Введение 4
1. Теоретические основы управления качеством продукции 7
1.1. Основные подходы к определению «качество» и его основные
характеристики 7
1.2. Роль и значение стандартов в формировании системного подхода к
управлению качеством 16
1.3. Условия обеспечения качества продукции на предприятиях 25
2. Анализ системы управления качеством продукции и процесса на
предприятии 36
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО Казанский завод
«Электроприбор» 36
2.2. Анализ системы управления качеством на предприятии ОАО Казанский
завод «Электроприбор» 51
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления
качеством продукции на предприятии 64
3.1. Проект совершенствования системы управления качеством на предприятии
ОАО Казанский завод Электроприбор» 64
3.2. Оценка эффективности проекта по совершенствованию системы
управления качеством 77
Заключение 87
Список использованных источников 91
Приложения
Условия жесткой конкурентной борьбы, нестабильность экономической ситуации, изменение запросов потребителей требуют от предприятий постоянного обновления выпускаемых продуктов и используемых технологий, а также снижения затрат на производство. Стремление отечественных компаний выпустить конкурентоспособный продукт, выйти с ним на мировые рынки обусловливает необходимость выявления организационно-экономических особенностей управления качеством.
Конкурентоспособность товара в условиях развивающейся рыночной экономики является одним из объектов, на который направлено основное внимание менеджеров всех уровней управления на предприятии. Наиболее существенным фактором, влияющим на повышение конкурентоспособности является действующая система менеджмента качества.
Реальной необходимостью современного периода стало внедрение на промышленных предприятиях международных стандартов ИСО серии 9000. Несомненно, очевиден результат от такого нововведения, во-первых, у предприятия появляется возможность выхода на мировой рынок, во-вторых, существует шанс выигрыша в конкурентной борьбе, в-третьих, возникают условия для координации и совершенствования не только производственной деятельности, но и всего управленческого процесса. Но, несмотря на введение международных стандартов, на большинстве отечественных предприятиях система менеджмента качества не работает или работает недостаточно.
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции и услуг, их конкурентоспособности на мировом рынке.
Проблеме управления качеством на протяжении последних десятилетий было посвящено значительное количество разноаспектных исследований российских и зарубежных ученых, что привело к формированию значительного потенциала научно-практических разработок в данной сфере. Однако в связи с постоянно меняющимися экономическими условиями и реалиями мировой и национальных экономик, нарастающим процессом мировой глобализации представляется целесообразным постоянная актуализация основных положений теории и практики в данной области.
Исследованием теоретических и методических аспектов управления качеством занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них, прежде всего, следует выделить работы отечественных исследователей - В.Н.Азарова, Ю.П. Адлера, В.П. Белобрагина, В.Г. Версана, А.В.Гличева, Е.А. Горбашко, Е.М. Карлика, М.Г. Круглова, В.А. Лапидуса, В.В. Окрепилова и др., а также зарубежных ученых Э.Деминга, Дж. Джурана, К. Исикавы, Ф.Кросби, Г. Тагути, А.Фейгенбаума, Дж. Харрингтона и др.
Объектом исследования является система управления качеством продукции и процессы, обеспечивающие ее функционирование на предприятии. Предметом исследования в бакалаврской работе являются процессы управления качеством продукта и процесса в системе организации производства.
Цель работы - проанализировать основные процессы управления качеством продукта и процесса на предприятии и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели вытекает необходимость решения ряда задач, в частности:
- изучение теоретических основ управления качеством продукции и процесса;
- рассмотрение основных факторов, влияющих на качество продукции и процесса;
- охарактеризовать показатели оценки качества продукции;
- дать характеристику организационно-экономической деятельности
предприятия ОАО Казанский завод «Электроприбор»;
- провести анализ системы управления качеством продукции на предприятии ОАО Казанский завод «Электроприбор» и выявить основные проблемы;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством продукции на предприятии и дать обоснование их экономической эффективности.
Информационной базой исследования послужили официальные материалы Росстата, Министерства экономического развития РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области технического регулирования и стандартизации, публикации специализированных периодических изданий, бухгалтерская и статистическая отчетность исследуемого предприятия.
В качестве теоретической базы исследования выступают научные труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам методологии управления качеством.
Методологическую базу исследования составили такие методы как регрессионный и корреляционный анализ, экспоненциальное распределение, а также метод построения дерева показателей свойств объекта. Постановка и доказательство гипотез выполнялось на основе приемов классифицирования и стратификации, анализа и синтеза.
Работа состоит из введения, трех глав и параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Улучшение качества — это постоянная деятельность, направленная на повышение качества продукции, снижение затрат на него, совершенствование производства. Объектом процесса улучшения качества может быть любой элемент производства, например, технологический процесс, внедрение научной организации труда, современного оборудования, обеспечение инвентарем, инструментами, повышение квалификации персонала.
В ходе изучения специальной литературы выявлено, что управление качеством на предприятии, как и управление любым другим объектом связано, прежде всего, с процессами, присущими данному объекту. Так как каждое предприятие является системой, то и управление на предприятии неотъемлемо связано с взаимодействиями, как между составляющими системы, так и с другими системами, то есть предприятиями, государственными органами, обществом. Данные взаимодействия характеризуются как процессы. В этой связи развитие предприятия связано с его внутренними и внешними процессами. Способность организации достигать поставленных целей связана с системами менеджмента. Поэтому конкурентная борьба организаций - это борьба действующих на них систем менеджмента качества. Система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. Системный подход требует рассматривать управление качеством как неотъемлемую, а не автономную часть управления организацией.
В работе проведен анализ системы управления качеством продукции и процессов на предприятии ОАО Казанский завод «Электроприбор». ОАО Казанский завод «Электроприбор», первенец отечественного авиационного приборостроения, был основан в Москве распоряжением Управления Военно-воздушного флота от 4 июля 1917 года №1071а/270797 на базе авиамастерских Центральной аэронавигационной станции, переведенных из Киева. Первоначальным названием завода было «Авиаприбор».
Сегодня ОАО Казанский завод «Электроприбор» сохраняет позиции ведущего предприятия в авиационной отрасли России. Продукция его востребована и используется во всех типах самолетов, вертолетов, авиационных двигателей, производимых в России и СНГ, а также экспортируется во многие страны мира.
В ходе анализа деятельности завода, были выявлены следующие факторы, влияющие на деятельность ОАО Казанский завод «Электроприбор»:
- отсутствие внятной стратегии развития «Конечных» отраслей - гражданского и специального авиастроения, судостроения, производства вооружений и военной техники, зависимость от политических факторов;
- влияние финансового кризиса на заказы и условия сотрудничества с предприятиями потребителями; существенный износ производственных фондов;
- высокая потребность в высококвалифицированных работниках;
- структурные проблемы обеспечения качества продукции в виду отсутствия принципов всеобщего управления качеством.
для повышения уровня качества производимых ОАО Казанский завод «Электроприбор» товаров нельзя останавливаться только на системе менеджмента качества, необходимо стремиться к комплексному управлению качеством, так как указанная система охватывает все процессы предприятия и вопросы послепродажного обслуживания.
Результаты эмпирической оценки факторов и эффектов, наряду с установленными причинами неэффективности СМК служат базой для рекомендаций по расширению внедрения СМК в ОАО Казанский завод «Электроприбор».
Основной целью проектирования интегрированной системы менеджмента в ОАО Казанский завод «Электроприбор» стало создание системы управления, позволяющей результативно и эффективно использовать в интересах организации возможности внешней среды, используя преимущество своих
сильных сторон и минимизируя влияние внешних угроз и собственных слабых сторон на результаты деятельности.
Рассматривая организационно-методические подходы к созданию интегрированных систем учитывается то, что наиболее целесообразно использовать в качестве базовых стандарты ISO серии 9000, к которым поэтапно (или одновременно) прибавляются другие системы менеджмента.
Система оценки результативности интегрированной системы менеджмента рассматривается в качестве механизма, совершенствующего систему управления ОАО Казанский завод «Электроприбор» и позволяющего достигать поставленных стратегических целей, сформулированных по разным направлениям деятельности с учетом требований всех заинтересованных сторон.
При расчете эффекта от внедрения ИСМ рассматривались расходы на выполнение процессов ОАО Казанский завод «Электроприбор».
В рамках данного исследования была проведена оценка экономического эффекта от внедрения СМК. Для расчета экономического результата изменения количества несоответствий был рассчитан средний коэффициент качества до внедрения ИСМ. Далее его значение было взято за базу сравнения с коэффициентами качества после внедрения ИСМ.
Экономический эффект от сокращения расходов на качество вследствие внедрения ИСМ за 2015-2019 гг. суммарно составил 18 935 332 руб., это свидетельствует о позитивном влиянии предпринимаемых действий на финансовое положение ОАО «Электроприбор».
Проведенное исследование показало, что проект рентабельный, внедрение ИСМ рассматривается как окупаемый в долгосрочном периоде проект с высокой экономической эффективностью.
В России имеются все условия для развития промышленного производства: наличие собственной сырьевой базы; развитой сети транспортных и энергетических коммуникаций; высокого потенциала фундаментальной и прикладной науки; запасов интеллектуальной собственности; необходимого образовательного уровня населения.
Для России в качестве долгосрочных целей развития сектора приборостроения (на период до 2025 года) можно выделить следующие:
- сохранить позиции на рынке по текущим технологиям и оборудованию с постепенным наращиванием доли собственного потребления;
- создать новые рынки и новое оборудование и производства гражданского назначения для перелома тенденции импорта;
Результатом реализации комплекса мер по развитию отрасли должно быть достижение к 2016 году следующих целей:
- увеличение внутреннего рынка до 125-130 млрд. рублей (100 тыс. ед.) в год;
- увеличение производства механообрабатывающего оборудования до 90 млрд. руб. (до 75 тыс. ед.) и инструмента - до 30 млрд. руб. в 2016 году (в ценах 2007 года);
- увеличение абсолютных объемов инвестиций в
станкоинструментальную промышленность и приборостроение (до 10 млрд. руб. в 2016 году, в ценах 2007 года), прежде всего, за счет прироста доли привлеченных средств.
Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в транспорт, агропромышленный и машиностроительный комплексы, связь, жилищное строительство. В то же время высокий рост инвестиций позволит поднять конкурентоспособность отечественных производств, что приведет к значительному замедлению роста импорта.
1. О техническом регулировании : федеральный закон Рос. Федерации от 27 декабря 2002
2. г. №184-ФЗ : по состоянию на 23 июня 2014 г. // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2014. - №52. - Ст. 5140.
3. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. - Введ. 79 - 07 - 01. - М. : Стандартинформ. - 23 с.
4. ГОСТ 23945.0-80. Унификация изделий. Основные положения. - Введ. 80 - 07 - 01. - М.: Изд-во стандартов. - 8 с.
5. ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. - Введ. 04 - 12 - 30. - М. : Стандартинформ. - 10 с.
6. ГОСТ Р 15.201-2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство. - Введ. 00 - 10 - 17. - М.: Госстандарт России. - 13 с.
7. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 13-01-01. - М. : Стандартифнорм. - 28 с.
8. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 13-01-01. - М.: Стандартинформ. - 28 с.
9. Р 50-601-32-92. Система качества. Организация внедрения статистических методов управления качеством продукции на предприятии. - Введ. 92. - М.: ВНИИС Госстандарта России. - 63 с.
10. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Изд. Стандартов. 2010. 150с.
11. Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Машиностроение, 2011. - 166 с.
12. Волков Ю.Е. Предприятия работают так, как ими управляют // ЭКО. 2013. - № 10. - С.69-74.
13. Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и
качество. 2010. №6. с. 56-60.
14. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. - 2011. 80с.
15. Гущина И. Человек - для рабочего места // Служба кадров и персонал. - 2013. № 2. - С. 71-74.
16. Даниляк, В. И. О системном характере проблемы человеческого фактора в управлении качеством / В. И. Даниляк // Методы менеджмента качества. - 2014. - №9. - С. 38-43.
17. Деминг, У. Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми и процессами / У. Э. Деминг ; пер. с англ. Ю. П. Адлера, В. JI. Шпера. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 417 с.
18. Долинская М.Г. Маркетинг в МС ИСО серии 9000 //Стандарты и качество. - 2013. - № 6. - С. 16 - 19.
19. Дугельский А.П. Реформирование организационных структур производства // ЭКО 2013. - №9. - С. 120-134.
20. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: экономика.
2010. 168с.
21. Котов А.В. Управление технологическими отклонениями в промышленном производстве // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. - 2014. - №1. - С. 112-117.
22. Крикун, В. М. К вопросу о корректирующих действиях / В. М. Крикун, М. С. Подольский // Методы менеджмента качества. - 2013. -№13.-С. 38-41.
23. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 2011. 140с.
24. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 2010. 200с.
25. Львов Н.А. Противозатратный механизм. Стандарты и качество,
92
2011. - 204 с.
26. Львов С. Как измерить отдачу от инвестиции в развитие сотрудников? // Менеджмент сегодня. - 2011. - № 6. - С. 25-28.
27. Матросова Е. Структурные преобразования в промышленности - условия экономического роста// Экономист . 2012.- №5.- С. 17-23.
28. Митькина Е. П. Обучение персонала - ключевая стратегическая задача // Управление персоналом. - 2013. - № 14. - С. 7-11.
29. Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в промышленности // Стандарты и качество. - 2010.- №3. - С. 58-64.
30. Никитин Г.Г. Хозяйственная деятельность предприятий// ЭКО. 2013.- № 3. - С. 25-38
31. Организация и планирование производства. Для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации», бакалавров по направлению «Менеджмент» всех форм обучения : учебное пособие / А. Г. Айрапетова [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Г. Айрапетовой и д-ра экон. наук, проф. В. В. Корелина - СПб. : Изд- во СПбГУЭФ, 2012. - 235 с.
32. Основы управления качеством продукции. - М.: Издательство
стандартов, 2010. - 107с.
33. Перспективное планирование качества продукции и план управления. APQP. 2 изд: Н Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2012. - 128 с.
34. Планирование качества перспективной продукции и программа качества. APQP. Перевод с англ. - Н.Новгород: АО НИЦ КД, СМЦ «Приоритет», 2011. - 127 с.
35. Пронников В. А. Управление персоналом в Японии. - М.: Фонд им. И. Д. Сытина "Зарницы", 2010. - 321 с.
36. Процесс согласования производства части. РРАР. Перевод с англ. - Н.Новгород: АО НИЦ КД, СМЦ «Приоритет», 2013. - 60 с.
37. Сакато Сиро Практическое руководство по управлению качеством продукции (пер. с японск.) - М.: Машиностроение, 2013. - 166 с.
38. Свиткин М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества. // Стандарты и качество. 2014. - №9. - С. 43-47.
39. Системы методы и инструменты менеджмента качества : учебное пособие / М. М. Кане [и др.] - СПб. : Питер, 2010. - 560 с.
40. Скрипко, JI. Е. Процессный подход в управлении качеством : учебное пособие / JI. Е. Скрипко. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.- 105 с.
41. Томилин В.Н. Управление качеством в условиях стагнации. // Стандарты и качество. - 2014. - № 10. - С. 18 -21.
42. Управление качеством продукции ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8402, М., «Издательство стандартов», 2010. - 522 с.
43. Управление качеством продукции: вопросы теории и практики. - М.: Мысль, 2011. - 98 с.
44. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: сокр. пер. с англ. М.:Экономика. 2010. 471с.
45. Харрингтон, Д. Совершенство управления изменениями / Д. Харрингтон ; пер. с англ. В. Н. Загребельного ; под. ред. В. В. Брагина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2011 - 192 с.
46. Чайка И.И. Конкурентная борьба предприятий - это соревнование систем управления качеством. // Стандарты и качество. - 2014. - №12. - С.55-59.
47. Швец В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента. // Стандарты и качество. - 2013. - №6. - С. 48-50.
48. Экономические проблемы повышения качества продукции машиностроения: аспекты состояния и решения. / Под ред. Ефимычева Ю.И. - Н. Новгород, 2011. - 116 с.