Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности

Работа №53874

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

информатика

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость5760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе
проектной деятельности 12
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«визуальная информационная культура» 12
1.2. Проектная деятельность как инструмент подготовки
специалиста в области дизайна 20
1.3. Анализ подготовки специалистов в области дизайна
в России и за рубежом 33
Выводы по главе 1 49
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности 51
2.1. Педагогические условия формирования визуальной
информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности 51
2.2. Разработка содержания опытно-экспериментальной работы по
формированию визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности 64
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию визуальной информационной культуры
у студенческой молодежи в процессе проектной деятельности 85
Выводы по главе II 97
Заключение 99
Библиография 103
Приложения

Актуальность исследования. Большую часть своей истории человечество жило и развивалось в естественной природной визуальной среде, которая сформировала механизмы нашего зрительного восприятия. Человеческий глаз за миллионы лет эволюции привык к многообразию ее красок, форм и элементов. Однако, вторая половина ХХ века характеризуется как эпоха всеобщей урбанизации, что повлекло за собой изменение видимой нами среды, ее цветовой гаммы, структуры окружающего пространства. Неудивительно, что это имеет определенное воздействие на состояние человека, как и любой другой экологический фактор. Визуальная среда является одним из важнейших элементов экологической среды, или иначе говоря, среды жизнедеятельности.
Дальнейшее развитие технологий обусловило создание принципиально новой среды - виртуального пространства. Несмотря на его уникальность и специфичность, проблема визуальной экологии для виртуальной среды является не менее актуальной. Здесь так же, как и для городской среды, применимы принципы свободного, безбарьерного и безопасного ориентирования, а значит, визуальная составляющая занимает важное место в ее созидании.
Таким образом, визуальная среда, как реальная, так и виртуальная, условно имеет три функциональных компонента: экологическое воздействие на человека, ориентирование и эстетическая функция. Суммируя функционал, выявляются требования к профессиональным компетенциям специалистов, задача которых - это создание визуального пространства вокруг нас. Сюда входят такие профессии, как архитекторы, ландшафтные дизайнеры, дизайнеры интерьеров, графические дизайнеры, веб-дизайнеры, модельеры, художники и др. Как правило, процесс их обучения профессиональным навыкам состоит из двух частей - теоретическое изучение исторического опыта, что подразумевает овладение визуальной
культурой, и освоение средств создания визуальных объектов. Тем не менее, необходимо осознавать, что визуальный язык - мощнейший инструмент коммуникации, имеющий гораздо более широкое значение, чем исключительно приятный эстетический вид. Визуальная культура будущего дизайнера должна рассматриваться в синтезе с информационной культурой. Визуальный язык - универсальное средство общения с конечным пользователем как в реальной, так и в виртуальной среде, которое упрощает процесс передачи информации, фиксирования, интерпретации и непосредственного применения. Оказавшись в другом городе, другой стране, не зная местных традиций и правил, мы можем получить некий необходимый минимум нужной информации благодаря визуальному языку. То же в полной мере применимо и для виртуальной среды. Отсюда возникает важность сформировать у обучающихся визуальную и информационную грамотность, так как их будущая профессиональная задача - это созидание экологичной, информативной и доступной визуальной среды.
Актуальность настоящего исследования подтверждается тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) содержит компетенции, реализуемые в учебной программе, разработанной на основе данного исследования, а именно: способность применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемые в дизайн-проектировании (ОПК-4), способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6), способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-7).
Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования визуальной культуры и визуального восприятия по большей части рассматривалась в работах таких зарубежных авторов, как Р. Арнхейм,
Э.Гомбрих, Ф. Джеймсон, К. Мокси и др. В отечественной литературе данный вопрос рассматривают в своих трудах С.М. Даниэль, Л.С. Выготский, В.М.Розин и др.
В трудах Г.Г. Курьеровой, Э. Манцини исследуется вопрос становления нового проектного языка в аспекте взаимопроникновения искусства и науки. Информационная культура и информационный подход к познанию занимают центральное место в работах отечественного ученого Э.П.Семенюка.
Психолого-педагогические основы освоения проектной деятельности раскрыты в трудах Н.Г. Алексеева, И.Я. Герасименко, А.Н. Орехова, В.Г.Ткаченко и др.
Анализ научных исследований свидетельствует о существовании достаточно большого количества трудов, посвященных становлению визуальной и информационных культур, их развитию и формированию. Однако, до сих пор нет единого подхода к определению понятия «визуальная информационная культура», что затрудняет разработку научно-методического, педагогического обеспечения, положительно влияющего на ее осуществление. Проблема формирования визуальной информационной культуры у студентов не нашла достаточно полного обоснования в педагогической практике с позиции проектной деятельности.
Вышесказанное позволяет выявить наличие противоречий:
- между потребностью общества в профессионально ориентированных и компетентных личностях и невозможностью образовательных учреждений в полной мере удовлетворить данную потребность в виду отсутствия необходимой динамики изменений образовательного процесса, отвечающей изменениям, происходящим в социуме;
- между педагогической ценностью проектной деятельности в современном образовательном процессе и консервативностью существующих методов и форм организации подготовки специалистов.
Выявленные противоречия позволили определить проблему поиска, научно-теоретического обоснования и внедрения педагогически целесообразных и эффективных механизмов формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности. Необходимость решения данной проблемы определяет тему исследования: «Формирование визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности».
Цель исследования: научное обоснование, разработка и
экспериментальная проверка педагогических условий формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности.
Объект исследования: процесс подготовки специалистов в области графического дизайна.
Предмет исследования: педагогические условия формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи средствами проектной деятельности.
Исходя из цели, объекта и предмета, мы выдвигаем следующую гипотезу: формирование визуальной информационной культуры
студенческой молодежи будет эффективным, если:
- использовать потенциал проектной деятельности в образовательном процессе;
- разработать и внедрить в образовательный процесс структурно-функциональную модель формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи средствами проектной деятельности;
- обеспечить педагогические условия формирования визуальной информационной культуры студентов в процессе проектной деятельности.
Достижению цели исследования и проверке гипотезы способствует решение следующих задач:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы формирования визуальной и информационной культур в образовательном процессе;
2. Выявить и теоретически обосновать педагогический потенциал проектной деятельности в контексте формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи;
3. Разработать структурно-функциональную модель формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности и обосновать педагогические условия ее реализации;
4. Экспериментальным путем проверить достоверность и корректность разработанной структурно-функциональной модели и эффективность выявленных педагогических условий формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции деятельностного, системного, личностно¬
ориентированного, интегративного подходов (В.Г. Афанасьев, В.С.Безрукова, Л.С. Выготский, О.Г. Гилязова, Ю.А. Кустов, В.В. Сериков);
- идеи формирования творческой личности в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, А.В. Петровский);
- концепции художественной педагогики и графического образования (Л.Н. Анисимова, А.Д. Ботвинников, Е.И. Григорьева, Ю.Ф. Катханова, В.С.Кузин);
- теории организации проектной деятельности (С.М. Кожуховская, Э.Коллингс, Д. Дьюи, Н.В. Матяш, И.А. Сасова, В.Т. Шимко и др.).
Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов: 
а) теоретические - анализ педагогической, психологической, философской, искусствоведческой литературы, учебно-методической, программной и нормативно-правовой документации; анализ, синтез, обобщение, моделирование;
б) эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент, статистические методы обработки.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК им. Л.Толстого КФУ. В эксперименте приняло участие 30 студентов второго курса направления «Дизайн».
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2015-2017 гг. и осуществлялась в три этапа.
На первом этапе (октябрь 2015 - май 2016 гг.) были определены проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования, изучены философские, психолого-педагогические, искусствоведческие источники по изучаемой проблеме, нормативные документы и диссертационные работы; проведен анализ образовательных стандартов, учебных планов, программ профессиональной подготовки бакалавров-дизайнеров в вузе. На данном этапе основными методами исследования были: анализ научной литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; изучение продуктов деятельности и учебной документации вузов.
На втором этапе (июнь 2016 - декабрь 2016 гг.) была разработана структурно-функциональная модель формирования визуальной
информационной культуры обучающихся; определены и обоснованы
педагогические условия ее реализации; организован констатирующий
эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, опрос,
осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
На третьем этапе (февраль 2017 - июнь 2017 гг.) проводилась осуществлялся формирующий и контрольный этапы эксперимента. Основными методами научного исследования на данном этапе были: моделирование, системный анализ, обобщение, интерпретация, наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, качественный и количественный анализ результатов; математические и статистические методы обработки результатов; методы наглядного представления результатов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:
- теоретически углублены представления о сущности визуальной информационной культуры;
- выявлено, что проектная деятельность обладает высоким педагогическим потенциалом в формировании визуальной информационной культуры студентов;
- обоснован комплекс педагогических условий формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи в процессе проектной деятельности;
- разработана структурно-функциональная модель формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи, включающая целевой, методологический, содержательный, технологический, оценочно-диагностический блоки;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложенный алгоритм формирования визуальной информационной культуры в процессе проектной деятельности, его теоретическо- методологическое обоснование обогащают педагогическую теорию.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования материалов исследования и разработанных автором программно-методических материалов в образовательном процессе вуза.
На защиту выносятся следующие положения:
- определение понятия «визуальная информационная культура», которое раскрывается как интегративное образование, состоящее из совокупности знаний и опыта личности о взаимодействии с окружающей визуальной средой, складывающееся из восприятия и смыслового постижения человека и обеспечивающая интерпретацию, и регуляцию преобразования визуального информационного потока. Структура визуальной информационной культуры включает три компонента: креативный, мотивационный, деятельностный;
- педагогический потенциал проектной деятельности в контексте формирования визуальной информационной культуры студенческой молодежи, заключающийся в возможности: обеспечить профессиональное становление бакалавров-дизайнеров и комфортное включение в профессиональную деятельность; развивать коммуникативные способности; обеспечить структурирование и последовательность получения знаний и навыков в компьютерной графике; развивать креативное мышление и критический взгляд на результаты деятельности;
- структурно-функциональная модель формирования визуальной информационной культуры студентов, включающая целевой, методологический, содержательный, технологический, оценочно-диагностический блоки;
- педагогические условия формирования визуальной информационной
культуры будущих дизайнеров, которые заключаются в: создании
развивающей среды, благоприятно воздействующей на творческий настрой, психологический комфорт и атмосферу в коллективе обучающихся; предложении оптимального сочетания традиционных и инновационных методов, форм обучения на занятиях по компьютерной графике; разработке и внедрении в образовательный процесс бакалавров программы дисциплины «Основы коммуникативного дизайна».
Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах:
- участия в конференциях: Международной научно-практической
конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (КФУ, Казань, 2015, 2016 гг.); II Международной научно-практической конференции «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 2016 г.); итоговой студенческой конференции КФУ (2016, 2017 гг.).
- участия в творческих конкурсах и фестивалях: VI Республиканском молодежном форуме «Наш Татарстан», тематическая площадка «Территория архитектуры и искусства» (2016 г.); IV Молодежном форуме Приволжского федерального округа «1Волга» (2016 г.); Конкурсе плакатов среди студентов КФУ «Коррупция. Твое нет имеет значение» (лауреат, 2015 г.); Конкурсе плакатов «ЗОЖ в сердце каждого» (Диплом I степени, Казань, 2016 г.); VI Международном фестивале АвтоГрАД (г. Набережные Челны, 2016 г.); II Открытой международной выставке-конкурсе художественного творчества «Пропилеи искусства» (Диплом II степени, г. Казань, 2016 г.); Конкурсе социальной рекламы «Точка зрения» (диплом II степени, г. Москва, 2016 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе теоретической и экспериментальной работы над проблемой
формирования визуальной информационной культуры студенческой
молодежи нами были решены поставленные перед нами задачи,
подтверждена гипотеза исследования и сформулированы соответствующие
выводы. В ходе исследования нами были рассмотрены теоретические
аспекты формирования визуальной информационной культуры в процессе
проектной деятельности, определены содержание и характеристика понятия;
выявлены возможности проектной деятельности как способа организации
занятия; определены нововведения в методику реализации образовательного
процесса.
Изученные теоретические основания формирования визуальной
информационной культуры в процессе проектной деятельности позволили
разработать программу и содержание эксперимента. Результаты опытноэкспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу о том, что
подготовка специалистов направления "Дизайн" будет качественнее и
эффективнее, если будет использован потенциал проектной деятельности;
разработана и внедрена структурно-функциональная модель формирования
визуальной информационной культуры студенческой молодежи; обоснованы
педагогические условия формирования визуальной информационной
культуры студенческой молодежи.
В завершении нашего исследования были сформулированы следующие
выводы:
1. Актуальность проблемы формирования визуальной информационной
культуры подтверждается необходимостью подготовки специалистов,
способных ориентироваться в динамично развивающейся области дизайна и
отвечать требованиям современных тенденций, что является важной частью
развития профессионально-компетентной личности, выступающей одной из
основных задач Федерального государственного образовательного стандарта100
высшего профессионального образования и Концепции Федеральной целевой
программы развития образования на 2016-2020 годы.
2. Проблема формирования визуальной и информационной культуры
на протяжении последних лет является предметом особого интереса как
отечественных, так и зарубежных исследователей, среди которых:
Г.Г.Курьерова, Э. Манцини, Э.П.Семенюк, Р. Арнхейм, Э. Гомбрих,
Ф.Джеймсон, К. Мокси, С. Даниэль, Л.С. Выготский, В.М. Розин и др.
3. Определение понятий «визуальная культура» и «информационная
культура» с позиции различных подходов отечественных и зарубежных
специалистов позволили выявить новое понятие «визуальная
информационная культура», которая характеризуется как интегративное
образование, направленное на взаимодействие с визуальной окружающей
средой; обеспечивает адаптацию, интерпретацию, присвоение (смысловое
постижение) и преобразование визуального информационного потока,
состоящая из креативного, мотивационного и деятельностного компонентов.
4. Проектная деятельность обладает высоким педагогическим
потенциал, который заключается в возможности: в возможности: обеспечить
профессиональное становление бакалавров-дизайнеров и комфортное
включение в профессиональную деятельность; развивать коммуникативные
способности; обеспечить структурирование и последовательность получения
знаний и навыков в компьютерной графике; развивать креативное мышление
и критический взгляд на результаты деятельности.
5. В ходе исследования была разработана структурно-функциональная
модель формирования визуальной информационной культуры студентов в
процессе проектной деятельности, включающая в себя 5 блоков:
а) целевой блок (цель - формирование визуальной информационной
культуры студентов в процессе проектной деятельности; задачи образования,
воспитания и развития);
б) методологический блок (подходы - системно-деятельностный,
компетентностный, личностно-ориентированный; принципы - деятельности,101
психологической комфортности, вариативности, творчества; развития,
организации учебного процесса, самостоятельности, оценочно-результативности);
в) содержательный блок (опыт эмоционально-ценностного отношения
к различным видам визуальных искусств, в частности к области дизайна;
знания в области визуальных искусств и компьютерной графики; умения и
навыки в области визуальных искусств и компьютерной графике; опыт
художественной и проектной учебной деятельности);
г) технологический блок (формы - лекции на заданную тему,
практические и занятия проверки и оценки знаний, дополнительные онлайнконсультации, внеаудиторная работа; методы - методы активного обучения,
интерактивные методы, метод композита; средства - учебно-методические
материалы, программное обеспечение, технические средства);
д) оценочно-диагностический блок (компоненты – креативный,
мотивационный, деятельностный; критерии сформированности, уровни –
высокий, средний, низкий).
6. Автором предложены комплекс диагностик: творческое задание
"Шрифтовая композиция"; тест А.А. Реана и А.В. Якунина; анкетирование;
наблюдение; анализ результатов учебной и конкурсной деятельности.
7. Важной частью данного исследования выступает разработанная
авторская программа «Основы коммуникативного дизайна»,
представляющая собой инновационный подход к обучению бакалавровдизайнеров, направленная на последовательное и взаимосвязанное
теоретическое и практическое изучение основ построения композиции,
применении цвета, света, с изучением основ компьютерного дизайна и
графических редакторов, что способствует развитию профессиональных
компетенций дизайнера.
8. Для успешной реализации разработанной нами модели нами были
предложены и обоснованы следующие педагогические условия:102
а) создана развивающая среда, благоприятно воздействующей на
реализацию индивидуальных возможностей обучающихся;
б) предложено оптимальное сочетание методов, форм обучения на
дисциплинах по компьютерной графике;
г) разработана и внедрена в курс по выбору программа "Основы
коммуникативного дизайна".
9. В эксперименте, который проходил с 2015 по 2017 гг., принимало
участие 30 студентов второго курса кафедры дизайна и национальных
искусств Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва
Толстого Казанского федерального университета (экспериментальная группа
- 15 студентов, контрольная группы - 15 студентов) и осуществлялся в три
этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).
Организация процесса обучения бакалавров-дизайнеров на основе
проектной деятельности с внедрением разработанной структурнофункциональной модели и предложенных педагогических условий ее
реализации обусловили значимое количественное повышение уровня
сформированности визуальной информационной культуры бакалавров-дизайнеров, что подтверждается результатами опытно-экспериментальной
работы.


7.1. Основная литература:
1. Белски Скотт. Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2013. 208 с.
2. Комолова Н.В. Самоучитель CorelDRAW X5 / Нина Комолова . СПб.: БХВ-Петербург, 2011. ? 215 с.: ил.
http://www.znanium.com/bookread.php?book=350493
3. Комолова, Н.В. AdobePhotoshop CS5 для всех / Н.В. Комолова,
Е.С.Яковлева. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. ? 608 с. (В подлиннике).
http://www.znanium.com/bookread.php?book=351256 3.
4. Коротеева Л.И. Основы художественного конструирования: учебник
/ Л.И. Коротеева, А.П. Яскин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
http://www.znanium.com/bookread.php?book=229442
5. Роэм Дэн. Визуальное мышление. Как "продавать" свои идеи при помощи визуальных образов. / Пер. О. Медведев. М.: Эксмо. 2012. 300 с.
7.2. Дополнительная литература:
1. Немцова Т.И. Компьютерная графика и web-дизайн: учебное пособие / Т.И. Немцова, Т.В. Казанкова, А.В. Шнякин. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=458966 Летин А.С. Практикум по информатике. Ч.
2. Компьют. графика и Web-дизайн. Практ.: уч. пос. / Т.И.Немцова и др.; Под ред. Л.Г.Гагариной - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013-288с.: ил. http://www.znanium.com/bookread.php?book=400936
3. Компьютерный практикум по информатике. Офисные технологии[Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.В. Калабухова, В.М.Титов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=392417
4. Майкл Микалко. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно. / Пер. Л. Царук, С. Комаров. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2015. 416 с.
5. Майк Монтейро. Дизайн - это работа. / Пер. Д. Кириенко. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2012. 176 с.
7.3. Интернет-ресурсы:
1. ARCHITECTURAL DIGEST - http://www.admagazine.ru/ egraphic - все для дизайна - http://egraphic.ru/ Render.ru ->
2. Крупнейший информационный ресурс по компьютерной графике и анимации - http://www.render.ru/ архиновости, новости архитектуры и дизайна - http://www.arhinovosti.ru/
3. Компьютерная Графика и Мультимедиа -
http://cgm.computergraphics.ru/ научно-технический и научно¬
производственный журнал - http://novtex.ru/IT/ новости мировой архитектуры - http://www.worldarchitecture.org/
4. Онлайн-подбор шрифтов - andreasweis.com/webfontblender/
5. Font Storage Polygon онлайн-подбор шрифтовых комбинаций - fontstorage.com/ru/polygon/
6. Font Face Ninja определение шрифтов на веб-странице - fontface.ninja/
7. http:// www.m-planet.ru/ - http:// www.m-planet.ru/
8. http :// www.yanko.lid.ru - http:// www.yanko.lid.ru
9. http :// www.yanko.lid.ru - . http:// www.yanko.lid.ru
10. http://www.artol.ru - http://www.artol.ru
11. http://www.eksmo.ru - . http://www.eksmo.ru
12. http://www.vlados.ru - http://www.vlados.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ