Введение
1. Теоретические основы налогообложения юридических лиц 5
1.1. Экономическая сущность налогообложения юридических лиц 5
1.2. Эволюция налогообложения юридических лиц в Российской Федерации
и за рубежом 9
1.3. Особенности исчисления налогов, исчисляемых и уплачиваемых
юридическими лицами в Российской Федерации 21
2. Практика налогообложения юридических лиц в Российской Федерации 27
2.1. Анализ категорий налогоплательщиков - юридических лиц 27
2.2. Анализ налогов, уплачиваемых юридическими лицами, поступающих в
федеральный бюджет Российской Федерации 33
2.3. Анализ налогов, уплачиваемых юридическими лицами, поступающих в
региональный и местный бюджеты 39
3. Совершенствование налогообложения юридических лиц в Российской
Федерации 44
3.1. Пути развития налогообложения юридических лиц в целях увеличения
доходной части бюджетов Российской Федерации 44
3.2. Возможности применения международного опыта налогообложения
юридических лиц 53
Заключение 65
Список использованных источников 70
Приложение
Налогообложение это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Для государства налоги это вопрос существования. Они являются основным доходным источником , обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства. Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом Кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Такая актуальность вопроса обусловила выбор данной темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей налогообложения юридических лиц.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение роли и места налогов, взимаемых с юридических лиц;
- анализ динамики поступления налогов, взимаемых с юридических лиц в бюджеты РФ;
- изучение основных путей совершенствования налогообложения юридических лиц.
Объектом дипломной работы является юридическое лицо. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги проведенного исследования проблем формирования систем региональных и местных налогов в условиях федеративного государства, хотелось бы подчеркнуть, что реализация установочных принципов в области налогообложения отводится федеральному уровню, так как именно федеральный законодатель наделен конституционными полномочиями по разработке, раскрытию и внедрению общефедеральных стандартов налогового регулирования. Поскольку юридически общие принципы налогообложения и сборов находятся в числе предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, а фактически в полном объеме устанавливаются, изменяются и дополняются федеральным законом, в настоящей работе выдвинуто предложение по переносу данного предмета ведения из совместного ведения в исключительное ведение РФ.
Предоставление же субъектам РФ возможности наряду с федеральным уровнем власти полноценно участвовать в процессе формирования экономических основ налогообложения и сборов в масштабах страны приведет к возникновению негативного стремления при разработке налоговой системы в преобладающей части учитывать не общефедеральные интересы, скрепляющие территориальные образования в единое целое государство, а разрозненные региональные особенности, способствующие налоговому, а в последующем и территориальному сепаратизму.
Дестабилизация взаимоотношений федерального центра и региональных органов власти по вопросам участия в построении налоговой системы и введении новых налогов станет причиной раздробления единого экономического пространства, когда каждый субъект РФ начнет по собственному усмотрению разрабатывать на своей территории новые, не предусмотренные федеральным законодательством налоги и специальные, отличающиеся от общефедеральных правила налогообложения. Самостоятельность субъектов РФ в сфере налогообложения, не ограниченная рамками общефедерального регулирования, станет основной причиной, приводящей к возникновению на региональном уровне препятствий для свободного обращения товаров, работ и услуг в пределах территории страны, что непосредственным образом ограничит гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан и их объединений.
Федеральный законодатель в силу своих конституционно определяемых полномочий устанавливает закрытые перечни региональных и местных налогов, расширение или сужение которых органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований не допускается. Между тем федеральный законодатель как отвечающий за состояние и прогрессивное развитие сферы налогообложения вправе менять состав всех налогов, входящих в структуру налоговой системы. Поэтому понятие закрытого перечня налогов и сборов относится к уровню органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований, поскольку действия этих органов власти зависимы от установочных принципов федерального законодателя и вследствие этого ограничены определенными пределами, тогда как сам федеральный законодатель обладает исключительными полномочиями по регулированию всех видов налоговых отношений, в том числе наделен правом изменять, дополнять или иным образом модифицировать состав федеральных, региональных и местных налогов и содержание элементов их конструктивных моделей.
Это указывает на то, что превалирующая роль в вопросах разработки экономико-правовых основ налогов и налогообложения отводится федеральному законодателю. В целях обеспечения единообразия толкования и применения правил взимания налогов на всей территории страны и соблюдения интересов региональных и местных органов власти по реагированию на происходящие на территориальном уровне изменения социально-экономических условий федеральный законодатель самостоятельно разделяет все виды отношений, складывающихся в налоговой сфере, на три категории. Первая категория налоговых отношений гарантирует единство налоговой системы и поэтому регулируется в полном объеме исключительно федеральным законодателем. Что касается двух других дополнительных категорий, первая из них также регулируется федеральным законодателем, но в виде рамочных конструкций, предоставляющих органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органам муниципальных образований определенную свободу действий в области налогообложения для обеспечения соответствия параметров региональных и местных налогов динамически меняющимся особенностям территориального развития, а вторая - полностью передается в ведение региональных и местных органов власти.
Федеральный законодатель в полном объеме формирует состав налоговой системы, раскрывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, определяет процедуру проведения налоговых проверок, разрабатывает состав налоговых правонарушений, предусматривает дифференцированные меры ответственность за нарушение требований налогового законодательства, т.е. регулирует общефедеральные принципы налогообложения и налогового контроля, подлежащие неизменному применению на всей территории государства.
Одновременно при установлении федеральных, региональных и местных налогов в налоговой системе федеральный законодатель разрабатывает и закрепляет в законе полноценную структурную модель каждого налога. Поскольку федеральные налоги находятся в исключительном ведении РФ и никакой другой, кроме федерального, уровень власти не допускается в регулирование федеральных налогов, федеральный законодатель формирует модели федеральных налогов в полном и законченном виде. Это говорит о том, что содержание всех элементов федеральных налогов в фиксированном виде устанавливается федеральным законодателем.
К настоящему времени формирование основ российской налоговой системы в целом завершено. Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Вместе с тем проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль будет динамично меняться.
Необходимо отметить следующие цели налоговой политики на перспективу:
1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.
2. Повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.
В ходе реформы налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные) к объему ВВП при сопоставимых мировых ценах на нефть, снизилась с 33,6 до 27,4%.
Но возможности "механического" снижения налоговой нагрузки на экономику, например за счет уменьшения налоговых ставок, практически исчерпаны. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно прежде всего за счет повышения качества налогового администрирования.
Одной из важнейших проблем экономики нашей страны является завершение процесса реформирования налоговой системы. Следует заметить, что отсутствие научно обоснованных подходов к формированию национальной налоговой системы, анализа последствий введение каждого из налоговых законов и последующих изменений в них, сделали налоговую систему неэффективным стимулирующим средством формирования новой социально-рыночной экономики и одной из основных причин обострения экономического кризиса.
На первый взгляд, решить эту проблему легче было бы путем утверждения проекта нового Налогового кодекса. Вместе с тем, это решение должно быть достаточно взвешенным и ответственным, поскольку каждый недостаток проекта в будущем негативно скажется на хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Поэтому перспективой реформирования налоговой системы должны стать:
- обеспечение устойчивого экономического роста страны на инновационно¬инвестиционной основе;
- укрепление позиций отечественного бизнеса в международной конкурентной борьбе за счет уменьшения налоговой нагрузки;
- повышение эффективности администрирования налогов;
- поддержка развития малого предпринимательства путем внедрения эффективных режимов налогообложения.
Итак, реформирования налоговой системы России является необходимым. При этом его нельзя сводить к снижению налоговых ставок. Фактически, современные изменения налогового законодательства России является не реформированием, а всего лишь «косметическим ремонтом».
Реформа налоговой системы, однако, должна быть комплексом действий и процессов, которые позволят устранить основные недостатки налоговой системы и заложить основу для построения крепкой экономики нашей страны, что станет фактором ее экономического роста.
Следует отметить, что налоговая реформа должна проводиться постепенно, без спешки, тогда налоговая система действительно перестанет быть тормозом отечественной экономики, сделает невозможным уклонение от уплаты налогов и остановит расширение теневого сектора экономики России.
Поэтому, надеемся, что завершение налоговой реформы в нашей стране приведет к улучшению экономического климата, и станет мощным толчком к развитию экономики страны. Совершенствовать налоговую систему РФ следует с учетом положительного опыта развитых зарубежных стран. Разумеется, при этом необходимо исходить из конкретных исторических и экономических особенностей РФ. Ведь налоговая стабилизация, как известно, является важным фактором экономической стабилизации страны.
1. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 25.07.2003 N 841, Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ, от 21.07. 2008 №5- ФКЗ)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая ): по состоянию на 1 января 2013 года. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2013. - 572 с.
3. Федеральный закон от 24.07.2010 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
4. Александров И. М. Налоги и налогообложение:учебник для студ. вузов по экон. спец./ И. М. Александров. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М. :Дашков и К*,2012. — 314.
5. Алпатов Ю.Ф.Повышение эффективности работы важная задача налоговых органов // Налоговый вестник N 5, 2008.
6. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика /
А.Б.Паскачев, Ф.К.Садыгов, В.И.Мишин, Р.А.Саакяг и до.: Под ред.
Ф.К.Садыгова. - М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2005.
7. Анохин П. Фискальные приоритеты // Налоговая политика и практика, N 4, 2008.
8. Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения: учеб. пособие - М. : Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2012. - 167с.
9. Белостоцкая В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки . //Финансы 2014. №3
10. Бирючев О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения // Финансы. - 2011. - № 6. - С.48-52.; - № 7
11. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации: конкретные
примеры // Консультант. - 2012 - №22
12. Брызгалин А.В., Гринемаер Е.А. Договор и налоговый контроль: методы и приемы налоговых органов по проверке условий договора, проверке договора для целей налогообложения // Налоги и финан-совое право. 2011 г. №5. С. 27-66.
13. Брызгалина А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика: Учебное пособие - М, 2013. - 184с.
14. Барулин П.А. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики //Финансы, N 1, 2008.
15. Бельский К.С. Принципы налогообложения // Гражданин и право, N 12, декабрь 2006 г.
16. Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2006.
17. Брызгалин А.В. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях. Теория и практика применения гл. 14 Налогового кодекса РФ (с учетом Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ). - М.: Юстицинформ, 2008.
18. Верстова М.Е. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России // Законодательство и экономика, N 3, март 2008 г.
19. Воробьева В.Н. О деятельности МНС России в области государственного управления налогообложением // Налоговый вестник, N 7, 2008.
20. Воскобойников А. Налоговые поступления в бюджет: основные тенденции и перспективы // Вопросы экономики, N 2, 2008.
21. Гашкина С.А. Реализация бюджетной политики // Бюджетный учет, N 7, 2008.
22. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник, N 7, июль 2007 г.
23. Джаарбеков С.М Налоговое планирование = оптимизация налогообложения // Финансовый директор. - 2011 - №1
24. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее
совершенствования // Финансы N 4, 2008.
25. Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России: учеб. пособие / Л. В. Дуканич. - Ростов-н/Д : Феникс,2012. — 606.
26. Евсеев Д. О перспективах реформирования налоговой системы в России // Финансы N 1 2008.
27. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2011 - 487с.
28. Жоромкая Н.Н. Основные направления бюджетной политики // Советник бухгалтера социальной сферы, N 7, 2008.
29. Задорогин СИ. Понятие оптимизации налогообложения и отличие от смежных правовых понятий // Право и жизнь. 2011. № 72 (8). 0,8 п.л.
30. Задорогин СИ. Правовые проблемы применения механизма реализации товаров (работ, услуг) как инструмент оптимизации налогообложения // Право и жизнь. 2012. № 73 (9). 0,7 п.л.
31. Зуйков И.С. Некоторые проблемы налогообложения // Налоговый вестник N 10 2008.
32. Иванеев А.И. Основные приоритеты налоговой политики на
среднесрочную перспективу // Российский налоговый курьер N 9, 2008.
33. Карбушев А.Л. Совершенствование налоговой системы России // Экономист N 10 2008
34. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / под ред. А.Н. Козырина. - М.: Экар, 2005
35. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. Романовского М.В. и Врублевской О.В. - М.: Юрист,2007
36. Конюхова Т.В Комментарий к бюджетному законодательству Российской Федерации - М.: Финансы, 2006
37. Конюхова Т.В О системе российского бюджетного законодательства // Журнал российского права, N6, 2008
38. Крохина Ю.А. Вступительная статья // Способы обеспечения
налоговых обязанностей по Налоговому кодексу РФ. - М.: Юрлитинформ, 2005.
39. Лермонтов Ю.М. Доходные составляющие федерального бюджета 2008 года // Налоговая политика и практика, N 6, 2008
40. Межникова Ю.Л. О добросовестности налогоплательщика // Ваш налоговый адвокат, N 4, июль-август 2006 г.