Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Работа №52174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретический обзор подходов к проблемам эмпатии и коммуникативных навыков в трудах отечественных и зарубежных ученых.
1.1. Общее понятие об эмпатии. Основные подходы к определению эмпатии.
1.2. Теоретические основы исследования коммуникативных навыков в психолого - педагогической литературе.
1.3. Особенности развития эмпатии и коммуникативных навыков дошкольников в онтогенезе
Выводы по I главе.
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
2.1. Организация исследования и характеристика выборки.
2.2. Сравнительный анализ особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом и дошкольников с нормальным развитием.
2.3. Корреляционный анализ результатов исследования.
Выводы по II главе.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.


Актуальность исследования. Отношение к другим людям является основой жизни каждого человека. Оно входит в ядро личности, определяет нравственную ценность субъекта и многие его поступки. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается определенное отношение к сверстнику, которое либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми.
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.).
В развитии сферы общения дошкольника ведущую роль играют коммуникативные навыки. Они позволяют не только правильно и грамотно объяснить свою мысль, и адекватно воспринимать информацию, но и различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в таких ситуациях и на основе этого выстраивать своё поведение.
Сложности адаптации детей с церебральным параличом
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении эмпатии и коммуникативных навыков, а также недостаточная теоретическая и экспериментальная разработанность проблемы в контексте нарушенного развития обуславливают актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучить и выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
Объект исследования: эмпатия и коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с нарушениями развития (ДЦП).
Предмет исследования: специфика эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что эмпатия и коммуникативные навыки дошкольников с детским церебральным параличом имеют отличительные особенности от дошкольников с нормальным психофизическим развитием.
Предполагается наличие связей между уровнями проявления эмпатии и общительности детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в науке концептуальные подходы в понимании эмпатии и коммуникативных навыков и методов их диагностики у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с церебральным параличом;
2. Подобрать эффективные методики и сформировать выборку;
3. Выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков старших дошкольников с детским церебральным параличом и их нормально развивающихся сверстников;
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологическая база исследования: деятельностный подход к исследованию психики: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; положение А.В. Запорожца и Я.З. Неверович об эмоции как об особой форме отражения действительности в форме эмоциональных образов; положения теоретических и экспериментальных исследований, посвященных изучению различных аспектов эмпатии (А.А. Бодалев, Т.П. Г аврилова, И.М. Юсупов и др.); научные положения психологии общения (В.М. Бехтерев, Э. Берн, Н.В. Кузьмина, Л.С. Рубинштейн); положения о ведущей роли социальной среды в онтогенезе и дизонтогенезе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной психолого - педагогической литературы; анализ психолого - педагогической и медицинской документации; сравнительный количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных; методы математической обработки данных.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось три взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (октябрь - декабрь 2015г.) нами изучалась научная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы, анализировался накопленный в отечественной и зарубежной литературе опыт развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушениями развития, определялись теоретические подходы к проблеме эмпатии и коммуникативных навыков.
На втором этапе (март - апрель 2016г.) было проведено исследование эмпатии и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.
На третьем этапе (май - июнь 2016г.) статистически обрабатывались и анализировались полученные результаты, осуществлялось оформление ВКР.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования эмпатии и коммуникативных навыков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями в специальных коррекционных учреждениях, где воспитываются дети с церебральным параличом, для профилактики и коррекции проблем, связанных социальной адаптации детей.
Апробация: основные результаты исследования были представлены на III Международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016), Всероссийской научно - практической конференции молодых ученых и студентов «Детство в современном мире» (Пермь, 2016).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 31 источника. Работа иллюстрирована 7 таблицами, 12 рисунками. В работе имеется 18 приложений. Общий объем работы составляет 00 страницы машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Материалы исследования позволяют сформулировать следующие выводы, касающиеся эмпатии и коммуникативных навыков у детей с детским церебральным параличом:
1. В специальной литературе недостаточно сведений об особенностях эмпатии и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.
2. У детей с церебральным параличом отмечаются ситуативные проявления эмпатии.
3. Испытуемым с детским церебральным параличом в большей степени свойственно сочувствие (гуманистическая эмпатия), то есть доминирование в системе межличностных отношений потребности в благополучии другого, потребности помочь ему, преобладание тенденций содействующего поведения.
4. По проявлению эмпатии в отношении объекта (животное, взрослый, сверстник) преобладает гуманистический характер эмпатии. По отношению к взрослому, намечается тенденция к эгоистическому характеру эмпатии.
5. Уровень общительности в группе детей с церебральным параличом низкий (p<0,01); явное отставание по компонентам: способность понимать другого человека(р<0,001); контактность(р<0,01), потребность в общении(р<0,01), эмпатия (р<0,01).
6. Испытуемые экспериментальной и контрольной группы с равной степенью успешности (значимых различий не выявлено) решают социальные задачи.
7. Дети с церебральным параличом, решая социальные задачи, выбирают стратегию избегания (жалоба взрослому, уход от ситуации).
8. Изучив систему связей между показателями социального интеллекта, структурных компонентов общительности и эмпатии в группе детей с ДЦП выявили сильные положительные связи:
Сильные положительные связи (p<0,01) выявлены между всеми показателями общительности. То есть, чем выше (ниже) уровень одного из показателей, тем выше (ниже) уровень остальных показателей, находящихся в данной иерархии взаимосвязей, и наоборот.
«Социальный интеллект» коррелирует с показателями - «эмпатия (КН)» (p<0,01), «общительность» (p<0,01), «контактность» (p<0,01), «потребность в общении» (p<0,05), «владение элементарными навыками общения» (p<0,05). Следовательно, чем выше (ниже) уровень социального интеллекта у детей с церебральным параличом, тем выше (ниже) уровень общительности и его структурных компонентов, и наоборот.
«Эмпатия» имеет прямую зависимость со всеми компонентами общительности. Иерархия взаимосвязей выглядит следующим образом: «владение элементарными средствами общения» (p<0,01), «общительность» (p<0,01), «эмпатия (КУ)» (p<0,05), «потребность в общении» (p<0,05), «контактность» (p<0,05), «способность понимать другого человека» (p<0,05). То есть, чем более высокими (низкими) являются показатели эмпатии, тем более высока вероятность повышения (понижения) показателей общительности и её компонентов, и наоборот.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что эмпатия и коммуникативные навыки дошкольников с детским церебральным параличом имеют отличительные особенности от дошкольников с нормальным психофизическим развитием, и о наличие связей между уровнями проявления эмпатии и общительности детей с детским Церебральным параличом.
Таким образом, доказательство выдвинутых в исследовании гипотез и решение его задач, позволяют утверждать, что цель исследования, заключавшегося в изучении и выявлении особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, достигнута.



1. Абульханова - Славская К.С. Деятельность и психология личности / К.С. Абульханова - Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Агавелян Р.А. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности. - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Р.А. Агавелян. - Ереван, 1995. - 19 с.
3. Агапова И.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с.
4. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев // Избранные пед. труды в 2 - х т. - М., 1980. - Т.1. - С. 160-178.
6. Василишина Т.В. Эмпатия как фактор эффективности педагогического общения: - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Т.В. Василишина. - М., 2000. - 20 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд. - М.: изд. центр Владос, 2012. - 680 с.
8. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова - М.: Знание, 1984. - 79с.
9. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - №2. С. 147-156.
10. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - №5. С. 107-114.
11. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - Воронеж: ИПП, НПО «МОДЭК», 1998.
12. Дубина Л.А. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.А. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10.
13. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД, 2009. - 320 с.
14. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец - М.: Просвещение, 1985. - 331с.
15. Землянкина Е.Д. Особенности эмпатии умственно отсталых школьников с психопатоподобным поведением: - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Е.Д. Землянкина. - СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2009. - 21 с.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.- 752 с.
17. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: - Дис. ... канд.психол.наук / Т.Д. Карягина. - М.: Московский городской психолого
- педагогический университет, 2013. - 175 с.
18. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией / Х. Кохут // Антология современного психоанализа: Т. 1 / Под ред. А.В. Рассохина. - М.: Институт психологии РАН, 2000.
19. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь /
С.В. Крюкова, Н.П. Слободянюк. - М.: Генезис, 2007. - 198 с.
20. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка - дошкольника /Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: Владос, 2004.
21. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. Заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
22. Логутова, Е. В. Психология делового общения: Учебное пособие / И. С. Якиманская, Н. Н. Биктина, Е. В. Логутова. - Оренбург: ОГУ, 2013.
23. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - СПб.: Питер, 2016. - 288с.
24. Роджерс К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. С. 428 - 430.
25. Смирнова О.Е. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2005. - 158 с.
26. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие / А.В. Соколов. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. - 461 с.
27. Твардовская А.А. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом: - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / А.А. Твардовская. - Нижний Новгород: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2011. - 24 с.
28. Трошин О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 256 с.
29. Филичева Т.Б. Логопедия: Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Т.В. Туманова. - М.: Владос, 2007. - 479 с.
30. Хасанова Р.И. Особенности эмпатии у дошкольников с нарушением интеллектуального развития: - Автореф. дис. . канд.психол.наук / Р.И. Хасанова. - СПб.: Санкт - Петербургский
государственный университет, 2009. - 19 с.
31. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно - методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ