ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ УУД УЧАЩИХСЯ ОСНОВНЫХ ШКОЛ 7
1.1. Понятия «личностные универсальные учебные действия» и их
классификация 7
1.2. Личные универсальные учебные действия в Федеральном государственном образовательном стандарте Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Личностные УУД в подростковом возрастеОшибка! Закладка не определена.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ДИАГНОСТИКЕЛИЧНОСТЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНЫХ ШКОЛ 35
2.1. Организация исследования. Методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Сегодня одной из важнейших целей образования в соответствии с основным нормативным документом, регламентирующим данную сферу - Федеральнымгосударетвеннымобразовательныметандартом (ФГОС) - является формирование основ учебной деятельности. При этом основание умения учиться определяют четыре типа УУД: личностные,
познавательные, регулятивные и коммуникативные. Личностные УУД отражают систему ценностных ориентиров учащихся, их личностные смыслы, мотивы, отношение к окружающей действительности и отдельным ее проявлениям.
Формирование личностных УУД представляет собой сегодня один из важнейших приоритетов образования в нашей стране. Действовавшие ранее стандарты акцентировали внимание, прежде всего, на предметном содержании образования, а основанием обучения становились определенный объем знаний, навыков, умений, который школьник должен освоить за конкретный период времени. Однако сегодня стало уже очевидным, что требования к уровню подготовки учащегося по конкретным предметам далеко не означают еще успешной социализации его по окончании школы. Именно поэтому сегодня школьникам важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить личностные универсальные учебные действия [10; с. 16].
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование коммуникативной компетентности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; осознание значения семьи в жизни человека и общества; развитие эстетического сознания [12; с. 142-144].
При этом для определения степени сформированности личностных УУД учащихся основной школы необходимо проведение своевременной диагностики данной сферы развития личности учащихся. В текущем образовательном процессе возможно осуществление оценки сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения; прилежании и ответственности учащихся за результаты обучения; готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностно - смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы основного общего образования. Кроме того, обобщенная оценка личностных результатов может осуществляться в ходе мониторинговых исследований, которые представляют собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.
Цель исследования: выявление объективной информации об уровне сформированное™ личностных универсальных учебных действий учащихся основных школ.
Объект исследования: подростки в возрасте 13 - 14
Предмет исследования: личностные УУД
В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сформированности личностных УУД учащихся основных школ.
2) Выявить понятия «личностные универсальные учебные действия» и их классификация
3) Изучить личные универсальные учебные действия в Федеральном государственном образовательном стандарте.
4) Выявить особенности личностных УУД в подростковом возрасте.
5) Организация исследования.
6) Осуществить анализ и интерпретацию результатов.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы:
• Теоретические (анализ литературы)
• Эмпирические (психодиагностический метод)
• Исследование самооценки по методике Дембо - Рубенштейн
• Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой
• Тест школьной тревожности Филлипса
База исследования: муниципальное общеобразовательное
учреждение Варзи-Ятчинская средняя общеобразовательная школа. Испытуемыми стали учащиеся 7 - 8 классов, в количестве 60 человек.
Тестирование проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов [см. Приложение 1,2,3]. После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы педагогами и практическими психологами.
Структура дипломной работы состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, приложений, списка используемой литературы, работа иллюстрирована таблицами.
Апробация выпускной квалификационной работы в сборнике материалов международной научно - практического журнала «Образование и педагогика №6(24) 2017».
Таким образом, в нашей работе мы изучили тереотические сведения
личностных УУД. Тема, которая была нами изучена, очень актуальна на
сегодняшний день, так как личностные УУД позволяют сделать учение
осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и
ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование
и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в
нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в
отношении мира.
В ходе изучения литературы по данной проблеме мы выяснили, что
личностные универсальные действия обеспечивают: личностное,
профессиональное, жизненное самоопределение;смыслообразование и
нравственно этическую ориентацию, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор.
В ходе исследования были получены данные о самоопределении,
смыслообразовании и нравственно- этической ориентации. По результатам
исследования уровень самооценки, у большинства учащихся высокая, что
может говорить о неадекватном оценивании своих возможностей. Так как
в самоопределение, одной из важных компонентов, входит формирование
адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия, то
нашем случае личностные УУД не сформированы. Смыслообразование
установление обучащимися связи между целью деятельности и своими
мотивами, а так же формирование ценностных ориентиров и смыслов
учебной деятельности, развития познавательных интересов, учебных
мотивов. У большинства учащихся выявлен третий уровень школьной
мотивации, что говорит о положительном отношении к школе, но школа
привелкает их внеучебной деятельностью. Познавательные мотивы у таких
детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало
привлекает, что говорит о низкой сформированности личностных УУД.
Нравственно-этическая ориентация включает: ориентацию в нравственном
содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм
(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность,
ответственность). По результатам исследования ориентация в морально-нравственных основах поведения развита на высоком уровне, что может
говорить о сформированности личностных универсальных учебных
действий.
Цель работы достигнута. Задачи, стоящие в начале исследования,
выполнены.
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом, быть как все?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить,
насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что
боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя,
как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не
хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку
при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель
говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым
ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не
справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на
тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школе так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это
время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет
у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть
лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем
другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты,
что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно
забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что
собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли
ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что
не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои
одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу
проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?