Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЭФФЕКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Работа №36364

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
560
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экстремальных ситуаций и процесса формирования готовности старшеклассников к действиям в экстремальных
ситуациях 8
1.1 Понятие и виды экстремальных ситуаций 8
1.2 Поведение людей в экстремальных условиях 20
1.3 Психолого-педагогические основы формирования готовности старших
школьников к действиям в экстремальных ситуациях 27
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Организация исследовательской работы 40
2.1 Методика изучения формирования готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях 40
2.2 Разработка программы по формированию готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях 46
2.3 Анализ результатов исходного уровня готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуацияхв контрольной и экспериментальной группе 55
2.4 Результаты исследовательской работы по формированию готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях 58
Выводы по главе 2 63
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения 1. Тест «Определяющий готовность к выживанию в экстремальной ситуации» 75

Данная работа посвящена изучению формирования готовности старшеклассников к эффективным действиям в экстремальных ситуациях.
Актуальность темы исследования. Безопасность жизни и
жизнедеятельности является необходимой потребностью человека. В общеобразовательных программах Российской Федерации есть разделы, которые касаются здоровья и безопасности, основными задачами которых являются подготовка к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
В современных условиях жизнедеятельности возникновение различных экстремальных ситуаций стало частым явлением. К таким ситуациям можно отнести преступления, терроризм, вооруженные конфликты, катастрофы экологического характера, аварии возникающие на производстве и транспортные аварии. Все это окружает человека и делает жизнь чрезвычайно опасной. В таких сложившихся условиях рост культуры безопасного поведения подрастающего поколения становится передовой задачей государства. В связи с этим большая ответственность возлагается учителям и руководителям школ не только за обеспечение получения качественных знаний учащимися, но и за развитие практических умений и навыков поведения при возникновении экстремальных ситуаций. Развитие у старшеклассников двигательных умений и навыков, богатого практического опыта решения задач при экстремальных ситуациях позволит сформировать у выпускников школ готовность к действиям внезапно возникающим потенциально опасным ситуациям.
Исходя из вышесказанного следует, что актуальным с современном мире является развитие прикладных умений и навыков поведения, формирование психологической устойчивости. Они являются основой для формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях, а так же для обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих. Возраст старшеклассников является наиболее подходящим для подготовки учащихся к возникающим экстремальным обстоятельствам. Неадекватные действия при складывающихся обстоятельствах, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизнедеятельности стало недопустимым. Все это приводит к тому что необходимо разработать методы, приемы, технологии которые будут направлены на развитие и совершенствование умений и навыков, психологической сферы как основного компонента при формировании готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Объект исследования - процесс формирования готовности старшеклассников к эффективным действиям в экстремальных ситуациях.
Предмет исследования - особенности и условия формирования готовности старшеклассников к эффективным действиям в экстремальных ситуациях.
Гипотеза исследования - формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях у старшеклассников будет осуществляться качественно, если формирование мировоззренческих взглядов школьников будет сочетаться с накоплением практического опыта и самопознания обучения, а программа формирования готовности к экстремальным ситуациям будет построена на основе принципов системности, креативности, эмоционального стимулирования обучающихся. Становление позитивной самооценки у старшеклассников является необходимостью собственной безопасности в условиях внезапной экстремальных ситуаций.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации факультативного курса по формированию готовности старшеклассников к эффективным действиям в экстремальных ситуациях.
Задачи работы в соответствии с целью:
1. Изучить сущность экстремальных ситуаций, их виды, выявить особенностей поведения людей при их возникновении.
2. Проанализировать психологические и педагогические основы подготовки старшеклассников по формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях
3. Разработать программу факультативного курса по формированию готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях. Провести анализ результатов работы по изучению формирования готовности к действиям в условиях опасности у старшеклассников.
База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново Савиновского района г. Казани. В исследовании принимали участие учащиеся 10 классов в составе 40 учеников. Организованы две группы школьников по 20 человек, контрольный класс и экспериментальный класс.
Методологическая основа исследования базировалась на труды отечественных и зарубежных авторов, на их теории, концепции, раскрывающие проблемы формировании готовности у обучающихся к действиям в случае экстремальных ситуаций.
Теоретическую базу исследования изучаемой проблемы раскрывают труды таких ученых, как Абаскаловой Н.П., Андреева В.В., Андросюка В.Г.. Антюхина Э.А., Бехтерева В. М., Бордовской Н.В., Великорецкого А.Н., Воловича В.Г., Колесникова Л.Ф., Мошкина В.М., Назаретяна А.П., Хромова Н.И. и многих других.
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыты характеристика, содержание и особенности готовности старшего школьника к экстремальным ситуациям. Обоснована технология формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях у старшеклассников в процессе учебно-урочных и внеурочных занятий в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. Разработаны современные требования, критерии, уровни формирования готовности к действиям в экстремальных условиях применительно к старшему школьному возрасту.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке дидактической модели факультатива по подготовке старшеклассников к потенциально опасным экстремальным ситуациям. Факультатив позволит значительно повысить уровень подготовки старшеклассников к действиям в экстремальных обстоятельствах, к овладению навыками обеспечения личностной безопасности.
Практическая значимость состоит в том, что для работы со старшеклассниками разработана программа факультативного курса по подготовке к действиям в экстремальных ситуациях. Данная программа может использоваться педагогами как дополнительный курс подготовки.
В исследовательской работе были использованы теоретические материалы отечественных и зарубежных ученых, подобрана методика исследования, проведен анализ и обобщение педагогической, психологической, специальной и методической литературы, нормативной документации, опыт российских учителей по ОБЖ и работников в области ЧС, а также эмпирические методы исследования: педагогическое
наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, диагностика, педагогический эксперимент.
Для обработки данных использовались методы математической статистики, адаптированные к задачам исследования.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Формирование готовности старшеклассников к эффективным действиям в экстремальных ситуациях / Галиуллин З.З., Билалова Г.А. // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием. В 3 т. (26 апреля 2019 года). - Казань: Поволжская ГАФКСиТ,
2019. - том 1 - с. 37-39.
- Формирование готовности школьников к эффективным действиям в
условиях чрезвычайных ситуаций / Галиуллин З.З., Билалова Г.А // Чтения памяти профессора Анатолия Андреевича Попова: сборник научных материалов / отв. ред.: Т.В. Андреева, В.В. Кузнецов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - Вып.9. - с.84-89.
Структура и объем магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 62 источников, в том числе 1 электронного ресурса. Объем работы составляет 81 страниц, содержание исследования иллюстрировано 6 рисунками, 4 таблицами. В работе представлено 2 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Готовность учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях зависит от совокупности специальных знаний, умений и навыков, мотивационных и психологических качеств самих обучающихся, которые направляют эффективно противодействовать к внезапно возникающим экстремальным ситуациям в процессе жизнедеятельности человека.
В процессе провидения исследовательской работы были изучены основные понятия и виды экстремальных ситуаций, рассмотрены поведения людей в экстремальных условиях.
Проведен анализ психологических и педагогических основ формирования готовности старших школьников к действиям в экстремальных ситуациях.
Использование факультативного курса по специально разработанной программе в процессе учебной деятельности дало положительный результат и доказал эффективность подготовки старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях.
Программа факультативного курса по формированию эффективных действий учащихся старших классов в экстремальных ситуациях включает структуру занятия, педагогические условия, психологические подходы.
Для достижения оптимального уровня готовности учащихся старших классов к экстремальным ситуациям по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», на занятиях имитируются различные опасные ситуации и порядок действий в чрезвычайно опасных ситуациях.
Основное внимание уделялось понятию и осознанию обучающимися чрезвычайных и экстремальных ситуаций.
По определению, который приводится в «законе о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [28].
По книге Шойгу Ю.С. «Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных» под экстремальной ситуацией понимается внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию [58].
Характеристика содержания образования, выявляющих и определяющих подготовку старших школьников эффективным действиям в экстремальных ситуациях позволили определить комплекс современных требований. Требования касаются знаний, умений и навыков значения безопасности личности в различных условиях жизнедеятельности, о возможности распространения и возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальных ЧС и военных конфликтов, заинтересованное отношение школьников к вопросам подготовки к разнообразным ситуациям, которые представляют собой угрозу для жизнедеятельности человека, к изучению курсов «Основы безопасности жизнедеятельности».
Основными критериями при формировании готовности
старшеклассников к эффективным действиям в экстремальных ситуациях являются:
- целостное, системное, субъективное представление о безопасности и адекватных действиях в экстремальных условиях;
- ответственное отношение к собственной безопасности;
- умение пользоваться приемами обеспечения личной безопасности в экстремальных ситуациях;
- объем теоретических знаний о возможных опасностях и правилах безопасного поведения в экстремальных условиях;
- знания о специфике поведения в чрезвычайных обстоятельствах;
- владение умениями осуществлять целесообразные действия для сохранения жизни в экстремальных ситуациях;
- положительная мотивация к участию в военно-спортивных, туристских мероприятиях проводимых в рамках программы школы, содержащих в себе элементы риска;
- положительная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях самого школьника;
- личностная активность в деятельности по самообразованию в вопросах поведения и обеспечения безопасности в экстремальных ситуациях.
Полученные результаты контрольного этапа исследования показали, что реализация специальной программы для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений «Основы безопасности
жизнедеятельности» существенно оптимизирует формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях. Предмет ОБЖ способствует обретению учащимися способности к самообучению целесообразному поведению в экстремальных ситуациях.
Проведенное тестирование показало, что в системе работы по формированию готовности старших школьников к экстремальным ситуациям, должны быть применены принципы социального и личностноориентированного воспитания, целостного формирования личности, единства обучения и воспитания. Достижения более высокого уровня готовности учащихся к ситуациям, содержащим в себе опасность, связано с усилением роли практики по умению распознать и оценить опасную ситуацию, прогнозировать возможные последствия при взаимодействии с ней, и грамотно действовать при их возникновении.
Безопасное поведение школьников - это функциональная система его взаимодействия с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.
Безопасное поведение предполагает:
- предвидение и прогнозирование опасности, осуществляющихся на основе знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах и признаках; умений распознать и оценить опасную ситуацию, прогнозировать возможные последствия при взаимодействии с ней;
- совокупность действий по предотвращению опасной ситуации, включающей умения наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, само регуляцию поведения с целью недопущения или устранения причин и предпосылок возникновения опасности, умения адекватного поведения в соответствии со степенью опасности (уклонение, избегание), навыки по применению способов защиты от опасности;
- опыт взаимодействия с опасной ситуацией, проявляющийся в принятии решения о выборе способа поведения, ответственности за свои действия, волевых усилиях в достижении поставленной цели, творческом подходе при нахождении выхода из опасной ситуации, осуществлении рефлексии своего поведения.
Таким образом, в исследовании подтвердилась гипотеза исследования. Проведенная нами исследовательская работа показала значимость внедрения дополнительного факультативного курса. Разработанная программа факультативного курса по формированию готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях, может быть использована в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, в практике работы преподавателей ОБЖ.
Следует отметить, что она не исчерпывает все многообразие вопросов, связанных с изучением проблем формирования готовности школьников к экстремальным условиям. Возможен поиск новых форм, средств, методов подготовки школьников к экстремальным ситуациям.


1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. - Учеб. Пособие. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,
2017. - 135 с.
2. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. - [Текст] Ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2015. - 464 с.
3. Андреев В.В. Поведение человека в чрезвычайных ситуациях. - учеб. Пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2014. - С. 53.
4. Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел. - Киев: 2014. - 325 с.
5. Антюхин Э.А. Концепция воспитания безопасности
жизнедеятельности. - Основы безопасности жизни. - 2017.- № 5. С. 34-37.
6. Баева И. А. Психология безопасности как основа анализа экстремальной ситуации / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.2013. № 145. С. 13.
7. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. [Текст]. - М.: 2013. - С. 88.
8. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: 2013. - 344 с.
9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения п. 3.1.6. ГОСТ 22.0.03-97.
10. Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов - М.: Высшая школа, 2016. - 448 с.
11. Берсенева Т.С. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». - М.: 2017. - С. 93-97.
12. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: 2013. - С. 59.
13. Безопасность жизнедеятельности: рабочая тетрадь / сост. Т. В. Дымова. - Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2013. - 76 с.
14. Бехтерев В. М. Объективная психология / Редкол А. В.
Брушлинский [и др.]; изд. подгот. В. А. Кольцова; отв. ред. тома Е. А. Будилова, Е. И. Степанова; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1991. - 475 с.
15. Боголюбов В.И. О тенденциях в развитии педагогической технологии. - Педагогика. - № 6. 2014. - С. 15.
16. Боголюбов Л.Н. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 класс: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2016. - 225 с.
17. Бодалев А. А. О человеке в экстремальной ситуации (эмоциональная и интеллектуальная составляющая отношения в выборе поведения). - Мир психологии. 2014. № 2. С. 128.
18. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Издательство «Питер», 2014. - 304 с.
19. Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и
свободное развитие // Педагогика. - 2001. - №7. - С. 3 - 7.
20. Вангородский С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: 2016. - С. 59.
21. Великорецкий А.Н. Первая помощь до прихода врача. - М.: Медицина, 2015. - 96 с.
22. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. - М.: Мысль, 2013. С. - 223.
23. Гайсумов А.С. Безопасность жизнедеятельности. / А.С. Гайсумов, М.Г. Паничев. - М.: 2016. - С. 47.
24. Галанин Ю.И. Новые горизонты в преподавании ОБЖ //Основы безопасности жизни. - 2015.- № 12. С. 45-46.
25. Гетманский В.А. Образовательные технологии ХХ1 века в обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности. - В.А. Гетманский / Основы безопасности жизнедеятельности. - 2015. - № 5. - С. 40-43.
26. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 352 с.
27. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - Минск: Изд-во Университетское, 2015. - 215 с.
28. Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / с изменениями на 15 февраля 2016 года.- 1 с.
29. Карьенов С.Р. Содержание и методика профессиональной подготовки студентов туристских вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2014. - 176 с.
30. Катастрофа // Гражданская защита. Энциклопедический словарь. -М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, 2015.
31. Колесников Л.Ф. Стратегия образования в интересах безопасности страны // Педагогика. - 2013.- № 5.- С. 3-7.
32. Кузнецов В.Н. Культура безопасности: Социологическое исследование. - М.: Наука, 2016. - 380 с.
33. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. - М.: Издво Эксмо,
2005. - С. 15.
34. Мошкин В. Ситуации реального риска // В. Мошкин Основы безопасности жизнедеятельности.- 2000.- № 3.- С. 21-23.
35. Мошкин В.М. Подготовка к опасным ситуациям / В.М. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2017 - №1. - С. 20-25.
36. Мошкин В.М. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. -
2016. - № 2.- С. 14-20.
37. Мошкин В.Д. Мировоззренческая и нравственная подготовка к безопасной жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2015. - № 9. - С. 11-15.
38. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения курс лекций. - М.: Академия, 2017. - 160 с.
39. Назарова Т. Шаповаленко В. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике // Педагогика.- 2005.- № 5.- С. 23-29
40. Назаров М.А. Геохимические свидетельства катастрофы // Природа. - 1986. № 1. С.18.
41. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. - 2008.- № 6.- С. 28-35
42. Николаева А.Н. Психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Г осударственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» . - 2016.
43. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт.-сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под ред. д.п.н., проф. Л.Я. Олиференко. - М.: Айрис- пресс, 2016 - 192 с.
44. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2014. - 736 с.
45. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2015. - 480 с.
46. Резанов И.А. Жизнь и космические катастрофы. - М.: Агар,
2003. - С. 9.
47. Решетников М.М. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой.
48. Сапронов В.В. Безопасность жизнедеятельности и будущее человечества // Основы безопасности жизни.- 2017.- № 1.- С. 4-8.
49. Сорокина Л. А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни / диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Тюмень, 2010. - 199 с.
50. Суворова Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» / Н.Г. Суворова, С.И. Володина. - М.: Сфера, 2013. - 223 с.
51. Сывороткин В.Л. Озоновый слой, дегазация Земли, рифтогенез и глобальные катастрофы // Общ. и регион, геология, геология морей и океанов, геол. Картирование. - М.: Геоинформарк, 1994. № 2, С. 36.
52. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.) - 694 с.
53. Тупикин Б.В. Примерное поурочное планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» ОБЖ в общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования // Основы безопасности жизнедеятельности. - № 12. - 2015. - С. 46.
54. ФЗ РФ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
55. Фролов В. Паника при катастрофе это катастрофа // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2001. - № 6. - С. 21 - 24
56. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс,
2016. - 288 с.
57. Шигаев А.В. Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях: автореферат диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / А.В. Шигаев. Чебоксары: 2014. - 123с.
58. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. - Под общей ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007 - 319 с.
59. Шувалов В.А. Организация учебного процесса при изучении основ безопасности жизнедеятельности в лицейской системе обучения / Инновационные проекты и программы в образовании. - №3. - 2016. - С. 16.
60. Шварева Е.В. Психологические особенности образа смерти у старших школьников с разным уровнем жизнестойкости: дис. к-та пед. Наук:
19.0. 07 / Шварева Е.В. - Екатеринбург: Ур. гос. пед. Ун-т, 2012. - 183 с.
61. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов/ Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; Под ред. Л.А. Муравья. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 208
62. Тест определяющий готовность к выживанию в экстремальной ситуации [Электронный ресурс], URL https:// http://slavs.org.ua/test-na- vizhivanie.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ