Введение 10
1. Теоретические и методические основы создания организационных структур управления предприятием 13
1.1. Понятие и теоретические основы организационной структуры управления предприятием 13
1.2. Методические основы современных систем управления 19
1.3. Виды организационных структур управления, их преимущества и недостатки 27
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия Федеральное казенное предприятие "Казанский завод точного машиностроения" (ФКП КЗТМ) 39
2.1. Организационная структура предприятия ФКП КЗТМ 39
2.2. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ФКП КЗТМ. 46
2.3. Формирование системы управления предприятием ФКП КЗТМ 57
3. Совершенствование организационной структуры управления предприятием ФКП КЗТМ 64
3.1 Анализ проблемных зон структуры управления ФКП КЗТМ 64
3.2. Разработка и усовершенствование организационной структуры управления ФКП КЗТМ 71
3.3. Направления развития деятельности ФКП КЗТМ в соответствии с
предлагаемой структурой управления 78
Заключение 86
Список использованных источников 91
Экономика России в целом и ее промышленный комплекс постепенно переходят в стадию подъема, которая сопровождается нарастанием неопределенности и подвижности среды, требующим своевременной реорганизации деятельности предприятий. Особую важность приобретают организационные инновации, противодействующие застою и обеспечивающие эффективное использование всех имеющихся ресурсов.
Компании, вступившие на путь развития, должны непрерывно проводить преобразования, чтобы получить запланированный результат и обеспечить оптимизацию внутренних управленческих потоков, поскольку первые шаги по реорганизации, какими бы масштабными они ни были, не гарантируют достижения стратегически значимых целей.
Проведение организационных изменений требует улучшения производственной и коммерческой инфраструктуры, которая должна отвечать новому состоянию факторов работы предприятий. Трансформация объективных условий их функционирования, характерная для развивающейся экономики, вносит много нового не только в управленческую практику, но также и в содержание методик, подходов, научных концепций теории менеджмента, использование которых, в свою очередь становятся стимулом роста конкурентоспособности компаний.
Одной из актуальных проблем, возникающих в процессе совершенствования организационных структур предприятий в современных условиях, является противоречие между необходимостью четкого и своевременного проведения инновационных технико-технологических преобразований и невозможностью соответствующего разделения прав и ответственности за их осуществление в аппарате управления компанией. Как следствие, существует принципиальная потребность в создании механизма тесного взаимодействия трансформирующейся производственно-экономической системы и организационной структуры предприятия.
Непосредственно теоретико- методологические аспекты выбора типа организационной структуры, основные проблемы и критерии этого процесса рассматривали А. Этциони, Б. Хайнинге, П. Друкер, Ф. Селезник, И. Адизес, Д. Хиксон, Дж. Томпсон и др. Основные функции и значение организационных структур для достижения целей компании обосновали М. Вебер, А. Рейли, Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон и другие классики теории менеджмента.
Теоретико-методологические и практические подходы к реструктуризации предприятий промышленности и других отраслей в условиях рынка отражены в работах Р. Акбердипа, А. Бузгалипа, С. Глазьева, Е. Дронова, И. Мазура, Э. Попова, В. Попова, А. Радыгина, Э. Уткина, В. Шапиро и др.
В научной литературе рассматриваются проблемы совершенствования организационных структур и систем управления компаний, но следует отметить, что потенциал исследований недостаточен для современных предприятий и руководители вынуждены ориентироваться на сложившуюся ситуацию и существующий у них опыт, иногда непосредственно использовать новые подходы к реструктурированию, ориентированные на динамичное макро- и микроокружение, по не вполне уверены в них и не всегда последовательно и эффективно их осуществляют.
Актуальность указанной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы, объекта и предмета исследования, формулировку его цели и задач.
Целью работы является изучение вопроса организационной структуры управления предприятием. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и теоретические основы организационной структуры управления предприятием;
- осветить виды организационных структур и их методологическую основу;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ФКП КЗТМ;
- проанализировать организационную структуру ФКП КЗТМ и выявить ее недостатки;
-разработать и усовершенствовать организационную структуру управления ФКП КЗТМ;
- выявить предполагаемый экономический эффект от внедрения новой организационной структуры
Предметом исследования является изучение отношений, возникающих при совершенствовании организационной структуры предприятия.
Объектом исследования является промышленные предприятия, в частности ФКП КЗТМ.
Информационно-эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ; материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе, и периодической печати; экспертные оценки независимых исследователей, а также организационные документы и материалы статистической отчетности ФКП КЗТМ.
Организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений, которых обеспечивают целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого.
К свойствам организационной структуры, определяющим ее типологию, относят: степень централизации - децентрализации механизма управления, степень сложности организационной структуры, степень формализации механизма управления. Степень выраженности этих свойств в их сочетании определяет степень адаптивности конкретной структуры к внешним условиям функционирования предприятия, что позволяет, с известной степенью условности, отнести ее к механическому или органическому типу структуры управления.
Не существует идеальных, совершенных организационных структур предприятий, но каждая из них может успешно использоваться при определенных обстоятельствах. Поэтому необходимо постоянно оценивать достоинства и недостатки каждого типа организационной структуры, прежде чем применять их на практике.
В настоящее время в проектах реструктуризации применяется большое количество относительно новых методов, используемых па различных этапах организационного проектирования и для различных целей. Выбор какого-либо из методов для использования в проектах реструктуризации предполагает знание сути и области их применения. В условиях трансформирующейся экономики существует необходимость использования новых инструментов и методов управления, способных повысить эффективность деятельности предприятий. Наиболее предпочтительными методами совершенствования организационных структур для российских предприятий являются реинжиниринг бизнес-процессов и аутсорсинг. В результате их применения структура становится более
горизонтальной, устраняются избыточные уровни управления, что позволяет ориентировать организацию не на функции, а на процессы.
Анализ организационной структуры управления, разработка мероприятий по ее совершенствованию проведены на примере действующего предприятия ФКП КЗТМ. Это динамично развивающаяся организация. Объемы деятельности предприятия на протяжении 1995-2014гг. непрерывно увеличиваются. Однако в рассматриваемой организации наблюдается рост себестоимости производства и уровня издержек обращения.
Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности дал следующие результаты.
ФКП КЗТМ является целостным объектом управления. Направления деятельности данного предприятия не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Каждое направление реализует не одно, а несколько линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.
Существующая организационная структура ФКП КЗТМ включает наиболее актуальные направления основной деятельности, однако слабо отвечает тенденциям развития бизнеса из-за недостаточной ее гибкости. В связи со слабостью горизонтальных связей данная структура не может оперативно реагировать на структурные изменения спроса, способствовать разработке новых видов продукции или услуг, открытию новых сегментов рынка, внедрению новейших технологий рекламной деятельности. Ее механизм управления недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений предприятия и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок, а также имеет необоснованно высокие затраты на достижение стратегических целей предприятия.
Анализ степени рациональности распределения задач, прав и ответственности между структурными подразделениями ФКП КЗТМ выявил:
- несоответствие функций управления, обусловленных целями предприятия и фактически выполняемых функций;
- наличие нереализуемых функций;
- дублирование функций двумя или тремя службами; принятие решений на необоснованно высоком уровне, что снижает их оперативность и отвлекает руководство от стратегических задач.
В ФКП КЗТМ отсутствует департамент стратегии, результатом работы которого являлась бы корпоративная стратегия компании, обеспечивающая долгосрочную эффективность предприятия.
Организационная структура ФКП КЗТМ является высоко централизованной, имеющей слабые горизонтальные связи. Работоспособность организационной структуры управления является явно недостаточной в современных условиях, характеризующихся высокой нестабильностью внешней среды и изменением вкусов, требований и предпочтений потребителей.
На основе результатов анализа выделены основные недостатки организационной структуры управления ФКП КЗТМ:
- отсутствие департамента стратегии, занимающегося стратегическим планированием развития предприятия;
- слабость горизонтальных связей, обусловленная существующим механизмом управления, который недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений предприятия и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок и, как следствие, слабая приспособляемость организации к изменяющимся условиям;
- неравномерное распределение нагрузки по управлению организацией па руководителей различных уровней;
- несоответствие функций управления, обусловленных целями предприятия и фактически выполняемых функций, дублирование функций, наличие нереализуемых функций.
Перечисленные недостатки сказываются на работоспособности организационной структуры управления ФКП КЗТМ, надежность которой является недостаточной в современных условиях, характеризующихся высокой нестабильностью внешней среды и изменением вкусов, требований и предпочтений потребителей. Поэтому организационная структура управления ФКП КЗТМ требует совершенствования.
В работе представлен проект мероприятий по совершенствованию организационной структуры. Основное содержание проекта заключается в следующем:
- построение адаптивной проектно-матричной организационной структуры управления;
- введение в штат новых должностей;
- создание департамента стратегии, который будет заниматься стратегическим планированием;
- глобальное организационное нововведение - создать службу маркетинга включающую в себя три отдела;
- введение в штат организации должности директора отдела по управлению персоналом.
В результате реализации мероприятий по совершенствованию организационной структуры ожидается рост чистой прибыли предприятия, рентабельности от основной деятельности, производительности труда, что подтверждает значительную экономическую выгоду от проекта для предприятия. Социальная эффективность проекта обусловлена увеличением числа занятых в организации, ростом средней заработной платы, ростом значимости каждого работника, привлечение его к процессу выявления и решения проблем организации, планированием его профессионального развития, обучению и повышению его квалификации.
Высокий уровень социальной и экономической эффективности проекта совершенствования организационной структуры управления, соответствие ее стратегическим целям компании, обуславливает целесообразность внедрения ее в ФКП КЗТМ что подтверждают результаты опроса руководителей в данной компании.
Реализация данных мероприятий будет способствовать достижению стратегических целей предприятия.
1. Абчук, В.А. Менеджмент: Учебник / В.А. Абчук - СПб: Союз, 2012
2. Акофф, Р.Л. Планирование будущего корпораций / Р.Л. Акофф - М.: Изд-во Сирин, 2012
3. Аммельбург, Г. Предприятие будущего: структура, методы и стили руководства / Г. Аммельбург; Пер. с нем. В.А. Чекмарева. - М.: Международные отношения, 2009
4. Андреева, ЕЛ. Организационные структуры фирмы в условиях глобализации: Учебное пособие. / Е.Л. Андреева - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 2013
5. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник для студентов, обучающихся на экономических специальностях. 11-е изд. стер. - М.: Омега-Л, 2008.
6. Белогуров В.П. Основы управления: Учеб. пособ. - Харьков: Консум,2013. - 462 с.
7. Бир, С. Мозг фирмы: Пер. с англ. / С.Бир - М.: Едиориал УРСС, 2015
8. Большаков, A.C. Современный менеджмент: теория и практика. / A.C. Большаков-СПб: Питер, 2010
9. Быкова, А. Организационные структуры управления. / А. Быкова - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2013
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия организация, процесс. М.: Изд-во Московского университета, 2010.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2014
12. Волкова, К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. / К.А. Волкова и др. - М.: ОАО "Издательство "Экономика", НОРМА, 2010
13. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. - СПб: Питер, 2008.
14. Гибсон, Дж.Л. Организация: поведение, структура, процессы/ Дж.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2010
15. Демидова, A.B. Исследование систем управления: конспект лекций / А. В. Демидова. -М.: Приор-издат, 2015
16. Друкер П. Практика менеджмента. - М.: Вильямс, 2010.
17. Дункан Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. - М.: ДЕЛО, 2010.
18. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник. - М.: Экономист, 2012.
19. Занковский, А. Н. Организационная психология: Учеб. пособие. / А. Н. Занковский - М.: Флинта: МПСИ, 2010
20. Иванова, H.H. Экономический анализ организационных структур промышленного предприятия: Монография / Н.Н.Иванова, Н.Н.Мозгов, Б.И. Герасимов. Под ред. Б.И. Герасимова. - Тамбов: ТГУ, 2013
21. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков: вводный курс. - Мн.: Новое знание, 2010.
22. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры. - СПб.: Питер, 2010.
23. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают компании, применяющие сбалансированную систему показателей. - М.: Олимп-Бизнес, 2014.
24. Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства. Теория и практика. - М.: Омега-Л, 2010.
25. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. / В.И. Кнорринг. - М.: Норма, 2014
26. Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией. 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 6. - М.: ИНФРА-М, 2010.
27. Лафта Дж. К. Теории организации. - М.: Проспект, 2010.
28. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний:
Учеб. пособ. для вузов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011. - 456 с.
29. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004.
30. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 2010.
31. Ньюстром Дж.В, Дэвис К. Основы организационного поведения. - СПб.: Питер-Юг, 2010.
32. Организационная структура предприятий: Учебное пособие / Д.Г. Копоков, А.О. Смирнов, О.Н. Яниковская -М.: КОНСЭКО, 2010
33. Организационная структура предприятия: современные подходы и пути развития / Корнюхин С.В. - М.: Европейский центр по качеству, 2013
34. Питерс Т. и Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 2010.
35. Прохоров, А. П. Русская модель управления / А. П. Прохоров. — М.: ЭКСМО, 2016
36. Самуэльсон П., Нордхаус В. Микроэкономика, 18-изд. - М.: Вильямс,
2010.
37. Смирнов С.В., Мурашова Е.П. Организационное поведение: Учеб. пособ. - М.: МГИУ, 2010. -67 с.
38. Федорова Н.Н. Организационная структура управления
предприятием: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2010.
39. Чередникова Л.Е. Управление стратегическими изменениями: теоретические аспекты, методологические подходы и инструментарий: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУЭУ, 2010.
40. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2010.
41. Абалкин, J1. Выбор стратегий и роль российских предпринимателей / Л.Абалкин // Проблемы теории и практики управления. 2013 №5
42. Алексеев, Н.С. Организационное проектирование в современной экономике // Консультант директор. 2013. №17
43. Антонов В.Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в
России и за рубежом. -№ 1, 2010
44. Владимирова И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. - № 5, 2010
45. Грушенко, В.И. Разработка организационной структуры управления предприятием в условиях экономического кризиса/ В.И. Грушенко, Л.В. Фомченкова, В.Т. Халдеев // Проблемы теории и практики управления. - 2013. №1
46. Денисов В.М, Холодкова В.В. Оптимизация структуры после реорганизации. Опыт объединения филиалов // Менеджмент в России и за рубежом - № 2, 2015
47. Макеев А.С. Методика проектирования организационно
функциональной структуры муниципального предприятия. // Нефтегазовое дело, 2010.
48. Приходько В.И. Современная организационная парадигма // Менеджмент в России и за рубежом.- № 3, 2010
49. Стёганцев, А. В. Стратегическое управление персоналом в области продаж / А. В. Стеганцев.// Менеджмент в России и за рубежом, 2015. № 3
50. Токарев, В. Гипотеза о новой парадигме управления/ В.Токарев // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 3
51. Хорват, П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием/ П. Хорват // Управление предприятием. 2014. №4
52. Щиборщ, К.В. Интегрированная система управления промышленных предприятий России/ К.В. Щиборщ // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 4
53. Ясин, Е.Г. Модернизация и общество/ Е.Г. Ясин // Вопросы экономики, 2014. № 5
54. Бандурин, A.B. Стратегический менеджмент организации / A.B. Бандурин, Б.А. Чуб // Корпоративный менеджмент. - http://www.cfin.ru
55. Кузнецов, А.И. Организационная структура предприятия с позиций обеспечения выживания/ А. И. Кузнецов // http://www.itearn.ru/publications/ strategy/ section_ 31 /article_311/
56. Кушнерова, С. Типичные ошибки при реструктуризации бизнеса / С. Кушнерова // http://www.valex.net/articles/restr.html
57. Муравьев, C.B. Экспресс-анализ структур управления предприятием / C.B. Муравьев// Корпоративный менеджмент. // http://www.cfin.ru/ management/strategy /orgstr/express_struct. Shtml
58. Ованесов, А. Структура компании - вопрос для бизнеса актуальный/ А. Ованесов // ПроИнвест Консалтинг - http://www.strategy.ru/ publish/48. Doc
59. Шарафанова, Е. Организационная структура как инструмент управления персоналом: тенденции XX века/ Е. Шарафанова// Персонал-микс, 23.01.2015. http://www.hrm.ru
60. Щедровицкий, П.Г. Организационное проектирование в системе
управленческой деятельности / П.Г. Щедровицкий //
http://www.shkp.ru/lib/publications