ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 7
1.1. Сущность организации исполнения бюджета муниципального
образования 7
1.2. Принципы организации исполнения бюджета муниципального
образования 14
1.3. Зарубежный опыт организации исполнения бюджета муниципального
образования 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ 26
2.1. Организация исполнения бюджета муниципального образования по
доходам 26
2.2. Организация исполнения бюджета муниципального образования по
расходам 31
2.3. Оценка организации исполнения бюджетов муниципальных образований
по расходам 41
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ 50
3.1. Увеличение доходной базы бюджетов муниципальных
образований 50
3.2. Снижение расходной базы бюджетов муниципальных
образований 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Одним из основных условий разрешения кризиса российской экономики, которым сопровождался отказ от централизованного государственного управления и переход к рыночному хозяйствованию, является обеспечение максимально эффективной деятельности государственного сектора и его основы - системы государственных финансов. Именно поэтому в поиске путей и факторов создания условий для динамичного и устойчивого экономического и социального развития России, преодоления отставания от промышленно развитых стран мира, приоритетным направлением следует признать налаживание механизма функционирования финансовых отношений на всех уровнях государственного управления.
Рассматривая роль государственных финансов в воспроизводственных процессах, необходимо учитывать, что уровень воздействия государства на экономику и социальную сферу определяется, прежде всего, долей государственных расходов в ВВП страны. При этом существенная часть структурно значимых бюджетных расходов осуществляется на местном уровне. Специфика института местного самоуправления заключается в том, что являясь по существу звеном государственности, оно в то же время позволяет привлекать к выработке жизненно важных локальных управленческих решений и рядовых граждан. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта, благоустройства, дошкольного воспитания, образования, культуры, здравоохранения и др. направлений деятельности органов местного самоуправления представляют собой основу для сочетания экономических и демократических методов управления. Поэтому местное самоуправление представляется важнейшим (наравне с институтом частной собственности) элементом организации государственной организации экономической власти. Однако, успешная реализация интересов местного сообщества возможна только при наличии в распоряжении местных органов власти достаточных финансовых ресурсов. К сожалению, в Российской Федерации не решена проблема финансовой автономности муниципальных образований. Кроме того, фактически отсутствует научно обоснованная система планирования и контроля за финансовыми потоками на местном уровне, при помощи которой обеспечивалось бы в должной степени целевое и рациональное распределение имеющихся средств. И здесь основным вопросом является наведение порядка в бюджетном процессе, который требует повседневной и целенаправленной работы по организации и управлению его исполнением бюджетов. Исполнение местного бюджета, по сути дела, является длительным процессом, который начинается от составления бюджета и ведет к распределению ресурсов через учет возникающих налоговых обязательств, учет лимитов бюджетных обязательств, закупки товаров и услуг и управление финансовыми ресурсами муниципалитета. Составляющие этого процесса не могут функционировать независимо друг от друга, поэтому ошибки на любом этапе могут привести к снижению эффективности экономической политики и стать причиной социальной напряженности в данном муниципальном образовании.
Способность местной власти полностью собрать и рационально, строго по назначению расходовать средства, предоставленные государством и жителями муниципального образования на социально-значимые цели, является основным критерием эффективности функционирования местной власти.
Данная тематика получила освещение в работах многих ученых. Теоретические основы организации исполнения местных бюджетов изложены в трудах Акперова И. Г., Белоножко М.Л., Бушмина Е. В., Година А. М., Карчевского В.В., Коновалюк О.В., Кцоевой Е.Р., Латыповой А.А., Лемешко Е.Ю., Рыбакова Р.Ю., Седовой М. Л., Сергиенко, Н.С.
Исследованию вопросов повышения эффективности исполнения местных бюджетов посвящены работы Арбатской Ю. В., Замятиной Н.В., Ковалеровой Л.А., Лисовцевой Л.Н., Седых А.Ю., Святкиной Е.А., Ермошиной Т.В.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. № 131-фз «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», Решения представительных органов власти муниципальных образований о бюджетах на очередной финансовый год, об исполнении бюджетов.
Информационную базу исследования составляют правовые акты представительных органов власти муниципальных образований, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики.
Объектом выпускной квалификационной работы являются бюджеты муниципальных образований.
Предметом работы является организационно-экономические основы исполнения бюджетов муниципальных образований.
Целью работы является исследование организации исполнения бюджетов муниципальных образований, а также разработка комплекса мер, направленных на их совершенствование.
Исходя, из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) определить сущность организации исполнения бюджета муниципального образования;
2) охарактеризовать принципы организации исполнения бюджета муниципального образования;
3) рассмотреть зарубежный опыт организации исполнения бюджета муниципального образования;
4) Проанализировать организация исполнения бюджета муниципального образования по доходам и расходам;
5) оценить организацию исполнения бюджетов муниципальных образований по расходам;
6) дать рекомендации по увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований.
Для решения поставленных мною задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; качественные методы сбора информации, отражающую данную тему, а также методы социально-экономического анализа, такие как исчисление индексов и сравнение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературного списка.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи.
В первой главе рассмотрены базовые организации исполнения бюджета муниципального образования, ее сущность, принципы, и зарубежный опыт.
Во второй главе проанализирована организация исполнения бюджетов муниципальных образований по доходам и расходам.
В третьей главе даны рекомендации для увеличения доходной базы бюджетов муниципальных образований.
В заключении подведены общие итоги выпускной квалификационной работы, изложены основные выводы.
В рамках настоящей работы были поставлены и последовательно достигнута цель и раскрывающие ее задачи. По результатам проведенного исследования сформулирован ряд основных выводов.
Процесс исполнения местного бюджета не только оказывает влияние на своевременное и в полном объеме зачисление доходов в бюджет, но и на повышение эффективности использования средств местного бюджета.
Исполнение бюджета муниципального образования является важнейшей стадией бюджетного процесса в муниципалитетах, в рамках которой выполняется реализация намеченных планов и поставленных задач.
Исполнение бюджета не подразумевает под собой только технический процесс осуществления кассовых выплат. В рамках бюджетного цикла могут возникать непредвиденные события, на которые необходимо реагировать соответствующим образом.
Решение о бюджете муниципального образования базируется на системе показателей, которые могут корректироваться в течение финансового года. Качественная организация исполнения местного бюджета способна обеспечить возможность оперативного принятия управленческих решений.
В ходе анализа мировой практик исполнения бюджета, были охарактеризованы модели исполнения бюджета в Германии и Канаде.
Опыт организации исполнения федерального бюджета в ФРГ показал, что организация бюджетных взаимоотношений между различными участниками бюджетного процесса строится на основе концепции бюджетирования, ориентированного на результат, поскольку субъекты бюджетных правоотношений наделяются достаточно большим полномочиями, в том числе по принятию к исполнению «длящихся» расходных обязательств с соответствующим пропорциональным увеличением ответственности за полученные результаты.
Система исполнения бюджета в ФРГ является достаточно маневренной, поскольку позволяет перераспределять бюджетные ассигнования в пределах одного главного распорядителя бюджетных средств, а также предоставляет возможность образования остатков неосвоенных бюджетных ассигнований, которые закрепляются за соответствующим главным распорядителем бюджетных средств с возможностью их использования в следующем финансовом году.
Главенствующая роль в организации исполнения местного бюджета отводится финансовому органу общины как в части исполнения бюджета по доходам, так и по расходам.
Опыт организации исполнения местных бюджетов Канады также является показательным, в части особенностей распределения полномочий между участниками бюджетного процесса. В частности, департамент финансов Канады наделен полномочиями по подготовке проекта бюджета муниципалитета. При этом организация исполнения бюджета возлагается на Совет казначейства, который к тому же осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета. Специфичным в канадском опыте исполнения бюджета является тот факт, что вопросы ведения учета и отчетности в Канаде не реализуются Советом казначейства, а закреплены за специальным органом власти. Роль остальных участников бюджетного процесса в определенной мере не существенно отличается от общеустановленной мировой практики организации системы исполнения бюджета, в том числе в части роли государственного банка, министерств и ведомств, участвующих в исполнении бюджета по основным функциональным направлениям.
При исследовании исполнения бюджетов муниципальных образований по доходам было выявлено, что большая часть поступлений в бюджет приходится на безвозмездные поступления, а также, что в муниципалитетах существует проблема невыполнения показателей, утвержденных решением о бюджете на финансовый год и плановый период. Это отрицательно сказывается на исполнении бюджетов по расходам, так как расходные обязательства не были профинансированы в полном объеме.
Для того, чтобы в полной мере выполнять свои расходные обязательства, муниципалитет должен увеличивать доходную базу или искать пути для сокращения расходной части. Для увеличения доходной базы было предложено создание платных парковок, ужесточение административных санкций. Для уменьшения расходной части было предложено использовать такие инструменты, как заключение концессионных соглашений, бюджетирования, ориентированного на результат, а также привлечение в город инвестиций за счет проведения масштабных мероприятий спортивного, культурного, или политического характера.
1. Европейская хартия местного самоуправления: совершена в Страсбурге 15 окт. 1985 г.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации
4. Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О концессионных соглашениях"
6. Решения Пермской городской Думы «Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Перми за 2007-2014 гг.»
7. Решения Саратовской городской Думы «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования "Город Саратов" за 2007-2014 гг.»
8. Решения Думы городского округа Самара «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа Самара Самарской области за 2 007- 2014гг.»
9. Решения Казанской городской Думы «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2007-2014гг»
10. Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об исполнении бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 2007-2014 гг.»
11. Акперов И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации : учеб. пособие / И. Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач; под ред. проф. И. Г. Акперова. М. : КНОРУС, 2013. 640 с.
12. Арбатская Ю. В. О совершенствовании системы муниципального стратегического планирования как основы территориального развития россии / Ю. В. арбатская // Местное самоуправление и развитие территорий: российский и европейский опыт / под ред. Е. В. Гриценко, Э. Маркварта, В.
П. Мохова. - Пермь: издательство пермского национально
исследовательского политехнического университета, 2014. - 529 с.
13. Белоножко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. - СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. — 208 с.
14. Брюммерхофф, Д. Теория государственных финансов:. / Д. Брюммерхофф ; под общ. ред. ред. Кудрина А.Л., Дзгоева В.Д. - пер. 7-го нем. изд. - Владикавказ : Пионер-Пресс, 2012. - С. 118.
15. Бушмин Е. В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации / Е. В. Бушмин. - м. : рэу им. г.в. Плеханова, 2012. - 516 с.
16. Быковский, В. А.. //Не в деньгах счастье, а в их количестве // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. — 2005 .— N 1 .— С. 46-50
17. Васильева Н.В.// Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект// Известия Иркутской государственной экономической академии.-2015. -№1. С.117-125
18. Годин А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие / А. М. Годин, И. В. Подпорина. М. : Дашков и Ко, 2008. 276 с.
19. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О. Н. Горбунова. - м.:профобразование, 2013. - 160 с
20. Десятниченко Д.Ю. Расширение сети платных автостоянок как фактор роста доходов бюджета г. Санкт-Петербурга// Управленческое консультирование. -2014. -№ 3. С. 224 - 229.
21. Замятина Н.В. Пути повышения устойчивости местных бюджетов.// Регион: экономика и социология.2010.№3, С.237-248
22. Иванова О.Б., Денисенко С.Н. //Совершенствование казначейского исполнения бюджета крупного городского округа в условиях реализации бюджетной реформы//Финансовые исследования. 2014. № 4 (45). С. 88-97.
23. Организация исполнения бюджета : учебник / под ред. проф. В.В. Карчевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2011. - С.123.
24. Ковалерова Л.А. Проблемы формирования и использования средств местных бюджетов // Проблемы учета и финансов. - 2011. - №4. - С. 73-76
25. Козлов С.Н. //Повышение качества контроля за управлением муниципальными финансами//Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 2
26. Коновалюк О.В. Принципы формирования и исполнения местных бюджетов// "Экономика и социум".-2015.- №1(14) С. 617-619
27. Кцоева Е.Р. Анализ реализации принципов бюджетной системы Российской Федерации на практике // Science Time. -2014. -№ 12. С. 287 - 290.
28. Латыпов А.А. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов федеральным казначейством//«Экономика и социум».-2013- №2(7). С.387-391
29. Е.Ю. Лемешко. Теоретические аспекты исполнения бюджетов
в бюджетной системе Российской Федерации. Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2015. -№ 6 (80), С.56-61
30. Лисовцева Л.Н., Седых А.Ю. Направления увеличения неналоговых доходов в местные бюджеты// Конкурентоспособность. Инновации. Финансы.- 2010. -№ 2 (4). С.33-35
31. Маланичев, С.А. Технологии казначейского исполнения бюджетов : монография / С.А. Маланичев. - Екатеринбург : УрФУ, 2012. - С.93.
32. Масгрейв, Р.А. Государственные финансы: теория и практика / Р.А. Масгрейв, П.Б. Масгрейв. - пер. с англ. - М. : Бизнес Атлас, 2009. - С. 90.
33. Мороз, И. А. Кассовое исполнение бюджетов / И. А. Мороз. - СПб. : СПбГиЭУ, 2012. - С.16
34. Мустафиева Е.Ф., Перов В.В .// Преобразование бюджетного процесса и бюджетного учета в муниципальных образованиях//Вестник АКСОР. 2009. № 3. С. 108-112
35. Орлова Е. В. Методические подходы к оценке финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере муниципальных образований иркутской области) / Е. В. Орлова // Известия Иркутской Государственной Экономической академии (байкальский государственный университет экономики и права). - 2014. № 6.253 с.
36. Петрушина О.А. //Централизация бюджетного учета в условиях
функционирования автоматизированной системы федерального
казначейства//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. № 15. С. 32-33
37. Рыбаков, Р.Ю. Переход на казначейское исполнение бюджета / Р.Ю. Рыбаков // Бухгалтерский чет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 8. - С. 16-19.
38. Святкина Е.А., Ермошина Т.В. Проблема сбалансированности местных бюджетов// «Экономика и социум» №2, 2015
39. Седова М. Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в Российской Федерации / М. Л. Седова // Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях. 2014. № 1. С. 7.
40. Сергиенко, Н.С. Организация исполнения бюджета / Н.С. Сергиенко. - Калуга : Ваш Домъ, 2011. - С.107.
41. Федеральная служба государственной статистики - [Электронный ресурс].-Режим доступа: http//www.gks.ru (дата обращения 31.03.2014)
42. Open Budget Survey. «The Open Budget Index» [Электронный ресурс]. - URL: http : // survey. internationalbudget.org / (Дата обращения: 20.01.2016).
43. http://sntat.ru/ [Электронный ресурс] (Дата обращения: 22.02.2016).