Введение 3
Глава 1. Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения 7
1.1. Основные понятия и сущность профессиональной ориентации 7
1.2. Механизмы и этапы формирования профессиональной ориентации молодежи 16
Глава 2. Инновационные технологии в сфере профориентации 22
2.1. Методы профориентации 22
2.2. Инновации в профориентационной деятельности 30
2.3. Бизнес-план инновационного проекта «Центр Профориентации» 39
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение
Переход России в фазу постиндустриального образования по-новому рассматривает проблему взаимоотношений человека и труда. Важнейшим условием, без которого невозможен также переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, становится утверждение ценностей профессиональной деятельности, особенно для молодежи. Сегодняшнее образование направлено на самореализацию человека в жизни, для личной карьеры. Важно отметить, что постиндустриальное образование характеризуется непрерывностью - в течение всей жизни; собственной заинтересованностью обучающихся в образовании, принятием личности ответственности за свое учение; смещением акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся.
От включения молодежи в профессиональную деятельность, их профессиональной самореализации зависит как их собственная успешная карьера, так и развитие экономики страны и гражданского общества в целом, что обуславливает актуальность данной работы.
По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии.
Неосознанный выбор профессиональной деятельности ведет к разочарованию в учебных заведениях, дальнейшему обучению на других специальностях, серьезным внутренним противоречиям, что приводит к еще более сложному выбору профессионально обучения.
Поэтому, весьма важно, прежде чем выбрать профессию пройти профессиональную ориентацию.
Роль практической профориентации в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость. Данные услуги все больше востребованы населением, и этому есть ряд причин. Во-первых, мир профессий стал более дифференцированным, количество вузов и направлений работы увеличилось в разы. Поэтому для многих делать профессиональный выбор стало все сложнее, соответственно, актуальность помощи в этом возросла. Во-вторых, постепенно сформировалось доверие со стороны населения к профориентационным и психологическим услугам, понимание необходимости их прохождения в молодом и взрослом возрасте, осознание важности этого этапа профессионального самоопределения.
На II Всероссийском форуме профессиональной ориентации молодежи, который проходил в апреле 2016 года в Москве, руководитель федерального проекта «Zaсобой», заместитель председателя Молодежного парламента при Государственной Думе РФ Наталья Алиева выделила актуальные проблемы профориентационной деятельности, стоящие перед общественностью:
• проблема занятости молодёжи;
• невозможность трудоустроится после окончания высшего учебного заведения;
• время и средства, потраченные детьми, родителями, государством впустую;
• дополнительные мероприятия по содействию занятости молодёжи, которые вынуждены, либо переучиваться, либо вставать на биржу труда.
Существующие проблемы определили важные направления в сфере профессиональной ориентации: построение системы профессионального ориентирования, популяризация рабочих профессий, ориентирование молодёжи на занятие собственным делом и информирование о востребованных профессиях перед выбором.
Объектом исследования является сфера профориентации.
Предмет исследования - инновационные технологии в сфере профориентации.
Цель дипломной работы - разработка бизнес-плана инновационного учебного центра профессионального ориентирования в городе Казани Республики Татарстан.
Для достижения нашей цели, мы определили ряд задач:
• рассмотреть основные понятия профессиональной ориентации;
• определить сущность профориентации;
• проанализировать механизмы и этапы формирования профориентационной деятельности молодежи;
• рассмотреть инновационные технологии в сфере профориентации;
• провести маркетинговое исследование центров профессионального ориентирования;
• разработать бизнес-план инновационного учебного центра.
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Теоретической основой поступили работы известных психологов: Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Митрофановой Я.А., Марковой А.К., Пряжникова Н.С. и др. Практическая составляющая базировалась на работах специалистов по профессиональному образованию Джиоева С.Х., Голланда Д.ж.Л., Тарасюка
О.А. и т.д. При разработке бизнес плана мы опирались на работы исследователей в области менеджмента и маркетинга: Иванова Л., Березина И.С., Нэреш, К.Молхотра, и т.д.,. Также рассмотрели центры профессиональной ориентации в России и Республике Татарстан.
Методы исследования:
1. Методы сбора информации;
2. Анализ литературы;
3. Методы обработки полученных данных;
4. Анализ внедрения и распространения инноваций;
5. Методы анализа полученных результатов;
6. Анализ профориентационной деятельности в России и Республике Татарстан;
7. Маркетинговое исследование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан бизнес-план профориентационного учебного центра, который имеет свою ценность. Проект будет реализован, как социальное предпринимательство или магистратская работа, в которую войдет апробация и расширение методик, наработка клиентской базы, разработка ранка спроса и т.д.
Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, теоретической и экспериментальной главы, заключения, библиографического список, приложений.
При выполнении предоставленной работы мы взяли за основу понимание сути профессиональной ориентации молодых людей как целостную и неделимую системы, включающую в себя совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.
В разрабатываемом проекте мы опирались на то, что базовой основой профориентации личности является целеполагание. Среди наиболее значимых целей можно выделить такие, как достижения баланса между профессиональными интересами человека и его психофизиологическими особенностями, обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии и т.д. Кроме того, профориентация имеет свои задачи (формирование и развитие профессиональных компетенций и т.д.) и объекты (семья, самоопределяющаяся личность, государство и.д.). Профессиональную ориентацию осуществляют в нескольких направлениях: профессиональное просвещение, профессиональные консультации, профессиональный отбор, профессиональный подбор и профессиональная адаптация. Работа по этим направлениям должна осуществляться в комплексе. Чем будет достигнута наибольшая эффективность профориентационной работы с молодежью, в возрасте от 14 лет до 18 лет.
Наиболее важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных учреждениях, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению. При этом в процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить. Очень большое значение в механизме профориентации играют интересы и склонности человека, которые соотносятся с выбором профессии. Так же, внимание уделяется темпераменту, характеру человека, а так же психическим процессам личности, которые влияют на выбор профессии человеком.
Разнообразие методов в профессиональной ориентации позволяет подойти к проблеме выбора специальности очень серьезно. Все методы можно разделить на 3 группы: информационно-справочные, профессиональной психодиагностики, морально-эмоциональной поддержки.
Наиболее эффективным результатом в профориентационной работе является совокупность методов, и их поэтапное выполнение:
1. информационный блок о профессии;
2. психологическое тестирование, которые позволяют определить сферу деятельности оптанта;
3. закрепление знаний в попытке попробовать профессию на практике.
Все эти этапы связаны между собой, и без какого-либо этапа невозможно определить конкретную или подходящую профессию индивидууму
Все существующие наработки в сфере профориентации логично было бы объединить в одну большую систему, так как работа в совокупности со всеми технологиями более эффективна, чем с каждой по отдельности.
В настоящее время в Республике Татарстан не имеется комплексного подхода решения проблемы, связанной с выбором профессии. Но существуют организации, занимающиеся дополнительным образованием детей и молодежи.
На наш взгляд инновационной технологией в Казани будет разработка и реализация модели профориентационного центра для молодежи.
Разработка бизнес плана инновационного центра профессионального ориентира - главная цель исследования рынка профориентации.
Бизнес-план является важным и необходимым документом.
Результатом исследования будет подготовка к чемпионату мира по профессиям 2019 года, который пройдет в Республике Татарстан города Казани. Формирование рынка является апробирование технологий и методик.
Создание центра по выбору профессии - это создание нового спроса на рынке труда и образования, который поможет сделать профессиональный выбор молодому поколению.
1. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник /
Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
2. "Психология профессионализма" (1996);- А.К.Маркова
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - М.:
Академический проект, 2005. - 336 с.
4. Диагностика профессиональных способностей, система
профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М.:, 1994. - 127 с.
5. Учебная литература, словари [Электронный ресурс];
URL:http://slovari.vandex.ru, свободный.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - М.:
Академический проект, 2005. - С. 29.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - М.:
Академический проект, 2005. - С. 106.
8. Диагностика профессиональных способностей, система
профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М.: , 1994. - С. 19.
9. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - М.:
Академический проект, 2005. - С. 324
11. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: Учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 496 с.
12. О профессиональной и психологической поддержке населения в Российской Федерации: постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти. - 1996. - №10. - С. 685.
13. Маслов, Е.В. управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 312 с.
14. Лукин, Н.Н. Культурно-историческое творчество и профессиональное образование (социально-философский анализ): Науч.-метод. пособие / Н.Н. Лукин. - Красноярск: КГАУ, 2004. - 160 с.
15. Психологические трудности и ошибки при выборе профессии // http: //www.prof-centr.ru
16. Моргун, В.Ф. Методика многомерного анализа достижений ученика с целью профилирования и профориентации / В.Ф. Моргун // Школьные технологии. - 2005. - №6. - С. 134 - 141.
17. Гафурова, Н.В. Интегральная модель интеллектуально-личностного развития учащихся в системе образования / Н.В. Гафурова. - М.: Макс Пресс, 2004. - 220 с.
18. Копылова, Т.Г., Лашина, О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида / Т.Г. Копылова, О.Л. Лашина // Дифектология. - 2006. - №5. - С. 75 - 78.
19. Пряжников, Н.С. Направления и методы профориентации // [Электронный ресурс]; URL:http://profession.krsnet.ru
20. Канал «ПсихоВлог» на сайте популярного видеопортала Youtube: [Электронный ресурс]; URL: https: //www.youtube.com/watch?v=IteI4z26Onw, свободный.
21. Национальный образовательный канал «Просвещение»: [Электронный ресурс]; URL: https://www.voutube.com/user/Prosveshenietv/about. свободный
22. Воробье А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник
профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда
«Самонаправленный поиск»: Руководство. Ярославль, 1993.
orpsy.ru/methodology/proforientatsionnye_metodiki/oprosnik_khollanda/
23. Васенев А., Мое образование: [Электронный ресурс]; URL: http: //moeobrazovanie.ru/
24. ООО «Проект Про»: [Электронный ресурс]; URL:http://proekt- pro.ru/, свободный.
25. Интерактивный образовательный город профессий для детей
«КидБург»: [Электронный ресурс]; URL:http://kidburg.ru/, свободный.-С.П.,
2016
26. Страна профессий для детей Dreamland: [Электронный ресурс];
URL:http://www.godreamland.ru/izumrudniy/, свободный. - Красноярск, 2015.
27. Детский город мастеров «Мастерславль»: [Электронный ресурс]; URL:http://www.masterslavl.ru/, свободный.- М, 2016.
28. Детский город профессий «KIDSPACE» : [Электронный ресурс]; URL:http://kidspacepark.ru/, свободный.-. Казань.
29. Харламов А.Ю., Город профессий 360+: [Электронный ресурс]; URL:http://asi.ru/projects/9477/, свободный.
30. Центр развития детей и выбора профессии “АРТличность», [Электронный ресурс]; URL:http://www.art-lichnost.ru/, свободный. - СПб 2009.
31. Региональный центр содействия профессиональному
самоопределению обучающихся Архангельской области : [Электронный
ресурс]; URL:http://proftraektoria.ru/, свободный.
32. Центр психологического тестирования и развития «Точка роста» :
[Электронный ресурс];
URL:http://moeobrazovanie.ru/partners/centr psihologicheskogo testirovanija i raz vitija tochka rosta, свободный. - Екат.
33. Центр развития профессиональной карьеры :[Электронный ресурс]; URL:http://www.prof-karvera.m/, свободный. - Новос.
34. Джоббер, Д. Принципы и практика маркетинга: Учеб. пособие: Пер. с англ./ Джоббер, Дэвид. - 2-е изд. -
35. Анурин В.Ф. Маркетинговые исследования потребительского рынка. Уникальный отечественный опыт: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2006.
36. Крылова, Г. Д. Маркетинг. Теория и практика:учеб. для вузов/ Крылова, Г. Д., Соколова, М. И.; [гл. ред. Н. Д. Эриашвили]. -М.:ЮНИТИ- ДАНА,2004.
37. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И.С. Березин. -3 изд., перераб. и доп. - Москва: Вершина, 2007.
38. Бизнес-планирование и разработка инвестиционных проектов. / Савельев Ю.В., Жирнель Е.В. - Петрозаводск, 2007.
39. Г олубков Е.П. Основы маркетинга, - М.: “Финпресс” - 2003.
40. Лудольф Ф., Лихтенберг С. Бизнес-план. Профессиональная подготовка и убедительная презентация. - Олма Медиа Групп. - 2004.