ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Понятие государственного управления в сфере культуры 6
1.2. Инструменты государственного управления в сфере культуры .... 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) 24
2.1. Анализ нормативно-правового регулирования государственного
управления в сфере культуры в ПФО 24
2.2. Анализ реализации государственного управления в сфере культуры
в Приволжском федеральном округе 36
2.3. Оценка эффективности государственного управления в сфере
культуры 48
2.4. Анализ современных проблем государственного управления в
сфере культуры на примере регионов ПФО 57
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 67
3.1. Совершенствование организационно-финансовых механизмов
управления сферой культуры 67
3.2. Совершенствование организационно-управленческих механизмов
государственного управления в сфере культуры 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Понятие государственного управления в сфере культуры 6
1.2. Инструменты государственного управления в сфере культуры .... 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) 24
2.1. Анализ нормативно-правового регулирования государственного
управления в сфере культуры в ПФО 24
2.2. Анализ реализации государственного управления в сфере культуры
в Приволжском федеральном округе 36
2.3. Оценка эффективности государственного управления в сфере
культуры 48
2.4. Анализ современных проблем государственного управления в
сфере культуры на примере регионов ПФО 57
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 67
3.1. Совершенствование организационно-финансовых механизмов
управления сферой культуры 67
3.2. Совершенствование организационно-управленческих механизмов
государственного управления в сфере культуры 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Актуальность темы исследования. В процессе динамичного развития общественных отношений и их модернизации в современных российских условиях возрастает значение социально-культурной сферы. Это связано с тем, что в данной сфере создаются условия для формирования интеллектуального потенциала нации. Социально-культурная сфера характеризует также духовную жизнь общества. В связи с этим вопросы, связанные с необходимостью управления процессом воспроизводства общественных отношений, а именно социально-культурной сферой, приобретают все большую актуальность.
Актуальность выпускной квалификационной работы обуславливается также и тем, что в связи с обновлением аудитории потребителей культурных услуг и продуктов, а также с учетом вызовов информационного общества, усложнились задачи, стоящие перед субъектами сферы культуры. Это привело к возникновению потребностей в разработке и внедрении инновационных технологий управления, а также в модернизации традиционных механизмов управления социально-культурной сферой, таких как планирование и программирование.
Стратегия локального развития культуры формируется на региональном уровне. Предпосылкой послужила децентрализация системы управления культурой. Именно на региональном уровне должна и может формироваться система приоритетов социально-культурного развития. На этом уровне происходит становление социально-культурной политики государства, которая позволит органически связать местную специфику и общенациональные тенденции.
В связи с этим актуальность проблемы исследования управления социально-культурной сферы на региональном уровне не вызывает сомнения, а решение данной проблемы представляет собой одно из приоритетных направлений исследований.
Объект исследования - государственное управление в сфере культуры.
Предмет исследования - процесс реализации государственного управления сферой культуры в Приволжском федеральном округе.
Цель работы - исследовать механизмы управления в сфере культуры в Приволжском федеральном округе и разработать направления совершенствования их функционирования.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного управления в сфере культуры,
- описать инструменты государственного управления в сфере культуры,
- исследовать нормативно-правовое регулирование государственного управления в сфере культуры в ПФО,
- проанализировать практику реализации государственного управления в сфере культуры (на примере регионов Приволжского федерального округа),
- оценить эффективность государственного управления в сфере культуры,
- охарактеризовать современные проблемы государственного управления в сфере культуры на примере регионов ПФО,
- разработать рекомендации по совершенствованию государственного управления в сфере культуры.
Вопросы формирования и реализации социальной политики находят свое отражение в работах таких авторов как А.Н. Аверин, Е.И. Холостова, Е.П. Тавокин и др. Большой вклад в разработку данной темы внесли П.В. Савченко, Л.И. Рудичи др. Проблемы, возникшие в современных российских реалиях в культурной сфере муниципальных образований, а также возможные пути их решения были рассмотрены А.Г. Бревновой и А.А. Зарубой .
Методологическая база исследования основана на аналитических, синтетических, статистических, описательных, графических методах, а также методах сравнительно-сопоставительного анализа.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы при подготовке программ развития системы государственного управления сферой культуры в Приволжском федеральном округе, при подготовке научных статей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит их введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Актуальность выпускной квалификационной работы обуславливается также и тем, что в связи с обновлением аудитории потребителей культурных услуг и продуктов, а также с учетом вызовов информационного общества, усложнились задачи, стоящие перед субъектами сферы культуры. Это привело к возникновению потребностей в разработке и внедрении инновационных технологий управления, а также в модернизации традиционных механизмов управления социально-культурной сферой, таких как планирование и программирование.
Стратегия локального развития культуры формируется на региональном уровне. Предпосылкой послужила децентрализация системы управления культурой. Именно на региональном уровне должна и может формироваться система приоритетов социально-культурного развития. На этом уровне происходит становление социально-культурной политики государства, которая позволит органически связать местную специфику и общенациональные тенденции.
В связи с этим актуальность проблемы исследования управления социально-культурной сферы на региональном уровне не вызывает сомнения, а решение данной проблемы представляет собой одно из приоритетных направлений исследований.
Объект исследования - государственное управление в сфере культуры.
Предмет исследования - процесс реализации государственного управления сферой культуры в Приволжском федеральном округе.
Цель работы - исследовать механизмы управления в сфере культуры в Приволжском федеральном округе и разработать направления совершенствования их функционирования.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного управления в сфере культуры,
- описать инструменты государственного управления в сфере культуры,
- исследовать нормативно-правовое регулирование государственного управления в сфере культуры в ПФО,
- проанализировать практику реализации государственного управления в сфере культуры (на примере регионов Приволжского федерального округа),
- оценить эффективность государственного управления в сфере культуры,
- охарактеризовать современные проблемы государственного управления в сфере культуры на примере регионов ПФО,
- разработать рекомендации по совершенствованию государственного управления в сфере культуры.
Вопросы формирования и реализации социальной политики находят свое отражение в работах таких авторов как А.Н. Аверин, Е.И. Холостова, Е.П. Тавокин и др. Большой вклад в разработку данной темы внесли П.В. Савченко, Л.И. Рудичи др. Проблемы, возникшие в современных российских реалиях в культурной сфере муниципальных образований, а также возможные пути их решения были рассмотрены А.Г. Бревновой и А.А. Зарубой .
Методологическая база исследования основана на аналитических, синтетических, статистических, описательных, графических методах, а также методах сравнительно-сопоставительного анализа.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы при подготовке программ развития системы государственного управления сферой культуры в Приволжском федеральном округе, при подготовке научных статей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит их введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, в результате написания выпускной квалификационной работы нами были получены следующие выводы:
Определение управленческой деятельности государственными нормативно-правовыми актами, решение задач социально-культурной политики только через государственные правовые и экономические механизмы, финансирование решаемых задач социально-культурной политики из государственного бюджета представляют собой отличительные особенности государственного управления социально-культурной сферой.
Практика формирования государственной культурной политики базируется на тезисе, что всякая политика - это реализация неких концептуальных положений, воплощенных в целях соответствующего вида деятельности. В сфере культуры цели также вытекают из концептуальных представлений о том, что такое культура, какое место она занимает в жизни народа и государства, каким законам подчиняется ее функционирование и развитие.
Анализ территориальных различий в эффективности управления культурой в ПФО показал, что в разрезе отдельных территорий наиболее активно финансирование и управление сферой культуры реализуется в Республиках Башкортостан и Татарстан. Одни из самых низких показателей в Приволжском федеральном округе имеют Оренбургская и Ульяновская области. Большая часть финансирования осуществляется за счет собственного бюджета субъекта федерации, причем доля от валовых расходов бюджета составляет не более 1 %.
Использование потенциала культуры в общественном развитии, реализация эффективных концептуальных моделей современной культурной политики актуализируют потребность в новых подходах к управлению сферой культуры, в действенных эффективных механизмах, позволяющих решать проблемы культурной сферы в условиях смешанной экономики. При этом децентрализапия управления и финансирования сферы культуры, расширение полномочий муниципальных органов власти постепенно увеличивают возможности для реализации творческого потенциала людей, внедрения инноваций в сфере культуры. Вместе с тем, в процессе децентрализации управления культурой некоторые ключевые направления культурной деятельности, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса. Это связанно с тем, что своевременно не была создана система внебюджетного финансирования, не были сформированы условия для инвестиций в культурные проекты со стороны частного капитала.
Современный период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.
В настоящее время меры государственной поддержки в сфере культуры направлены на совершенствование законодательной базы, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, совершенствование системы государственного стимулирования.
В результата анализа системы управления сферой культуры были выявлены основные недостатки, на основании анализа которых предложены следующие направления совершенствования реализации культурной политики в России:
а) четкое распределение полномочий и ответственности между федеральным, областным и муниципальным уровнями управления в сфере культуры;
б) построение отношений областного Управления культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами культурной политики, на принципах социального партнерства;
в) развитие и укрепление "горизонтальных" связей, расширение межрайонного, межобластного и международного культурного обмена;
г) сохранение культурной инфраструктуры в селах и малых городах;
д) расширение социологических и маркетинговых исследований, фандрайзинга.
В процессе написания работы было установлено, что важным механизмом привлечения необходимых ресурсов в культурную сферу должно стать применение программно-целевых и проектных методов финансирования и управления с использованием рассчитанных нормативов для муниципальных учреждений культуры. Это позволит оптимизировать привлечение и распределение средств, поступающих как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны внебюджетных фондов, частных инвесторов, поможет развитию маркетинговой и предпринимательской рабо¬ты организаций сферы культуры, обеспечению четкой целевой ориентации, финансовой гибкости, действенного контроля над расходованием выделяе¬мых средств. Поскольку, именно в условиях постиндустриального развития успешность функционирования организаций сферы культуры, включая уч¬реждения некоммерческого сектора, во многом определяется применением в управлении комплексных стратегий маркетинга, учитывающих особенности современных культурных рынков, мотивы спроса на культурную продукцию, принципы групповой идентификации посредством приобщения к культуре и потребления культурных благ.
Наличие стратегических целей развития благотворно отражается на управленческой деятельности: властные структуры государства и региона обретают видение состояния, в котором находится российское сообщество, понимают, какие направления культурного развития следует развивать в первую очередь, чего следует достичь к определенному моменту.
Государственное регулирование должно охватывать все сферы культурной деятельности как традиционные, так и новые направления.
Определение управленческой деятельности государственными нормативно-правовыми актами, решение задач социально-культурной политики только через государственные правовые и экономические механизмы, финансирование решаемых задач социально-культурной политики из государственного бюджета представляют собой отличительные особенности государственного управления социально-культурной сферой.
Практика формирования государственной культурной политики базируется на тезисе, что всякая политика - это реализация неких концептуальных положений, воплощенных в целях соответствующего вида деятельности. В сфере культуры цели также вытекают из концептуальных представлений о том, что такое культура, какое место она занимает в жизни народа и государства, каким законам подчиняется ее функционирование и развитие.
Анализ территориальных различий в эффективности управления культурой в ПФО показал, что в разрезе отдельных территорий наиболее активно финансирование и управление сферой культуры реализуется в Республиках Башкортостан и Татарстан. Одни из самых низких показателей в Приволжском федеральном округе имеют Оренбургская и Ульяновская области. Большая часть финансирования осуществляется за счет собственного бюджета субъекта федерации, причем доля от валовых расходов бюджета составляет не более 1 %.
Использование потенциала культуры в общественном развитии, реализация эффективных концептуальных моделей современной культурной политики актуализируют потребность в новых подходах к управлению сферой культуры, в действенных эффективных механизмах, позволяющих решать проблемы культурной сферы в условиях смешанной экономики. При этом децентрализапия управления и финансирования сферы культуры, расширение полномочий муниципальных органов власти постепенно увеличивают возможности для реализации творческого потенциала людей, внедрения инноваций в сфере культуры. Вместе с тем, в процессе децентрализации управления культурой некоторые ключевые направления культурной деятельности, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса. Это связанно с тем, что своевременно не была создана система внебюджетного финансирования, не были сформированы условия для инвестиций в культурные проекты со стороны частного капитала.
Современный период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.
В настоящее время меры государственной поддержки в сфере культуры направлены на совершенствование законодательной базы, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, совершенствование системы государственного стимулирования.
В результата анализа системы управления сферой культуры были выявлены основные недостатки, на основании анализа которых предложены следующие направления совершенствования реализации культурной политики в России:
а) четкое распределение полномочий и ответственности между федеральным, областным и муниципальным уровнями управления в сфере культуры;
б) построение отношений областного Управления культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами культурной политики, на принципах социального партнерства;
в) развитие и укрепление "горизонтальных" связей, расширение межрайонного, межобластного и международного культурного обмена;
г) сохранение культурной инфраструктуры в селах и малых городах;
д) расширение социологических и маркетинговых исследований, фандрайзинга.
В процессе написания работы было установлено, что важным механизмом привлечения необходимых ресурсов в культурную сферу должно стать применение программно-целевых и проектных методов финансирования и управления с использованием рассчитанных нормативов для муниципальных учреждений культуры. Это позволит оптимизировать привлечение и распределение средств, поступающих как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны внебюджетных фондов, частных инвесторов, поможет развитию маркетинговой и предпринимательской рабо¬ты организаций сферы культуры, обеспечению четкой целевой ориентации, финансовой гибкости, действенного контроля над расходованием выделяе¬мых средств. Поскольку, именно в условиях постиндустриального развития успешность функционирования организаций сферы культуры, включая уч¬реждения некоммерческого сектора, во многом определяется применением в управлении комплексных стратегий маркетинга, учитывающих особенности современных культурных рынков, мотивы спроса на культурную продукцию, принципы групповой идентификации посредством приобщения к культуре и потребления культурных благ.
Наличие стратегических целей развития благотворно отражается на управленческой деятельности: властные структуры государства и региона обретают видение состояния, в котором находится российское сообщество, понимают, какие направления культурного развития следует развивать в первую очередь, чего следует достичь к определенному моменту.
Государственное регулирование должно охватывать все сферы культурной деятельности как традиционные, так и новые направления.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ
СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Реализация национальной политики на региональном уровне: проблемы и направления совершенствования (на примере субъектов РФ Приволжского федерального округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016



