Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство коррекции поведения застенчивых детей

Работа №53966

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Исследование застенчивости в отечественной и зарубежной науке 7
1.2 Психолого-педагогические условия оказания поддержки застенчивым
детям в условиях семьи и ДОУ 18
Выводы первой главы 28
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТТВНОСТИ ИГР В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Общая характеристика испытуемых и методов исследования 30
2.2 Результаты диагностики проявлений застенчивости дошкольников на
этапе констатирующего исследования 39
2.3 Апробация игр в коррекции поведения застенчивых детей 51
2.4 Анализ эффективности игр в коррекции поведения застенчивых
детей 72
Выводы второй главы 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. В рамках формирования
современного образовательного пространства одним из позитивных
изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения стал
переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
Важнейшим аспектом в реализации данного направления является
осуществление индивидуального подхода к детям с эмоционально-личностными проблемами.
В настоящее время, по данным известного детского психолога Л.Н. Галигузовой, проявление застенчивости, в той или иной степени свойственны
42% российских дошкольников.
Длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно
принимать решение и справляться с трудностями серьезно осложняет жизнь
ребенка, как в семье, так и в коллективе сверстников. Родители и педагоги
часто не видят сам факт эмоциональных переживаний ребенка или считают их
беспредметными и немотивированными. Отсюда многочисленные упреки,
порицания, одергивания, окрики, наказания, требования вести себя так, как
данному ребенку не под силу.
Кроме того, по мнению педагогов и психологов (С.К. НартоваБочавер, М,Ю. Стожарова и др.) в настоящее время значительная часть
родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих
интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени,
учить детей считать, читать, знакомить с основами наук и т.п. Однако они
полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных видов деятельности: игры, занятий математикой, совместным трудом и т.п., которые
имеют психотерапевтический смысл в бытовых сферах общения. Вместе с
тем, по мнению психологов и психиатров, интеллектуальные перегрузки
приводят к глубокой невротизации личности ребенка, смещению его самооценки в область образовательных достижений. У застенчивых детей, которые робеют в постоянном ожидании критического отношения к себе со стороны взрослых, это не только не способствует улучшению их поведения, а
напротив, ведет к ухудшению за счет вторичных адаптационных реакций
протеста, отказа, оппозиции и др. В конечном итоге это может привести к
патохарактерологическому формированию личности, «нажитой» психопатии,
появлению педагогической запущенности.
В ряде исследований по смежным проблемам
(О.С.Богданова,Ю.В.Гербеев, Л.Ю.Гордин, Е.А.Горшкова, И.А.Каиров,
В.М.Коротов,И.С.Марьенко,Г.П.Медведев, Г.М.Миньковский, В.И.Петрова,
О.А.Свиридов, Ю.П.Сокольников, Н.В.Ялпаева) указано, что одной из причин появления трудных подростков является нарушение эмоциональных расстройств социального характера в период дошкольного детства.
Проблема исследования: как выявить застенчивых детей и оказать им
своевременную помощь? Специализированных дошкольных учреждений и
групп для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено.
Педагоги констатируют проявление собственного некомпетентного
отношения к этим детям, но не в состоянии справиться с ситуацией, как в
дошкольном образовательном учреждении, так и при взаимодействии с
семьей.
Профессиональная подготовка воспитателей к работе с застенчивыми
детьми и их родителями в средних и высших специальных учебных заведениях осуществляется недостаточно эффективно и фактически отсутствует
литература по данному вопросу.
Все вышесказанное определило цель исследования: изучение роли
игры как средство коррекции поведения застенчивых детей.
Объект исследования: процесс оказания поддержки застенчивым детям
пятого-шестого года жизни.
Предмет исследования: игра как средство коррекции поведения
застенчивых детей.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс
коррекции поведения застенчивости детей дошкольного возраста будет
протекать успешно, если в качестве средств преодоления застенчивости
будут использованы возможности игры.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать по психолого-педагогической и
методологической литературе состояние проблемы застенчивости детей
дошкольного возраста.
2. Выявить и охарактеризовать психолого-педагогические условия,
способствующие поддержке застенчивых детей дошкольном
образовательном учреждении.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность игр в
коррекции поведения застенчивых детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили работы
отечественных ученых, посвященные культурно-историческому и деятельностному подходу к развитию ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б, Эльконин,
А.НЛеонтьев, А.В. Запорожец и др.). В исследовании использовались
теоретические положения, содержащиеся: в трудах педагогов, внесших
существенный вклад в разработку проблемы поиска форм сотрудничества
детского сада с семьей (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, С.К.
Калиев, В.К. Котырло, Т.А, Куликова, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская и
др.); в психологическом исследовании, проведенном Л.Н. Галигузовой по
выявлению возрастных особенностей застенчивости у дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы
использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету
исследования: анализ психолого-педагогической литературы; разработка и
проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов
эксперимента; осуществление качественного и количественного анализа
полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
конкретных средств по оказанию поддержки застенчивым детям в форме6
игр, плане занятий семейного клуба и методики работы с детьми по игровой
театрализованной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития
ребенка - детский сад № 65 "Ивушка" г. Альметьевска" МБДОУ №23 г.
Альметьевск РТ. В исследовании принимали участие дети 5-6 года жизни,
их родители и воспитатели.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


1. Рассмотренные теоретические подходы к пониманию сущности застенчивости детей-дошкольников, формированию и развитию показывают, что эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из основных предпосылок общего психического развития, один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка, и становление его исходно благополучной психики. При этом основными причинами нарушений эмоциональных состояний являются:
- внутренние: слабость нервной системы ребёнка, возрастные и индивидуальные особенности эмоционально-когнитивной сферы (некритичность мышления) и как следствие - высокая психоэмоциональная нестабильность;
- внешние: особенности детско-родительских отношений,
отношений в детском коллективе, а также с воспитателями, педагогами дошкольного учреждения.
2. По данным проведённого исследования наиболее
распространёнными видами неблагоприятных эмоциональных состояний застенчивых детей в дошкольном возрасте, нуждающимися в психологической коррекции, являются: высокий уровень личностной тревожности, неадекватная самооценка с тенденцией к значительному завышению либо занижению, выраженное агрессивное поведение, импульсивность, закрепление негативных эмоций, способствующее инверсиям личностных ценностей.
3. Опора в психокоррекционном процессе на ведущую деятельность дошкольников (игру), реализуемую в системе дошкольного образования,
позволила достоверно снизить у дошкольников показатели тревожности, агрессивности; произошло расширение эмоциональной сферы детей через чёткую дифференциацию положительных и отрицательных эмоций, претерпели изменения значения самооценки, повысился общий эмоциональный фон. Эффективность разработанной нами программы психокоррекции эмоциональных состояний в ходе педагогического процесса экспериментально подтверждена в данном исследовании. Кроме коррекции эмоциональной сферы ребенка наблюдалось и изменение родительского отношения, отношений со сверстниками, воспитателями, обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями, а также созданы условия для укрепления их психологического здоровья.
4. На основании анализа психолого-педагогической литературы обоснована необходимость оказания поддержки застенчивым детям в семье и дошкольном образовательном учреждении. Выявлено, что пятый год жизни является наиболее благоприятным периодом для оказания поддержки этим детям с целью снятия негативных сторон застенчивости.
5. Принципиальным психолого-педагогическим условием активного вовлечения родителей в работу по оказанию поддержки их застенчивым детям, является комплексный подход к использованию различных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, включающий:
- сочетание индивидуального информирования родителей об отрицательном влиянии таких проявлений застенчивости, как затруднения в общении с посторонними людьми и страх любых публичных выступлений и т.п. на развитие личности их ребенка, с традиционными групповыми формами повышения их психолого-педагогической культуры (консультациями, лекциями и т.п.);
- организацию новых форм совместной деятельности педагогов с родителями и родителей друг с другом, а также со своими детьми ((занятия семейного клуба);
- приобщение родителей к содержательному взаимодействию и общению с собственным ребенком в игровой деятельности и труду в домашних условиях.
Следует констатировать, что в результате проведенной экспериментальной работы цель и задачи исследования - достигнуты, гипотеза нашла свое адекватное подтверждение.



1. Битянова, М.Р. Работа психолога в детском саду / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Генезис, 2011. - 352 с.
2. Бурлачук, А.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2012. - 241 с.
3. Венгер, А.Л. Схема индивидуального обследования детей дошкольного возраста. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос, 2013. - 160 с.
4. Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюанс, - М.: Генезис, 2014. - 189 с.
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение. 2013, с. 47-81.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд. АСТ, 2015. - 672 с.
7. Гильбух, Ю.З. Психодиагностика в ДОУ / Ю.З. Гильбух. - М.: Знание,
2011. Сер. "Педагогика и психология". - № 4. - С. 15.
8. Гуткина, H.II. Психологическая готовность к школе / H.II. Гуткина. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
9. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ / В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина. - М.: Знание, 2014. - 91 с.
10. Дубровина; И.В. Психическое здоровье детей и подростков / И.В. Дубровина. - M.: Академия, 2010. - 256 с.
11. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. / В.Е. Дружинин. — М.: Сфера. 2013. -364 с.
12. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. / А.В. Запорожец - М., Просвещение, 2015. - 145 с.
13. Захаров, А.И. Детские неврозы. / А.И. Захаров. - М.: Инфра-М, 2011. - 324 с.
14. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по игровой терапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М Грабенко. - СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2012. - 89 с.
15. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - СПб.: Питер, 2013. - 249 с.
16. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. / Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова - М.: Академия, 2014. - 452 с.
17. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 184 с.
18. Истратова, О.Н. Справочник психолога детского сада / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.- М.: Академия, 2014. - 448 с.
19. Киселева, М.В. Игра в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2014. - 221 с.
20. Ковалец, И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 217 с.
21. Копытин, Л.И. Руководство по групповой игровой терапии / Л.И. Копытин. - СПб.: Речь, 2013. - 23 с.
22. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. / Н.Л. Кряжева. - М.: Сфера, 2015. - 258 с.
23. Лебедева, Л.Д. Практика игры в ДОУ: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2013. - 45 с.
24. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская. - М.: МГУ, 2014. - 87 с.
25. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2013. - 494с.
26. Неменский, Б.Н. Искусство, Культура, Образование: Цикл бесед / Б.Н. Неменский. - М.: Просвещение, 2013. - 411 с.
27. Немов Р.С. Психология. — М.: ВЛАДОС, 2013.— 688 с.
28. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение,
2016. - 479 с.
29. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. - М.: Независимая фирма «Класс», 2015. - 336 с.
30. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка / О.А. Орехова.
- СПБ.: Речь, 2012. - 136 с.
31. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. / А.А. Осипова. - М.: Сфера,
2012. - 510 с.
32. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2010. - 125 с.
33. Портнова, А.Г. Большой толковый психологический словарь в 2-х томах / А.Г. Портнова. - М.: Вече АСТ, 2010. - 560 с.
34. 45.Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.- Воронеж: ЮНИТИ, 2010. - 87 с.
35. Прихожан, А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожан. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 192 с.
36. Психотерапия детей и подростков / Под ред Ф. Кендалла. - СПб.: Питер, 2012. - 251 с.
37. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2010. - 160 с.
38. Самоукина, Н.В. Практический психолог в детском саду: лекции,
консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. - М.: Института
Психотерапии, 2013. - 244 с.
39. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2013. - 208 с.
40. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. - 124 с.
41. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. - М: Илекса, - Ставрополь: Сервисшкола, 2011. - 178 с.
42. Степина, Н.М. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, Н.М. Степина, В.Я Зедгенидзе. - М.: Академия, 2014. - 154 с.
43. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 74 с.
44. Хозиева, М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию / М.В. Хозиева. - М.: Академия, 2015. - 320 с.
45. Хусейн, С.А. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков / С.А. Хусейн, В.Р. Холкомб. - М.: Сострадание, 2014. - 254 с.
46. Хухлаева, О.В. Лесенка радости / О.В. Хухлаева. - М.: Инфра-М,
2013. - 80 с.
47. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2014. - 35 с.
48. Хризман, Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, Т.Д. Лоскутова. - М.: Сфера, 2014. - 125 с.
49. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение:
Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. - М.: Академия, 2011. - с. 55-73.
50. .Шеффер, Ч. Игровая семейная психотерапия / Ч. Шефер, Л. Корн. - СПб.: Питер, 2011. - 384 с.
51. Шишова, Т.Л. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость./ Т.Л. Шишова. - М.: Искатель, 2014. - 441 с.
52. Шишова, Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет./ Т.Л. Шишова. - М.: Искатель, 2015. - 142 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ