Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты исследования государственной молодежной политики в Российской Федерации 7
1.1. Сущность, задачи, функции и принципы реализации молодежной
политики в Российской Федерации 7
1.2. Нормативно-правовая база молодежной политики в Российской
Федерации 14
Глава 2. Основные этапы развития и формирования молодежной политики в
Приволжском федеральном округе 21
2.1. Механизмы реализации и приоритетные направления молодежной
политики в ПФО 21
2.2. Сравнительный анализ молодежной политики в Приволжском
федеральном округе 31
Глава З. Проблемы и направления совершенствования деятельности молодежной политики в Приволжском федеральном округе 43
3.1. Анализ проблем реализации молодежной политики в Приволжском
федеральном округе 43
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию молодежной
политики в Приволжском федеральном округе 52
Заключение 61
Библиографический список 65
Приложения
Актуальность выбранной темы. В условиях постоянной модернизации государства, особую актуальность приобретает проблема подготовки и воспитания нового поколения, которое бы смогло в полной мере принять реалии современности. На каждом этапе становления демократического общества, государство переживало значительные трансформации всех областей, поэтому в такой трудный момент молодое поколение как никогда нуждалось в поддержке государства. Тем не менее, забота государства стала прослеживаться лишь в XX веке. Именно в то время государство выделило молодежь в отдельную группу и начало рассматривать молодое поколение в качестве стратегического ресурса.
Данный комплекс мер позволил сделать колоссальный шаг на путь становления постиндустриального общества. Любое государство постоянно находится в развитии - к изменениям всегда необходимо быть готовым, соответственно, подготавливать людей на поздних этапах не представляется эффективным, потому что основной период становления личности приходится на возрастной интервал до 30 лет. Разумеется, в разных странах эта ситуация складывается по разному, ввиду этнических и культурных особенностей населения. Поэтому, на наш взгляд, молодежная политика становится все популярней и на межнациональном уровне, и на национальном.
Если обратиться к истории России, наша страна объединила большое количество народов и религий, что сильно усложняло процесс внедрения социальной политики. Это также сказывается на молодежной политике. К примеру, внедрение региональных нормативно-правовых актов не обеспечивает их исполнение, да и сами правовые нормы не всегда соответствуют «молодежному» запросу региона. Подобная ситуация
наблюдается во многих регионах России. Зачастую, определенный регион не нуждается в реализуемых на данной территории молодежных программах и не всегда в состоянии определить приоритеты государственной молодежной политики.
Вопросу освещения государственной молодежной политики в
современной России в научных работах и учебной литературе посвящено определенное количество работ. Интересны работы А.Я. Кибанова ,
Л -5 Л
А.И.Клименко , Ю.В. Манько , И.П. Лаврентьева . Вопросам, отнесенные к детским и подростковым движениям в России, их истории и теории посвящены работы А.Д.Собянина и Я.Ю.Забелло. Гражданское общество и роль молодежи в его формировании рассмотрены в работах
С.А.Кордонского и И.В.Мерсияновой .
Цель дипломной работы - изучение специфики реализации государственной молодежной политики в субъектах Приволжского Федерального Округа (на примере Республики Татарстан, Республики
Башкортостан и Нижегородской области)
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) исследовать нормативно-правовую базу государственной молодежной политики в Российской Федерации;
2) изучить сущность, задачи, функции и принципы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
3) проанализировать механизмы реализации и приоритетные направления государственной молодежной политики в Приволжском федеральном округе (на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Нижегородской области).;
4) провести сравнительный анализ государственной молодежной политики в регионах ПФО (на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Нижегородской области и Оренбургской области);
5) проанализировать проблемы реализации государственной молодежной политики в регионах ПФО (на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Нижегородской области и Оренбургской области)
6) разработать предложения и рекомендации по совершенствованию государственной молодежной политики в регионах ПФО (на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Нижегородской области и Оренбургской области)
Объектом исследования является государственная молодежная политика.
Предмет исследования - проблемы реализации государственной молодежной политики на уровне субъектов Приволжского федерального округа.
Методологическую основу исследования формируют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания, такие как системный подход, методы сравнительного анализа, методы детализации и другие.
Эмпирические методы исследования: анализ статистических данных, вторичный анализ результатов социологических исследований по проблемам молодежи, анализ нормативных правовых документов и аналитических материалов органов власти Российской Федерации.
Структура исследования обусловлена его целью, задачами и логикой.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной проблематики, приводится информация о степени разработанности проблемы, формулируются цели и задачи работы, а также описывается ее структура. В первой главе раскрываются теоретические основы исследования государственной молодежной политики. Во второй главе исследуется практика осуществления государственной молодежной политики. В заключении представлены результаты проделанной работы - основные выводы. Также нами предложены рекомендации относительно оптимизации государственной молодежной политики исследуемых субъектов ПФО.
Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежных проблем, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положении молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
В справочной литературе - молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20%.
Г осударственная молодежная политика призвана обеспечить:
• стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• становление патриотов России, граждан правового,
демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
• формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
• разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
• формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
• становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
• освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.
Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации.
В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются два уровня государственной молодежной политики с определенной спецификой ее реализации: федеральный и региональный, дополняемые муниципальной молодежной политикой.
К сожалению, на уровне федерации до сих пор не принят закон, непосредственно посвященный вопросам молодежной политики. Это мешает определению основных принципов и приоритетных направлений ГМП и не дает возможности разграничить полномочия в сфере ГМП между федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти.
В Республике Татарстан молодое поколение в возрасте до 29 лет составляет 42%, в том числе молодежь старше 16 лет- 22%. И именно эта категория населения в сложившейся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстремистским идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида.
На сегодняшний день в некоторых субъектах РФ еще не создана законодательная база для эффективной реализации молодежной политики. Республика Татарстан не входит в данную категорию. В республике приняты и действуют закон «О молодежи и государственной молодежной политике», а так же другие нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования различных сфер жизни молодого поколения.
Таким образом, мы видим, что в последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, как на федеральном, так и на региональном уровнях, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера.
Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу. Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной деградации. Основными проблемами в реализации молодежной политики являются такие, как финансовое обеспечение программ, отсутствие механизма контроля за расходованием выделенных средств, в программах нет конкретных путей реализации указанных мероприятий, проблема профориентации.
Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики именно на региональном и муниципальном уровнях, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.
Нормативно-правовые акты и организационные документы.
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
3. Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации (в подразделе 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей»).
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (Статья 16).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. №
120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних».
6. Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в котором регламентируются общие вопросы создания и деятельности общественных организаций;
8. Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями);
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 11 августа 1998 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ряд других актов, которые можно применить в решении проблем, связанных с реализацией государственной молодежной политики.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений».
12. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в котором регламентируются общие вопросы создания и деятельности общественных организаций;
13. Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями);
14. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
15. Федеральный закон от 11 августа 1998 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ряд других актов, которые можно применить в решении проблем, связанных с реализацией государственной молодежной политики.
16. Пункт 30 ч. 1 ст.14, п. 34 1 ст. 16 от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
20. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации".
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 408 "О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики
Российской Федерации".
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации".
23. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
24. Стратегия государственной молодежной политики и развития Российской Федерации до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р
25. Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З «О молодежной политике в Нижегородской области».
26. Закон Республики Башкортостан «О молодежной политике в Республике Башкортостан» от 12 ноября 1991 г.
27. 25. Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983- XII «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан от 26 мая 2005 года N 73-ЗРТ)
28. Стратегия государственной молодежной политики в Республике Татарстан.
29. О государственной программе «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан»
30. Стратегия государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года.
31. Областная целевая программа "Молодежь Нижегородской области" на 2009-2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 14 июля 2009 года № 490.
32. Областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан в Нижегородской области" на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 3 сентября 2010
года № 571.
33. Областная целевая программа "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 13 сентября 2010 года № 603
Учебная литература
34. Балакирева, Е.А. Ноу-хау в молодежной политике: необходимые преобразования или рискованный эксперимент / Е.А. Балакирева //Журнал исследований социальной политики — 2007 № 4. - С. 15.
35. Басов Н.Ф., Басова В.М., О.Н. Бессонова и др. - Основы социальной работы: Уч. пособ./ 2-е изд., испр. и доп. - М.; 2005 - С. 301.
36. Государственная молодёжная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений / под общ. ред.Вал. А. Лукова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. унта, 2013. - С. 46.
37. Денисова И.П. Социальная политика: учебник / И.П. Денисова - Ростов н/д: Феникс, переизд. и доп. 2013. - С. 91.
38. И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. Социальная политика и управление в социальной сфере : учебное пособие / Ульяновск : УлГТУ, 2012. - С. 44.
39. Иваненков С.А. Проблемы социализации современной молодежи. Учебное пособие / С.А. Иваненков - М., 2012 - С. 156.
40. Ильинский, И.М. Государственная молодежная политика: Уроки недавнего прошлого / И. М. Ильинский, В. А. Луков //Вузовский вестник, 2010 - С. 209.
41. Кибанова А.Я., Ловчева М.В., Лукъянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: Монография. - М.: ИИФА- М, 2012 - С. 144.
42. Кибанова А.Я., Ловчева М.В., Лукъянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: Монография. - М.: ИИФА- М, 2012. - С. 286.
43. Клименко А.И. Разработка основных направлений муниципальной молодежной политики - Изд.:Перо, 2010 - С. 92.
44. Кордонский С.А. Государство, гражданское общество и коррупция / Кордонский С.А. // Отечественные записки, 2009 - С.130.
45. Красникова, Н.М. Взаимодействие и взаимовлияние молодежной политики и молодежного движения в современной России: автореф. дис. канд. полит, наук / Н. М. Красникова. — Пермь, 2009 - С. 35.
46. Леонов Ю.С. Молодежная политика: зарубежный и
отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4, 2007 - С. 58.
47. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. - М.: Петрополис, 2008 - С. 61.
48. Мерсиянова И.В. Определение понятия «Гражданское общество»: опыт систематизации - Гражданское общество в России и за рубежом - №4 - М. 2011 - С. 28.
49. Морозова Г.В. Социальная политика в РФ: учебное пособие для студентов вузов / Г.В. Морозова - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008 - С. 83.
50. Рудаков А.В. Механизм и государственной молодежной политики в РФ: автореферат дисс. канд. полит. наук / А.В. Рудаков - Нижний Новгород, 2006 - С. 27.
51. Савельев И.Л. Государственная молодежная политика в отношении студенчества в условиях современных социально-политических трансформаций российского общества. автореф. дисс. канд. соц. наук / И.Л. Савельев - Казань, 2000 - С. 24.
52. Собянин А.Д. Забелло Я.Ю. Детские и подростковые движения в России: история, теория и практика - М.Профи, 2001 - С. 53.
53. Ясин Е.Г. Приживется ли демократия в России. - 2-е изд., расшир. И доп. / Евгений Ясин. - М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое литературное обозрение, 2014. - С. 364.