ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования образной речи дошкольников с ОНР III уровня посредством художественной литературы 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня 6
1.2. Особенности формирования образной речи у детей дошкольного
возраста с ОНР III уровня 10
1.3. Роль художественной литературы в формировании речи детей
дошкольного возраста 15
Выводы по главе I 20
Глава II. Эмпирическое исследование образной речи у дошкольников с ОНР III уровня 22
2.1. Организация и методы исследования образной речи детей дошкольного
возраста с ОНР III уровня 22
2.2. Анализ обследования образной речи у детей дошкольного возраста с
ОНР III уровня 24
Выводы по главе II 40
Глава III. Коррекционная работа по формированию образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 42
3.1. Содержание программы по формированию образной речи у детей
дошкольного возраста с ОНР III уровня 42
3.2. Оценка эффективности программы формирования образной речи
посредством художественной литературы 46
Выводы по главе III 66
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 75
Глава I. Теоретические основы формирования образной речи дошкольников с ОНР III уровня посредством художественной литературы 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня 6
1.2. Особенности формирования образной речи у детей дошкольного
возраста с ОНР III уровня 10
1.3. Роль художественной литературы в формировании речи детей
дошкольного возраста 15
Выводы по главе I 20
Глава II. Эмпирическое исследование образной речи у дошкольников с ОНР III уровня 22
2.1. Организация и методы исследования образной речи детей дошкольного
возраста с ОНР III уровня 22
2.2. Анализ обследования образной речи у детей дошкольного возраста с
ОНР III уровня 24
Выводы по главе II 40
Глава III. Коррекционная работа по формированию образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 42
3.1. Содержание программы по формированию образной речи у детей
дошкольного возраста с ОНР III уровня 42
3.2. Оценка эффективности программы формирования образной речи
посредством художественной литературы 46
Выводы по главе III 66
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 75
Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению образной речью, как необходимой предпосылкой успешного и гармоничного развития и социализации личности.
Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речи детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение, что приводит к обеднению экспрессивной лексики и создаёт затруднения в овладении образной речью.
Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о наличии у таких педагогов и психологов, как Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина интереса к проблеме овладения детьми эмоционально-экспрессивными средствами языка и формирования творческого отношения к слову[44].
Несмотря на достаточно полное освещение проблемы развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей овладения образно-выразительными средствами речи, а также способов коррекции имеющихся нарушений. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обогащения связной речи детей с общим недоразвитием речи образно-выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами) посредством художественной литературы.
Возникает необходимость изучения особенностей использования образно-выразительных средств речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, научного обоснования и разработки организационных форм, содержания и методов коррекционно-
педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образной речи.
Цель исследования - формирование образной речи у дошкольников с ОНР III уровня посредством художественной литературы.
Объект исследования: способность к овладению образно¬
выразительными средствами речи детьми с нарушениями речи.
Предмет исследования: процесс формирования способности к овладению образно-выразительными средствами речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) в ходе коррекционно-педагогической работы.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что использование художественной литературы в работе с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня по формированию образной речи будет эффективно, если использовать в логопедической работе ознакомление с загадками, чтение рассказов, стихотворений, русских народных сказок с последующим пересказом, составление рассказов по пословицам и поговоркам и литературные викторины.
Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Изучение особенностей оперирования образной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях эксперимента,
2. Изучение возможностей использования образно-выразительных средств речи детьми с ОНР (III уровень).
3. Разработка коррекционно-образовательной программы по
формированию образной речи.
4. Оценка эффективности методики В.Н. Макаровой, Е.А. Савцевой и М.Н. Едаковой «Обследование особенностей употребления детьми образных средств языка».
5. Оценка эффективности разработанной методики формированию образной речи.
Методы исследования:
Методы, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. Анализ лингвистической, психологической, логопедической литературы.
2. Эмпирические методы:
— Методика В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Едаковой «Обследование особенностей употребления детьми образных средств языка»;
— Формирующий эксперимент;
3. Аналитические методы:
— количественный и качественный анализ экспериментальных данных
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе практические, теоретические и демонстрационные материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, психологами в системе школьного образования при определении методов и приемов работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня с целью формирования образной речи у детей, которая будет служить средством успешной социализации детей.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были обсуждены на конференции «Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского университета» и нашли отражение в следующих публикациях: «Изучение особенностей образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня» (Казань, 2017).
Структура проекта.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 51 источник 5 приложений.
Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речи детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение, что приводит к обеднению экспрессивной лексики и создаёт затруднения в овладении образной речью.
Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о наличии у таких педагогов и психологов, как Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина интереса к проблеме овладения детьми эмоционально-экспрессивными средствами языка и формирования творческого отношения к слову[44].
Несмотря на достаточно полное освещение проблемы развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей овладения образно-выразительными средствами речи, а также способов коррекции имеющихся нарушений. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обогащения связной речи детей с общим недоразвитием речи образно-выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами) посредством художественной литературы.
Возникает необходимость изучения особенностей использования образно-выразительных средств речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, научного обоснования и разработки организационных форм, содержания и методов коррекционно-
педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образной речи.
Цель исследования - формирование образной речи у дошкольников с ОНР III уровня посредством художественной литературы.
Объект исследования: способность к овладению образно¬
выразительными средствами речи детьми с нарушениями речи.
Предмет исследования: процесс формирования способности к овладению образно-выразительными средствами речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) в ходе коррекционно-педагогической работы.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что использование художественной литературы в работе с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня по формированию образной речи будет эффективно, если использовать в логопедической работе ознакомление с загадками, чтение рассказов, стихотворений, русских народных сказок с последующим пересказом, составление рассказов по пословицам и поговоркам и литературные викторины.
Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Изучение особенностей оперирования образной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях эксперимента,
2. Изучение возможностей использования образно-выразительных средств речи детьми с ОНР (III уровень).
3. Разработка коррекционно-образовательной программы по
формированию образной речи.
4. Оценка эффективности методики В.Н. Макаровой, Е.А. Савцевой и М.Н. Едаковой «Обследование особенностей употребления детьми образных средств языка».
5. Оценка эффективности разработанной методики формированию образной речи.
Методы исследования:
Методы, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. Анализ лингвистической, психологической, логопедической литературы.
2. Эмпирические методы:
— Методика В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Едаковой «Обследование особенностей употребления детьми образных средств языка»;
— Формирующий эксперимент;
3. Аналитические методы:
— количественный и качественный анализ экспериментальных данных
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе практические, теоретические и демонстрационные материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, психологами в системе школьного образования при определении методов и приемов работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня с целью формирования образной речи у детей, которая будет служить средством успешной социализации детей.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были обсуждены на конференции «Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского университета» и нашли отражение в следующих публикациях: «Изучение особенностей образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня» (Казань, 2017).
Структура проекта.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 51 источник 5 приложений.
Теоретический анализ проблемы изучения развития образной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, изучение понятий образности речи и влияния на её развитие художественной литературы позволил нам сделать следующие выводы:
— Особенности образной речи у дошкольников с ОНР III уровня характеризуются отставанием её от нормы вследствие прямой её связи с развитием речи в целом;
— В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи способности к овладению образными средствами выразительности, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности;
— Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи, восприятием разнообразных жанров произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.
На констатирующем этапе при исследовании сформированности образной речи, результаты контрольной и экспериментальной выборки оказались почти идентичными.
Проведя коррекционную работу по формированию образной речи посредством художественной литературе по специально разработанной нами методике, мы добились прогресса в формировании образно-выразительных средств речи. На контрольном этапе мы провели исследование на предмет влияния использования художественной литературы на формирование образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР Шуровня и установили, что использование художественной литературы наиболее эффективный метод в работе с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня, чем другие методы.
Дети экспериментальной группы после коррекционной работы стали более общительны, стали лучше воспринимать и понимать речь окружающих, правильно излагать свои высказывания, научились составлять рассказы, понимать пословицы и многие фразеологизмы, что говорит о развитии образности речи у данной категории детей.
— Особенности образной речи у дошкольников с ОНР III уровня характеризуются отставанием её от нормы вследствие прямой её связи с развитием речи в целом;
— В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи способности к овладению образными средствами выразительности, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности;
— Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи, восприятием разнообразных жанров произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.
На констатирующем этапе при исследовании сформированности образной речи, результаты контрольной и экспериментальной выборки оказались почти идентичными.
Проведя коррекционную работу по формированию образной речи посредством художественной литературе по специально разработанной нами методике, мы добились прогресса в формировании образно-выразительных средств речи. На контрольном этапе мы провели исследование на предмет влияния использования художественной литературы на формирование образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР Шуровня и установили, что использование художественной литературы наиболее эффективный метод в работе с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня, чем другие методы.
Дети экспериментальной группы после коррекционной работы стали более общительны, стали лучше воспринимать и понимать речь окружающих, правильно излагать свои высказывания, научились составлять рассказы, понимать пословицы и многие фразеологизмы, что говорит о развитии образности речи у данной категории детей.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Использование малых форм фольклора как средство развития речи
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Активизация синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Развитие оптико-моторной координации детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Сказки как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019



