Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Работа №53398

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы воспитания национальной культуры личности 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий исследования 9
1.2 Особенности воспитания национальной культуры учащихся среднего
школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства 23
Выводы по 1 главе 39
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства 42
2.1 Разработка авторской программы "Узорная кожаная мозаика" 42
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства 50
Выводы по 2 главе 61
Заключение 81
Список используемой литературы 84
Приложения

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к этнопедагогике, к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Основополагающие для развития педагогической науки принципы - демократизация всей системы образования, соревновательность различных моделей школ, гуманизация, интенсификация, субъектно-личностная направленность, креативность, непрерывность образования и др. - способствуют ориентации учебно-воспитательного процесса на развитие общечеловеческих ценностей; эмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности. Современная педагогическая теория направлена на воспитание уважения к самой личности, ее самобытности, которая невозможна без раскрытия потенциальных возможностей и способностей каждого. Преобразование общества через развитие личности должно стать основой общественного прогресса.
Региональное образование формируется в условиях особого социокультурного пространства, где национальный фактор играет важную роль - роль формирования личности, и национальный компонент в его содержании является объективно обусловленным. Это обусловливает необходимость разработать стратегию этнокультурной направленности в различных формах образования, в учебных предметах, в содержании факультативов. При разработке средств повышения эффективности формирования всесторонне развитой личности в условиях многонационального региона и определения условий целесообразного использования их в практике общеобразовательной школы, особое значение имеет народное декоративно-прикладное искусство, отражающее опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и даже тысячелетий. Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.
Недостаточное использование в процессе обучения народного декоративно-прикладного искусства, отсутствие целенаправленного формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и определяют актуальность нашего исследования.
Степень изученности проблемы. К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращались многие ученые. Особое значение для исследуемого вопроса имеют работы Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, в которых подчёркнута общественная значимость народных традиций в воспитании детей.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать процесс воспитания национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования. Процесс воспитания национальной культуры школьников.
Предмет исследования. Декоративно-прикладное искусство как средство воспитания национальной культуры учащихся среднего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены задачи исследования:
- уточнить сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования;
- определить психолого-педагогические особенности воспитания национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства;
- осуществить опытно-экспериментальную работу по воспитанию национальной культуры учащихся среднего школьного возраста и обобщить ее результаты.
Гипотеза исследования. Развитие национальной культуры учащихся среднего школьного возраста будет более эффективным, если:
- определить особенности воспитания национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства;
- разработать и реализовать авторскую программу по развитию национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства «Узорная кожаная мозаика».
Методологической основой исследования составили труды по теоретическим основам интернационального воспитания Ю.К.Бабанского, И.А.Верба, Б.Т.Лихачева, А.С.Якушева; народной педагогики Г.Н.Волкова, Ш.А.Мирзоева, В.А.Николаева; этнокультуры П.Ф.Преображенского, B. А. Тишкова, С.А.Токарева, Н.Н.Чебоксарова; межнационального общения Г.Х.Гасанова, В.Г.Крысько, Д.И. Латышина; татарскому национальному искусству Ф.Х. Валеева, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, P.P. Султановой, C. М. Червонной, методики преподавания национального искусства А.Р. Гатиной, Л.Х. Кадыйровой и др.
В исследовании использованы следующие методы:
- теоретические - анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучение учебной и программной документации;
- практические - наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент, диагностика, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДХШ г. Лениногорска.
Этапы исследования.
Первый этап (2014- 2015 гг.) включал проведение теоретического анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обобщался опыт ведущих педагогов отечественной школы художественного образования. Разрабатывались тесты, анкеты.
Второй этап (2015-2016 гг.) разработана авторская программа «Узорная кожаная мозаика», проводилась опытно-экспериментальная работа; оформлены материалы диссертационного исследования.
В эксперименте принимало участие 30 детей (15 - контрольная группа, 15 - экспериментальная).
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научно-методических основ воспитания национальной культуры у учащихся среднего школьного возраста с помощью декоративно-прикладного искусства на примере технике кожаная мозаика, что подразумевает глубокие знания национального декоративно-прикладного искусства и умение применять эти знания на практике; нацеленность содержания учебного материала на национально-региональный компонент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в системе общеобразовательной школы, а также в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих специальную художественную подготовку учащихся; в процессе переподготовки и повышении классификации педагогических кадров.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
- понятийное обеспечение проблемы воспитания национальной культуры средствами декоративно-прикладного искусства на примере кожаной мозаики;
- особенности воспитания национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства;
- разработка авторской программы «Декоративно-прикладное творчество».
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- публикаций статей и тезисов на темы:
1. Воспитание национальной культуры посредством декоративно-прикладного искусства: Международная научно-практическая конференция «Национальные библиотеки: вехи истории и современный облик» - 2015 г.
2. Воспитание национальной культуры учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством (на примере работы с использованием «натуральной кожи»): Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ. - 2016.
- участие в творческих конкурсах:
Приволжский студенческий фестиваль народного творчества «Национальное достояние» (диплом участника).
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографии (73 наименований), 4 приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет исследования, изложены теоретические основы, раскрыты теоретическая и практическая значимость работы, определены основные положения, выносимые на защиту, обозначены методы и этапы исследования.
В первой главе «Теоретические основы воспитания национальной культуры личности» рассматривается сущностно-содержательная характеристика базовых понятий исследования; выявлен воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства, как средство формирования национальной культуры учащихся среднего школьного возраста; определены психолого-педагогические особенности формирования национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства на примере кожаной мозаики.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по воспитанию национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства на примере кожаной мозаики», представлена авторская программа «Декоративно-прикладное искусство» для детской художественной школы; описаны этапы опытно-экспериментальной работы и результаты проведенного эксперимента.
В заключении обобщены и изложены основные положения и выводы, подтверждающие гипотезу исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представленное диссертационное исследование позволило определить актуальность проблемы воспитания национальной культуры учащихся среднего школьного возраста в процессе декоративно-прикладной деятельности в ДХШ и подтвердить эффективность разработанной программы «Кожаная мозаика в современной интерпретации» на основе техники кожаная мозаика.
Методологической основой исследования составили труды по теоретическим основам интернационального воспитания Ю.К.Бабанского, И.А.Верба, Б.Т.Лихачева, А.С.Якушева; народной педагогики Г.Н.Волкова, Ш.А.Мирзоева, В.А.Николаева; этнокультуры П.Ф.Преображенского, B. А.Тишкова, С.А.Токарева, Н.Н.Чебоксарова; межнационального общения Г.Х.Гасанова, В.Г.Крысько, Д.И.Латышина; татарскому национальному искусству Ф.Х. Валеева, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, P.P. Султановой, C. М. Червонной, методики преподавания национального искусства А.Р. Гатиной, Л.Х. Кадыйровой и др.
В первой главе «Теоретические основы воспитания национальной культуры личности» рассмотрели сущностно-содержательную характеристику базовых понятий исследования: «национальная культура», «декоративно-прикладное искусство», «кожаная мозаика». Определили психолого-педагогические особенности воспитания национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративноприкладного искусства. Особое внимание в ходе нашего исследования было уделено детской художественной школе, как одному из важных учреждений дополнительного образования, в котором происходит образовательный поиск интересов и потребностей детей, включающее в себя обучение, воспитание и развитие личности в процессе профессионального становления.
В процессе исследования было выявлено, что средний школьный возраст, это благоприятное время, когда еще есть возможность воспитать у подростков национальное сознание, национально-исторический патриотизм, толерантность, повысить их уровень культуры и знание традиций своего народа.
Во второй главе магистерской диссертации предложена и обоснована авторская программа организации занятий в технике «кожаная мозаика» «Кожаная мозаика в современной интерпретации». Посредством кожаной мозаики у ребенка происходит формирование любви к национальной культуре, умение чувствовать красоту и восхищаться ею. Имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, для пробуждения у детей патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора. Была проведена опытно - экспериментальная работа с учащимися среднего школьного возраста по воспитанию национальной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Предмет экспериментального исследования - изучение влияния техники «кожаная мозаика» на воспитание национальной культуры в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью; составлены критерии оценки уровня сформированности национальной культуры, толерантности и интереса к изучению декоративно-прикладному искусству до и после формирующего этапа эксперимента, обобщены его результаты.
Диагностика уровня национальной культуры, толерантности и интереса к изучению декоративно-прикладному искусству у подростков проводилась с помощью анкет и опросников. На основе полученного экспериментального материала проведено сравнительное исследование в экспериментальной и контрольной группах с целью сопоставления уровня национальной культуры, толерантности и интереса к декоративно-прикладному искусству у испытуемых до и после формирующего этапа эксперимента.
Результаты сравнительного исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, а именно: с помощью занятий в технике «кожаная мозаика» процесс воспитания национальной культуры подростков проходит более эффективно.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, основные задачи исследования полностью реализованы:
- уточнена сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий исследования;
- определены психолого-педагогические особенности воспитания национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства;
- осуществлена опытно-экспериментальная работа по воспитанию национальной культуры учащихся среднего школьного возраста и обобщены ее результаты.



1. Аванесова, Г.А. Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. - М., Наука, 1994. - 485с.
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.
3. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры : Межвузовский сборник научных трудов. Шуя, 1994.196с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.,
Просвещение,1988. - 479 с.
5. Бабоков, В.Г. Национальные формы культуры. Морфология культуры. Структура и динамика : учеб. пособие для вузов / В.Г. Бабоков. - М., Наука, 1994.- 356с.
6. Бабынина, Т.Ф. Традиции национальных культур : учеб.-метод., пособие / Т.Ф. Бабынина. 2-е изд., испр. - Казань : Школа, 2006. - 188с.
7. Бардина, Р.А. Изделие народных художественных промыслов и сувениры / Р.А. Бардина.- М., «Высшая школа», 1990.- 315с.
8. Бердяев, Н.А. Письмо тринадцатое «О культуре» / Н.А. Бердяев. - М., ИМА-пресс. - 1990. - 285с.
9. Большая советская энциклопедия / Коллектив авторов. - М., 2-е издание, т.47, 1957. - 672с.
10. Большой толковый словарь по культурологии. / Б.И. Кононенко. - 2003, с.512
11. Большой энциклопедический словарь. - М., Большая Российская энциклопедия, СПб., «Норит», 2000. - 1456с.
12. Бруднов, А. К. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения / А. К. Бруднов. - М.: Педагогика. -
1999. - N: 6 09.99. - 183с.
13. Валеев, Ф.Х. Татарский народный орнамент / Ф.Х. Валеев.- Казань: 2002.- 295с.
14. Валеев, Ф.Х. Древнее искусство Татарстана / Ф.Х. Валеев, Г.Ф. Валеева-Сулейманова. - Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2002.-192с.
15. Валеевой-Сулеймановой, Г.Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар / Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой, Р.Г.Шагеевой - М., 1996. - 173 с.
16. Венгер, А.Л. Система индивидуального обследования детей дошкольного возраста / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. -Томск : Пеленг, 1993. - 563с.
17. Власов, В.Г. Большой энциклопедический словарь
изобразительного искусства / В.Г. Власов: В 8 т. Т. 3 / - СПб., ЛИТА. 2000.847с.
18. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование : словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова, М-во общ. и проф. образования РФ, Упр. сред. проф. образования, Науч.-метод. Центр сред. проф. образования. - М.: Новь, 1999. - 537с.
19. Возрастная и педагогическая психология / Под. Ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979. - 330с.
20. Воробьева, Т.П. Воспитание этнохудожественной культуры
подростков в учреждениях дополнительного образования детей : дис. канд. пед. наук / Т.П. Воробьева. - Курган, 2006. - 198с.
21. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536с.
22. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание
школьников / К.В.Гавриловец.- М., 1993.- 423с.
23. Герберштейн, С. Записки о московских делах / С. Герберштейн. - СПб., 1980. - 250с.
24. Горский, В.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография / В.А. Горский, Г.А.Русских, Д.В.Смирнов. - М.: Учреждение РАО Институт содержания и методов обучения, 2010. - 151 с.
25. Горяева, Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» 5 класс / Н.А.Горяева, Под редакцией Б.М. Неменского, М., Просвещение, 2007. - 112с.
26. Декларация принципов терпимости : утв. Резолюцией 5.61 1995 года Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 / Справочная правовая система ГАРАНТ.
27. Дульский, Р.М. Татарский народный орнамент / Р.М. Дульский.- Казань, Татгосиздат, 1948.-26с.
28. Екеева, Э.В. Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики : дис. канд. пед. наук / Э.В. Екеева. - М., 1999. - 164 с.
29. Завьялова, М.К. Татарский костюм: из собрания
Государственного музея Республики Татарстан / М.К.Завьялова. - Казань, 1996. - 143 с.
30. Камалова, И.Ф. Развитие нравственных ценностных ориентаций студентов вуза средствами музыкального искусства : дис. канд. пед. наук / И.Ф. Камалова. - Казань, 2009.- 209с.
31. Кириченко, Н.С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии : . канд. пед. наук / Н.С. Кириченко. - Карачаевск, 2002. - 213с.
32. Козлова, Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи / Т.В.Козлова. - М.,1975.- 216 с.
33. Командорова, И.В. Этнокультурная динамика в современном мире : основные проблемы и подходы к решению / И.В. Командорова, Рос. акад. наук, М.: Академия, - 2004. - 254с.
34. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологи / Б.И. Кононенко. - М.: Изд-во Вече, 2003.- 512с.
35. Крысько, В.Г. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысько. - М.: 1999.- 343c.
36. Кузнецов, А.С. Толковый словарь / А.С.Кузнецов. - Спб.: Норит,
2000. -1536с.
37. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304с.
38. Леонтьев, А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей: Младший школьный возраст / под ред. А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович. - М.: Изд-во АПН, 1980. - 76с.
39. Лисаковский, И. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения : словарь-справочник / И.Лисаковский.- М.: Изд-во РАГС, 2002. - 240с.
40. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б.Лихачев. - М.: Педагогика , 2002. - 183с.
41. Макаренко, А.С.Педагогика / А.С.Макаренко.- М.: Просвещение,
1987. - 159с.
42. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова.- М.: «Изобразительное искусство», 1983.- 343с.
43. Неменский, Б.М. О проблемах эстетического воспитания / Б.М.Неменский. - М.: Просвещение, 1981.- 192с.
44. Ожегов, С.И. Толковый словарь / С.И.Ожегов.- М.: «Советская Энциклопедия», 1973.- 843с.
45. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. - М.: Ятъ, 2007. - 496 с.
46. Пономарьков, С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе / С.И. Пономарьков.- М.: Просвещение, 1976.- 138с.
47. Прохоров, А.М. Большая Советская Энциклопедия / А.М.Прохоров.-М.: «Советская Энциклопедия», 1973.- 623с.
48. Развитие творческой активности / Под.ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 95с.
49. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1980 - 96 с.
50. Руковицын, М.М. Эстетическое воспитание детей / М.М.Руковицын. - М.: Знание, 2002, - 432с.
51. Сатарова, Л.И. Казанская узорная кожа / Л.И. Сатарова. - М.: «Культура и традиции», 2004.- 159с.
52. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека : Основы психологической антропологии / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995.- 383с.
53. Словарь изобразительного искусства / Т. I: А. - СПб.: Азбука- классика, 2004. - 576с:
54. Словарь социолингвистических терминов. - М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. 2006. с.312
55. Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации /
A. В.Соколов. - СПб., 1996. - 327с.
56. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство /
Н.М.Сокольникова. - М.: АСТ : Астрель, 2006 - 127с.
57. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека /
B. А.Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990.- 288с.
58. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника /
В.А.Сухомлинский. - М.: Центр 2006. - 590с.
59. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. - Киев: Радяньска школа, 1999. - 381с.
60. Сухомлинский, В.А. О воспитании. / В.А.Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003. - 300с.
61. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.
62. Терещенко, Т.Ф. Декоративно-прикладная композиция. / Т.Ф.Терещенко. - М.: Просвещение, 1987. - 427с.
63. Тихомиров, О.К. Лекции по психологии / О.К. Тихомиров. - М.: Юрайт, 2008.- 578с.
64. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д.Ушинский. - М., АПН, 1978.- 628с.
65. Федотов, Г. Дарите людям красоту / Г. Федотов.- М.: «Просвещение», 1985.- 255с.
66. Фокина, Л.В. Орнамент / Л.В. Фокина.- Ростов на Дону, «Феникс», 2006.- 295с.
67. Фридман, Л. М. Психологическая наука / Л.М.Фридман, К.М.Волков. - учителю. - М.: Школа, 2005. - 169с.
68. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 4 кл. / Т.Я. Шпикалова. - Мозаика- Синтез, 1996.- 96с.
69. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. - М.: Центр, 2007. - 690с.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
70. Википедия [Электронный ресурс]. URL:
http: //ru.wikipedia.org/wiki.
71. Лихачева, Т.И. Формирование толерантности подростков в
системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений / Т.И. Лихачева / [Электронный ресурс]. URL: http://refdt.ru/docs/82/index-
26579.html.
72. Словарь педагогических терминов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ped.vslovar.ru/1168.html
73. Учебное пособие «Развитие художественного восприятия ребенка (для обучающихся по дополнительной квалификации «Преподаватель»)» [Электронный ресурс.]. URL:
http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/1772/8/1333308_schoolbook.pdf.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ