Введение 3
Глава I. Романтизм как литературное направление
1.1. Типология романтизма 7
1.2. Специфика романтизма В.А. Жуковского 16
1.3. Баллада В.А. Жуковского «Эолова арфа» в контексте русского
романтизма 20
Глава II. Методические аспекты изучения романтизма В школе
2.1. Трудности изучения романтизма в школе 28
2.2. Разработка плана-конспекта урока по изучению баллады В. А.
Жуковского «Эолова арфа» 32
Заключение 38
Библиография 39
Приложение
Современная школа прочно стоит на позиции развития у учеников компетенций - междисциплинарных знаний, позволяющих сделать опыт изучения школьных наук оперативным и динамично изменяющимся. На особом месте находится литература как вид словесного искусства.
Формирование общей культурно-нравственной составляющей достигается расширением литературного формата знаний, внедрением в практику работы школы произведений мирового значения с историческими и иными сюжетами. Работа над произведениями, написанными в контексте русского романтизма в старших классах общеобразовательной школы, представляет большую ценность и определенную трудность для учащихся и учителя. Знания особенностей направления романтизма необходимо учащимся, поскольку без теоретического обоснования они не смогут в полной мере понять художественно - историческую концепцию писателя и его времени.
Романтизм - особое направление в литературе, окутанное притягательностью и тайной. В нем звучат нотки мечтательности и несбыточности, слышатся нечто манящее и желанное. Писатели и поэты романтики пытаются уйти от будничности, от серой действительности, от несправедливости и зла, они создают свой мир, необычный и красочный, полный приключений, мир, в котором встречаются сильные люди, где чаще всего торжествует справедливость.
У романтического героя есть ощущение ценности и независимости человеческой личности, ее внутренней свободы. Романтический герой внутренне свободен, независим от чужих мнений, он способен выразить свое несогласие со скучной и однообразной жизнью.
Творчество В.А. Жуковского вызывает интерес у многих исследователей-литературоведов. Особенно интересна его баллада «Эолова арфа» написанная в контексте русского романтизма, где поэт наиболее полно
выразил переполняющие его чувства.
«Эолова арфа» - одно из значительных произведений В.А. Жуковского, написанное в духе романтизма. Методика работы над произведением отличается своеобразием, при этом оно не столь широко освещаются в педагогических изданиях.
Противоречие между потребностями школы и недостаточностью изучения вопроса преподавания романтизма обусловливает актуальность выбранной темы.
Объектом дипломного исследования является учебный процесс по литературе, классно-урочная система занятий по изучению романтизма.
Предметом исследования - методические подходы к преподаванию баллады В.А. Жуковского «Эолова арфа» в контексте русского романтизма.
Цель работы - расширить представление учащихся о творчестве В. А. Жуковского путем знакомства с романтическим произведением - балладой «Эолова арфа».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть толкование понятия «романтизм»;
- проанализировать балладу В.А. Жуковского «Эолова арфа»;
- изучить сложности, возникающие при изучении романтизма;
- разработать урок по изучению романтической баллады В.А. Жуковского «Эолова арфа».
В ходе теоретического исследования и экспериментально-практической работы была выдвинута следующая гипотеза: формирование представлений учащихся школ об особенностях романтической поэтики В.А. Жуковского и о своеобразии его баллады «Эолова арфа» будет эффективным, если:
- рассматривать балладу В.А. Жуковского в контексте русской романтической поэзии;
- обращаться к балладе В.А. Жуковского «Эолова арфа» в ходе обобщения знаний о русской романтической поэзии;
- использовать методы и приемы работы, которые максимально содействуют раскрытию романтической природы баллады В.А. Жуковского «Эолова арфа».
Степень изученности темы. В процессе работы мы изучили работы, в которых речь идет о романтизме как литературном направлении: «Европейский романтизм» И. Неупокоевой, «Русская литература XIX в. Эпоха романтизма» Ю. Манна, «Русский романтизм» РВ. Иезуитовой, «Методологические особенности изучения романтизма» В.В. Липича, «История русской литературы Х1Х века» Аношкиной В.Н. и т.д.
Кроме того были изучены исследования, посвященные творчеству В.А. Жуковского: «Жизнь и поэзия Жуковского» И.М. Семенко, «Жуковский и его время» РВ. Иезуитовой, «Поэзия В.А. Жуковского» Касаткиной В. Н., , «Поэтическая историософия В.А. Жуковского» И. Виницкого и др.
Мы изучили учебники литературы 10 класса, те их элементы, которые связаны с романтизмом и творчеством В.А. Жуковского. Нами были проанализированы учебники следующих авторов: В.И. Сахаров и С.А. Зинин, Ю. В. Лебедева, В. И. Коровина.
Эмпирическая база. Была проанализирована баллада В.А. Жуковского «Эолова арфа».
Научно-практическая значимость состоит в возможности внедрения в урочную систему занятий практических приемов анализа и синтеза материала по изучению романтизма.
Методологическая база данного исследования: анализ имеющейся литературы по данной проблеме, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, отмечаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, формулируются цель работы и ее задачи, указываются объект и предмет исследования, называются источники и методы исследования
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понятия «романтизм» как литературного направления. Специфика романтизма В.А. Жуковского. А также рассмотрена баллада В.А. Жуковского «Эолова арфа» в контексте русского романтизма.
Вторая глава непосредственно посвящена методическим аспектам изучения романтизма. Изучены трудности, возникающие при изучении романтических произведений в школьной практике. Разработан конспект урока по произведению В.А. Жуковского «Эолова арфа».
В конце каждой главы представлены выводы. В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования. К работе прилагается список использованной литературы, включающий тридцать наименований. В список включены художественные тексты, которые привлекались в процессе проведения исследования к анализу, а также научная и справочная литература по затронутым в работе проблемам.
В процессе дипломного исследования нами было рассмотрено понятие романтизм. Термин «романтизм» появился в конце XVIII века. В начале XIX века во Франции и ряде других стран романтизм становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму.
Романтиков интересовали, прежде всего, истоки рождения мощных характеров на родной почве. Интерес к истории своего народа, к национальным традициям отразился в сюжетах баллад В.А. Жуковского. «Эолова арфа» написана в духе романтизма, в ее основе лежит сюжет на средневековую тематику. В этом произведении ярко проявляются разнообразные черты романтизма как литературного направления.
Стоит заметить, что романтизм очень разнообразен, он вмещает в себя так много, что провоцирует на прямо противоположные интерпретации. Это прослеживается и в учебниках литературы. Таким образом, очень сложно подобрать для школьников одну наиболее полную и сбалансированную программу. Учителю необходимо постоянно дополнять свой лекционный материал, чтобы сформировать у учащихся полное представление о романтизме.
Методика преподавания романтизма - объект постоянных споров. В практике преподавания романтизма сделано много попыток определить его своеобразие по какому-то одному принципиально важному качеству, однако так и нет общепринятой точки зрения по этому вопросу.
На основе полученных в процессе анализа данных нами был разработан конспект урока для 10 класса «Черты романтизма в балладе В.А. Жуковского «Эолова арфа»» с целью расширения представлений старшеклассников о романтизме. Цели урока были достигнуты на 75%, об успешности проведения свидетельствует статистика выполнения домашнего задания, так как именно на уроке создаются условия для успешной самостоятельной работы.
1. Жуковский А.В. Баллады. Поэмы. — М.: Искательпресс, 2014. —64с.
2. Жуковский А.В. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. — М.:
Государственное издательство художественной литературы, 1959 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: ЬИр;//гуЬ.ги/19уек/7ЬикоУ8ку/1ос.Ь1ш (дата обращения:
05.02.2017)
II Литература:
3. История русской литературы Х1Х века: 1800-1831: учеб.
Пособие//Под ред. Аношкиной В.Н. , Громовой Л.Д. — М.,2001. — 256 с.
4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в тринадцати томах т. Т 4. — М., 1953-1959. — 675 с.
5. Виницкий И. Ю. Поэтическая историософия В.А. Жуковского: диссертация доктора филологических наук . —М., 2005. — 446 c.
6. Дмитриев А.С. Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк.,1990. — 367 с.
7. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX века. 10 класс, I полугодие — 4ое изд. перераб. и доп. — М: Вако, 2016. — 464 с.
8. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. — Л., 1989. — 297 с.
9. Иезуитова Р.В. Русский романтизм. — Л., 1978. —290 с.
10. Канунова Ф.З., Айзикова И.А., Никонова Н Е. Эстетика и поэтика переводов В.А. Жуковского 1820-1840-хх гг.: проблемы диалога, нарратива и мифопоэтики. — Томск: Том. ун-та, 2009. — 415 с.
11. Касаткина В. Н. Поэзия В.А. Жуковского: В помощь преподавателям,
старшеклассникам и абитуриентам. — М.: МГУ, 1998. — 111 с.
12. Коровин В. И. Литература. 10 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни в 2 ч. Ч.1.—М.: Просвещение, 2012. — 414 с.
13. Коровин В.Л. Жуковский Василий Андреевич. Православная энциклопедия. Том XIX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — 379-384 с.
14. Лебедев Н. В. Литература. 10 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни в 2 ч.Ч.1— М.: Просвещение, 2012. —365 с.
15. Лермонтов М. Ю. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. — Л., 1979. —582 с.
16. Липич В.В. Методологические особенности изучения романтизма,
2008[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www■iurnаl■оrg/аrticles/2008/fill30■html (дата обращения: 27.11.2016)
17. Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект-Пресс, 2001. —447 с.
18. Маймин Е.А. О русском романтизме. — М., 1975. —240с.
19. Михайлов А.В. Диалектика литературной эпохи. Переход от романтизма к реализму в литературах Европы. — М.: АДД, 1989. — 112 с.
20. Неупокоева И. Европейский романтизм — М.: Наука, 1973. —504 с.
21. Никонова Н.Е. В.А. Жуковский и немецкий мир. — Томск,
2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
ЬИр://сЬе1оуекпаика.сош/у-а-7Ьикоувк1у-1-пеше18к1у-ш1г (дата
обращения: 20.01.2017)
22. Ракова М. Русское искусство первой половины XIX века. — Л., 1975. — 240 с.
23. Реморова Н.Б. Жуковский и немецкие просветители / под ред. Кануновой Ф.З. — Томск: Том. ун-та, 1989. — 285 с.
24. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков. — М., 2003. — 52 с.
25. В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. — М.: Русское слово,
2012. — 336 с.
26. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. — М., Хдож. лит., 1975.
— 256 с.
27. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. — М.: Худож. лит., 1970.
— 295 с.
28. Тютчев Ф. И. «Silentium!», 1829 [Электронный ресурс]. —Режим
доступа: http://pishi-stihi.ru/silentium-tyutchev.html (дата обращения:
5.02.2017)
29. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского.— Томск: Томск. ун-та, 1985. — 286 с.
30. Шаталов С.Е. В.А. Жуковский: Жизнь и творческий путь. - М., 1983.
— 64с.