Введение 3
1. Теоретические основы разработки концепции электронного правительства в
Российской Федерации 6
1.1. Предпосылки и необходимость разработки концепции электронного
правительства в Российской Федерации 6
1.2. «Электронное правительство»: понятие и сущность 14
1.3. Этапы развития концепции электронного правительства в России 22
2. Анализ реализации концепции электронного правительства на уровне
субъектов Российской Федерации 30
2.1. Современное состояние реализации концепции на региональном уровне 30
2.2. Реализация проектов информатизации государственных услуг и концепции
«электронное правительство» в Республике Татарстан» 38
2.3. Оценка эффективности реализации концепции «электронное правительство» в
Республике Татарстан» 46
3. Совершенствование механизма разработки и реализации концепции
электронного правительства в Российской Федерации 66
3.1. Рекомендации по улучшению процессов реализации концепции электронного
правительства 66
3.2. Применение зарубежного опыта разработки и реализации концепции
электронного правительства 73
3.3. Социально-экономическая оценка рекомендаций по улучшению процессов
реализации концепции электронного правительства в Российской Федерации 83
Список использованных источников 90
Приложения
Еще в прошлом веке человечество вступило в эру становления информационного общества, неотъемлемой частью которого стал глобальный процесс модернизации государственного управления. С внедрением информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в различные сферы жизни общества изменились не просто формат, инструменты и способы коммуникации, произошло переосмысление парадигмы взаимодействия органов власти, бизнеса и общества. И ключевое место в этом процессе занимает «электронное правительство. В этой связи изучение феномена «электронное правительство» имеет огромное значение в целях повышения эффективности реализации функций государства и развития гражданского участия в принятии решений.
Несмотря на постепенное увеличение количества исследований, посвященных области ЭП за последние годы, это направление остается по- прежнему малоизученным. Современные реалии отражают острую необходимость в создании фундаментальной и теоретической основы объекта. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что эффективное внедрение электронного правительства несет в себе огромный управленческий потенциал, особенно касающийся оптимизации системы управления органов власти.
Модернизация государственного управления, также как использование информационно- коммуникационных технологий, являются предметом исследования различных наук, гуманитарных и технических. На сегодняшнем этапе развития информационного общества интерес к этим проблемам только возрастает.
Проблемы информационного общества исследуются широко. Здесь ведущие позиции принадлежат зарубежным авторам, таким как Д.Белл, Г.Бехманн, М.Кастельс, Д.Норт, Э.Тоффлер и многие другим. Среди отечественных разработок можно отметить работы И.Л.Бачило, Ю.А.Нисневича. Именно в исследованиях подобного рода освещаются глобальные вызовы информационного общества.
Применение информационно-коммуникационных технологий в
государственном управлении в рамках электронного правительства становится предметом исследования политической науки, здесь можно отметить диссертационные исследования Д.С.Агалина, П.В.Григорьева, Е.А.Кашиной.
Объектом исследования являются концепции «электронного правительства».
Предметом выступает деятельность органов исполнительной власти по реализации концепции электронного правительства на уровне субъектов Российской Федерации.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических основ создания и функционирования «электронного правительства» и выявлении основных тенденций его развития на региональном уровне.
Достижение поставленных целей исследования предопределило постановку и решение следующих задач:
- исследовать концепцию «электронного правительства» и дать определение понятию и основным признакам «электронного правительства»;
- охарактеризовать структуру «электронного правительства»;
- описать этапы развития концепции электронного правительства в России;
- провести анализ уровня развития ИКТ и электронного государства в России и за рубежом;
- изучить современное состояние реализации концепции на региональном уровне;
- выявить проблемы формирования и функционирования «электронного правительства» в Российской Федерации на региональном уровне;
- разработать комплекс мер, необходимых для обеспечения эффективности построения и функционирования «электронного правительства»;
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания. К числу использованных общенаучных методов следует отнести формально-логический, диалектический, системный методы, а также метод социального моделирования.
В работе использованы труды известных российских ученых-теоретиков: С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, В.В. Ершова, В.Н. Корнева, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.А. Саака, В.М. Сырых, А.Ф. Черданцева.
Нормативно-правовую основу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные правовые акты подзаконного уровня, иные правовые акты, регулирующие отношения, которые складываются в процессе осуществления государственного управления в условиях формирования информационного общества
Структурно работа состоит из введения, трех глав и параграфов, заключения и списка использованных источников и приложений.
В первой главе раскрыты предпосылки и необходимость разработки концепции электронного правительства в Российской Федерации, рассмотрены этапы развития концепции электронного правительства в России, изучены цели и задачи реализации электронного правительства.
Во второй главе проводится анализуровня развития ИКТ и электронного государства в России и за рубежом и дана оценка современного состояния реализации концепции на региональном уровне .
В третьей главе разработан комплекс мер, необходимых для обеспечения эффективности построения и функционирования «электронного правительства».
В заключении подведены итоги и сделаны выводы и рекомендации по исследуемой проблеме.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) в ред. от 21 июля 2014 года // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : в ред. федер. закона Рос. Федерации от 5 апреля 2014 г. № 124- ФЗ // Собр. законодательства рос. Федерации - 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 1; 2014. - № 19, ст. 2330.
3. Федеральный закон № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/
4. Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 г. N 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/
6. Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р
«О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». // [Электронный ресурс]. URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99708/
7. Распоряжение Правительства РФ №1555р от 17.10.2009 “План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти” - http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=41117
8. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г.Ы 721 "О
внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" - http://www. minkomsvjaz.ru/.cmsc/upload/
docs/201001/21121618Km.rtf
9. Постановление Правительства РФ от января 2002 г. N 65 “О федеральной целевой программе “Электронная Россия” (2002-2010 годы)” - http: //www.internetlaw.ru/intlaw/laws/e-rus .htm
10. Постановление Правительства РФ от 15.08.2006 N 502 "О внесении изменений в ФЦП “Электронная Россия” (2002-2010 годы)”- http://cit.tatar.ru/rus/post_15.08.2006%20N%20502.htm 23. Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” - http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW ;n=67847
11. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 года №98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти". // [Электронный ресурс]. URL: http://bolsheukovcourt.oms.sudrf.ru/modules.php?name=press dep&op=8&did=7
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно¬телекоммуникационной сети Интернет». // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2009/06/24/koncepciya-dok.html
13. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде: распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 г. № 2516-р [Электронный ресурс] : URL: http://www.rg.ru (дата обращения 26.11.15).
14. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р : в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 10 марта 2009 г. № 219 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 40, ст. 3981; 2009. - № 12, ст. 1429.
15. Об утверждении методических указаний по осуществлению учета
информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры: приказ Министерства связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации от 31 мая 2013 г. (Москва) // Рос. газета. - 2013. - № 127.
16. Стратегия развития информационного общества в Российской
Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212) - http://minkomsvjaz.ru/ministry/documents/959
/3257.shtml
17. Сеть многофункциональных центров в Российской Федерации, 2008 - http://www.ar.gov.ru/ru/about/multi-functional-centers/
18. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. - М.: КНОРУС, 2011.
19. Анализ развития и использования информационно¬
коммуникационных технологий в регионах России. Аналитический доклад. / Под ред. Ю. Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2008. — 240 с.
20. Баранов Н.А. Понятие электронного правительства // Тема 11. Электронное правительство в системе административного управления. URL: http : //nicbar.ru/adm_sist_lekzia11.htm (дата обращения : 23. 10. 2012)
21. Бачило И.Л. Государство и право XXI века. Реальное и виртуальное М.: Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. - С.170-172.
22. Байдаков, С.Л. Многофункциональный центр предоставления государственных услуг. М. Олимп-Бизнес, 2013.
23. Буринов М.А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 3. - С. 17 - 19.
24. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Юрайт. М., 2015.
25. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление. М. Юрайт, 2014.
26. Голованов, В.И. Инновации в современном государственном и муниципальном управлении. Международный университет в Москве. Москва, 2015.
27. Горбунов, А.П. Местное самоуправление и муниципальное управление. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
28. Данилин, А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. М. ИНФРА-М, 2004.
29. Дашян М.С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. - М. : Волтерс Клувер, 2007. - С. 118 - 120.
30. Жиль У. Французская модель - открытое правительство // Право цифровой администрации в России и во Франции / отв. ред. И.Л.Бачило. Сборник научных материалов российско-французской международной конференции. 27-28 февраля 2013 года. - М.: ИГП РАН, Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация, 2014. - С.43-68.
31. Клищ, Н.Н., Решетникова, Д.С., Романов, С.В. Опыт разработки системы показателей результативности деятельности гражданских служащих в Минфине России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, № 6 (28), 2015.
32. Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. - М. : «ТРЕИН», 2007. - С. 215 - 216.
33. Кузнецов П.У. Социальная миссия электронного государства: ценности и терминологические проблемы // Информационное общество и социальное государство / отв. ред. И.Л.Бачило. - М.: ИГП РАН, 2011. - С.10-27.
34. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Моск. фин.-пром. ун-т "Синергия", 2013.
35. Маркова, А.Н., Федулов, Ю.К. История государственного управления в России. ЮНИТИ. М., 2016.
36. Наумов, С.Ю., Гегедюш, Н.С., Мокеев, М.М., Подсумкова, А.А. Государственное и муниципальное управление. Дашков и К. Москва, 2016.
37. Оболонский А.В. Кризис эффективности административно-бюрократического государства и поиски выхода: опыт США (эволюция теории и практики государственного управления в последние десятилетия)//Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - №2. - С.145- 167.
38. Писаревский Е.Л. Качество государственного управления: проблемы целеполагания // Административное право и процесс. - 2013. - № 10. - С. 3-10.
39. Поветкина Н.А., Хазова Е.В. Интегрированные информационные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации // Журнал российского права. - 2014. - № 9. - С.11 -17.
40. О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на окзание государственных услуг населению, Аналитический доклад, М.:ИРИО, 2009.
41. Полякова Т.А. Систематизация информационного законодательства - важная составляющая формирования единого информационно-правового пространства // Систематизация и кодификация информационного законодательства / отв. ред. И.Л.Бачило. Сб. науч. работ. - М.: ИГП РАН, Изд-во «Канон+», 2015. - С.41-44.
42. Грудцына Л.В., Лагуткин А.В. Роль информации в управлении
гражданским обществом: философские и правовые аспекты // Журнал
российского права. - 2014. - № 10. - С.30 - 38.
43. Дидикин А.Б. «Открытое правительство» в механизме взаимодействия
94
гражданского общества и государства: формирование правовой модели и ее противоречия // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013. - № 1. - С. 16 - 19.
44. Саак. А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
45. Тимошенко И.Г. Открытое правительство // Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика / отв. ред. И.Г.Тимошенко. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. - С.1-18.
46. Щербинина, Н. Н. Электронный административный регламент предоставления государственных услуг: проблемы применения и перспективы развития [Текст] / Н. Н. Щербинина (в соавт.) // Проблемы права.- 2015. - № 1 (49). - С. 98-102. - 0,54 п.л.
47. Щербинина, Н. Н. Региональная информатизация в Российской Федерации: основные тенденции развития [Текст] / Н. Н. Щербинина // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - № 4. - С. 119-123. - 0,47 п.л.
48. Щербинина, Н. Н. Использование информационных технологий в антикоррупционной деятельности органов исполнительной власти [Текст] / Н. Н. Щербинина // Закон и право. - 2016. - № 3. - С. 144-147. - 0,37 п.л.
49. Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем / под ред. С.Н. Сильвестров. - М. : Дашков и Ко, 2011. Электронная версия: Том 1; Том 2.
50. 17 июля на заседании Президиума Госсовета Президент РФ выступил за обязательную проверку компьютерной грамотности госслужащих при их аттестации // Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru/news/13971/.
51. Open government declaration. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.opengovpartnership.org/sites/www.opengovpartnership.org/files/page files/ OGP Declaration.pdf
52. Официальный интернет-портал государственных услуг - www.gosuslugi.ru;
53. Официальный интернет-портал административной реформы - http://ar.gov.ru;
54. Официальный сайт Президента Российской Федерации - http:// www.kremlin.ru;
55. Официальный сайт Правительства Российской Федерации - http://www.government.ru;
56. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - http://www.minsvyaz.ru;
57. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации - http://economy.gov.ru;
58. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации - http://audit.gov.ru;
59. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http: //www.gks.ru;
60. Официальный сайт Министерства информатизации и связи Республики Татарстан - http://mic.tatarstan.ru/