Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной компетентности подростков

Работа №53893

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы153
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические аспекты формирования социальной компетентности подростков
1.1 Сущность социальной компетентности: основные подходы в
отечественной и зарубежной литературе 8
1.2 Особенности формирования социальной компетентности подростков 20
1.3 Формы и методы формирования социальной компетентности подростков 26
Выводы по I главе 38
Глава II Эмпирическое исследование процесса формирования социальной компетентности подростков
2.1 Организация эксперимента и исходный уровень
сформированности социальной компетенции подростков 41
2.2. Апробирование программы формирования социальной компетентности подростков «В гармонии с собой и миром» 51
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы по
формированию социальной компетентности подростков 62
Выводы по II главе 80
Заключение 82
Список использованной литературы 84
Приложения 89


Актуальность исследования. В настоящее время общество выдвигает множество требований к личности, без которых жизнедеятельность человека в современном социуме станет невозможна, отсюда возникает острая проблема межличностного взаимодействия и создания тактики сосуществования в обществе. Благополучность и успешность современного человека находится в прямой взаимосвязи от умения решать возникшие проблемы, от информированности его в вопросах социального пространства. Непосредственно по этой причине главным и ключевым аспектом в успешности человека, является степень развития социальных компетентностей, которые дают возможность достичь желаемых целей и прийти к необходимому результату.
Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем также свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время как в России, так и за рубежом. Исключительная сложность данной проблемы и ее важность для практики дали толчок к написанию множества работ, непосредственно связанных с рассмотрением вопросов формирования социальной компетентности. Однако существующие в настоящее время способы повышения социальной компетентности (лекции, тренинговые занятия, печатные материалы, различные образовательные и воспитательные программы и др.) не всегда в достаточной степени учитывают интересы и склонности подростков, особенности их возраста. К тому же они не всегда отражают и сложность ситуации в современном российском обществе. Зачастую они фрагментарны, ориентированы преимущественно на развитие отдельных сторон социальной компетентности, доступны далеко не всем, при их проведении требуются значительные временные и материальные затраты.
В контексте модернизации Российского образования возникает переосмысление цели и задач социально-педагогической деятельности. Как показывает анализ научной литературы и практики, подростку необходимы социальные умения и навыки для успешного решения проблем, встречающихся в повседневной жизни, а также для его интеграции в общество, которая достигается в процессе установления социально приемлемых отношений с членами семьи, с субъектами образовательных учреждениях и всех социальных институтов.
В условиях перехода современной России к гражданскому обществу и цивилизованному рынку особый акцент в процессе модернизации образования должен быть сделан на подготовку старшеклассников к функционированию в качестве полноценных членов общества и граждан своей страны. Каждый ученик должен обладать социальной компетентностью: комплексом знаний, умений, навыков, социально-личностных характеристик, способов компетентного социального действия и поступка, мотивационной готовностью их практического использования в жизненных и профессиональных ситуациях.
Наиболее проблемным этапом жизненного пути признается подростковый возраст. Это связано с быстрыми темпами психофизиологического и личностного развития подростков.
Особенностью этого возраста является личностная нестабильность подростка. Значительная часть современных подростков, характеризуется низкой социальной компетентностью, они не готовы к выполнению необходимых социальных ролей, не способны сделать самостоятельный выбор, не умеют прогнозировать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение.
Воспитание и формирование личности подростка происходит в определенной образовательной среде, которая с разной степенью успешности осуществляет проектирование значимых компетентностей. Социальная компетентность - это прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность.
В современной социально-педагогической науке рассматриваются различные аспекты формирования социальной компетентности (Е. В. Коблянская [20], В. Н. Куницына [24], А. Кидрон [19], Е. А. Боярский [5]). В некоторых исследованиях освещены вопросы структуры, методики, диагностики социальной компетентности, пути и средства ее формирования (Н. В. Калинина [16], М. И. Лукьянова [25]), Л. М. Иванов [15], И. А. Зимняя [13], Н. А. Добролюбов [10], Л. С. Колмогорова [22]).
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема развития социальной компетентности подростков не теряет своей значимости, так как используемые в школьной практике педагогические меры не дают достаточно эффективных результатов.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку социально компетентного выпускника школы и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования социальной компетентности подростков.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности содержания форм и методов формирования социальной компетентности подростков.
Объект исследования - процесс формирования социальной компетентности подростков.
Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования социальной компетентности подростков.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «социальная компетентность» в психолого-педагогической литературе
2. Определить возрастные особенности социальной компетенции у подростков
3. Выявить формы и методы, способствующие формированию социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения.
4. Разработать и апробировать программу формирования социальной компетентности подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность процесса формирования социальной компетентности подростков повысится, если:
-опираться на сущностные характеристики «социальной компетентности»;
-учитывать возрастные особенности социальной компетентности подростков;
-разработать и апробировать программу, направленную на формирование социальной компетентности подростков «В гармонии с собой и миром»
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МОУ школа №51 г.Казани. В эксперименте участвовали 30 подростков (15 мальчиков,15 девочек) в возрасте 13-14 лет.
Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы в психологии - Н.В. Калининой [16], Е.В. Коблянской [20], В.Н. Куницыной [24], М.И. Лукьяновой [25], Л.И. Божович [3], Е.И. Бондарчук [4], в педагогике, В.И. Загвязинским [11] И.А. Масловой [27], И.П. Подласого [33], в социальной педагогике И.А. Зимней [13], А.В. Быковым [6], Л.Н. Гиенко [8], Н.И. Грибенчука [9].
Методы исследования определены его целью, задачами.
Теоретические методы: анализ научной психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; обобщение, систематизация.
Эмпирические методы: тестирование, наблюдение, беседа, сравнение, измерение, эксперимент.
Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Теоретическая значимость. Рассмотрена сущностная характеристика социальной компетентности подростка как совокупности его личностных качеств и социальных компетенций в соответствии со структурными компонентами. Определена совокупность психолого-педагогических условий эффективного развития социальной компетентности подростков в образовательном учреждении.
Практическая значимость: содержащиеся в работе положения и выводы могут эффективно использоваться в процессе социально-педагогической работе в развитии социальной компетентности подростков.
Структура исследования: Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время общество выдвигает множество требований к личности, без которых жизнедеятельность человека в современном обществе станет невозможна, отсюда возникает острая проблема межличностного взаимодействия и тактики сосуществования в обществе. Благополучность и успешность человека сейчас находится в прямой взаимосвязи от степени сформированности социальной компетентности, что является одним из ключевых аспектов гармоничной личности. Основы составляющих социальной компетентности закладываются непосредственно в подростковом возрасте, когда происходит перестройка всего организма в физическом, духовном и социальном плане в переходном возрасте подростки сталкиваются с большим количеством различных проблем, которые не в состоянии разрешить самостоятельно. В умении самостоятельно решать свои проблемы и нести ответственность за свои действия помогает социальная компетентность. Поэтому необходимо, чтобы каждый подросток имел соответствующий его возрасту уровень социальной компетентности.
Исследование уровня социальной компетентности подростков как психолого - социальной проблемы показало, что данный вопрос актуален и требует особого внимания к себе со стороны социальных педагогов, социальных работников, психологов и родителей.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и практическая реализация программы формирования социальной компетентности подростков.
В процессе достижения цели были выполнены все поставленные задачи. Нами была проведена диагностика по социальной компетентности подростков, где были выявлены отстающие показатели, которые в скором времени улучшились благодаря формирующему эксперименту. Опытно- экспериментальным путем мы определили эффективность реализации программы формирования социальной компетентности подростков.
Таким образом, своевременная диагностика социальной компетентности подростков, разработанная программа «В гармонии с собой и миром» оказались эффективными. Нужно отметить, что работа проводилась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся с созданием среды, обеспечивающей эмоциональное благополучие подростка. Проведенная исследовательская работа позволяет утверждать, что гипотеза нашего исследования получила теоретико-экспериментальное подтверждение, и она истинна.



1. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Байярд Д. - М.: Семья и школа, 2012. - 120 с.
2. Бершадский М.Е. Проект новой гуманитарной реальности: методология разработки модели выпускника российской школы будущего / М.Е. Бершадский // Школьные технологии. - 2012. - №3 - С. 3-40.
3. Божович, Л.И. Психология общения: Избранные
психологические труды / Л. И. Божович. - М.: Изд-во «Институт
практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013. - 201 с.
4. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики/ Бондарчук Е.И. - Курс лекций 3-е издание, стереотипное. - Киев, 2013. - 78 с.
5. Боярский Е.А. Компетенции: от дифференциации к
интеграции/ Е.А. Боярский, С.М. Коломиец // Высшее образование сегодня. - 2014. - №1. - С. 8-11.
6. Быков А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков: Учебное пособие / А. Т.И. Шульга. - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 100 с.
7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова: 2-е изд., испр.: учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
8. Гиенко JI.H. Становление социальной компетентности подростков / Л. Н. Гиенко // Актуальные проблемы психологии и педагогики: материалы региональной студенческой научно-практической конференции / под ред. В. Г. Бабина, В. П. Долговых, Н. В. Долговой, Л. В. Чубинидзе. - Горно-Алтайск: изд-во ГорноАлтайский государственный университет. - 2011. - С. 17-22.
9. Грибенчук Н.И. Социально-педагогическая работа школы / под ред. С. В. Ивановой. М.: ACT: Астрель, 2014. - 220 с.
10. Добролюбов Н.А. Социальная компетентность подростков и их социализация / Н.А. Добролюбов. - Молодежь-Барнаулу: материалы науч.-практ. конф. - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2005. - 53 с.
11. Загвязинский, В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования / В. И. Загвязинский. - Народное образование. - 2014. - №9. - С. 9-16.
12. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования: учеб. пособие для студентов / Зеер Э.Ф. - Екатеринбург: МПСИ, 2013. - 201 с.
13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма
образования результата образования / Зимняя И.А. //
Высшее образование сегодня. - 2013. - №5. - С. 34-42.
14. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов, М.: Чистые пруды, 2014. - 98 с.
15. Иванов Л.М. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков / Л. М. Иванов, Е. В. Конева. - Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. - 2001. - №2. - С. 30-41.
16. Калинина Н.В. Психология инновационного управления
социальными группами и организациями / Н.В.Калинина. М.: Кострома,
2012. - 146 с.
17. Капустина 3.О. Проектировании и моделировании деятельности социального педагога образовательного учреждения / Капустина 3.О. - Воспитание школьников. - 2012. - №6. - С. 23-31.
18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление
недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / В. П. Кащенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с.
19. Кидрон А. Формирование социальной компетентности при социально-психологическом тренинге / Кидрон А. // Психологические условия социального взаимодействия; Под Ред. Э. М. Верник - Таллин, 2012. - 99 с.
20. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дис. канд. псих. наук / Е.В. Коблянская. - СПб: СПбГУ, 2011. - 19 с.
21. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике / Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М., - М.: МарТ Ростов н Д: МарТ, 2015. - 448 с.
22. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников / JI. С. Колмогорова. - Волгоград: ВЛАДОС ПРЕСС, 2012. - 360 с.
23. Крокинская О.К. Социальный педагог: введение в должность / Косабуцкая С.А. - Спб.: КАРО, 2012. - 36 с.
24. Куницына В. Н. Межличностное общение / Куницина В.Н. - Спб.: Питер, 2013. - 103 с.
25. Лукьянова М.И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя / Лукьянова М.И. - М.: Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - 240 с..
26. Масленникова В.Ш. Личностная композиция социального отношения / Масленникова В.Ш. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. - 84 с.
27. Маслова И.А. Социализация подростка в воспитательном п ространстве учреждения дополнительного образования детей - Оренбург: Вестник Поморского ун-та. - 2014. - №7. - С. 4-15.
28. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции / Л.И. Новикова. - М.: Академия, 2011. - 61 с.
29. Олиференко Л.Я. Повышение самооценки и развитие социальных навыков у детей и подростков / Олиференко Л.Я. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 74 с.
30. Осницкий, А.К. Определение характеристик социальной адаптации / Осницкий, А.К. // Психология и школа. - 2012. - №7. - С. 43-56.
31. Особенности использования арт-
терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога // Дрогичина: Центр коррекционно¬
развивающего обучения и реабилитации, 2012. - 9-13 с.
32. Переломова Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход / Н. А. Переломова // Наука и практика воспитания и доп. Образования. - 2013. - №1. - С. 7-14.
33. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
34. Савина О.О., Смирнова О.М. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной и коммуникативной компетентности в средней школе // Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции - Москва: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2011. - 203 с.
35. Садокова А.В. Влияние индивидуальных характеристик эмоционально-оценочной сферы на особенности развития моральной компетентности в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. псих. наук - Москва, 2011 - 18 с.
36. Селевко Г.А. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. - 2014. - № 4. - С. 9-20.
37. Сивкова Г.И. Социальная компетентность / Г.И. Сивкова // Вакансия. - 2011. - № 13. - С. 98-104.
38. Стариков П.А. Пиковые переживания и технологии творчества: учебное пособие / Стариков П.А. - Красноярск: СибГТУ, 2011. - 92 с.
39. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический матери
ал для работы с детьми / Щуркова Н.Е. - М.: Новая школа, 2012 -96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ