Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫШИВКЕ КРЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №92789

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие детского творчества в школе 7
1.1 Декоративно-прикладное творчество как важнейший компонент развития
познавательных способностей детей школьного возраста 7
1.2 Формы ознакомительной работы школьников с декоративно-прикладным
искусством 16
Глава 2. Учебные пособия в современной педагогической практике 24
2.1.1 Учебные пособия в современной педагогической классификации 24
2.1.2 Виды учебных пособий и их характеристика 29
2.2 Анализ обучающей литературы по прикладному творчеству 35
Глава 3. Разработка учебно-методического пособия по вышивке 37
3.1 Структура и этапы создания учебно-методического пособия 37
3.2 Дизайн-макет учебно-методического пособия 46
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно- прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре в плане воспитания подрастающих поколений представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В. Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества.
Как говорил М.Н. Скаткин «Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей».
Декоративно - прикладное творчество имеет огромное значение в воспитании детей. Вышивка, как и другие виды художественной деятельности, способствует гармоничному развитию личности ребенка, воспитывает трудолюбие, коллективизм, нравственные качества.
Взяв в руки ткань, иглу, сделав первые стежки, ребенок испытывает радость, обнаружив, что он может делать то, чего раньше сделать не смог. Он становится увереннее в себе и своих силах. К сожалению, в настоящее время в общеобразовательных учреждениях мало часов отводится на прикладное творчество, несмотря на то, что декоративно - прикладное искусство позволяет формировать эстетический вкус, вести психологическую подготовку детей к труду.
Изучение русской вышивки даёт школьникам достаточно полное представление о жизни наших предков, так как вышивка сопровождала человека всю его жизнь, применялась массово, была необходима каждому и составляла основу художественного творчества. К сожалению, сегодня традиции и знания, накопленные живущим тысячелетиями на данной территории народом, уходят в небытие. Задача государства и педагогической общественности - популяризировать культуру и традиции народа, ведь культура и традиции народа, в которых заключены единство и сила духа общества, оказывают мощное педагогическое воздействие на развитие культуры личности российского гражданина. Они образовывают, воспитывают, обучают русской культуре человека вне зависимости от его возраста, социального положения, профессии и т.п.
Все вышеизложенное указывает на плодотворность использования средств декоративно - прикладного искусства в воспитании детей. Однако сегодня нет целостной системы преподавания декоративно - прикладного искусства в массовой школьной практике. В связи с этим становится актуальной проблема разработки учебно-методических пособий, в том числе по вышивке крестом, для использования учителем в своей педагогической практике.
При работе над дипломным проектом мною проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы по педагогике и проблемному обучению; учебно - методическая литература, литература по вышивке крестом.
Анализ литературы по вышивке крестом показал, что, во-первых, имеется недостаток специальных книг по данной теме - большинство литературы совмещает в себе несколько техник вышивки (вышивка гладью, лентами, крестом, вышивка по выдергу и т.п.), во-вторых, все книги не имеют достаточно полной учебной информации по отдельным темам, т.е. в одних изданиях полнее описаны техника вышивальных швов или история вышивки, в других больший акцент сделан на схемы для вышивания без описания техники выполнения работы. Большинство книг рассчитано на опытных вышивальщиц. Таким образом, отсутствует пособие для самостоятельного изучения ребенком школьного возраста техники по вышивке крестом, где в доступной форме были бы изложены пошаговые уроки для изучения и овладения техникой вышивки крестом от простого к сложному.
Цель работы: разработать учебно-методическое пособие по вышивке крестом для детей школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.
2. Узнать про учебные пособия, их виды.
3. Подробнее изучить программу InDesign.
4. Разработать обложку методического пособия.
5. Разработать учебно-методическое пособие по вышивке крестом для детей школьного возраста.
Объектом исследования является процесс обучения школьников технике декоративно - прикладного творчества - вышивки.
Предметом исследования являются методические пособия для обучения декоративно-прикладным видам творчества.
В процессе работы над дипломом я опиралась на методы: теоретического анализа психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена развитию детского творчества в школе. Во второй главе рассматриваются учебные пособия в современной педагогической практике. В третьей главе описана разработка учебно - методического пособия по вышивке.
В заключении подводятся итоги работы, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во время выполнения работы мною было разработано учебно-методическое пособие по вышивке крестом для детей школьного возраста. При разработке дипломной работы решались следующие задачи: изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме; узнать про учебные пособия, их виды; подробнее изучить программу InDesign; разработать обложку методического пособия; разработать учебно-методическое пособие по вышивке крестом для детей школьного возраста.
Для достижения поставленной цели проведен анализ обучающей литературы по прикладному творчеству, рассмотрено развитие детского творчества в школе, учебные пособия в современной педагогической практике, разработано учебно-методическое пособие по вышивке крестом для детей школьного возраста.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по декоративно-прикладному искусству, я сделала вывод, что «вхождение» ребёнка в региональную культуру через приобщение к декоративно-прикладному искусству способствует художественно-эстетическому развитию личности, которое невозможно без народного искусства, выступающего частью художественной культуры, преобразованной в народных образах, в которых тесно переплетены человеческий мир, мир природы, мир гармонии и красоты.
Одним из видов детского творчества является вышивка крестом, которая весьма актуальна, как и другие виды художественной деятельности, способствует гармоничному развитию личности ребенка, воспитывает трудолюбие, коллективизм, нравственные качества.
Создавая методическое пособие, я старалась излагать материал как можно более простым и понятным языком, т.к. пособие предназначено для школьников, которые только начинают осваивать вышивку крестом. Дизайн пособия создавался таким образом, чтобы его восприятие было наиболее комфортным для учащихся.
Методическое пособие может быть использовано в школьной практике для обучения вышивке крестом.
В процессе выполнения дипломной работы задачи были выполнены, цели реализованы.



1. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. - М.:
«Прогресс», 1974. - 385 с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
3. Блонский П.П. Память и мышление. - Изд. Стереотип. URSS, 2016. - 208 с.
4. Богоявленская Д.Б. Пусти к творчеству. - М.: Знание, 1974. - 96 с.
5. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. - М.: Искусство, 1972. - 164 с.
6. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей. - Л.: «Художник РСФСР», 1981. - 374 с.
7. Божьева Н. П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. Московское художественное училище прикладного искусства. - М., 2008.
- 261 с.
8. Величко Е.Ю. Вышивка крестом. Салфетки, прихватки, полотенца. - М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги», 2005. - 96 с.
9. Вильямс Р. Дизайн для недизайнеров / Робин Вильямс; [пер. с англ. В. Овчинникова]. - Санкт - Петербург; М.: Символ-Плюс, 2008. - 192 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб: СОЮЗ. 1997. - 96 с.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Феникс, 1998. - 477 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2004.
- 512 с.
13. Глинская Е. Азбука вышивания. - Ташкент.: «МЕХНАТ». 1994. - 260 с.
14. Данилов М.А. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. - М.:
Просвещение, 1975. - 303 с.
15. Дурасов Г. П. и др. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М.: Советская Россия, 1990. - 320 с.
16. Еременко Т.И. Вышивка крестом. - М.: Т.О.О. "Мария Л", 1992. - 112 с.
17. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
18. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание, 1968. - 32 с.
19. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Академия Педагогических наук РСФСР, 1959. - 344 с.
20. Калганова Ю. С. Содержание и формы организации воспитательной работы по декоративно-прикладному искусству // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 426-428.
21. Каменская Е. А. Вышивка крестом. - М.: РИПОЛ классик, 2012. - 264 с.
22. Киященко Н.И., Лайзеров Н.Л., Абросимов Б.Н. Пути и средства эстетического воспитания. - М.: Наука, 1989. - 192 с.
23. Коварская Б.П., Евдокимова Е.Ф. Уроки вышивания. - Кишинев Тимпул. 1988. - 224 с.
24. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М: «Мнемозина». 1995. - 157 с.
25. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. Учебное пособие для Вузов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 286 с.
26. Кривцун О.А. Психология искусства. - М.: издательство Литературного института имени Горького, 2000. - 224 с.
27. Кудрявцев В.Т. Воображение, творчество и личностный рост ребенка. - М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с.
28. Кэрол Филипсон. Квилт, вышитый крестом. - Контэнт, 2011. - 96 с.
29. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста. - М.: Международный Образовательный и
Психологический колледж, 1995. - 144 с.
30. Литвинова О.В. Искусство и дети. Ребенок как объект/субъект художественного творчества // Детство как антропологический, культурологический, психолого- педагогический феномен: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара, 24-25 октября 2012 года. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть 2. - Самара: ЦДК «F1»; ООО
«Издательство Ас Гард», 2012. - С. 320-325
31. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
32. Любович Б.И. Учитесь вышивать. - Минск.: Госиздат БССР, 1956. - 49 с.
33. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983. - 184 с.
34. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышиваем крестом. - М.: Эксмо, 2006. - 60 с.
35. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.:
Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.
36. Неменскии Б.М. Мудрость красоты. - М., 1981. - С. 57
37. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
38. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
39. Нестерова Д.В. Рукоделие: энциклопедия. - М.: АСТ, 2007. - 158 с.
40. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - Спб.: Питер, 2010. - 240 с.
41. Овчинникова Е.Н. К определению терминов «учебник» и «учебное пособие» // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5
42. Пазникова З.И. Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 115-119.
43. Писарева Е. Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки. - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 320 с.
44. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: «Академия», 2013. - 352 с.
45. Полежаева Л.А. Поликультурное воспитание учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству // Современные научные исследования. Вып. 1. - 2013. - Т. 4. - № 34. - С. 271-275.
46. Рондели Л.Д. народное декоративно-прикладное искусство. - М.:
Просвещение, 1984. - 144 с.
47. Сакулина Н.П. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1979. - 272 с.
48. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. - 504 с.
49. Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки. - М.: Просвещение, 1978. - 143 с.
50. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
51. Смирнова Н.Б. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 12. - С. 101-103.
52. Сотникова Н.Я. Энциклопедия вышивки крестом. - М.: Эксмо, 2007. - 208 с.
53. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Просвещение, 1973. - 212с.
54. Чихольд Я. (1902-1974). Новая типографика: руководство для современного дизайнера / Ян Чихольд; пер. с нем. Л. Якубсона. - 2-е изд.. - Москва: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2012. - 245 с.
55. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Как написать методическую разработку. Некоторые типы и виды уроков. Методические рекомендации по проведению уроков с использованием здоровьесберегающих технологий. / Л.А.Малькова - М.: ГАПОУ МОК им. В.Талалихина. 2014. - 26 с.
56. Шарлотт Герлингс. Вышивка крестом. Пошаговые мастер-классы для начинающих. - М.: Эксмо, 2013. - 48 с.
57. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 416 с.
58. Шокорова Л.В. Художественные промыслы Западной Сибири. Барнаул. Изд-во АлтГу, 2014. - 142 с.
59. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
60. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности : Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ худож. воспитания; [Редкол.: Е. М. Торшилова (отв. ред.) и др.]. - М.: АПН СССР, 1983. - 117 с.
Электронный источник
1) Шкатулла, В. И. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": научно-практический комментарий: главы 1-6 / В. И. Шкатулла. - Москва: Б-чка "Рос. газ.", 2014. - 191 с. Источники: 1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации"// СПС
КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http: //www.consultant.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ