РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА» (РАЗДЕЛ «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ.
ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ») В LMS MOODLE И МЕТОДИКА ЕГО ИС-
ПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ
Введение 3
ГЛАВА I. ЦИФРОВЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 6
1.1 Электронные образовательные ресурсы в системе управления обучения . 6
1.2 История развития электронных образовательных ресурсов 8
1.3 История развития электричества и магнетизма 11
Выводы по главе I 17
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА В СИСТЕМЕ LMS MOODLE 18
2.1. Описание курса 18
2.2 Создание курса 21
2.2. Разработка и создание лекций по теме 23
2.3. Создание глоссария 25
2.4. Создание заданий по теме 27
2.5. Создание элемента дополнительных источников информации 29
2.6. Создание контрольного тестирования 30
Выводы по главе II 34
Заключение 35
Список используемой литературы 36
На данный момент времени тяжело представить жизнь без быстро развивающихся научно-технических новшеств.
Предпосылками модернизации отечественного образования являются изменения всех сфер жизни человека. Научно-технический прогресс и преобразования, которые происходят в экономике и общественной жизни оказывают существенное влияние на систему профессионального образования.
Развитие техники, динамичные изменения в сфере информационных и нано технологий является главной причиной, которая требует формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов.
Данные условия требуют совершенствования содержания образовательных программ, технологий и методов обучения, организации учебного процесса.
В свою очередь, необходимость преобразований запрашивает новые подходы к проектированию методической системы обучения, который связан с применением инновационных образовательных технологий.
Одним из инновационных технология являются интерактивные электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - интерактивный пользовательский интерфейс, содержащий образовательный контент по определенной теме, предназначенный для дистанционного обучения пользователей [3].
ЭОР охватывает большое пространство в образовательной системе. Существует несколько способов изучения данного контента: обычный (взаимодействие компьютера и человека) и дистанционный (взаимодействие человека со встроенными модулями). Приоритетными задачами системы электронного обучения выступает введение в образование современных компьютерных технологий для реализации интерактивного образовательного ресурса [2].
В настоящее время одной из главных задач высшего образования является подготовка специалистов, стремящихся к постоянному самообразованию и саморазвитию. Решение этой проблемы заключается не только в передаче от преподавателя обучающимся готовых знаний и навыков, но и в развитии их готовности к непрерывному обучению, навыкам самостоятельного поиска и использования полученной информации.
Внедрение интерактивных форм и элементов дистанционного обучения способствуют активизации и эффективности самостоятельной работы студентов, что в свою очередь обеспечивает интенсификацию всего процесса обучения [3]. Являясь мощным инструментом управления и контроля над самостоятельной деятельностью студентов ,электронные курсы выступают как одно из средств организации учебного процесса при разнообразных формах обучения.
Актуальность разработки электронного образовательного ресурса связана с изменениями в сфере образования, информационного общества, а так же с нехваткой или дефицитом полноценных учебных материалов по разным дисциплинам, введением в образовательный процесс методов дистанционного обучения и систематизацией материалов, разработанные преподавателями.
Так же важной особенностью является то, что такая система может постоянно совершенствоваться. Учебные пособия, разработанные в электронном виде должны иметь навигацию по содержанию, материал для самоконтроля усвоения учебного материала и демонстрационные материалы, которые помогут привлечь внимание студентов.
Общей целью создания электронных образовательных ресурсов является повышение эффективности процесса приобретения знаний и качества подготовки специалистов.
Цель работы - разработка электронного образовательного курса по теме «Магнитное поле. Электромагнетизм» в LMS MOODLE.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования были выявлены следующие задачи:
- Изучить учебные программы по данному разделу;
- Изучить научную методическую литературу по данному разделу;
- Создать электронный курс по теме «Магнитное поле. Электромагнетизм»
Объект исследования - электронное дистанционное обучение.
Предмет исследования - электронный образовательный курс по теме «Магнитное поле. Электромагнетизм»
Практическая значимость работы состоит в том, что объект исследования может найти применение в учебном процессе при изучении курса «Магнитное поле. Электромагнетизм».
В процессе выполнения работы были выявлены преимущества LMS Moodle и использованы в создании ЭОР. В рамках данной системы объединены и систематизированы теоретические данные по теме «Магнитное поле. Электромагнетизм» учебной дисциплины «Физика», которые включают в себя лекционный материал, тестовые задания, глоссарий, задачи и т.д.
Метод исследования - освоение и анализ учебной, справочной и теоретической литературы по данной теме, практическая работа по разработке электронного курса.
Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования[20]. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни[17]. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы [19].
В процессе разработки ЭОР мной был освоен практически весь потенциал такой системы, как LMS Moodle. В рамках данной системы был разработан курс «Электродинамика», систематизирующий теоретические материалы учебной темы «Магнитное поле. Электромагнетизм», включающая в себя различные типы лекции, разработаны тесты, задания разного уровня и сложности ,пополнен глоссарий. Таким образом, были решены поставленные задачи.
Созданный мной, курс может применяться при изучении дисциплины «Электротехника».
1. Авилова И.А. Особенности разработки электронных образовательных ресурсов на базе образовательной платформы ELML / И.А. Авилова, В.Г. Струкова // Образовательной платформы е1т1. - 2016. - №3. - С. 24-26.
2. Боброва Н.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов учреждений среднего профессионального образования на основе электронного учебника / Н.В. Боброва. - Калуга: / 2011. - 128 с.
3. Лозинская А.М Модульно-рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования: диссертация кандидата педагогических наук / А.М. Лозинская. - Екатеринбург: УГПУ, 2009.- 226 с.
4. «Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)» URL: http://kolpincentr.narod.ru/news/eor.htm (дата обращения 13.04.2017)
5. «Образовательные технологии на основе системы управления обучением Moodle» URL:
http://knowledge.allbest.ru/programming/3c0a65635b2ac68b5d53a89421316d36_
I. html (дата обращения 12.04.2017)
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд-во Академия, 2000. - 272 с.
7. Материал из Википедии - свободной энциклопедии «История теории электромагнетизма» Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki / Магнетизм (дата обращения 11.04.2017).
8. Лекция №7 «Электронные образовательные ресурсы: эволюция, понятийный аппарат» Режим доступа: URL: http://studopedia.net. (дата обращения
II. 04.2017).
9. Словари и энциклопедии на Академике - «Магнетизм» Режим доступа: URL: http://dic.academic.ru. (дата обращения 11.04.2017).
10. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России.
URL: http:// www.compress.ru/article.aspx?id=14659&iid=695 (дата обращения 14.05.2017).
11. Естественно-научные эксперименты - Физика: Коллекция Российского общеобразовательного портала URL: http:// http://experiment.edu.ru / (дата обращения 12.04.2017).
12. Электричество и магнетизм. Режим доступа
: URL: http: //window. edu. ru/resource/029/57029/files/EM-lab-2005. pdf (дата
обращения 15.04.2017)
13. Устюгова В.Н. Система дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. Казань: ТГГПУ, 2010.- 280 с.
14. Загидуллин Р.Р., Зориктуев В.Ц. Концептуальные вопросы дистанционного образования // Информационные технологии. - 2011. - № 5. - С.23-24.
15. Система дистанционного образования Казанского Федерального Университета http://edu.kpfu.ru/ (дата обращения 14.04.2017)
16. Путилов Г.П. Концепция построения информационно-образовательной среды технического вуза. - М.: МГИЭМ, 2012. - 198 с.
17. Захарова Ю.В. Разработка электронного образовательного курса в LMS MOODLE по теме «Электрические машины». Сборник статей Международной научно-практической конференции, ч. 2. / Ю.В. Захарова, Д.Д. Калянова. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - 110 с.
18. Открытое образование: предпосылки, проблемы, тенденции развития / Под ред.В.П. Тихомирова. - М.: МЭСИ, 2014. - 512 с.
19. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2014. - 326 с.
20. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон. - М.: Кудиш-образ, 2011. - 234 с.