Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ И СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Работа №54370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
451
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСИЛИЯ И СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие «суицид» и «насилие» в научной литературе 7
1.2 Признаки суицидального риска (причины, предпосылки) 15
1.3 Особенности проявления насилия и суицидальных намерений у подростков 21
Выводы по главе 1 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация исследования. Описание методик 34
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 36
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы 58
Приложение

Понятие «насилие и «жестокость» входят в понятие агрессия. Насилие - это нарушение чужого поведения, а жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. К основным видам насилия относятся: физическое насилие, психологическое и сексуальное. К физическому насилию относят физические действия, направленные на подавление личности. К психологическому насилию относят поведение и высказывание, нарушающих психологический комфорт личности, запугивание, унижение, обман, вербальная агрессия. С исторической и культурной точек зрения физическое воздействие на детей или взаимодействие между ними до определенных границ (синяки, шишки, царапины) до сих пор может в зависимости от конкретной ситуации вызывать совершенно противоположное толкование - от неприятия до одобрения. С формальной стороны, права детей в современном толковании полностью исключают любое физическое воздействие. Все другие выявленные формы насилия представляют собой вербальное, психическое и структурное воздействие. В процессе наблюдений и изучения этого феномена в школе именно указанным формам стало придаваться наибольшее значение, поскольку «...оскорбления, унижения, передразнивания, презрение могут нанести более существенный ущерб, чем физическое воздействие» [37, с.374]. В науке разделяют эмоциональное и физическое школьное насилие. Определяют (психологическое) эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, которое направленно на ухудшение психологического благополучия жертвы. Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы[19,с.460].
Особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения подростков, которое может являться следствием насилия. Как известно, суицид занимает третье место в классификации причин смертности.
В России, частота суицидов за последние 6-7 лет составила 19 - 20 случаев на 100 тысяч подростков. Это выводит нашу страну на одно из первых мест по странам, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение. В свою очередь, нельзя отрицать, что среди совершивших парасуицид, достаточно много лиц, демонстрировавших серьезное желание умереть. По мнению А. Г. Амбрумовой (1978), степень желания смерти при истинных и манипулятивных попытках суицида различна, что отражается на условиях и способах суицидального действия. Таким образом, выбор способа суицида может служить показателем истинности намерения умереть. Это имеет как теоретическую, так и практическую значимость для разработки терапевтической тактики и мер вторичной профилактики. Суицидальное поведение понятие более широкое и, помимо суицида, включает в себя суицидальные попытки и проявления. В отечественной психиатрии определение суицидального поведения впервые было дано А. Г. Амбрумовой (1978), в котором наиболее полно отражен весь спектр его проявлений: «Суицидальное поведение является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние суицидальная попытка и завершенный суицид» [34].
Очень важно понять, что период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Важно знать, что подростковый суицид сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Существует термин «пубертатный период», период в котором психика подростка очень неустойчива, причем на всех уровнях: эмоций, интеллекта, чувств.
Неустойчивая самооценка, они постоянно сомневаются в своих способностях, знаниях, они часто подвержены сменам настроения, тревожны. Поэтому среди подростков часты попытки самоубийства, но лишь немногие достигают своей цели. Небольшое желание умереть - лишь цель для влияния на другого человека. Подростки кончают с собой, даже если основная их цель - контроль и манипулирование над другими людьми. Основными мотивами суицидального поведения подростков являются переживания и обиды, чувство вины, стыда, боязнь позора, чувство мести, злобы, желание привлечь к себе внимание, избежать неприятных последствий или уйти от трудной ситуации.
Новое новообразование «чувство взрослости» - момент перехода из детства во взрослую жизнь, а новых смыслов и ценностей взрослой жизни еще нет. Ведущая деятельность до сих пор является - общение со сверстниками. Сложный кризисный период характеризуется не только внутренними конфликтами, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром, попытка войти в новый мир и самостоятельно решать проблемы - не всегда в силах подростка. Попытки самоубийства - чаще всего рассматривается как крик о помощи.
Крик, который не был услышан вовремя. Это поступок, при помощи которого подросток пытается привлечь к себе внимание.
Почва для суицида - внушаемость подростков и их стремление подражать другим, даже тем, кто пытается покончить жизнь самоубийством.
Объект исследования: подростки 7 - 8 классов.
Предмет исследования: насилие и суицидальное поведение в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучить наличие насилия и склонность к суицидальному поведению у подростков.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что жестокое обращение определяет суицидальное поведение подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить существующую литературу по данной проблеме, дать общее представление о насилии и суицидальных намерениях подростков.
2. Выделить факторы, способствующие предпосылкам суицидального риска.
3. Рассмотреть специфические особенности суицидального поведения подростков.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь при разработке рекомендаций детям, подверженных насилию и в следствии этого имеющим предпосылки суицидального риска.
База исследования: СОШ № 9 г. Можги УР.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение насилия и суицидальных наклонностей было и остается областью, насыщенной полемикой. Дискуссии о насилии осложнены межличностным, политическим и научным подтекстом. Большинство научных дискуссий сводится к вопросу об источнике насилия и суицида в обществе и о том, является ли оно присущим человеческой природе или его причины изначально заложены в устройстве общества. Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями. Агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.
Подростковый период, период созревания, пубертат, всегда вызывал и вызывает интерес у исследователей. Бурное биологическое развитие и стремлением к самостоятельности у подростков вызывают трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Еще вчера послушный и спокойный ребенок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня — раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия. Школьные агрессоры — это чаще всего лица мужского пола. «Типичные агрессоры» ведут себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Они импульсивны, доминантны, менее чувствительны к боли и предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Кроме того, «агрессоров» отличает низкий порог фрустрации и недостаточный контроль в ситуации аффекта. Они физически сильнее своих одноклассников и других сверстников, прежде всего тех, кого они преследуют и выбирают в качестве «жертвы». Дети, завоевавшие себе сомнительную популярность «агрессора» в младших классах, теряют свой статус и становятся менее уважаемыми и влиятельными в старших классах, но не настолько нелюбимыми, как типичные жертвы. Большинство агрессоров — самоуверенные, сильные личности, с демонстративной, провокационной манерой поведения.
А между тем, у детей могут возникнуть очень серьезные переживания, с которыми он может оказаться не в состоянии справится в одиночку. Даже взрослые люди имеют потребность в сложных ситуациях или во время тяжелых потерь (смерть родных или друзей) «поплакать в жилетку»: поделиться своим горем с близкими, ощутить поддержку или получить совет. Что же говорить о подростке, который только начинает познавать жизнь во всех ее проявлениях? Для него суровая реальность может стать непреодолимой преградой для дальнейшего существования. Поэтому важно знать и всегда помнить о том, что любой истинный суицид — критический шаг человека, который демонстрирует полнейшее отчаяние, а любая имитация самоубийства — потенциальный истинный.
Важно понять, что подростковый суицид намного более сложен, чем может показаться. Да, никто не спорит, что демонстративный суицид, подобно иным вариантам показного поведения, свойственен подростковому возрасту. Однако за этим могут крыться серьезные проблемы, который подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим. Трудности в подростковом возрасте усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни.
Современный подросток нуждается в помощи наставника, если же он не получает внимания со стороны родителей, да и к тому же в школе отсутствует эмоциональный контакт со сверстниками, происходит изоляция: он замыкается в себе, погружается в свой собственный мир. Запрет в семье на выражение чувств, эмоциональная дистанция от родителей, все это приводит к потере социальных контактов и может подтолкнуть подростка к роковому шагу.
Прежде всего, следует помнить, что ребенку жизненно необходимы внимание и забота, участие в его жизни. Очень важно обращать особое внимание на интересы ребенка, на его окружение. Особенно в подростковом возрасте появляется масса соблазнов, мимо которых подростку сложно пройти и трудно устоять перед искушением.
В подростковом возрасте проблемы часто кажутся неподъемными, если с ними приходится справляться в одиночку. Важно внушить своему ребенку, что не стоит принимать скоропалительных решений, потому что "все непосильные ноши со временем станут не больше, чем просто прошлым". А пути решения проблем найдутся всегда, особенно если он не один и в любое время может найти у своих близких поддержку и понимание.
Рекомендации родителям и педагогам.
Что можно сделать для того, чтобы помочь:
1. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.
2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей - всех возрастов, рас и социальных групп - совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.
4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
У вас может появиться растерянность, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.
Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? ^к ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь!». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.
Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.
Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.
8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.
Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен», — или: «По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя».
Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с родителями, педагогами или друзьями. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.
Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для ребенка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?
9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными подростками является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».
Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если подростки утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.
10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.
11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.
Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт - попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.
12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.
Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Многие священнослужители являются превосходными консультантами — понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть прихожанина к большей изоляции и самообвинениям. Необходимо предложить подростку обратиться за помощью к священнослужителю, но ни в коем случае не настаивать, если подросток откажется.
Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, которые предоставляют различные виды помощи. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.
Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Если депрессивный подросток не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент». Все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении.
Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно, не являются панацеей. Самоубийство может быть совершено, если больному разрешат навестить домашних, вскоре после выписки из больницы или непосредственно во время лечения. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию помещения их в больницу. Не рассматривают ли они больницу как «тюрьму», в которую заточены? Установлено, что те, кто негативно относится к лечению в психиатрическом стационаре, обладают наивысшим суицидальным риском при поступлении и выписке из больницы.
Кроме того, известно, что наиболее склонные к саморазрушению относятся к своему кризису очень личностно, а не как к какому-то расплывчатому состоянию. Они реагируют на актуальные проблемы яростными, гневными поступками, направленными на значимых людей, а потом в качестве расплаты переносят неистовство на себя. Из-за длительных неудач в налаживании контактов они смотрят на семьи, как на негативных «других». После выписки из больницы имеющие высокий суицидальный риск очень плохо приспосабливаются к жизни в окружении. Некоторые из них в дальнейшем кончают с собой, другие повторяют суицидальные попытки, в результате чего вновь попадают в больницу.
13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то педагоги или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.
Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о подростках, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.
Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни [40].



1. Аверин.В.А Психология детей и подростков - СПб., 1998. —356с.
2. Абрумова А.Г Возрастные аспекты суицидального поведения// В сб. Сравнительно — возрастные исследования в суицидологи. — М.,1989.- С.8 — 24.
3. Алексеева А.В. Идентичность: особенности становления в
юношеском возрасте // Журнал практического психолога.-1999. - №1.1972.- С. 23.
4. Барабанова С.Н. Социальная работа в образовательном учреждении в контексте прав ребенка // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки.- 2012.- № 4 (28).- С. 125—126.
5. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение.- Рязань: Стиль,1997.
6. Веселкова Е.А., Века Л.М. Психологические аспекты подросткового суицида; методическое пособие. — Барнаул, 2006. — 73с.
7. Голубь М.С. Виктимный подросток как объект и субъект педагогической профилактики насилия// Новые технологии.- 2011-.№4.-С. 165- 168.
8. Гусейнов А.А Понятие насилия и ненасилия// Вопросы философии. - 1994. - №6- С.46-52.
9. Гусейнов А.А.Возможно ли моральное обоснование насилия?// Вопросы философии. - 2004.- №4.- С. 165.
10. Гикаева Ю.О. Коррекция склонности к к суицидальным намерениям у подростков// Молодой ученый — 2014. - №20.- С.655 — 657.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд — М.: Мысль, 1994. — 399с.
12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь — справочник. — Минск.: Издательский центр «Академия», 2003 — С.145.
13. Ерохина Л.Д. Миф о женской покорности или этика насилия// Философские науки. -2003. - №6. - С.126 - 136.
14. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов
Учебник - 2е изд., испр - М.: Московский психолого - социальный
институт Флинта, 2003. - 336 с .
15.Захарчук В.А. Суицид [Текст]: // Классный руководитель. - 1999. - №5. - С.59 - 65.
16.Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. - С.73 -75.
17. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться?// Семья и школа.- 2006. - №11. - С.15 - 18.
17. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать?// Социальная педагогика. - 2007. - №4 - С.90 - 92.
18. Малкина - Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М., 2008. - 960с.
19. Малкина - Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы — М.: Эксмо, 2010. — 864 с.
20. Психологический словарь/ Под общей науч.ред. П.С.Гуревича. - М.: Олма Медиа Групп, Олма Пресс Образование, 2007.
21. Погодин И.А Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие - М.: Флинта: МПСИ, 2008.
22. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // Социс. - 2003. - №2. -С.225.
23. Самыгин П.С. девиантное поведение молодежи -Ростов - на - Дону: Феликс, 2006. - 440с.
24. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб.пособие - М.: Московский психоло - социальный институт: Флинта, 2003. - 96с.
25. Франкл В. Виктимология и виктимность. - Душанбе, Ифрон, 1972.
26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.
27. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. -М.,2005. - 336с.
Электронные ресурсы:
28. Алимова М.А Суицидальное поведение подростков; диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. -100с [http://docplayer.ru/429003- Suicidalnoe-povedenie-podrostkov.html ].
29. Опросник суицидального риска (Модификация Т.Н. Разуваевой). - UPL: http:// ravnay - pr.narod.ru/tendencii/oprosnik.htm (дата обращения: 14.01.2014г).
30. Проблема суицида в подростковом возрасте
[http: //www. vevivi. ru/best/problema- suitsida-v-podro stkovom-vozraste- ref140350.html]. - Режим доступа: - 11.09.2010. Психология. Словарь [Текст]: / Под ред.А.В.Петровского.
31. Суицид: сущность, причины возникновения, первая помощь
Therapy. by - психология и психотерапия http: //www.theray.bu./articles/suitcid suschnost hrichini vozniknoveniya pervaya pomos
32. Психология насилия в школе
[http://www.vetkaivi.ru/main/school?id=91 ].
33. Признаки суицидального риска [http://www.nosuicid.ru/priznaki- suicidalnogo-riska/].
34. Проблема буллинга в подростковом возрасте [http://www. scienceforum.ru/2013/178/2003].
35. Школьная агрессия [http://school11.kz/index.php/roditelyam/120- shkolnaya-agressiya].
36. Понятие суицида и суицидального поведения [http://psyera.ru/6488/ponyatie-suicida-i-suicidalnogo-povedeniya].
37. Социологическая теория о причинах насилия в школе [http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik /99999999-West-2012-6 (1)/62.].
38. Психологические аспекты детского суицида: технологии
профилактики [ http://shirokovo-shcol.ucoz.ru/Document/suizid].
39. Профилактика буллинга в подростковом возрасте [http://zvonoknaurok.ru/publ/shkolnyj-psikholog/rabota-psikhologa-s- uchenikami/profilaktika-bullinga-v-podrostkovom-vozraste/25-1-0-4048].
40. Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей
и подростков в образовательных учреждениях.
[http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/05/06/metodicheskie- rekomendatsii-po-profilaktike-suitsida-sredi].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ