Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Работа №54191

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретический анализ особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей школьного возраста
1.1 Понятие и особенности эмпатии. Научные подходы к пониманию
феномена эмпатии
1.2 Понятие и характеристика коммуникативных навыков у детей школьного
возраста
1.3 Специфика проявления эмпатии и коммуникативных навыков у детей с
нарушениями в развитии
Выводы по I главе
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения..
2.1 Организация и методы эмпирического исследования эмпатии и
коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения
2.2 Результаты изучения эмпатии и коммуникативных навыков у детей с
нормативным развитием и нарушением зрения и анализ полученных данных
2.3 Корреляционный анализ результатов исследования
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения


Актуальность исследования. В сфере специального образования чрезвычайно важным является вопрос интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями развития. Наиболее значимым условием успешной адаптации и социализации детей с нарушениями зрения является сформированность у них эмпатических способностей и коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность является основным способом получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Умения вступать в контакты с другими людьми, выстраивать взаимоотношения с ними, контролировать свое поведение оказывают решающее значение не только на благоприятную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у слепых, слабовидящих и детей с нарушениями зрения (Л. С. Волкова, Г. В. Григорьева, М. И. Земцова, И. Г. Корнилова, Л. И. Солнцева, Н.А. Яковлева и др.).
Проблема выявления особенностей эмпатии у младших школьников с нарушениями зрения-существенная и актуальная. Эмпатия занимает одно из значимых мест внутри социальных эмоций и является «базовым фундаментом» становления личности, играя первоочередную роль в жизни ребёнка.
В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по многим направлениям: определение качественной природы эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Выговская, И.М. Юсупов и др.); исследование процессуального характера эмпатии (В.С. Агеев, А.Г. Ковалев, и др.).
Данная проблема приобретает особое значение в свете усвоения ребенком духовных и высоконравственных ценностей, которые модифицируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми.
Ребёнку от рождения не предоставлены в готовом виде чувства, эмоциональная зрелость, способность к гуманистическому отношению, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками.
В этой связи актуальным является анализ особенностей эмпати и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить и выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков у детей школьного возраста с нарушениями развития.
Объект исследования: уровень эмпатии и коммуникативных навыков детей школьного возраста с нарушениями развития.
Предмет исследования: специфика эмпатии и коммуникативных
навыков у детей школьного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что дети с нарушениями зрения младшего школьного возраста имеют высокий уровень потребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных навыках и эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в науке концептуальные подходы в понимании эмпатии и коммуникативных навыков и методов их диагностики у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием и с нарушением зрения;
2. Выявить и изучить особенности эмпатии и коммуникативных навыков младших школьников имеющих зрительную патологию.
3. Провести сравнительный анализ эмпатии и коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения с нормативно развивающимися сверстниками.
Методологическая база исследования: концепции личности
отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.М. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, качественный и количественный анализ полученных результатов, методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
Этапы исследования: Исследование осуществлялось в три
взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (октябрь - декабрь 2015г.) нами изучалась научная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы, анализировался накопленный в отечественной и зарубежной литературе опыт развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушениями развития, определялись теоретические подходы к проблеме эмпатии и коммуникативных навыков.
На втором этапе (март - апрель 2016г.) было проведено исследование эмпатии и коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
На третьем этапе (май - июнь 2016г.) статистически обрабатывались и анализировались полученные результаты, осуществлялось оформление ВКР.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования по выявлению особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения могут быть использованы психологами, дефектологами, учителями специальных коррекционных учреждений III, IV видов при разработке коррекционных мероприятий по развитию социализации и адаптации детей с нарушениями развития.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 00 источника. Работа иллюстрирована 00 таблицами, 00 диаграммами. В работе имеется 00 приложения. Общий объем работы составляет 00 страницы машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема выявления особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения-существенная и актуальная. Эмпатия занимает одно из значимых мест внутри социальных эмоций и является «базовым фундаментом» становления личности, играя первоочередную роль в жизни ребёнка.
Умения вступать в контакты с другими людьми, выстраивать взаимоотношения с ними, контролировать свое поведение оказывают решающее значение не только на благоприятную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
С помощью поведенного исследования мы выявили следующие особенности эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения:
Коммуникативные навыки детей с нарушениями зрения характеризуются:
• Средним показателем контактности (дети с желанием вступают в контакт, но боятся выступать в новой для них обстановке, немного стесняются взрослых);
• Низким уровнем способности понимать другого человека (у детей возникают трудности при дифференцировке эмоционального состояния, затрудняются понять поведение и настроение другого человека);
• Высоким уровнем владения элементарными средствами общения (благодарят за услугу, всегда приветливы, отзывчивы, стараются слушать собеседника);
• Большая часть испытуемых (61%) имеют высокий уровень потребности в общении (дети стараются завести новых друзей, в общении открыты, делятся с другими своими переживаниями).
Процесс кооперации (действия по согласованию и организация собственной деятельности) детей обеих групп не имеет существенных различий.
Общий уровень развития эмпатии у детей с патологией зрения находится на более низком уровне, чем у нормативно развивающихся сверстников. При прогнозировании проблемных ситуаций дети в большей
степени не готовы проявлять эмпатию в ситуациях:
- ущемление личных интересов;
- оказание помощи сверстнику в затруднительной ситуации.
У слабовидящих детей младшего школьного возраста между эмпатией и коммуникативными навыками отсутствует взаимосвязь по
корреляционному анализу Пирсона.
Общий уровень развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения имеет меньше статистически значимых взаимосвязей, что свидетельствует о менее организованной структуре коммуникативной деятельности в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками.
Таким образом, наша гипотеза, которая предполагала, что при сравнительно низких уровнях развития эмпатии и коммуникативных навыках, дети с нарушениями зрения будут иметь высокий уровень потребности в общении, подтвердилась.



1. Hoffman, M. Empathy and moral development / M. Hoffman. — Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2000. — 26 p.
2. Андреева О.А Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: В помощь учителю начальных классов/Сост. О.А. Андреева под рук. Т.А. Мамаевой.—Иркутск, 2014. - 31 с.
3. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
4. Басова А. Г. Формирование эмпатии / А. Г. Басова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 631-633.
5. Валантинас, А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста / А.А.Валентиас. - Киев: «Высшая школа», 2009. - 147 с.
6. Василишина Т.В. Эмпатия как фактор эффективности педагогического общения: Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Т.В. Василишина. - М., 2000. - 20 с.
7. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста/Е.Н Васильева // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.15-25.
8. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников / Л.П. Выговская // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55-65.
9. Выготский, Л.С. Избранные труды / Л.С. Выготский. - М.: «Просвещение», 2010. - 2009. - 317 с.
10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 147-156.
11. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Гаврилова. — М.: «Наука», 2009. - 179 с.
12. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7-8 лет / Е.С. Гончаренко. - Краснодар, 2009. - 105 с.
13. Гришанова И.А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения: Образование и наука без границ: материалы II междунар. науч.-практ. конф / И. А. Гришанова. - Днепропетровск: Наука и образование, 2006. - 432 с.
14. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова. - М.: «Просвещение», 1973. - 159 с.
15. Иванникова О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушениями зрения/ О.А. Иванникова // Воспитание и обучения детей с нарушениями развития.- 2004.- №2.-С. 23-27.
16. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал
практической психологии и психоанализа/ Пер. О. Исаковой. - М.:
«Просвещение», 2011. - 126 с.
17. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Т.Д. Карягина. - М.: Московский городской психолого - педагогический университет, 2013. - 175 с.
18. Ковалев А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой / А.Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: «Издательство Кубанского университета», 2008. - С. 39.
19. Кожанова Н. С. Коррекция коммуникативной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в семье как важное условие их успешной адаптации в группе детского сада / Н. С. Кожанова. - Москва: Детский сад от А до Я, 2009. - 532 с.
20. Кондратов А.Г. Тифлопсихология/ А.Г. Кондратов.-М.: «Просвещение», 1985.-208 с.
21. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к
сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. ... канд. псих. наук. - Н. Новгород, 1999. - 137 с.
22. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников/ М.И Лисина. М.:«Педагогика», 1974.-288 с. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. - М.: «Наука», 2009. - 83 с.
23. Литвак А.Г. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов /А.Г. Литвак. - Л.: «Аврора», 2001.-122 с.
24. Литвак А.Г. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов: Методические рекомендации /А.Г. Литвак.-Л.: Изд-во ЛГИИ им. А.И. Герцена, 1996.-16 с.
25. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю.А. Менджеринская // Прикладная психология. - 2012.- № 4. - С. 54-63.
26. Михальченко, Г.Ф. Формирование эмпатии у младших школьников/ Г.Ф. Михальченко. - Гродно, 2006. - 182 с.
27. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина // Психологический журнал. - 2012. - № 5. - С. 36-47.
28. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Дис. ... д-ра пед. наук. / Г. В. Никулина. - М.: СПб, 2004. - 499 с.
29. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.Р. Овчаренко. - Волгоград: «Дом печати», 2010. - 196 с.
30. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: «Бестпринт», 2006. - 76 с.
31. Роджерс К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. С. 428 - 430.
32. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2003. - 713 с.
33. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. - М.: «Полиграфсервис», 1997. -124 с.
34. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства/Л. И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 126 с.
35. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско- родительских отношений. Дис.... канд. псих. наук. - Н. Новгород, 2005. - 346 с.
36. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей /В. А. Феоктистова . - С-Пб.: «Речь», 2005. - 128 с.
37. Штейнмец А.Э. Развитие Эмпатии в школе / А.Э. Штейнмец //Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 79-83.
38. Юсупов И.М. Эмпатия как условие эффективного общения / И.М. Юсупов. - М.: «Академия», 2010. - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ