Оценка эффективности интеграции предприятий ОАО «Нэфис Косметике» и ОАО «Казанский жировой комбинат» (на примере ГК «Нэфис»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы оценки эффективности интеграции предприятий
1.1 Содержание основных понятий предметной области исследования 6
1.2 Основные методы оценки эффективности интеграции предприятий 18
1.3 Основные факторы роста эффективности интегрированных структур 35
2. Анализ интеграции ОАО «Нэфис Косметике» и ОАО «Казанский жировой комбинат»
2.1 Общая характеристика ОАО «Нэфис Косметикс» 45
2.2 Исследование системы управления ОАО «Нэфис Косметикс» 50
2.3 Особенности действующей системы оценки эффективности интеграции предприятий ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский жировой комбинат». 66
3. Совершенствование оценки эффективности интеграции предприятий ОАО «Нэфис Косметикс»
3.1 Расчет синергетического эффекта от масштаба управляемости 70
3.2 Оценка синергетического эффекта от экономии на маркетинг 78
Заключение 89
Список использованных источников 92
Приложения
1. Теоретические основы оценки эффективности интеграции предприятий
1.1 Содержание основных понятий предметной области исследования 6
1.2 Основные методы оценки эффективности интеграции предприятий 18
1.3 Основные факторы роста эффективности интегрированных структур 35
2. Анализ интеграции ОАО «Нэфис Косметике» и ОАО «Казанский жировой комбинат»
2.1 Общая характеристика ОАО «Нэфис Косметикс» 45
2.2 Исследование системы управления ОАО «Нэфис Косметикс» 50
2.3 Особенности действующей системы оценки эффективности интеграции предприятий ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский жировой комбинат». 66
3. Совершенствование оценки эффективности интеграции предприятий ОАО «Нэфис Косметикс»
3.1 Расчет синергетического эффекта от масштаба управляемости 70
3.2 Оценка синергетического эффекта от экономии на маркетинг 78
Заключение 89
Список использованных источников 92
Приложения
Характерным свойством развитых рынков являются интенсивные процессы по слиянию и поглощениям компаний в результате приводящие к росту эффективности капитала. Несомненно, данные сделки заключаются лишь в том случае, если обе стороны видят для себя выгоду. Однако в последнее время с развитием интеграционных процессов обостряется проблема создания условий для эффективности развития сложно-организованных форм управления бизнесом с экономической точки зрения.
Эффективность управления бизнесом и его результативность взаимосвязаны, что проявляется в финансовых показателях компании. Именно поэтому вопрос о построении и внедрении рационального механизма управления экономической эффективностью, как на отдельном предприятии, так и в интегрированных структурах является весьма актуальным.
Основу для теоретических аспектов слияний и поглощений в первую очередь составляют учебные пособия зарубежных авторов, таких, как Депамфилис Д., Фишмен Д., Коупленд Т., Эванс Ф., Гохан П., Рид С. Расширили и адаптировали их для российской действительности Грязнова А.Г., Молотников А.Е. и другие в своих книгах, диссертациях и статьях.
Целью дипломной работы является исследование теоретических и методологических основ оценки эффективности интеграции предприятий, определение особенностей действующей системы интеграции предприятий на примере ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский Жировой комбинат», на основе этого попытка сформировать некоторый системный методический подход к оценке эффективности интеграции.
В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи в работе:
1. определить теоретические основы оценки эффективности интеграции предприятий;
2. проанализировать интеграцию ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский Жировой комбинат»;
3. разработать предложения по совершенствованию оценки эффективности интеграции предприятий.
Объектом исследования является Группа компаний «Нэфис Косметикс».
Предметом исследования - оценка эффективности интегрированных структур.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались общенаучные методы исследования: системный подход, статистические методы обработки и анализа информационных массивов, экономико-математические методы, методы оценки финансового состояния предприятий и стоимости компаний, метод экстраполяции, метод графической интерпретации, логического, сравнительного, структурного, факторного и ретроспективного анализа.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы слияний и поглощений, их основные свойства, а также классификации интеграционных процессов с точки зрения слияний и поглощений и их сравнение. Далее анализируются основные методы оценки предприятий, на основании которых были систематизированы и выявлены их особенности, а также была установлена взаимосвязь между жизненным циклом организации и эффективностью применения того или иного метода. Также были определены основные факторы роста интегрированных структур на основе исследования принципов синергетического эффекта, возникающего при слияниях и поглощениях, а также его основные виды.
Во второй главе приводится краткая характеристика предприятий, структура уставного капитала и акций, а также их распределение среди управления предприятиями. Также была рассмотрена доля каждой компании, входящей в группу, в общей выручке и чистой прибыли. Были проанализированы организационные структуры предприятий на предмет их управляемости и эффективности, рассчитано количество связей между
4
блоками. Исследован состав Совета директоров с целью анализа их численности и имеющихся компетенций, была рассмотрена действующая система оценки эффективности интеграции предприятий, а именно анализ непосредственного процесса поглощения. Определен вывод об основных мотивах поглощения и приведен поэтапный механизм идеальной интеграции.
В третьей главе производятся непосредственно расчёты по осуществившейся сделке поглощения на основе методов, приведенных в первой главе, а также обоснование получившихся результатов. Предлагается собственная методика по ключевым моментам достижения синергетического эффекта и применяется к рассматриваемому примеру. При этом оценивается эффект синергии от экономии на маркетинг на основе аналитического анализа. В заключении сформулирован вывод по проведенному исследованию.
Эффективность управления бизнесом и его результативность взаимосвязаны, что проявляется в финансовых показателях компании. Именно поэтому вопрос о построении и внедрении рационального механизма управления экономической эффективностью, как на отдельном предприятии, так и в интегрированных структурах является весьма актуальным.
Основу для теоретических аспектов слияний и поглощений в первую очередь составляют учебные пособия зарубежных авторов, таких, как Депамфилис Д., Фишмен Д., Коупленд Т., Эванс Ф., Гохан П., Рид С. Расширили и адаптировали их для российской действительности Грязнова А.Г., Молотников А.Е. и другие в своих книгах, диссертациях и статьях.
Целью дипломной работы является исследование теоретических и методологических основ оценки эффективности интеграции предприятий, определение особенностей действующей системы интеграции предприятий на примере ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский Жировой комбинат», на основе этого попытка сформировать некоторый системный методический подход к оценке эффективности интеграции.
В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи в работе:
1. определить теоретические основы оценки эффективности интеграции предприятий;
2. проанализировать интеграцию ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский Жировой комбинат»;
3. разработать предложения по совершенствованию оценки эффективности интеграции предприятий.
Объектом исследования является Группа компаний «Нэфис Косметикс».
Предметом исследования - оценка эффективности интегрированных структур.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались общенаучные методы исследования: системный подход, статистические методы обработки и анализа информационных массивов, экономико-математические методы, методы оценки финансового состояния предприятий и стоимости компаний, метод экстраполяции, метод графической интерпретации, логического, сравнительного, структурного, факторного и ретроспективного анализа.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы слияний и поглощений, их основные свойства, а также классификации интеграционных процессов с точки зрения слияний и поглощений и их сравнение. Далее анализируются основные методы оценки предприятий, на основании которых были систематизированы и выявлены их особенности, а также была установлена взаимосвязь между жизненным циклом организации и эффективностью применения того или иного метода. Также были определены основные факторы роста интегрированных структур на основе исследования принципов синергетического эффекта, возникающего при слияниях и поглощениях, а также его основные виды.
Во второй главе приводится краткая характеристика предприятий, структура уставного капитала и акций, а также их распределение среди управления предприятиями. Также была рассмотрена доля каждой компании, входящей в группу, в общей выручке и чистой прибыли. Были проанализированы организационные структуры предприятий на предмет их управляемости и эффективности, рассчитано количество связей между
4
блоками. Исследован состав Совета директоров с целью анализа их численности и имеющихся компетенций, была рассмотрена действующая система оценки эффективности интеграции предприятий, а именно анализ непосредственного процесса поглощения. Определен вывод об основных мотивах поглощения и приведен поэтапный механизм идеальной интеграции.
В третьей главе производятся непосредственно расчёты по осуществившейся сделке поглощения на основе методов, приведенных в первой главе, а также обоснование получившихся результатов. Предлагается собственная методика по ключевым моментам достижения синергетического эффекта и применяется к рассматриваемому примеру. При этом оценивается эффект синергии от экономии на маркетинг на основе аналитического анализа. В заключении сформулирован вывод по проведенному исследованию.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы слияний и поглощений, их основные свойства, а также методы оценки предприятий, на основании которых были систематизированы и выявлены их особенности, а также была установлена взаимосвязь между жизненным циклом организации и эффективностью применения того или иного метода. Ведь необходимость учёта экономической эффективности развития интегрированных корпоративных структур требует наличия определенного инструментария.
В результате анализа методов, была произведена их систематизация: выявлены их особенности, а также была установлена взаимосвязь между жизненным циклом организации и эффективностью применения того или иного метода.
В ходе анализа рассмотренных предприятий были проанализированы их организационные структуры на предмет управляемости и эффективности, рассчитано количество связей между блоками. Исследован состав Совета директоров с целью анализа их численности и имеющихся компетенций.
Была рассмотрена действующая система оценки эффективности интеграции предприятий, а именно анализ непосредственного процесса поглощения. Был сделан вывод об основных мотивах поглощения:
1. Диверсификация бизнеса, а именно снижение рисков в отрасли и создание стабильной структуры для завоевания крупной доли рынка;
2. Облегчение доступа к финансовым ресурсам для реализации выгодных инвестиционных проектов;
3. Снижение закупочных цен путем увеличения совокупного объема закупок;
4. Рост рыночной мощи с целью монополизации рынка;
5. Увеличение плотности охвата потребителей, как результат предоставления широкого ассортимента;
6. Рост клиентской базы.
А также приведен поэтапный механизм идеальной интеграции, так как процессы по слиянию и поглощению являются одними из важнейших инструментов в перераспределении средств и ресурсов в мировой экономике, а также в формировании корпоративной стратегии:
1. Тщательное планирование и установка конкретных целей объединения и выбор ответственных лиц;
2. Организация советующую структуру по управлению сделкой;
3. Своевременное донесение информации до работников предприятий и получение обратной связи;
4. Обеспечение четкого руководства, доведение до работников будущего курса компании;
5. Необходимость учета поведения потребителей и их реакции;
6. Создание новой организационной структуры компании и системы подотчётности.
В соответствии с указанной целью работы были осуществлены расчёты по осуществившейся сделке поглощения на основе методов, приведенных в первой главе, а также обоснование получившихся результатов.
По доходному методу, а именно дисконтированных денежных потоков, стоимость ОАО «Казанский Жировой комбинат» составила минус 5 512 868 в виду крупных инвестиционных вложений предприятия на данный момент и привлеченных кредитных средств. Исходя из этого была рассчитана финансовая устойчивость компании, характеризующаяся спадом.
По методу чистых активов стоимость компании составила после поглощения 1 453 168 рублей, что почти на 25% больше, чем до.
В виду того, что на предприятии отсутствует система оценки интеграции, была предложена методика, а именно анкета, по ключевым моментам достижения синергетического эффекта. Данная анкета лишь подтвердила тот факт, что процесс слияния положительно отразился на состоянии Комбината и его последующей деятельности, дал ему новую жизнь.
Также был оценен эффект синергии от экономии на маркетинг на основе аналитического анализа. Результат анализа показал, что маркетинговая синергия для «Нэфис» заключается в возможности расширить ассортимент продукции, тем самым снижая свои риски и увеличивая прибыль предприятия.
Построение и внедрение рационального механизма управления экономической эффективностью компании - это сложный процесс, поскольку содержит совокупность экономических стимулов, инструментов, а также способов, методов и приемов регулирования экономических отношений, которые способствуют его грамотной реализации.
Таким образом, формирование эффективного механизма даст возможность сделать процесс управления интегрированными структурами, образовавшимися в результаты слияния и поглощения, действенным и максимально оперативным за счёт его регламентации. В результате это приведет к повышению экономической эффективности компании, а значит и росту ее стоимости.
В результате анализа методов, была произведена их систематизация: выявлены их особенности, а также была установлена взаимосвязь между жизненным циклом организации и эффективностью применения того или иного метода.
В ходе анализа рассмотренных предприятий были проанализированы их организационные структуры на предмет управляемости и эффективности, рассчитано количество связей между блоками. Исследован состав Совета директоров с целью анализа их численности и имеющихся компетенций.
Была рассмотрена действующая система оценки эффективности интеграции предприятий, а именно анализ непосредственного процесса поглощения. Был сделан вывод об основных мотивах поглощения:
1. Диверсификация бизнеса, а именно снижение рисков в отрасли и создание стабильной структуры для завоевания крупной доли рынка;
2. Облегчение доступа к финансовым ресурсам для реализации выгодных инвестиционных проектов;
3. Снижение закупочных цен путем увеличения совокупного объема закупок;
4. Рост рыночной мощи с целью монополизации рынка;
5. Увеличение плотности охвата потребителей, как результат предоставления широкого ассортимента;
6. Рост клиентской базы.
А также приведен поэтапный механизм идеальной интеграции, так как процессы по слиянию и поглощению являются одними из важнейших инструментов в перераспределении средств и ресурсов в мировой экономике, а также в формировании корпоративной стратегии:
1. Тщательное планирование и установка конкретных целей объединения и выбор ответственных лиц;
2. Организация советующую структуру по управлению сделкой;
3. Своевременное донесение информации до работников предприятий и получение обратной связи;
4. Обеспечение четкого руководства, доведение до работников будущего курса компании;
5. Необходимость учета поведения потребителей и их реакции;
6. Создание новой организационной структуры компании и системы подотчётности.
В соответствии с указанной целью работы были осуществлены расчёты по осуществившейся сделке поглощения на основе методов, приведенных в первой главе, а также обоснование получившихся результатов.
По доходному методу, а именно дисконтированных денежных потоков, стоимость ОАО «Казанский Жировой комбинат» составила минус 5 512 868 в виду крупных инвестиционных вложений предприятия на данный момент и привлеченных кредитных средств. Исходя из этого была рассчитана финансовая устойчивость компании, характеризующаяся спадом.
По методу чистых активов стоимость компании составила после поглощения 1 453 168 рублей, что почти на 25% больше, чем до.
В виду того, что на предприятии отсутствует система оценки интеграции, была предложена методика, а именно анкета, по ключевым моментам достижения синергетического эффекта. Данная анкета лишь подтвердила тот факт, что процесс слияния положительно отразился на состоянии Комбината и его последующей деятельности, дал ему новую жизнь.
Также был оценен эффект синергии от экономии на маркетинг на основе аналитического анализа. Результат анализа показал, что маркетинговая синергия для «Нэфис» заключается в возможности расширить ассортимент продукции, тем самым снижая свои риски и увеличивая прибыль предприятия.
Построение и внедрение рационального механизма управления экономической эффективностью компании - это сложный процесс, поскольку содержит совокупность экономических стимулов, инструментов, а также способов, методов и приемов регулирования экономических отношений, которые способствуют его грамотной реализации.
Таким образом, формирование эффективного механизма даст возможность сделать процесс управления интегрированными структурами, образовавшимися в результаты слияния и поглощения, действенным и максимально оперативным за счёт его регламентации. В результате это приведет к повышению экономической эффективности компании, а значит и росту ее стоимости.



