Введение 3
1. Концептуальные основы совершенствования организационной структуры
управления торгового предприятия 7
1.1 Характеристика основных элементов организационной структуры
управления 7
1.2 Сравнительный анализ различных типов организационного управления
предприятия 18
1.3 Методы оценки эффективности функционирования организационной
структуры управления 27
2. Анализ практики формирования и развития организационной структуры
управления ООО «Бахетле-1» 32
2.1 Основные направления развития бизнеса торгового предприятия 32
2.2 Анализ основных показателей торгово-экономической деятельности
предприятия 42
2.3 Анализ эффективности организационной структуры управления
предприятием 54
3. Разработка концепции совершенствования организационной структуры
управления ООО «Бахетле-1» 75
3.1 Цели совершенствования организационной структуры управления ООО
«Бахетле-1» 75
3.2 Моделирование рациональной структуры управления предприятием 80
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 92
Заключение 97
Литература
Особенности системы управления предприятиями торговли на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности продаж, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Вместе с тем, стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.
С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности разработки рациональной организации деятельности предприятия, прежде всего, определяется эффективностью выбранной организационной структуры управления. Неслучайно в общей структуре составляющих организаций современный менеджмент особо выделяет «гибкую» структуру управления, которую ставит на первое место наряду с такими компонентами организации как «человеческий фактор», технологии, окружающая среда.
Особенности системы управления предприятиями торговли на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возросло влияние фактора хозяйственного риска, появились преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снята всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
В связи с тем, проектирование организационной структуры предприятия нельзя отделить от проектирования системы управления организацией, так как первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей - от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции технического, производственного, экономического руководства, руководства хозяйственными внешними связями и т.п. Одним словом, организационная структура является «костяком» системы управления организацией.
Целью дипломного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления организацией ООО «Бахетле-1».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные элементы организационной структуры управления предприятием;
2. Провести сравнительный анализ различных типов организационного дизайна;
3. Рассмотреть методы оценки эффективности функционирования организационной структуры управления;
4. Проанализировать отечественный опыт формирования и развития организационной структуры управления торговым предприятием на примере ООО «Бахетле-1»
5. Разработать концепцию совершенствования организационной структуры управления ООО «Бахетле-1»;
6. Произвести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Бахетле-1».
Предметом исследования является анализ и совершенствование организационной структуры управления организацией (на примере ООО «Бахетле-1»).
В работе использованы методы анализа: сравнительный анализ, анализ структуры и динамики.
В качестве теоретической основы исследования выступили источники энциклопедического характера, нормативные материалы, законодательные источники, труды зарубежных и отечественных ученых, а также в качестве информационной базы были использованы публикации в периодической печати, данные анализируемого предприятия.
Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятия, путем внедрения дивизионов в существующую структуру фирмы, а также и обосновании данных изменений в экономическом аспекте.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования предложенных рекомендаций для совершенствования организационной структуры управления предприятия в целях обеспечения поступательной динамики экономических и социальных индикаторов регионального развития торговых предприятий. Разработанные автором практические рекомендации рекомендованы к применению в работе служб стратегического и корпоративного развития ООО «Бахетле-1» при формировании программы стратегического развития торговой сети.
Структура работы - состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Данная работа посвящена особенностям функционирования организационной структуры предприятия в условиях стратегического менеджмента. Объектом исследования явилось предприятие ООО «Бахетле-1», реализующее готовую продукцию. Кроме того, мы изучили теорию стратегического менеджмента, проанализировал деятельность организации, исследовал ее организационную структуру управления и выявил необходимость проведения процессов реструктуризации системы управления на основе расширения деятельности.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью ООО «Бахетле-1» образовалось 11 декабря 1998 года и учреждено на неограниченный срок. ООО «Бахетле-1» - это коммерческое предприятие. Основным видом деятельности организации является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Поставка товаров в супермаркеты осуществляется на договорной основе.
Проанализировав хозяйственно финансовую деятельность предприятия можно сказать, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль предприятия возросла на 70%. Однако, сумма затрат на издержки производства значительно увеличилась, что снизило экономическую эффективность деятельности предприятия.
Анализируя слабые и сильные стороны предприятия в целом, отметим, что сильной стороной компании является хорошая репутация у покупателей и наличие инновационных способностей и возможности их реализации, одной и ключевых слабых сторон - возрастающее конкурентное давление. В связи с тем, возможностями фирмы являются - увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах, ускорение роста рынка. Однако угрозами становится возможность появления новых конкурентов и неблагоприятная политика государства.
Организационная структура управления в «Бахетле-1» построена по линейно-функциональному типу. Директор в данной структуре осуществляет непосредственное управление руководителями нижестоящего уровня, тем самым, сохраняя принцип единоначалия. Функциональные звенья контролируют выполнение основных показателей деятельности: прибыли, дисциплины, порядка товародвижения, производительности труда.
В свою очередь, на предприятии ООО «Бахетле-1» выявлены следующие недостатки в организационной структуры: недостаточно удовлетворяются потребности рынка, требующего принципиально новых товаров и модернизации существующих, предприятие не использует всех маркетинговых возможностей, не учитывает жизненные циклы изделий, не уделяет достаточного внимания качеству и технологии производства продукции, существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению, отсутствует политика по сохранению кадрового потенциала, не задействованы эффективные механизмы мотивации работников, отсутствует официально сформулированная и утвержденная организационная культура предприятия. Тем самым не обеспечивается достаточная экономическая эффективность деятельности предприятия, так как получена необъективная информация, в результате неполного удовлетворения спроса и, как следствие, получение низкого дохода.
В связи с тем, была предложено изменение организационной структуры предприятия, которая должна, на наш взгляд, базироваться на выборе сценария этого процесса, основой которого послужил модуль Б «Реструктуризация управления компанией» авторов Кондратьева В.В., Красновой В.Б. из 17модульной программы «Управление развитием организации» и мероприятия, рекомендуемые Гурковым И.Б. При этом выбор того или иного сценария должен учитывать современное состояние организации, его сильные и слабые стороны, а также все возможности и угрозы внешней среды.
В связи с тем, что анализ производственной и управленческой деятельности ООО «Бахетле-1» показал, что в организации назрела неотлагательная потребность в совершенствовании систем управления на основе стратегического менеджмента, что объясняется нечетким определением функциональных обязанностей, прав и ответственности работников организации. Анализ внешней и внутренней среды показал, что имеются все необходимые ресурсы для расширения деятельности: финансовые, материальные, трудовые и прочие виды ресурсов.
Анализ кадрового состава организации показал, что потенциал работников достаточно высок и отвечает задаче расширения деятельности производственной сферы.
На основе матрицы организационных проекций функций управления и трудоемкости выполнения основной бизнес-операции была рассчитана численность персонала и обоснована необходимость расширения торговли готовой продукции.
Автором была разработана и спроектирована новая организационная структура управления ООО «Бахетле-1», построенная по дивизиональному принципу, описаны обязанности работников, зафиксированные в должностных инструкциях.
Современное управление предприятием невозможно без применения автоматизированных систем управления. Автором были поставлены задачи по автоматизированному управлению.
Завершающим этапом выполненной работы явился расчет эффективности структурной инновации.
Сделан вывод о необходимости внедрения разработанных проектных мероприятий в практику управления ООО «Бахетле-1».
1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.06.2015)
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно
методическое пособие.М.: Финансы и статистика, 2014.115 с.
3. Баженов Ю.К. Менеджмент организации: метод. рекомендации по
подготовке и защите выпускных квалификационных работ / Ю. К. Баженов, В. А. Пронько.М : Дашков и к, 2013.168 с.
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012.405 с.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.М.: Финансы и
статистика, 20147.382 с.
6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА.М, 2005.215 с.
7. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2015.178 с.
8. Бобыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. М.: Экономика, 2014.366с.
9. Бир С. Наука управления / С. Бир; пер. с англ. 2-е изд. М.: ЛКИ, 2012.120 с.
10. Боссиди Л. Искусство результативного управления / Л. Боссиди, Р. Чаран. М : Добрая книга, 2013.288 с.
11. Вебер М. Бизнес-вычисления: практика расчета основных показателей / М. Вебер.; пер. с нем. М.: Омега-Л, 2012.243 с.
12. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013.501с.
13. Демидова А.В. Исследование систем управления: конспект лекций / А. В. Демидова. М : Приор-издат, 2015. 96 с.
14. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: учебник для вузов / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. М.: Альпина, 2012.400 с.
15. Ефимова Е.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2011. 367с.
16. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами. М.: Изд-во «Дело», 2013.216 с.
17. Киперман Г.Я. Диагностика деятельности акционерного общества // Аудит и финансовый анализ. 2014. №1. с. 5-13.
18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2013. 467с.
19. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие / пер. с франц. под ред. проф. Я.В.Соколова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012.576 с.
20. Кондратюков Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. М.: Издательство «Дело», 2012. 233с.
21. Кондратьев В.В. 7 нот менеджмента: настольная книга руководителя / Кондратьев В.В., ред. 6-е изд., перераб. и доп. М : Эксмо, 2013. 832 с.
22. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия: Методы оценки. М.: ИКЦ «ДИС», 2014. 224с.
23. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. 304 с.
24. Костров А.В. Уроки информационного менеджмента: практикум: учеб. пособие / А. В. Костров, Д. В. Александров. М.: Финансы и статистика, 2015. 304 с.: ил.
25. Любушин Н.П., Лещева В.В., Дьякова В.Г. Анализ финансовоэкономической деятельности предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н.Л. Любушина. М.: ЮНИТИ-Дана, 2012. 471 с.
26. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. М.: ИНФРА-М, 2013. 415 с.
27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 2012. 702 с.
28. Новодворский В.Д. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2013. 378 с.
29. Новицкий Н.И. Сетевое планирование и управление производством: учеб.- практ. пособие / Н. И. Новицкий. М.: Новое знание, 2012. 159 с.
30. Никифоров А.Д. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / А. Д. Никифоров. - 2-е изд., стер. М.: Дрофа, 2006. 719 с.: ил. (Высшее образование).
31. Орлова А., Хухрин А. Стратегия управления: теория и реальность. // АПК: экономика, управление. 2013. №12. с. 24-29.
32. Панков Д.А. Современные методы анализа финансового положения. Минск.: ООО «Профит», 2014. 413с.
33. Прохоров А.П. Русская модель управления / А. П. Прохоров. М.: Эксмо, 2013.384 с.
34. Райченко А.В. Общий менеджмент: учебник для вузов / А. В. Райченко. М.: ИНФРА.М, 2014. 384 с.
35. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 2014. 98с.
36. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. Минск: Высшая школа, 2012. 306 с.
37. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. Минск: ООО «Новое знание», 2013. 688с.
38. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 479 с.
39. Сорина Г.В. Основы принятия решений: учеб. пособие для вузов / Г. В. Сорина. М.: Экономист, 2012. 192 с.
40. Семенов А.К. Этика менеджмента: учеб. пособие / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. М.: Дашков и К, 2013. 272 с.
41. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие // Савицкая Г.В. М., ИНФРА.М, 2014. 281с.
42. Теория экономического анализа: Учебник 2-е изд., доп. // Шеремет А.Д. М., ИНФРА.М, 2014, 366с.
43. Теория экономического анализа: Учебное пособие // Казакова Р.П., Казаков С.В. М., ИНФРА.М, 2013, 239с.
44. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2014. 318 с.
45. Финансы предприятий. Учебное пособие / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина, З.М. Смирнова. Под редакцией Е.М. Бородиной/ М: Финансы и статистика, 2014. 423 с.
46. Шишкин А.П. и др. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях: практическое руководство. 5-е изд. М.: Финанстатинформ, 2015. 335 с.
47.Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. 367с.
48.Экономико-статистический анализ: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 215 с.
49.Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник // Брагин Л.А., М., ИНФРА.М, 2014. 314с.
50. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие // Раздорожный А.А. М., РИОР, 2015. 95с.
51. Экономика организации: Учебник // Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. М., ИНФРА.М, ФОРУМ, 2013. 336с.
52. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие // Скляренко В.К., Кучеренко А.И., Акуленко Н.Б., Прудников В.М. М., ИНФРА-М, 2014. 256с.
53.Официальный сайт предприятия ООО «Бахетле-1» // Режим доступа: http: //bahetle.com/