Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №53639

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования образной речи дошкольников с ОНР III уровня посредством художественной литературы 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня 6
1.2. Особенности формирования образной речи у детей дошкольного
возраста с ОНР III уровня 10
1.3. Роль художественной литературы в формировании речи детей
дошкольного возраста 15
Выводы по главе I 20
Глава II. Эмпирическое исследование образной речи у дошкольников с ОНР III уровня 22
2.1. Организация и методы исследования образной речи детей дошкольного
возраста с ОНР III уровня 22
2.2. Анализ обследования образной речи у детей дошкольного возраста с
ОНР III уровня 24
Выводы по главе II 40
Глава III. Коррекционная работа по формированию образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 42
3.1. Содержание программы по формированию образной речи у детей
дошкольного возраста с ОНР III уровня 42
3.2. Оценка эффективности программы формирования образной речи
посредством художественной литературы 46
Выводы по главе III 66
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 75


Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению образной речью, как необходимой предпосылкой успешного и гармоничного развития и социализации личности.
Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речи детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение, что приводит к обеднению экспрессивной лексики и создаёт затруднения в овладении образной речью.
Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о наличии у таких педагогов и психологов, как Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина интереса к проблеме овладения детьми эмоционально-экспрессивными средствами языка и формирования творческого отношения к слову[44].
Несмотря на достаточно полное освещение проблемы развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей овладения образно-выразительными средствами речи, а также способов коррекции имеющихся нарушений. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обогащения связной речи детей с общим недоразвитием речи образно-выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами) посредством художественной литературы.
Возникает необходимость изучения особенностей использования образно-выразительных средств речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, научного обоснования и разработки организационных форм, содержания и методов коррекционно-
педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образной речи.
Цель исследования - формирование образной речи у дошкольников с ОНР III уровня посредством художественной литературы.
Объект исследования: способность к овладению образно¬
выразительными средствами речи детьми с нарушениями речи.
Предмет исследования: процесс формирования способности к овладению образно-выразительными средствами речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) в ходе коррекционно-педагогической работы.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что использование художественной литературы в работе с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня по формированию образной речи будет эффективно, если использовать в логопедической работе ознакомление с загадками, чтение рассказов, стихотворений, русских народных сказок с последующим пересказом, составление рассказов по пословицам и поговоркам и литературные викторины.
Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Изучение особенностей оперирования образной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях эксперимента,
2. Изучение возможностей использования образно-выразительных средств речи детьми с ОНР (III уровень).
3. Разработка коррекционно-образовательной программы по
формированию образной речи.
4. Оценка эффективности методики В.Н. Макаровой, Е.А. Савцевой и М.Н. Едаковой «Обследование особенностей употребления детьми образных средств языка».
5. Оценка эффективности разработанной методики формированию образной речи.
Методы исследования:
Методы, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. Анализ лингвистической, психологической, логопедической литературы.
2. Эмпирические методы:
— Методика В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Едаковой «Обследование особенностей употребления детьми образных средств языка»;
— Формирующий эксперимент;
3. Аналитические методы:
— количественный и качественный анализ экспериментальных данных
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе практические, теоретические и демонстрационные материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, психологами в системе школьного образования при определении методов и приемов работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня с целью формирования образной речи у детей, которая будет служить средством успешной социализации детей.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были обсуждены на конференции «Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского университета» и нашли отражение в следующих публикациях: «Изучение особенностей образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня» (Казань, 2017).
Структура проекта.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 51 источник 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ проблемы изучения развития образной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, изучение понятий образности речи и влияния на её развитие художественной литературы позволил нам сделать следующие выводы:
— Особенности образной речи у дошкольников с ОНР III уровня характеризуются отставанием её от нормы вследствие прямой её связи с развитием речи в целом;
— В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи способности к овладению образными средствами выразительности, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности;
— Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи, восприятием разнообразных жанров произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.
На констатирующем этапе при исследовании сформированности образной речи, результаты контрольной и экспериментальной выборки оказались почти идентичными.
Проведя коррекционную работу по формированию образной речи посредством художественной литературе по специально разработанной нами методике, мы добились прогресса в формировании образно-выразительных средств речи. На контрольном этапе мы провели исследование на предмет влияния использования художественной литературы на формирование образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР Шуровня и установили, что использование художественной литературы наиболее эффективный метод в работе с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня, чем другие методы.
Дети экспериментальной группы после коррекционной работы стали более общительны, стали лучше воспринимать и понимать речь окружающих, правильно излагать свои высказывания, научились составлять рассказы, понимать пословицы и многие фразеологизмы, что говорит о развитии образности речи у данной категории детей.



1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада / А.В. Аджи. - Воронеж, 2006. - 127 с.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку / Л.И. Айдарова. - М.: Педагогика, 1978. - 146 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Боголюбская М.К. Художественное чтение а рассказывание в детском саду / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко. - М.: «Просвещение», 1970. - 150 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
6. Боша Р.П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников: диссерт. ... канд. пед. наук / Р.П. Боша. - М., 1988. - 143 с.
7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С.С. Бухвостова. - Курск: Академия Холдинг, 1976. - 178 с.
8. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова. - М., 2000. - 189 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М., 1956. - 196 с.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Университет, 2000. - 336 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 203 с.
12. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 120 с.
13. Гурович Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л.Б. Береговая, Л.М. Гурович, В.И. Логинова. - М., 1992. - 143 с.
14. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М. Дьяченко. - М., 1996. - 117 с.
15. Зимина И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И.К. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - С.15¬17.
16. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 1972. - 143 с.
17. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / Л.Д. Короткова. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. - 125 с.
18. Короткова Э.П. Беседа о книгах в подготовительной группе / Э.П. Короткова. - М., 1974. - 125 с.
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М., 1970. - 213 с.
20. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская. - М.: «Просвещение», 1971. - 157 с.
21. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, Г.М. Лямина, В.И. Яшина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.139-144.
22. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 1 / В.Н. Макарова, М.Н. Мирошкина, Е.А. Ставцева. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
23. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 2 / В.Н. Макарова, М.Н. Мирошкина, Е.А. Ставцева. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 112 с.
24. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни: диссерт. ... канд. пед. наук / И.Н. Митькина. - М., 2001. - 138 с.
25. Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: диссерт. ... канд. пед. наук / Н.А. Орланова. - Киев, 1967. - 184 с.
26. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова. - Ярославль: Академия развития, 2006 - 143 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
28. Савушкина Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства / Е.В. Савушкина //Дошкольное воспитание. - 1979. - №1. - С.5-9.
29. Сакулина Н.П. Художественное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина. - М., 1954. - 265 с.
30. Смольникова Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.150-153.
31. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 1966. - 175 с.
32. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника / Ф.А. Сохин // Вопросы психологии. - 1989. - №3. - С.23-27.
33. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 200 с.
34. Стаценко Р.А. Методика ознакомления детей с художественным словом / Р.А. Стаценко // Дошкольное воспитание. - 1980.- №7. - С.6-10.
35. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 288 с.
36. Струнина Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. - М.: Сфера, 2007. - 144 с.
37. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1972. - 280 с.
38. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1972. - 78 с.
39. Ушакова О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой: конспекты занятий / Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 224с.
40. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
41. Ушакова О.С. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С.71-78.
42. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет / О.С. Ушакова //Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. - С.59-66.
43. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 240 с.
44. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1986. - 350 с.
45. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - Харьков: Фолио, 1997. - 464 с.
46. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. - М., 1961. - 254 с.
47. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников / С.М. Чемортан. - Кишинев, 1986. - 110 с.
48. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. - М.: Педагогика, 1990. - 384 с.
49. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 208 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1960. - 348 с.
51. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки / П.И. Яничев // Практический психолог. - 1999. - № 10. - С.27-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ