема платежей, проведенных через электронный банкинг в 2018 и 2019 годах;
S предложены новые сервисы для внедрения в системы
электронного банкинга.
В заключение хочется отметить, что интернет-банкинг как разновидность дистанционного банковского обслуживания представляет наиболее прогрессивное направление развития банковского дела, и потому вызывает особый интерес. Он является одним из наиболее динамично и бурно развивающихся секторов рынка электронной коммерции. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям.
Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки стремятся к удешевлению услуг, ускорению прохождения платежей через банковскую систему и снижению трудоемкости банковской работы.
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 26.07.2017) "О банках и банковской деятельности" // Консультант плюс.
2. Федеральный закон от 27.06.2011 № 395-1 (ред. от 18.07.2017) «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ с 01.01.2014// Консультант плюс.
3. Меркулова И.В., Лукьянова А. Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2016 / И.В. Меркулова, - М.: КНОРУС, 2016. - 347 с.
4. Ьее M.-C. Балоге inf^ncing Ше аборАод оf Мете! ЬапИ^: Ап М^гаАоп оf ТАМ апб ТРВ with регсеАеб risk апб реrcеivеd Ьепейк Е1ес!гоп. Соттег. Rеs. АРР1. № 3, 2013.
5. Sа1еhi M., А1iроиг M. Е-bаnking in еmегging еcоnоmy: еmрiгicа1 еvidеncе оf Кап, 26 (3), 2014.
6. Дяченко О. C. Электронные платежные тотемы в авангарде рынка/АБанковтое обозрение. №8. 2016. - с. 83-92.
7. Руководство пользователя Система «ДБО BS-СНеП» ООО «БСС», 2012 - 540 с.
8. Королев В.А. Проблемы развития интернет-банкинга в регионах Ротишкой Федерации// Финалы и кредит, №4, 2016. - с. 112-118.
9. Лямин Л. В.,. Пухов А. В. .Дистанционное банковское обслуживание. — М.: КНОРУС, 2014. - 328 с.
10. Голубцов В., Федоренко М. Сервисно-ресурсная модель. От теории к практике// Альманах ITSM № 2, 2012. - 78 с.
11. ^временные банковтие тотемы: учебное потбие. / под ред. Куракова Л.П., Тимирятва В.Г., Куракова В.Л., 3-е изд. - М.: Гелио^ 2013, 320 с.;
12. Электронная коммерция: Электронные платежные системы, создание электронных коммерчетих тотем, экономичетая эффективность: учебник для вузов / Под ред. Царева В.В., Кантаровича А.А. - СПб.: Питер, 2013, 336 с.;
13. Алексахин А. Настоящее и будущее мобильного банкинга. // 2015. [Электронный реурс] - URL: httр://bаnkiг■гu/рublikаcii/20070302/nаstоvаschее- i-bydyschее-mоbilnоgо-bаnkingа-1373906/ ;
14. Банковские операции: учебное пособие / Под ред. Виноградовой Т. Н. - РнД: Феникс, 2014г, 384 с.
15. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Роганова С.Ю. ИНТЕРНЕТБАНКИНГ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ СТАГНАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 11-2, 2016 - с. 285-289;
16. Краткий отчет ежегодного исследования эффективности российских сервисов интернет-банкинга для частных лиц Аналитического агентства Магк^еЬЬ Rаnk & Rероrt, 2017. // [Электронный реурс] - URL: httр://mаrkswеbb.ru/е-finаncе/intеmеt-bаnking-rаnk-2017/
17. Шестак О. Н., Левченко Л. П. Розничный бизнес банка. - М.: КНОРУС 2014г. - 190 с.
18. Стойкин П. Банковские технологи , 2012. // [Электронный реурс] - URL: httр://www.bssys.cоm/аbоut/рrеss-cеntеr/аrtidеs/tеndеntsii-i-реrsреktivy- rаzvitiyа-dbо/
19. Шулепова Е. Интернет-банкинг: банк, который всегда с собой, 2016. // [Электронный реурс] - URL: httр://www.businеssрuls.ru/аrchivеs/9085
20. Генкин А. С. Риски электронных платежей: проявления, динамика, способы минимизации. // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, №3, 2012 с. 8-12.
21. Камаха А.А. Управление рисками в сфере электронных банковских
услуг // Современные научные исследования и инновации, 2014. //
[Электронный реурс] - URL: httр://wеb■snаukа■гu/issuеs/2014/11/41526.
22. Ашмарина Е. М., Гизатуллин Ф.К., Ручкина Г.Ф. Банковское право/ Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2016. 235с.
23. Савельев Д. Б. Гражданско-правовые аспекты распределения рисков в интернет-банкинге // Банковское право №3, 2016. - с. 31 - 36.
24. Батуев М. Две ипостаси токенов // Банковское обозрение, №12, 2016. - с. 24-28.
25. Новиков А. Трансформация «digitаl»-cтратегии // Банковское обозрение, № 5, 2016.- с. 66-68.
26. Назаренко В. А., Бочкова Е. В. Основные проблемы и пути совершенствования интернет-банкинга в России // Молодой ученый, №8, 2015. - с. 587-590.
27. Статистика атак на онлайн-счета. Лаборатория Касперского. 2017 // [Электронный реурс] - URL: httр://www.kаsреrsky.ru/intеmеt-sеcurity-cеntеr.