ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Понятие государственного управления в сфере культуры 6
1.2. Инструменты государственного управления в сфере культуры .... 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) 24
2.1. Анализ нормативно-правового регулирования государственного
управления в сфере культуры в ПФО 24
2.2. Анализ реализации государственного управления в сфере культуры
в Приволжском федеральном округе 36
2.3. Оценка эффективности государственного управления в сфере
культуры 48
2.4. Анализ современных проблем государственного управления в
сфере культуры на примере регионов ПФО 57
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 67
3.1. Совершенствование организационно-финансовых механизмов
управления сферой культуры 67
3.2. Совершенствование организационно-управленческих механизмов
государственного управления в сфере культуры 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Актуальность темы исследования. В процессе динамичного развития общественных отношений и их модернизации в современных российских условиях возрастает значение социально-культурной сферы. Это связано с тем, что в данной сфере создаются условия для формирования интеллектуального потенциала нации. Социально-культурная сфера характеризует также духовную жизнь общества. В связи с этим вопросы, связанные с необходимостью управления процессом воспроизводства общественных отношений, а именно социально-культурной сферой, приобретают все большую актуальность.
Актуальность выпускной квалификационной работы обуславливается также и тем, что в связи с обновлением аудитории потребителей культурных услуг и продуктов, а также с учетом вызовов информационного общества, усложнились задачи, стоящие перед субъектами сферы культуры. Это привело к возникновению потребностей в разработке и внедрении инновационных технологий управления, а также в модернизации традиционных механизмов управления социально-культурной сферой, таких как планирование и программирование.
Стратегия локального развития культуры формируется на региональном уровне. Предпосылкой послужила децентрализация системы управления культурой. Именно на региональном уровне должна и может формироваться система приоритетов социально-культурного развития. На этом уровне происходит становление социально-культурной политики государства, которая позволит органически связать местную специфику и общенациональные тенденции.
В связи с этим актуальность проблемы исследования управления социально-культурной сферы на региональном уровне не вызывает сомнения, а решение данной проблемы представляет собой одно из приоритетных направлений исследований.
Объект исследования - государственное управление в сфере культуры.
Предмет исследования - процесс реализации государственного управления сферой культуры в Приволжском федеральном округе.
Цель работы - исследовать механизмы управления в сфере культуры в Приволжском федеральном округе и разработать направления совершенствования их функционирования.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного управления в сфере культуры,
- описать инструменты государственного управления в сфере культуры,
- исследовать нормативно-правовое регулирование государственного управления в сфере культуры в ПФО,
- проанализировать практику реализации государственного управления в сфере культуры (на примере регионов Приволжского федерального округа),
- оценить эффективность государственного управления в сфере культуры,
- охарактеризовать современные проблемы государственного управления в сфере культуры на примере регионов ПФО,
- разработать рекомендации по совершенствованию государственного управления в сфере культуры.
Вопросы формирования и реализации социальной политики находят свое отражение в работах таких авторов как А.Н. Аверин, Е.И. Холостова, Е.П. Тавокин и др. Большой вклад в разработку данной темы внесли П.В. Савченко, Л.И. Рудичи др. Проблемы, возникшие в современных российских реалиях в культурной сфере муниципальных образований, а также возможные пути их решения были рассмотрены А.Г. Бревновой и А.А. Зарубой .
Методологическая база исследования основана на аналитических, синтетических, статистических, описательных, графических методах, а также методах сравнительно-сопоставительного анализа.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы при подготовке программ развития системы государственного управления сферой культуры в Приволжском федеральном округе, при подготовке научных статей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит их введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, в результате написания выпускной квалификационной работы нами были получены следующие выводы:
Определение управленческой деятельности государственными нормативно-правовыми актами, решение задач социально-культурной политики только через государственные правовые и экономические механизмы, финансирование решаемых задач социально-культурной политики из государственного бюджета представляют собой отличительные особенности государственного управления социально-культурной сферой.
Практика формирования государственной культурной политики базируется на тезисе, что всякая политика - это реализация неких концептуальных положений, воплощенных в целях соответствующего вида деятельности. В сфере культуры цели также вытекают из концептуальных представлений о том, что такое культура, какое место она занимает в жизни народа и государства, каким законам подчиняется ее функционирование и развитие.
Анализ территориальных различий в эффективности управления культурой в ПФО показал, что в разрезе отдельных территорий наиболее активно финансирование и управление сферой культуры реализуется в Республиках Башкортостан и Татарстан. Одни из самых низких показателей в Приволжском федеральном округе имеют Оренбургская и Ульяновская области. Большая часть финансирования осуществляется за счет собственного бюджета субъекта федерации, причем доля от валовых расходов бюджета составляет не более 1 %.
Использование потенциала культуры в общественном развитии, реализация эффективных концептуальных моделей современной культурной политики актуализируют потребность в новых подходах к управлению сферой культуры, в действенных эффективных механизмах, позволяющих решать проблемы культурной сферы в условиях смешанной экономики. При этом децентрализапия управления и финансирования сферы культуры, расширение полномочий муниципальных органов власти постепенно увеличивают возможности для реализации творческого потенциала людей, внедрения инноваций в сфере культуры. Вместе с тем, в процессе децентрализации управления культурой некоторые ключевые направления культурной деятельности, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса. Это связанно с тем, что своевременно не была создана система внебюджетного финансирования, не были сформированы условия для инвестиций в культурные проекты со стороны частного капитала.
Современный период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.
В настоящее время меры государственной поддержки в сфере культуры направлены на совершенствование законодательной базы, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, совершенствование системы государственного стимулирования.
В результата анализа системы управления сферой культуры были выявлены основные недостатки, на основании анализа которых предложены следующие направления совершенствования реализации культурной политики в России:
а) четкое распределение полномочий и ответственности между федеральным, областным и муниципальным уровнями управления в сфере культуры;
б) построение отношений областного Управления культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами культурной политики, на принципах социального партнерства;
в) развитие и укрепление "горизонтальных" связей, расширение межрайонного, межобластного и международного культурного обмена;
г) сохранение культурной инфраструктуры в селах и малых городах;
д) расширение социологических и маркетинговых исследований, фандрайзинга.
В процессе написания работы было установлено, что важным механизмом привлечения необходимых ресурсов в культурную сферу должно стать применение программно-целевых и проектных методов финансирования и управления с использованием рассчитанных нормативов для муниципальных учреждений культуры. Это позволит оптимизировать привлечение и распределение средств, поступающих как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны внебюджетных фондов, частных инвесторов, поможет развитию маркетинговой и предпринимательской рабо¬ты организаций сферы культуры, обеспечению четкой целевой ориентации, финансовой гибкости, действенного контроля над расходованием выделяе¬мых средств. Поскольку, именно в условиях постиндустриального развития успешность функционирования организаций сферы культуры, включая уч¬реждения некоммерческого сектора, во многом определяется применением в управлении комплексных стратегий маркетинга, учитывающих особенности современных культурных рынков, мотивы спроса на культурную продукцию, принципы групповой идентификации посредством приобщения к культуре и потребления культурных благ.
Наличие стратегических целей развития благотворно отражается на управленческой деятельности: властные структуры государства и региона обретают видение состояния, в котором находится российское сообщество, понимают, какие направления культурного развития следует развивать в первую очередь, чего следует достичь к определенному моменту.
Государственное регулирование должно охватывать все сферы культурной деятельности как традиционные, так и новые направления.
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145
3. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3340
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.11.1992, N 46, ст. 2615
5. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 29.12.2016) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, N 22, ст. 2754
6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 233.
7. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I) ст. 7753
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489
9. Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 186 (ред. от 17.02.2017) "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 марта 2012 г. N 13 ст. 1516
10. Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 N 16/319-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года" // Ульяновская правда, N 96(23.737), 15.07.2015
11. Приказ Минкультуры России от 12.07.2016 N 1604 "Об
утверждении порядка включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2016 N 43117) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти", N 36, 05.09.2016
12. Приказ Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 (ред. от
05.11.2015) "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2015 N 38666) // СПС
КонсультантПлюс
13. Аверин А.Н. Механизмы социальной политики в современной России и некоторые результаты ее реализации // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 2. С.99 - 113.
14. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции. М. : Изд-во РАГС, 2012. - 126 с.
15. Бабатов З.Б. Социально-экономические основы управления сферой культуры в современных условиях. Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Махачкала, 2011. - 26 с.
16. Бирженюк Г.М. Методология и технологии региональной культурной политики // Панорама культурной жизни Российской Федерации. М., 2000. Вып. 2. С. 2 - 39.
17. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. М., 2001. 592 с.
18. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг. М, ТЕИС, 2017. - 224 с.
19. Заруба А.А., Бревнова А.Г. Проблемы управления сферой культуры в муниципальном образовании // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Т. 2. № 6. 2010. С. 108 - 109.
20. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 2000.
21. Карпухин О.Н. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. М. : Крона, 2015. - 326 с.
22. Лавринова Н. Н. Культурная политика // Аналитика культурологии. 2010. №17 С.278-288.
23. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие - СПб.: Питер, 1997.
24. Менеджмент в социально-культурной сфере : учебник и практикум для СПО / С. Г. Коленько. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 370 с.
25. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. К вопросу о модернизации государственного регулирования в сфере культуры // Вестник ВГИК. 2012. №14. - С. 262 - 270.
26. Мосягин Р.А. Государственная культурная политика в Российской Федерации и ее влияние на обеспечение военной безопасности страны : автореф. дисс. ...канд. полит. наук. М., 2010. - 26 с.
27. Образовательные учреждения культуры, искусства и
кинематографии в цифрах. 2016 год. - М.: Министерство культуры
Российской Федерации, 2017. - 176 с.
28. Рудич Л. И. Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2013. 209 с.
29. Савченко П.В. Экономика общественного сектора. М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2015.
30. Сагитов С.Т. Особенности управления сферой культуры // КПЖ. 2016. №1 (114) С.31-36.
31. Самыгин С.И. Информационные аспекты обеспечения национальной безопасности России / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 92-95.
32. Самыгин С.И., Верещагина А.В, Рачипа А.В. Государственная культурная политика в контексте эскалации рисков и угроз национальной безопасности России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №1-2 С.53-57.
33. Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации. Коллективная монография в 2 частях под общ. ред. Астафьевой О. Н. - СПб, ЭЙДОС, 2014. - 639 с.
34. Социально-экономическое положение Приволжского
федерального округа в 2016 году. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2017. - 83 с.
35. Тавокин Е.П. Социальная политика. М.: ООО «Научно¬
издательский центр ИНФРА-М», 2015.
36. Турклиева А. Д. Актуальные вопросы управления сферой культуры //Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №. 11-8. - С. 140-143.
37. Уляева Л.Ф. Управление развитием сферы культуры на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан). Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Уфа, 2012. - 28 с.
38. Управление Министерства культуры Российской Федерации по
Приволжскому федеральному округу: официальный сайт. - URL:
http: //www. kulturapfo. ru/
39. Федеральное казначейство: официальный сайт. URL:
http: //www. ro skazna. ru/
40. Флиер А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. URL: http://ecsocman.hse.ru/ons/msg/174576.html
41. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
42. Эффективность социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа: устойчивость и тенденции развития / Гафуров И.Р., Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Прыгунова М.И., Егоров Д.О. - Казань: Издательство «Артифакт», 2015. - 112с.
43. Baumol W., Bowen W. Performing Arts: The Economic Dilemma.New York: The Twentieth Century Fund. 1966.