Введение 3
1. Теоретические основы оценки эффективности интеграции предприятий
1.1 Содержание основных понятий предметной области исследования 6
1.2 Основные методы оценки эффективности интеграции предприятий 18
1.3 Основные факторы роста эффективности интегрированных структур 35
2. Анализ интеграции ОАО «Нэфис Косметике» и ОАО «Казанский жировой комбинат»
2.1 Общая характеристика ОАО «Нэфис Косметикс» 45
2.2 Исследование системы управления ОАО «Нэфис Косметикс» 50
2.3 Особенности действующей системы оценки эффективности интеграции предприятий ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский жировой комбинат». 66
3. Совершенствование оценки эффективности интеграции предприятий ОАО «Нэфис Косметикс»
3.1 Расчет синергетического эффекта от масштаба управляемости 70
3.2 Оценка синергетического эффекта от экономии на маркетинг 78
Заключение 89
Список использованных источников 92
Приложения
Характерным свойством развитых рынков являются интенсивные процессы по слиянию и поглощениям компаний в результате приводящие к росту эффективности капитала. Несомненно, данные сделки заключаются лишь в том случае, если обе стороны видят для себя выгоду. Однако в последнее время с развитием интеграционных процессов обостряется проблема создания условий для эффективности развития сложно-организованных форм управления бизнесом с экономической точки зрения.
Эффективность управления бизнесом и его результативность взаимосвязаны, что проявляется в финансовых показателях компании. Именно поэтому вопрос о построении и внедрении рационального механизма управления экономической эффективностью, как на отдельном предприятии, так и в интегрированных структурах является весьма актуальным.
Основу для теоретических аспектов слияний и поглощений в первую очередь составляют учебные пособия зарубежных авторов, таких, как Депамфилис Д., Фишмен Д., Коупленд Т., Эванс Ф., Гохан П., Рид С. Расширили и адаптировали их для российской действительности Грязнова А.Г., Молотников А.Е. и другие в своих книгах, диссертациях и статьях.
Целью дипломной работы является исследование теоретических и методологических основ оценки эффективности интеграции предприятий, определение особенностей действующей системы интеграции предприятий на примере ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский Жировой комбинат», на основе этого попытка сформировать некоторый системный методический подход к оценке эффективности интеграции.
В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи в работе:
1. определить теоретические основы оценки эффективности интеграции предприятий;
2. проанализировать интеграцию ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский Жировой комбинат»;
3. разработать предложения по совершенствованию оценки эффективности интеграции предприятий.
Объектом исследования является Группа компаний «Нэфис Косметикс».
Предметом исследования - оценка эффективности интегрированных структур.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались общенаучные методы исследования: системный подход, статистические методы обработки и анализа информационных массивов, экономико-математические методы, методы оценки финансового состояния предприятий и стоимости компаний, метод экстраполяции, метод графической интерпретации, логического, сравнительного, структурного, факторного и ретроспективного анализа.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы слияний и поглощений, их основные свойства, а также классификации интеграционных процессов с точки зрения слияний и поглощений и их сравнение. Далее анализируются основные методы оценки предприятий, на основании которых были систематизированы и выявлены их особенности, а также была установлена взаимосвязь между жизненным циклом организации и эффективностью применения того или иного метода. Также были определены основные факторы роста интегрированных структур на основе исследования принципов синергетического эффекта, возникающего при слияниях и поглощениях, а также его основные виды.
Во второй главе приводится краткая характеристика предприятий, структура уставного капитала и акций, а также их распределение среди управления предприятиями. Также была рассмотрена доля каждой компании, входящей в группу, в общей выручке и чистой прибыли. Были проанализированы организационные структуры предприятий на предмет их управляемости и эффективности, рассчитано количество связей между
4
блоками. Исследован состав Совета директоров с целью анализа их численности и имеющихся компетенций, была рассмотрена действующая система оценки эффективности интеграции предприятий, а именно анализ непосредственного процесса поглощения. Определен вывод об основных мотивах поглощения и приведен поэтапный механизм идеальной интеграции.
В третьей главе производятся непосредственно расчёты по осуществившейся сделке поглощения на основе методов, приведенных в первой главе, а также обоснование получившихся результатов. Предлагается собственная методика по ключевым моментам достижения синергетического эффекта и применяется к рассматриваемому примеру. При этом оценивается эффект синергии от экономии на маркетинг на основе аналитического анализа. В заключении сформулирован вывод по проведенному исследованию.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы слияний и поглощений, их основные свойства, а также методы оценки предприятий, на основании которых были систематизированы и выявлены их особенности, а также была установлена взаимосвязь между жизненным циклом организации и эффективностью применения того или иного метода. Ведь необходимость учёта экономической эффективности развития интегрированных корпоративных структур требует наличия определенного инструментария.
В результате анализа методов, была произведена их систематизация: выявлены их особенности, а также была установлена взаимосвязь между жизненным циклом организации и эффективностью применения того или иного метода.
В ходе анализа рассмотренных предприятий были проанализированы их организационные структуры на предмет управляемости и эффективности, рассчитано количество связей между блоками. Исследован состав Совета директоров с целью анализа их численности и имеющихся компетенций.
Была рассмотрена действующая система оценки эффективности интеграции предприятий, а именно анализ непосредственного процесса поглощения. Был сделан вывод об основных мотивах поглощения:
1. Диверсификация бизнеса, а именно снижение рисков в отрасли и создание стабильной структуры для завоевания крупной доли рынка;
2. Облегчение доступа к финансовым ресурсам для реализации выгодных инвестиционных проектов;
3. Снижение закупочных цен путем увеличения совокупного объема закупок;
4. Рост рыночной мощи с целью монополизации рынка;
5. Увеличение плотности охвата потребителей, как результат предоставления широкого ассортимента;
6. Рост клиентской базы.
А также приведен поэтапный механизм идеальной интеграции, так как процессы по слиянию и поглощению являются одними из важнейших инструментов в перераспределении средств и ресурсов в мировой экономике, а также в формировании корпоративной стратегии:
1. Тщательное планирование и установка конкретных целей объединения и выбор ответственных лиц;
2. Организация советующую структуру по управлению сделкой;
3. Своевременное донесение информации до работников предприятий и получение обратной связи;
4. Обеспечение четкого руководства, доведение до работников будущего курса компании;
5. Необходимость учета поведения потребителей и их реакции;
6. Создание новой организационной структуры компании и системы подотчётности.
В соответствии с указанной целью работы были осуществлены расчёты по осуществившейся сделке поглощения на основе методов, приведенных в первой главе, а также обоснование получившихся результатов.
По доходному методу, а именно дисконтированных денежных потоков, стоимость ОАО «Казанский Жировой комбинат» составила минус 5 512 868 в виду крупных инвестиционных вложений предприятия на данный момент и привлеченных кредитных средств. Исходя из этого была рассчитана финансовая устойчивость компании, характеризующаяся спадом.
По методу чистых активов стоимость компании составила после поглощения 1 453 168 рублей, что почти на 25% больше, чем до.
В виду того, что на предприятии отсутствует система оценки интеграции, была предложена методика, а именно анкета, по ключевым моментам достижения синергетического эффекта. Данная анкета лишь подтвердила тот факт, что процесс слияния положительно отразился на состоянии Комбината и его последующей деятельности, дал ему новую жизнь.
Также был оценен эффект синергии от экономии на маркетинг на основе аналитического анализа. Результат анализа показал, что маркетинговая синергия для «Нэфис» заключается в возможности расширить ассортимент продукции, тем самым снижая свои риски и увеличивая прибыль предприятия.
Построение и внедрение рационального механизма управления экономической эффективностью компании - это сложный процесс, поскольку содержит совокупность экономических стимулов, инструментов, а также способов, методов и приемов регулирования экономических отношений, которые способствуют его грамотной реализации.
Таким образом, формирование эффективного механизма даст возможность сделать процесс управления интегрированными структурами, образовавшимися в результаты слияния и поглощения, действенным и максимально оперативным за счёт его регламентации. В результате это приведет к повышению экономической эффективности компании, а значит и росту ее стоимости.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1: Федеральный закон от 30.11 1994 №51-ФЗ // Информ. -правов. Система «Эксперт-Гарант». Версия от 13.07.2015.
2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_17819/
3. Большой юридический словарь: словарь / Белов В.А. и др.; под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2007. 704 с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
5. Бегаева А.А. Корпоративные слияния и поглощения: проблемы и перспективы правового регулирования / А.А.Бегаева. М.: Инфотропик Медиа, 2010. 132 с.
6. Гохан П. А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний / Патрик А. Гохан. 4-е изд., М.: Альпина Паблишерз, 2010. 741 с.
7. Грязнова А.Г. Федотова М.А. Оценка бизнеса: Учебник / А.Г. Грязнова. Изд-во: Финансы и статистика, 2006. 736 с.
8. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учебное пособие / И.Б. Гурков. 2- е изд., перераб. и доп. М.: Дело АНХ, 2008. 288 с.
9. Депамфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы
реструктуризации компании / Д. Депамфилис. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 960 с.
10. Докукина, С. М. Управление стоимостью компании на основе достижения эффекта синергии. Монография / С.М. Докукина. Киев: ПП Люксар, 2012. 320с.
11. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т.Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Олимп— Бизнес, 2008. 576 с.
12. Молотников А.Е. Слияния и поглощения. Российский опыт / А.Е.
Молотников. 2- е изд., перераб. и доп. М.: Вершина, 2007. 344 с.
13. Орехова С.А. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова. 3-е изд. М.: Дашков и К°, 2013. 440 с.
14. Потапцева Е.В. Эффективность построения интегрированных корпоративных структур. Диссертация / Е.В. Потапцева. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2008. 24 с.
15. Рид С.Ф. Искусство слияний и поглощений / С.Ф.Рид. М: Альпина Паблишер, 2011. 500 с.
16. Федосов А.Г. Выбор оптимального контрагента для слияния
(поглощения): методический аспект. Диссертация / А.Г.Федосов. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и
управления,2007.22 с.
17. Фишмен Д. Руководство по оценке стоимости бизнеса / Д. Фишмен, Ш. Пратт, К. Гриффит. М: Квинто - Консалтинг, 2000. 388 с.
18. Храброва, И. А. Корпоративное управление: вопросы интеграции : Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика / И. А. Храброва. М.: Альпина, 2000. 198 с.
19. Эванс Ф.Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид. 3-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2009. 332 с.
20. Авдонина С. Г. Количественные методы оценки синергетического эффекта инновационного кластера / С.Г. Авдонина // Журнал ВАК: Управление экономическими системами. 2012. №3(39).
21. Акифьева В.А. Исследование взаимосвязи маркетингового, экономического и рыночного потенциалов предприятия / В.А. Акифьева // НИУ ИТМО. 2015. № 3. С. 42-62.
22. Аникина И.Д. Создание синергетических эффектов в сделках слияний и поглощений / И.Д.Аникина // Финансы и бизнес. 2009. № 2. С.47-52.
23. Булеев И.П. Проблемы оценки эффективности интеграции предприятий: синергетический подход / И. П. Булеев, С. В. Богачев // Економхка промисловостт 2009. №4(47).
24. Бутов Д.В. Оценка компании в целях слияния и поглощения / Д.В.Бутов // Справочник экономиста. 2011.№11. С. 5-8.
25. Бухвалов А.В. Корпоративное управление как объект научных исследований / А.В. Бухвалов // Российский журнал менеджмента. 2005. №3. С. 81-96.
26. Валюхов С. Г. Синергетический эффект интегрированных структур / С.Г. Валюхов, Е.М. Часов, Б.Э. Гаджиметов // Вестник ВГУ. 2007. №2. С. 56¬59.
27. Газин Г. Слияния и поглощения / Г.Газин, Д.Манаков // Вестник McKinsey. 2003. №2. С. 6 - 47.
28. Грибов С. Ю. Особенности расчета синергетического эффекта в холдинге / С. Ю. Грибов // Современное машиностроение. Наука и образование. - 2013. № 3. С. 419-425.
29. Качапкина Ю.В. Разработка методики оценки эффективности интегрированных формирований в промышленности / Ю. В. Качапкина, Г. С. Мерзликина // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2011. №1. С. 23-28.
30. Конева О.В. Сущность сделок слияния и поглощения в России: Теоретический аспект / О.В. Конева // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2. С. 121-123.
31. Марчук И. Прямой отжим / И. Марчук // Секрет фирмы. 2007. №42. С. 23-29.
32. Ойнер О.К. Оценка результативности маркетинга с позиций системы управления бизнесом / К.О. Ойнер // Российский журнал менеджмента. 2008. №2. С. 27-46
33. Полухин П.Ю. Количественные методы оценки эффективности корпоративной интеграции / Ю.П. Полухин // Экономический анализ: теория и практика. 2008. №16.
34. Попова Е.В., Синергетический эффект в сделках слияния и поглощения / Е.В. Попова // Транспортное дело России. 2012. № 5. С. 16-18.
35. Руденко М.Н. Оценка изменения маркетингового потенциала компании при слиянии, поглощении или вступлении в альянс / М.Н. Руденко // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. №11. С. Выпуск № 11-2 / 2011.
36. Рычихина Н.С. Финансовые аспекты процедуры слияний и поглощений предприятий / Н.С. Рычихина // Приложение к журналу «Современные наукоемкие технологии». 2009. №1. C.46-50.
37. Храмова Е.А. Синергетический эффект в интегрированных формированиях / Е.А. Храмова // Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. 2011.№3 (76). С. 331-334.
38. Шавандина О.А. К вопросу об эффективности интеграции предприятий / О.А. Шавандина, О.В. Харинова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011.№2. С. 22-24.
39. Шаронин П.Ш. Концептуальные подходы к оценке эффективности интеграции медиаорганизаций / П.Ш.Шаронин // Вестник Московского государственного университета печати. 2015.№3.
40. «Нэфис» 160 лет // Бизнес-журнал. 2015.№06-07. С. 12-13.
41. Ferrer . R. C. The Impact of Merger and Acquisition, Financial Ratios on Stock Price / R.C. Ferrer, A. Tang // Financial economics. 2012.
42. Официальный сайт ГК «Нэфис». URL:
http://www.nefco.ru/#Yy04LTA=
43. Годовой отчёт ОАО «Нэфис Косметикс» за 2014 г.
44. Годовой отчёт ОАО «Казанский Жировой комбинат» за 2014 г.
45. Устав ОАО «Нэфис Косметикс». URL:
http://www.nefco.ru/download/MDZlNTBjN2Q2ZmE0MGNiNzQ2NjFlYjIwYTYy MGU2MTQuZG9j
46. Устав ОАО «Казанский Жировой комбинат». URL: http: //www.nefco.ru/download/MGM2NDY4MGZjMzJlYmV iMmY4MzJj OTMwZ
GRlMzNmMDcuZG9j
47. Финансовая отчетность ОАО «Казанский Жировой комбинат». URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=4762&type=3
48. Отчёт о финансовых результатах ОАО «Казанский Жировой
комбинат». URL:
http://www.rusbonds.ru/X/ereports.asp?emit=87262&rt= 1 &per=22
49. Отчёт о финансовых результатах ОАО «Казанский Жировой комбинат». URL: http: //stocks .investfunds .ru/issuers/5770/fin accounting/
50. «Нэфис Косметикс»: четыре кредитных рубля на каждый
собственный и банкир-директор. URL: http://realnoevremya.ru/analytics/4725
51. Кредитная линия стала кольцевой. URL:
http://www.novayagazeta.ru/inquests/65631 .html
52. Комбинат раздора. URL:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2003/06/06/kombinat-razdora
53. «Казанский жировой комбинат» наращивает капитал. URL: http://rosinvest.com/novosti/320005
54. Менеджмент «Нэфис» получил акции КЖК. URL: http://info.tatcenter.ru/article/18822/
55. ГК «Нэфис» - трудные «90-е» и колоссальный взлет «00-х». URL: http://www.business-gazeta.ru/article/206122/?utm source=search
56. Рустам Минниханов: «Пришел «Нэфис», и пошло: один завод,
второй, третий...». URL: http://www.business-
gazeta.ru/article/47754/?utm source=search
57. AdIndex: Топ-50 крупнейших рекламодателей России в 2013 году. URL: http://radioportal.ru/node/62707
58. Роман Пивков, ГК «Нэфис»: «Казань очень скоро испытает шоковый наплыв людей, в том числе из Москвы». URL: http://www.business- gazeta.ru/article/147176/
59. КЖК захватит 10% рынка России. URL: http:ZZetatar.ru/7Z10392
60. Модели продуктивности маркетинга. Маркетинг, ориентированный
на стоимость. URL:
http:ZZstudme.org/1529052721466ZmarketingZmodeli produktivnosti marketinga mar keting orientirovannyy stoimost
61. Статистический бюллетень Банка России за 2014 год. URL: http:ZZcbr.ruZpublZBBSZBbs1412r.pdf
62. Индекс РТС RTSI. URL:
http:ZZmoex.com/ru/index/RTSI/archiveZ#Zfrom=1995-09-01 &till=2015-01-
01 &sort=TRADEDATE&order=desc
63. Damodaran online. URL: http :ZZpages.stern.nyu.edu/~adamo darZ