Введение 3
1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения 7
1.1. Необходимость введения упрощенной системы налогообложения 7
1.2. Историческое развитие упрощенной системы налогообложения 14
1.3. Порядок применения упрощенной системы налогообложения 21
1.4. Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения 28
2. Практика применения упрощенной системы налогообложения
в Российской Федерации 40
2.1. Анализ категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную
систему налогообложения 40
2.2. Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы
налогообложения 49
2.3. Анализ поступлений налога при применении упрощенной системы в
бюджетную систему Российской Федерации 56
3. Развитие упрощенной системы налогообложения в
Российской Федерации 66
3.1. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в
Российской Федерации 66
3.2. Возможности использования зарубежного опыта при применении
упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации 76
Реформирование налоговой системы неуклонно продолжается с целью поддержания рыночных отношений, наибольший интерес для общества и государства при этом представляет поддержка малого и среднего бизнеса, являясь одним из неотъемлемых элементов экономики развитых государств.
Хорошее развитие предпринимательства - это неотъемлемая часть конкуренции, а значит и выпуска качественной продукции по приемлемым ценам. По своей сути, малое предпринимательство - это есть та структура рынка, к которой все стремятся. Из-за ряда преимуществ малое предпринимательство требует государственного внимания и регулирования, стимулирования их деятельности. Ведь в интересах государства иметь больший процент малого бизнеса в структуре всех организаций. Для субъектов малого
предпринимательства должна быть сильная со стороны государства эффективная поддержка, в том числе в сфере налогообложения.
Специальные налоговые режимы применяются в России в качестве одной из мер поддержки малого предпринимательства в области налоговой политики. Они призваны снизить налоговую нагрузку и упростить процесс налогообложение, тем самым поддерживая развитие самого значимого элемента рыночной экономики - малого бизнеса. Помимо этого, льготные режимы способствуют сокращению размеров теневого сектора экономики и последствий ее расширения.
Одним из льготных, распространенных и наиболее популярных специальных налоговых режимов в России является упрощённая система налогообложения. Особенностью данного налогового режима является замена уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль (налога на доходы физических лиц) и налога на имущество налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, тем самым значительно уменьшая налоговую нагрузку для субъектов малого предпринимательства. Требует внимания также преимущество упрощенной системы налогообложения, как предоставление меньшей отчетности в налоговые органы, а именно
предоставление раз в год налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения остается дискуссионным вопросом, так как с одной стороны упрощенная система налогообложения решает ряд проблем, связанных с исчислением и уплатой налогов, но с другой стороны его применение может быть связано с некоторыми затруднениями. Несомненно, до того как перейти на данный режим налогообложения необходимо оценить всевозможные налоговые риски. К тому же, чтобы использовать упрощенную систему налогообложения самим налогоплательщикам необходимо соответствовать критериям, отличным от критериев определения субъектов малого предпринимательства.
Первое упоминание об упрощенной системе налогообложения было в 1995 году, введением Федерального закона от 29.12.1995 г. № 222 - ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». С тех пор, на протяжении 20 лет экономическая обстановка в стране менялась кардинально и вместе с тем менялось и налоговое законодательство.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что на сегодняшний день упрощенная система налогообложения является самым эффективным способом поддержки малого предпринимательства, создавая для налогоплательщиков удобный климат ведения предпринимательской
хозяйственной деятельности. В период кризиса применение упрощенной системы налогообложения наиболее актуально используется, так как в ситуации массовых сокращений работников и падения оборотов предприятий, применение упрощенной системы налогообложения может сохранить социальную
стабильность и обеспечит рабочими местами население.
При этом для сохранения достигнутого уровня экономического роста во время нестабильной экономической ситуации в стране необходимо совершенствовать упрощенную систему налогообложения и сделать данный режим более привлекательным в глазах потенциальных и уже применяющих налогоплательщиков. Особенно данный вопрос касается момента перехода на упрощенную систему налогообложения с других режимов налогообложения, так как критерии, установленные в главе 26.2 НК РФ, являются немного завышенными для субъектов малого бизнеса.
Реформа упрощенной системы налогообложения не исчерпала себя, необходимость внесения изменений вызвана наличием затруднений при переходе с одного налогового режима на другой, дублированием систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей, необходимостью увеличения предельных значений ограничивающих порогов для ведения упрощенной системы налогообложения.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление основных проблем и направления развития и путей совершенствования упрощенной системы налогообложения в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить необходимость введения упрощенной системы налогообложения;
- рассмотреть историческое развитие упрощенной системы налогообложения в России;
- изучить порядок применения упрощенной системы налогообложения;
- раскрыть применение упрощенной системы налогообложения в зарубежных странах;
- определить формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения;
- оценить поступления по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- определить перспективы развития упрощенной системы налогообложения;
- оценить возможность применения зарубежного опыта упрощенной системы налогообложения;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию упрощенной системы налогообложения.
В данной работе объектом исследования выступает упрощенная система налогообложения в Российской Федерации.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при применении упрощенной системы налогообложения, способы усовершенствования упрощенной системы налогообложения в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.
Многие труды отечественных экономистов, нормативно-правовая база служат теоретической основой изучения вопросов применения упрощенной системы налогообложения. С момента введения упрощенной системы налогообложения малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований многих авторов. На сегодняшний день в силу необходимости поддержки субъектов малого предпринимательства такие авторы как Рахматуллина О.В., Чие Е.Э., Корень А.В. и др. отмечают о необходимости приведения модели упрощенной системы налогообложения к наиболее усовершенствованной форме.
По теме исследования в работе использовались законодательные и иные нормативные акты; изучены и обобщены специальная литература, методические рекомендации Федеральной налоговой службы, статистические и аналитические отчетности.