НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
|
Введение
1. Теоретические основы налоговых льгот для юридических лиц
1.1. Сущность и виды налоговых льгот для юридических лиц
1.2. Классификация налоговых льгот для юридических лиц
1.3. Зарубежный опыт применения налоговых льгот юридическими лицами
2. Анализ применения налоговых льгот юридическими лицами в РФ
2.1. Оценка применения налоговых льгот юридическими лицами в России
2.2. Анализ федеральных налоговых льгот для юридических лиц
2.3. Анализ региональных налоговых льгот для юридических лиц
3 Совершенствование применения налоговых льгот юридическими лицами в России
3.1. Совершенствование оценки применения налоговых льгот юридическими лицами в России
3.2. Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики
Заключение
Список использованных источников
1. Теоретические основы налоговых льгот для юридических лиц
1.1. Сущность и виды налоговых льгот для юридических лиц
1.2. Классификация налоговых льгот для юридических лиц
1.3. Зарубежный опыт применения налоговых льгот юридическими лицами
2. Анализ применения налоговых льгот юридическими лицами в РФ
2.1. Оценка применения налоговых льгот юридическими лицами в России
2.2. Анализ федеральных налоговых льгот для юридических лиц
2.3. Анализ региональных налоговых льгот для юридических лиц
3 Совершенствование применения налоговых льгот юридическими лицами в России
3.1. Совершенствование оценки применения налоговых льгот юридическими лицами в России
3.2. Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики
Заключение
Список использованных источников
Налоговый механизм развития экономики государства призван обеспечить равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов, проявляясь в различных формах. Совокупность налоговых льгот, рассматриваемая как часть механизма бюджетно-налогового регулирования, включает различные формы, виды и инструменты, призванные способствовать увеличению прибыли хозяйствующих субъектов, росту объемов собственных финансовых ресурсов, высвобожденных в результате использования налоговых льгот. Введение налоговых льгот - один из факторов, оказывающих существенное влияние на инвестиционную привлекательность территорий.
В последние годы все больше возрастает роль налоговых льгот для юридических лиц. Многие государства в условиях посткризисного периода в качестве одного из основных механизмов регулирования экономических отношений активно применяют льготное налогообложение. Данный инструмент, во-первых, позволяет стимулировать или сдерживать темпы воспроизводства отдельных видов продукции; во-вторых, позволяет усиливать или ослаблять накопление капитала; в-третьих, расширять или уменьшать платежеспособный спрос населения.
Предоставление льгот для юридических лиц направлено на привлечение инвестиций в модернизацию и диверсификацию как базовых, так и стратегически важных сфер экономики, создание необходимых инфраструктурных объектов. Также с их помощью решаются важные социальные задачи: сокращение безработицы, обеспечение занятости. Вместе с тем введение налоговых льгот не всегда сопровождается ясными аргументами экономического или социального характера, так как это напрямую не влечет расходования бюджетных средств, а, как правило, оборачивается сокращением доходов бюджета, используемых для решения поставленных перед государством задач. Наряду с этим льготы представляют собой легитимную форму уклонения от налогов. Умелое их использование позволяет значительно снизить налоговое бремя для хозяйствующего субъекта, что в отдельных случаях может нанести ущерб экономическим интересам государства. В связи с этим требуется постоянная оценка эффективности применения льгот.
Большинство экономистов утверждают, что предоставление налоговых льгот для юридических лиц как один из основных инструментов снижения налоговой нагрузки является оптимальным средством поддержки предпринимательской деятельности в отличии от бюджетных субсидий. Существует также мнение, что многочисленные необоснованные и бессистемные льготы препятствуют достижению следующих основных качественных характеристик грамотно построенной налоговой системы: нейтральность, справедливость, эффективность, простота. Ведь льготный режим для отдельных налогоплательщиков означает дополнительное налоговое бремя для других.
Во многих случаях потери доходов бюджета в связи с использованием налоговых льгот и освобождений не в полной мере компенсируются выгодами, создаваемыми для общества, так как обычно льготы значительно усложняют администрирование и исполнение требований налогового законодательства в связи с необходимостью проверки данных, подтверждающих право на их получение. Рассматривая влияние налоговых льгот для юридических лиц на состояние экономики общества, следует в первую очередь определить их место в налоговой системе и соответствие необходимым качественным характеристикам.
В настоящее время наряду с увеличением количества предоставляемых налоговых льгот для юридических лиц возрастает значимость оценки эффективности применения льготного налогообложения. Изучению данной проблемы посвящены труды многих видных ученых и экономистов-практиков. Однако, несмотря на актуальность данной проблемы, как в отечественной, так и в зарубежной теории до настоящего времени не существует официальной, научно обоснованной методики определения и расчета налоговых льгот.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование налоговых льгот для юридических лиц в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды налоговых льгот для юридических лиц;
- рассмотреть классификацию налоговых льгот для юридических лиц;
- изучить зарубежный опыт применения налоговых льгот юридическими лицами;
- изучить методики оценки эффективности налоговых льгот для юридических лиц;
- провести анализ федеральных налоговых льгот для юридических лиц в России;
- проанализировать региональные налоговые льготы для юридических лиц в России;
- определить пути совершенствования оценки применения налоговых льгот юридическими лицами в России;
- выявить пути совершенствования применения налоговых льгот юридическими лицами в России в целях модернизации экономики.
При написании выпускной квалификационной работы использовались труды различных авторов, учебники, периодическая литература, материалы из официального сайта Федеральной налоговой службы России. Основное внимание в работе уделено налогу на прибыль, как главному налогу, взимаемому с юридических лиц. В связи с отсутствием на сайте Федеральной налоговой службы обобщенных статистических данных о налоговых льготах юридическим лицам за 2016 год, анализ проведен за 2013-2015 годы.
В последние годы все больше возрастает роль налоговых льгот для юридических лиц. Многие государства в условиях посткризисного периода в качестве одного из основных механизмов регулирования экономических отношений активно применяют льготное налогообложение. Данный инструмент, во-первых, позволяет стимулировать или сдерживать темпы воспроизводства отдельных видов продукции; во-вторых, позволяет усиливать или ослаблять накопление капитала; в-третьих, расширять или уменьшать платежеспособный спрос населения.
Предоставление льгот для юридических лиц направлено на привлечение инвестиций в модернизацию и диверсификацию как базовых, так и стратегически важных сфер экономики, создание необходимых инфраструктурных объектов. Также с их помощью решаются важные социальные задачи: сокращение безработицы, обеспечение занятости. Вместе с тем введение налоговых льгот не всегда сопровождается ясными аргументами экономического или социального характера, так как это напрямую не влечет расходования бюджетных средств, а, как правило, оборачивается сокращением доходов бюджета, используемых для решения поставленных перед государством задач. Наряду с этим льготы представляют собой легитимную форму уклонения от налогов. Умелое их использование позволяет значительно снизить налоговое бремя для хозяйствующего субъекта, что в отдельных случаях может нанести ущерб экономическим интересам государства. В связи с этим требуется постоянная оценка эффективности применения льгот.
Большинство экономистов утверждают, что предоставление налоговых льгот для юридических лиц как один из основных инструментов снижения налоговой нагрузки является оптимальным средством поддержки предпринимательской деятельности в отличии от бюджетных субсидий. Существует также мнение, что многочисленные необоснованные и бессистемные льготы препятствуют достижению следующих основных качественных характеристик грамотно построенной налоговой системы: нейтральность, справедливость, эффективность, простота. Ведь льготный режим для отдельных налогоплательщиков означает дополнительное налоговое бремя для других.
Во многих случаях потери доходов бюджета в связи с использованием налоговых льгот и освобождений не в полной мере компенсируются выгодами, создаваемыми для общества, так как обычно льготы значительно усложняют администрирование и исполнение требований налогового законодательства в связи с необходимостью проверки данных, подтверждающих право на их получение. Рассматривая влияние налоговых льгот для юридических лиц на состояние экономики общества, следует в первую очередь определить их место в налоговой системе и соответствие необходимым качественным характеристикам.
В настоящее время наряду с увеличением количества предоставляемых налоговых льгот для юридических лиц возрастает значимость оценки эффективности применения льготного налогообложения. Изучению данной проблемы посвящены труды многих видных ученых и экономистов-практиков. Однако, несмотря на актуальность данной проблемы, как в отечественной, так и в зарубежной теории до настоящего времени не существует официальной, научно обоснованной методики определения и расчета налоговых льгот.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование налоговых льгот для юридических лиц в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды налоговых льгот для юридических лиц;
- рассмотреть классификацию налоговых льгот для юридических лиц;
- изучить зарубежный опыт применения налоговых льгот юридическими лицами;
- изучить методики оценки эффективности налоговых льгот для юридических лиц;
- провести анализ федеральных налоговых льгот для юридических лиц в России;
- проанализировать региональные налоговые льготы для юридических лиц в России;
- определить пути совершенствования оценки применения налоговых льгот юридическими лицами в России;
- выявить пути совершенствования применения налоговых льгот юридическими лицами в России в целях модернизации экономики.
При написании выпускной квалификационной работы использовались труды различных авторов, учебники, периодическая литература, материалы из официального сайта Федеральной налоговой службы России. Основное внимание в работе уделено налогу на прибыль, как главному налогу, взимаемому с юридических лиц. В связи с отсутствием на сайте Федеральной налоговой службы обобщенных статистических данных о налоговых льготах юридическим лицам за 2016 год, анализ проведен за 2013-2015 годы.
Вообще, термин «налоговые льготы» следует рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле, налоговые льготы - это уменьшение налогового обязательства за счет снижения ставки налога определенной категории налогоплательщиков. Налоговые льготы в широком смысле - преференции, создающие более благоприятные условия хозяйствования, и, помимо уменьшения размера ставки налога, включают в себя предоставление рассрочек и отсрочек по уплате налогов, налоговые кредиты, возможность перехода на упрощенный порядок уплаты налогов (например, освобождение от авансовых платежей), различные преимущества при определении налогооблагаемой базы.
Основными выгодоприобретателями льгот являются юридические лица. Виды налоговых льгот для юридических лиц разнообразны и предоставляются по разным налогам. При исследовании системы классификации налоговых льгот нужно обратить внимание на то, что основания для дифференциации льгот довольно разнообразны: по видам в зависимости от привязки к элементам налогообложения, по видам в зависимости от уровня власти, по видам в зависимости от цели их предоставления. В частности, по отношению к юридическим лицам выделяются такие виды налоговых льгот как налоговые освобождения и налоговые скидки, которые в свою очередь подразделяются на подвиды. Мировой опыт показывает, что в современных условиях государство для стимулирования социально-экономических процессов широко используются различные виды налоговых льгот.
В настоящее время проблема налоговых льгот является наименее изученной темой. Оценка эффективности экономической политики государства предполагает анализ отношения полученного экономического эффекта к затратам, обеспечивающим получение этого результата. Налоговое регулирование служит одним из инструментов реализации государственной политики, важнейшая цель которого - наиболее эффективно содействовать реализации стратегических целей развития страны, обеспечив баланс частных и общественных интересов хозяйствующих субъектов.
В настоящее время в России действует более 100 различных налоговых льгот и преференций для юридических лиц по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу. Потери консолидированного бюджета Российской Федерации в результате применения налоговых льгот юридическими лицами по наиболее значимым для него налогам за 2013-2015 годы значительны.
В большинство субъектов Российской Федерации приняты региональные методики оценки эффективности налоговых льгот. В нормативных актах закреплена оценка как вновь вводимых льгот, так и действующих. Однако есть регионы, в которых оценка присутствует только на этапе принятия (например, Санкт-Петербург), что не позволяет своевременно отменять льготы, не обеспечивающие целей их введения. Основная часть методик предполагает оценку эффективности региональных льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу. В регионах Российской Федерации оценка эффективности налоговых льгот проводится, как правило, проводится по трем критериям: бюджетной, экономической и социальной эффективности.
В России статистика налоговых льгот для юридических лиц специально нигде не ведется. Одним из основных источников информации по налоговым льготам для юридических лиц является статистика налоговых органов. Следует разделять налоговые льготы для юридических лиц, предоставляемые на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральные налоговые льготы для юридических лиц по каждому виду налога представлены в Налоговом кодексе российской Федерации, региональные льготы - законами субъектов Российской Федерации, местные налоговые льготы - решения органом муниципального образования. Наибольший интерес представляют налоговые льготы по налогу на прибыль организации.
Наибольшую доли среди выпадающих доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по налогу на прибыль организаций приходится на суммы недопоступления налога в связи с уменьшением налоговой базы на сумму убытка или части убытка. Значительна также доля выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций в соответствии с п.1 ст.284 Налогового кодекса Российской Федерации, кроме резидентов особых экономических зон. Данный показатель тоже ежегодно увеличивается. В 2015 году по сравнению с 2014 годом в целом налоговые льготы по налогу на прибыль организаций были увеличены почти в 2 раза.
Что касается налога на добавленную стоимость, то в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации прямо не указано налоговые льготы по данному налогу. Есть статьи 146 Налогового кодекса РФ, где представлен печень операций, которые не признаются объектами налогообложения, а также статья 149 Налогового кодекса РФ, где дан перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
По налогу на добычу полезных ископаемых существует два вида льгот: налоговые льготы в отношении угля и другие льготы по иным вида полезных ископаемых. В целом можно говорить об увеличении федеральных налоговых льгот по налогу на добычу полезных ископаемых. За 2013-2014 годы рост составил 10,9%. Однако, следует отметить, что в 2014 году наблюдается сокращение применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых на более 8%. В связи с отсутствием официальной информации на сайте Федеральной налоговой службы невозможно проанализировать в целом льготы по налогу на добычу полезных ископаемых. Однако, можно наблюдать рост на 42,8% в отношении сумм налога, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот в отношении угля.
В целом по имущественным налогам наблюдается увеличение предоставления федеральных налоговых льгот: в 2014 году по отношению к 2013 году рост составил 4%, в 2015 году по отношению к 2014 году - 63,7%. В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается сокращение предоставления федеральных налоговых льгот по транспортному налогу на 36,2%, в дальнейшем наблюдается рост. По земельному налогу с юридических лиц в 2014 году рост составил 7,8%, в 2015 году 13,9%.
За 2013-2014 годы в целом по России доля налогоплательщиков, применяющих региональные льготы по налогу на имущество организаций, была значительна по сравнению с федеральными льготами: 90,4% и 88,8% соответственно. В 2015 году доля налогоплательщиков, применяющих региональные льготы по налогу на имущество организаций, составляла всего 19,1%, что непосредственно связано с увеличение количества налогоплательщиков, применяющих федеральные налоговые льготы по данному налогу. При анализе было выявлено ежегодное увеличение общей суммы налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот по налогу на имущество организаций. В России доля региональных льгот в общей сумме льгот по налогу на имущество организаций в 2013 году составила 82,7%, в 2014 году - 79,1%, в 2015 году - 49,1%.
Наибольшую долю среди налогоплательщиков - юридических лиц, применяющих налоговые льготы по транспортному налогу, занимают налогоплательщики, применяющие льготы, установленные законами субъектов Российской Федерации. За анализируемый период данный показатель был равен почти 100%. За анализируемый период наблюдается динамика на снижение предоставления налоговых льгот по транспортному налогу в целом по Российской Федерации. По региональным налоговым льготам, предоставляемы юридическим лицам в 2014 году сокращение составило 8,1%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 1,43%.
Можно сделать вывод, что по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу большое количество льгот предоставляются налогоплательщикам - юридическим лицам, установленные законодательствами субъектов Российской Федерации. Важно отметит, что в каждом субъекте Российской Федерации установлен свой перечень льгот по анализируемым нами налогам, что требует мониторинга данных льгот в целях их эффективности применения.
Проведенный анализ позволил выявить как положительные, так и отрицательные моменты использования налоговых льгот. В соответствии с Основными направления налоговой политики на 2017год предполагается значительное сужение и ужесточение применения налоговых льгот юридическими лицами. Однако состояние экономики и промышленности не соответствуют условиям отказа от налоговых льгот. Мониторинг и оценка эффективности налоговых льгот в этой связи являются ключевыми и нуждаются в скорейшей реализации.
На основе проведенного исследования, в среднесрочной перспективе необходимы следующие мероприятия:
- принятие на федеральном и региональном уровне нормативных правовых актов, устанавливающих единые методики оценки представленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот. В качестве основного критерия оценки эффективности налоговой льготы можно использовать налоговую базу. Каждое принимаемое решение должно проходить три этапа контроля: предварительный, текущий, последующий. На предварительном этапе льгота должна пройти процесс моделирования и прогнозирования возможных последствий. На текущем этапе процесс контроля должен сопровождаться получением сведений о количестве лиц, воспользовавшихся данной льготой, а также объемах выпадающих доходов. Последующий контроль выражается в оценке эффективности принятых властями мер: бюджетной, социальной и экономической. Собранная информация будет способствовать либо пролонгации льготы, либо ее отмене как неэффективной. На уровне Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы могли бы быть разработаны методики по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот и рекомендации по внедрению соответствующих методик на региональном уровне.
- в соответствии со Стратегией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года большое значение отводится развитию наукоемких, высокотехнологичных отраслей. В рамках налоговой политики необходимо предусмотреть спектр льгот для юридических лиц (как при налогообложении прибыли, так и при налогообложении имущества), занимающихся деятельностью по разработке и внедрению наукоемких технологий на территории РФ. В настоящее время системный подход такого рода льготам присутствует для ограниченного круга лиц (Сколково, территории опережающего развития и т.д.);
- в условиях нехватки оборотных средств в организациях, дефиците инвестиционных ресурсов и необходимости модернизации экономики, важным является расширение возможностей применения инвестиционного налогового кредита, которые в настоящее время практически не используются. Это позволит задействовать резервы источников для инвестиций. При этом, региональные органы власти могут влиять на процессы предоставления инвестиционного налогового кредита, устанавливая дополнительные критерии исходя из актуальности того или иного проекта для субъекта Федерации. Необходимо разделить порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита на НИОКР и инновации, а также по отраслям экономики. Инвестиционный налоговый кредит это инструмент потенциал, которого не реализован. Его удобство и возможности точечного реагирования не используются в полной мере.
Таким образом, налоговые льготы юридических лиц - это важный фактор, инвестиционной активности и пренебрегать им в условиях необходимости модернизации экономики нецелесообразно.
Основными выгодоприобретателями льгот являются юридические лица. Виды налоговых льгот для юридических лиц разнообразны и предоставляются по разным налогам. При исследовании системы классификации налоговых льгот нужно обратить внимание на то, что основания для дифференциации льгот довольно разнообразны: по видам в зависимости от привязки к элементам налогообложения, по видам в зависимости от уровня власти, по видам в зависимости от цели их предоставления. В частности, по отношению к юридическим лицам выделяются такие виды налоговых льгот как налоговые освобождения и налоговые скидки, которые в свою очередь подразделяются на подвиды. Мировой опыт показывает, что в современных условиях государство для стимулирования социально-экономических процессов широко используются различные виды налоговых льгот.
В настоящее время проблема налоговых льгот является наименее изученной темой. Оценка эффективности экономической политики государства предполагает анализ отношения полученного экономического эффекта к затратам, обеспечивающим получение этого результата. Налоговое регулирование служит одним из инструментов реализации государственной политики, важнейшая цель которого - наиболее эффективно содействовать реализации стратегических целей развития страны, обеспечив баланс частных и общественных интересов хозяйствующих субъектов.
В настоящее время в России действует более 100 различных налоговых льгот и преференций для юридических лиц по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу. Потери консолидированного бюджета Российской Федерации в результате применения налоговых льгот юридическими лицами по наиболее значимым для него налогам за 2013-2015 годы значительны.
В большинство субъектов Российской Федерации приняты региональные методики оценки эффективности налоговых льгот. В нормативных актах закреплена оценка как вновь вводимых льгот, так и действующих. Однако есть регионы, в которых оценка присутствует только на этапе принятия (например, Санкт-Петербург), что не позволяет своевременно отменять льготы, не обеспечивающие целей их введения. Основная часть методик предполагает оценку эффективности региональных льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу. В регионах Российской Федерации оценка эффективности налоговых льгот проводится, как правило, проводится по трем критериям: бюджетной, экономической и социальной эффективности.
В России статистика налоговых льгот для юридических лиц специально нигде не ведется. Одним из основных источников информации по налоговым льготам для юридических лиц является статистика налоговых органов. Следует разделять налоговые льготы для юридических лиц, предоставляемые на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральные налоговые льготы для юридических лиц по каждому виду налога представлены в Налоговом кодексе российской Федерации, региональные льготы - законами субъектов Российской Федерации, местные налоговые льготы - решения органом муниципального образования. Наибольший интерес представляют налоговые льготы по налогу на прибыль организации.
Наибольшую доли среди выпадающих доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по налогу на прибыль организаций приходится на суммы недопоступления налога в связи с уменьшением налоговой базы на сумму убытка или части убытка. Значительна также доля выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций в соответствии с п.1 ст.284 Налогового кодекса Российской Федерации, кроме резидентов особых экономических зон. Данный показатель тоже ежегодно увеличивается. В 2015 году по сравнению с 2014 годом в целом налоговые льготы по налогу на прибыль организаций были увеличены почти в 2 раза.
Что касается налога на добавленную стоимость, то в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации прямо не указано налоговые льготы по данному налогу. Есть статьи 146 Налогового кодекса РФ, где представлен печень операций, которые не признаются объектами налогообложения, а также статья 149 Налогового кодекса РФ, где дан перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
По налогу на добычу полезных ископаемых существует два вида льгот: налоговые льготы в отношении угля и другие льготы по иным вида полезных ископаемых. В целом можно говорить об увеличении федеральных налоговых льгот по налогу на добычу полезных ископаемых. За 2013-2014 годы рост составил 10,9%. Однако, следует отметить, что в 2014 году наблюдается сокращение применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых на более 8%. В связи с отсутствием официальной информации на сайте Федеральной налоговой службы невозможно проанализировать в целом льготы по налогу на добычу полезных ископаемых. Однако, можно наблюдать рост на 42,8% в отношении сумм налога, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот в отношении угля.
В целом по имущественным налогам наблюдается увеличение предоставления федеральных налоговых льгот: в 2014 году по отношению к 2013 году рост составил 4%, в 2015 году по отношению к 2014 году - 63,7%. В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается сокращение предоставления федеральных налоговых льгот по транспортному налогу на 36,2%, в дальнейшем наблюдается рост. По земельному налогу с юридических лиц в 2014 году рост составил 7,8%, в 2015 году 13,9%.
За 2013-2014 годы в целом по России доля налогоплательщиков, применяющих региональные льготы по налогу на имущество организаций, была значительна по сравнению с федеральными льготами: 90,4% и 88,8% соответственно. В 2015 году доля налогоплательщиков, применяющих региональные льготы по налогу на имущество организаций, составляла всего 19,1%, что непосредственно связано с увеличение количества налогоплательщиков, применяющих федеральные налоговые льготы по данному налогу. При анализе было выявлено ежегодное увеличение общей суммы налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот по налогу на имущество организаций. В России доля региональных льгот в общей сумме льгот по налогу на имущество организаций в 2013 году составила 82,7%, в 2014 году - 79,1%, в 2015 году - 49,1%.
Наибольшую долю среди налогоплательщиков - юридических лиц, применяющих налоговые льготы по транспортному налогу, занимают налогоплательщики, применяющие льготы, установленные законами субъектов Российской Федерации. За анализируемый период данный показатель был равен почти 100%. За анализируемый период наблюдается динамика на снижение предоставления налоговых льгот по транспортному налогу в целом по Российской Федерации. По региональным налоговым льготам, предоставляемы юридическим лицам в 2014 году сокращение составило 8,1%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 1,43%.
Можно сделать вывод, что по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу большое количество льгот предоставляются налогоплательщикам - юридическим лицам, установленные законодательствами субъектов Российской Федерации. Важно отметит, что в каждом субъекте Российской Федерации установлен свой перечень льгот по анализируемым нами налогам, что требует мониторинга данных льгот в целях их эффективности применения.
Проведенный анализ позволил выявить как положительные, так и отрицательные моменты использования налоговых льгот. В соответствии с Основными направления налоговой политики на 2017год предполагается значительное сужение и ужесточение применения налоговых льгот юридическими лицами. Однако состояние экономики и промышленности не соответствуют условиям отказа от налоговых льгот. Мониторинг и оценка эффективности налоговых льгот в этой связи являются ключевыми и нуждаются в скорейшей реализации.
На основе проведенного исследования, в среднесрочной перспективе необходимы следующие мероприятия:
- принятие на федеральном и региональном уровне нормативных правовых актов, устанавливающих единые методики оценки представленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот. В качестве основного критерия оценки эффективности налоговой льготы можно использовать налоговую базу. Каждое принимаемое решение должно проходить три этапа контроля: предварительный, текущий, последующий. На предварительном этапе льгота должна пройти процесс моделирования и прогнозирования возможных последствий. На текущем этапе процесс контроля должен сопровождаться получением сведений о количестве лиц, воспользовавшихся данной льготой, а также объемах выпадающих доходов. Последующий контроль выражается в оценке эффективности принятых властями мер: бюджетной, социальной и экономической. Собранная информация будет способствовать либо пролонгации льготы, либо ее отмене как неэффективной. На уровне Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы могли бы быть разработаны методики по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот и рекомендации по внедрению соответствующих методик на региональном уровне.
- в соответствии со Стратегией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года большое значение отводится развитию наукоемких, высокотехнологичных отраслей. В рамках налоговой политики необходимо предусмотреть спектр льгот для юридических лиц (как при налогообложении прибыли, так и при налогообложении имущества), занимающихся деятельностью по разработке и внедрению наукоемких технологий на территории РФ. В настоящее время системный подход такого рода льготам присутствует для ограниченного круга лиц (Сколково, территории опережающего развития и т.д.);
- в условиях нехватки оборотных средств в организациях, дефиците инвестиционных ресурсов и необходимости модернизации экономики, важным является расширение возможностей применения инвестиционного налогового кредита, которые в настоящее время практически не используются. Это позволит задействовать резервы источников для инвестиций. При этом, региональные органы власти могут влиять на процессы предоставления инвестиционного налогового кредита, устанавливая дополнительные критерии исходя из актуальности того или иного проекта для субъекта Федерации. Необходимо разделить порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита на НИОКР и инновации, а также по отраслям экономики. Инвестиционный налоговый кредит это инструмент потенциал, которого не реализован. Его удобство и возможности точечного реагирования не используются в полной мере.
Таким образом, налоговые льготы юридических лиц - это важный фактор, инвестиционной активности и пренебрегать им в условиях необходимости модернизации экономики нецелесообразно.
Подобные работы
- НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В
РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы правового регулирования налогообложения иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА, КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



