Введение
1. Теоретические основы налоговых льгот для юридических лиц
1.1. Сущность и виды налоговых льгот для юридических лиц
1.2. Классификация налоговых льгот для юридических лиц
1.3. Зарубежный опыт применения налоговых льгот юридическими лицами
2. Анализ применения налоговых льгот юридическими лицами в РФ
2.1. Оценка применения налоговых льгот юридическими лицами в России
2.2. Анализ федеральных налоговых льгот для юридических лиц
2.3. Анализ региональных налоговых льгот для юридических лиц
3 Совершенствование применения налоговых льгот юридическими лицами в России
3.1. Совершенствование оценки применения налоговых льгот юридическими лицами в России
3.2. Налоговые льготы как инструмент модернизации экономики
Заключение
Список использованных источников
Налоговый механизм развития экономики государства призван обеспечить равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов, проявляясь в различных формах. Совокупность налоговых льгот, рассматриваемая как часть механизма бюджетно-налогового регулирования, включает различные формы, виды и инструменты, призванные способствовать увеличению прибыли хозяйствующих субъектов, росту объемов собственных финансовых ресурсов, высвобожденных в результате использования налоговых льгот. Введение налоговых льгот - один из факторов, оказывающих существенное влияние на инвестиционную привлекательность территорий.
В последние годы все больше возрастает роль налоговых льгот для юридических лиц. Многие государства в условиях посткризисного периода в качестве одного из основных механизмов регулирования экономических отношений активно применяют льготное налогообложение. Данный инструмент, во-первых, позволяет стимулировать или сдерживать темпы воспроизводства отдельных видов продукции; во-вторых, позволяет усиливать или ослаблять накопление капитала; в-третьих, расширять или уменьшать платежеспособный спрос населения.
Предоставление льгот для юридических лиц направлено на привлечение инвестиций в модернизацию и диверсификацию как базовых, так и стратегически важных сфер экономики, создание необходимых инфраструктурных объектов. Также с их помощью решаются важные социальные задачи: сокращение безработицы, обеспечение занятости. Вместе с тем введение налоговых льгот не всегда сопровождается ясными аргументами экономического или социального характера, так как это напрямую не влечет расходования бюджетных средств, а, как правило, оборачивается сокращением доходов бюджета, используемых для решения поставленных перед государством задач. Наряду с этим льготы представляют собой легитимную форму уклонения от налогов. Умелое их использование позволяет значительно снизить налоговое бремя для хозяйствующего субъекта, что в отдельных случаях может нанести ущерб экономическим интересам государства. В связи с этим требуется постоянная оценка эффективности применения льгот.
Большинство экономистов утверждают, что предоставление налоговых льгот для юридических лиц как один из основных инструментов снижения налоговой нагрузки является оптимальным средством поддержки предпринимательской деятельности в отличии от бюджетных субсидий. Существует также мнение, что многочисленные необоснованные и бессистемные льготы препятствуют достижению следующих основных качественных характеристик грамотно построенной налоговой системы: нейтральность, справедливость, эффективность, простота. Ведь льготный режим для отдельных налогоплательщиков означает дополнительное налоговое бремя для других.
Во многих случаях потери доходов бюджета в связи с использованием налоговых льгот и освобождений не в полной мере компенсируются выгодами, создаваемыми для общества, так как обычно льготы значительно усложняют администрирование и исполнение требований налогового законодательства в связи с необходимостью проверки данных, подтверждающих право на их получение. Рассматривая влияние налоговых льгот для юридических лиц на состояние экономики общества, следует в первую очередь определить их место в налоговой системе и соответствие необходимым качественным характеристикам.
В настоящее время наряду с увеличением количества предоставляемых налоговых льгот для юридических лиц возрастает значимость оценки эффективности применения льготного налогообложения. Изучению данной проблемы посвящены труды многих видных ученых и экономистов-практиков. Однако, несмотря на актуальность данной проблемы, как в отечественной, так и в зарубежной теории до настоящего времени не существует официальной, научно обоснованной методики определения и расчета налоговых льгот.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование налоговых льгот для юридических лиц в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды налоговых льгот для юридических лиц;
- рассмотреть классификацию налоговых льгот для юридических лиц;
- изучить зарубежный опыт применения налоговых льгот юридическими лицами;
- изучить методики оценки эффективности налоговых льгот для юридических лиц;
- провести анализ федеральных налоговых льгот для юридических лиц в России;
- проанализировать региональные налоговые льготы для юридических лиц в России;
- определить пути совершенствования оценки применения налоговых льгот юридическими лицами в России;
- выявить пути совершенствования применения налоговых льгот юридическими лицами в России в целях модернизации экономики.
При написании выпускной квалификационной работы использовались труды различных авторов, учебники, периодическая литература, материалы из официального сайта Федеральной налоговой службы России. Основное внимание в работе уделено налогу на прибыль, как главному налогу, взимаемому с юридических лиц. В связи с отсутствием на сайте Федеральной налоговой службы обобщенных статистических данных о налоговых льготах юридическим лицам за 2016 год, анализ проведен за 2013-2015 годы.
Вообще, термин «налоговые льготы» следует рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле, налоговые льготы - это уменьшение налогового обязательства за счет снижения ставки налога определенной категории налогоплательщиков. Налоговые льготы в широком смысле - преференции, создающие более благоприятные условия хозяйствования, и, помимо уменьшения размера ставки налога, включают в себя предоставление рассрочек и отсрочек по уплате налогов, налоговые кредиты, возможность перехода на упрощенный порядок уплаты налогов (например, освобождение от авансовых платежей), различные преимущества при определении налогооблагаемой базы.
Основными выгодоприобретателями льгот являются юридические лица. Виды налоговых льгот для юридических лиц разнообразны и предоставляются по разным налогам. При исследовании системы классификации налоговых льгот нужно обратить внимание на то, что основания для дифференциации льгот довольно разнообразны: по видам в зависимости от привязки к элементам налогообложения, по видам в зависимости от уровня власти, по видам в зависимости от цели их предоставления. В частности, по отношению к юридическим лицам выделяются такие виды налоговых льгот как налоговые освобождения и налоговые скидки, которые в свою очередь подразделяются на подвиды. Мировой опыт показывает, что в современных условиях государство для стимулирования социально-экономических процессов широко используются различные виды налоговых льгот.
В настоящее время проблема налоговых льгот является наименее изученной темой. Оценка эффективности экономической политики государства предполагает анализ отношения полученного экономического эффекта к затратам, обеспечивающим получение этого результата. Налоговое регулирование служит одним из инструментов реализации государственной политики, важнейшая цель которого - наиболее эффективно содействовать реализации стратегических целей развития страны, обеспечив баланс частных и общественных интересов хозяйствующих субъектов.
В настоящее время в России действует более 100 различных налоговых льгот и преференций для юридических лиц по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу. Потери консолидированного бюджета Российской Федерации в результате применения налоговых льгот юридическими лицами по наиболее значимым для него налогам за 2013-2015 годы значительны.
В большинство субъектов Российской Федерации приняты региональные методики оценки эффективности налоговых льгот. В нормативных актах закреплена оценка как вновь вводимых льгот, так и действующих. Однако есть регионы, в которых оценка присутствует только на этапе принятия (например, Санкт-Петербург), что не позволяет своевременно отменять льготы, не обеспечивающие целей их введения. Основная часть методик предполагает оценку эффективности региональных льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу. В регионах Российской Федерации оценка эффективности налоговых льгот проводится, как правило, проводится по трем критериям: бюджетной, экономической и социальной эффективности.
В России статистика налоговых льгот для юридических лиц специально нигде не ведется. Одним из основных источников информации по налоговым льготам для юридических лиц является статистика налоговых органов. Следует разделять налоговые льготы для юридических лиц, предоставляемые на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральные налоговые льготы для юридических лиц по каждому виду налога представлены в Налоговом кодексе российской Федерации, региональные льготы - законами субъектов Российской Федерации, местные налоговые льготы - решения органом муниципального образования. Наибольший интерес представляют налоговые льготы по налогу на прибыль организации.
Наибольшую доли среди выпадающих доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по налогу на прибыль организаций приходится на суммы недопоступления налога в связи с уменьшением налоговой базы на сумму убытка или части убытка. Значительна также доля выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций в соответствии с п.1 ст.284 Налогового кодекса Российской Федерации, кроме резидентов особых экономических зон. Данный показатель тоже ежегодно увеличивается. В 2015 году по сравнению с 2014 годом в целом налоговые льготы по налогу на прибыль организаций были увеличены почти в 2 раза.
Что касается налога на добавленную стоимость, то в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации прямо не указано налоговые льготы по данному налогу. Есть статьи 146 Налогового кодекса РФ, где представлен печень операций, которые не признаются объектами налогообложения, а также статья 149 Налогового кодекса РФ, где дан перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
По налогу на добычу полезных ископаемых существует два вида льгот: налоговые льготы в отношении угля и другие льготы по иным вида полезных ископаемых. В целом можно говорить об увеличении федеральных налоговых льгот по налогу на добычу полезных ископаемых. За 2013-2014 годы рост составил 10,9%. Однако, следует отметить, что в 2014 году наблюдается сокращение применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых на более 8%. В связи с отсутствием официальной информации на сайте Федеральной налоговой службы невозможно проанализировать в целом льготы по налогу на добычу полезных ископаемых. Однако, можно наблюдать рост на 42,8% в отношении сумм налога, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот в отношении угля.
В целом по имущественным налогам наблюдается увеличение предоставления федеральных налоговых льгот: в 2014 году по отношению к 2013 году рост составил 4%, в 2015 году по отношению к 2014 году - 63,7%. В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается сокращение предоставления федеральных налоговых льгот по транспортному налогу на 36,2%, в дальнейшем наблюдается рост. По земельному налогу с юридических лиц в 2014 году рост составил 7,8%, в 2015 году 13,9%.
За 2013-2014 годы в целом по России доля налогоплательщиков, применяющих региональные льготы по налогу на имущество организаций, была значительна по сравнению с федеральными льготами: 90,4% и 88,8% соответственно. В 2015 году доля налогоплательщиков, применяющих региональные льготы по налогу на имущество организаций, составляла всего 19,1%, что непосредственно связано с увеличение количества налогоплательщиков, применяющих федеральные налоговые льготы по данному налогу. При анализе было выявлено ежегодное увеличение общей суммы налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот по налогу на имущество организаций. В России доля региональных льгот в общей сумме льгот по налогу на имущество организаций в 2013 году составила 82,7%, в 2014 году - 79,1%, в 2015 году - 49,1%.
Наибольшую долю среди налогоплательщиков - юридических лиц, применяющих налоговые льготы по транспортному налогу, занимают налогоплательщики, применяющие льготы, установленные законами субъектов Российской Федерации. За анализируемый период данный показатель был равен почти 100%. За анализируемый период наблюдается динамика на снижение предоставления налоговых льгот по транспортному налогу в целом по Российской Федерации. По региональным налоговым льготам, предоставляемы юридическим лицам в 2014 году сокращение составило 8,1%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 1,43%.
Можно сделать вывод, что по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу большое количество льгот предоставляются налогоплательщикам - юридическим лицам, установленные законодательствами субъектов Российской Федерации. Важно отметит, что в каждом субъекте Российской Федерации установлен свой перечень льгот по анализируемым нами налогам, что требует мониторинга данных льгот в целях их эффективности применения.
Проведенный анализ позволил выявить как положительные, так и отрицательные моменты использования налоговых льгот. В соответствии с Основными направления налоговой политики на 2017год предполагается значительное сужение и ужесточение применения налоговых льгот юридическими лицами. Однако состояние экономики и промышленности не соответствуют условиям отказа от налоговых льгот. Мониторинг и оценка эффективности налоговых льгот в этой связи являются ключевыми и нуждаются в скорейшей реализации.
На основе проведенного исследования, в среднесрочной перспективе необходимы следующие мероприятия:
- принятие на федеральном и региональном уровне нормативных правовых актов, устанавливающих единые методики оценки представленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот. В качестве основного критерия оценки эффективности налоговой льготы можно использовать налоговую базу. Каждое принимаемое решение должно проходить три этапа контроля: предварительный, текущий, последующий. На предварительном этапе льгота должна пройти процесс моделирования и прогнозирования возможных последствий. На текущем этапе процесс контроля должен сопровождаться получением сведений о количестве лиц, воспользовавшихся данной льготой, а также объемах выпадающих доходов. Последующий контроль выражается в оценке эффективности принятых властями мер: бюджетной, социальной и экономической. Собранная информация будет способствовать либо пролонгации льготы, либо ее отмене как неэффективной. На уровне Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы могли бы быть разработаны методики по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот и рекомендации по внедрению соответствующих методик на региональном уровне.
- в соответствии со Стратегией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года большое значение отводится развитию наукоемких, высокотехнологичных отраслей. В рамках налоговой политики необходимо предусмотреть спектр льгот для юридических лиц (как при налогообложении прибыли, так и при налогообложении имущества), занимающихся деятельностью по разработке и внедрению наукоемких технологий на территории РФ. В настоящее время системный подход такого рода льготам присутствует для ограниченного круга лиц (Сколково, территории опережающего развития и т.д.);
- в условиях нехватки оборотных средств в организациях, дефиците инвестиционных ресурсов и необходимости модернизации экономики, важным является расширение возможностей применения инвестиционного налогового кредита, которые в настоящее время практически не используются. Это позволит задействовать резервы источников для инвестиций. При этом, региональные органы власти могут влиять на процессы предоставления инвестиционного налогового кредита, устанавливая дополнительные критерии исходя из актуальности того или иного проекта для субъекта Федерации. Необходимо разделить порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита на НИОКР и инновации, а также по отраслям экономики. Инвестиционный налоговый кредит это инструмент потенциал, которого не реализован. Его удобство и возможности точечного реагирования не используются в полной мере.
Таким образом, налоговые льготы юридических лиц - это важный фактор, инвестиционной активности и пренебрегать им в условиях необходимости модернизации экономики нецелесообразно.
1. Налоговый кодекс РФ: офиц. текс. - М.: Омега-Л, 2017.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
3. О налоге на имущество организаций [Электронный ресурс]: Закон РТ от 28.11.2003 г. №49-ЗРТ // Справочно-правовая система «Консультант+».
4. О транспортном налоге [Электронный ресурс]: Закон РТ от 29.11.2002 г. №24-ЗРТ (редакция от 11.11.2014 г. №86-ЗРТ) // Справочно-правовая система «Консультант+».
5. Порядок оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности представленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот [Электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров РТ от 25.06.2008 г. №444 // Справочно-правовая система «Консультант+».
6. Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ Б.Л. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2008.
7. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учеб.пособие/ А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Магистр, 2007.
8. Баннова К. А. Проблемы и пути совершенствования оценки эффективности налоговых льгот / Баннова К. А. // Известия Иркутской государственной экономической академии.- 2015. Т.6. - №3.
9. Барулин С. В. Понятие и классификация налоговых льгот / Барулин С. В. // Аудитор. - 1998. - №8.
10. Барулин С. В., Макрушин А. В. Налоговая политика России / Барулин С. В., Макрушин А. В. - Саратов: Сателлит, 2004.
11. Быков С. С. Классификация налоговых льгот как условие и этап оценки их эффективности / Быков С. С. // Известия ИГЭА. - 2013. - №5(91).
12. Васильев Ю. А. Вектор налогового будущего / Васильев Ю. А. //
Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и
налогообложение. - 2012. - №3.
13. Вылкова Е. С. Формирование налоговых льгот в субъектах Российской Федерации (на примере СЗФО) / Вылкова Е. С., Красавин В. И. - СПб.: Центр подготовки персонала Федеральной налоговой службы, 2011.
14. Вылкова Е.С., Покровская Н.Н. Опыт налогового стимулирования НОКР в развитых странах англосаксонской модели (США, Великобритании) / Вылкова Е.С., Покровская Н.Н. // Налоги и финансовое право. - 2016.- №7.
15. Гордеева О. В. Принципы эффективного налогового регулирования / Гордеева О. В. // Налоги. - 2012. - №1.
16. Гринкевич Л. С. Модернизация системы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков / Гринкевич Л. С. // Финансы и кредит. - 2014. - №17.
17. Домбровский А. Е. Налоговые льготы: практика применения, значения для региональных бюджетов и методы оценки эффективности / Домбровский
А. Е. // Финансы и кредит. - 2011. - №8(440).
18. Ермакова Е.А.Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджмента / Ермакова Е. А. // Финансы и кредит. - 2007. - №8.
19.Зарипова Н.Д. Содержание и методы налогового регулирования деятельности организаций / Зарипова Н. Д. // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 6.
20. Калаков Р. Н. К вопросу об эффективности налоговых льгот: анализ современной практики / Калаков Р. Н. // E-journal. - 2012. - №3.
21. Калаков Р. Н. Налогообложение инноваций: современное состояние и перспективы / Калаков Р. Н. // Финансы и управление. - 2012. - №1.
22. Каратаев С.В., Трошин Н.Н. Стимулирование инвестиций на современном этапе: зарубежный опыт и российские реалии / Каратаев С.В., Трошин Н.Н. // Налоги и финансовое право. - 2016. - №5.
23. Клочкова Н.В., Бердичевская В.О. Развитие инновационной деятельности: обобщение зарубежного опыта / Клочкова Н.В., Бердичевская В.О. // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. -
2012. - № 1.
24. Королева Л.П., Кондрашкина М.А. Налоговый кредит как инструмент
стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок: зарубежный и отечественный опыт / Королева Л.П.,
Кондрашкина М.А. // Финансы и кредит. - 2015. - №30.
25. Костанян Р. К. Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот / Костанян Р. К. // Налоговые споры: теория и практика. - 2007. - №7(43).
26. Кутергина Г. В. Место и роль социально-экономического мониторинга в управлении экономической системой / Кутергина Г. В. // Управление экономическими системами. - 2013. - №2.
27. Кутергина Г. В., Мингазинова Е. Р. Методика оценки и мониторинга эффективности налоговых льгот: подходы и проблемы / Кутергина Г. В., Мингазинова Е. Р. // Известия ДВФУ. Экономика и управление. - 2014. - №1.
28. Латыпова Д.В. Инвестиционные налоговые льготы: Автореф. дисс. ... канд. эк. наук / Латыпова Д.В. - Казань, 2005.
29. Майбуров И. А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник / Майбуров И. А., Соколовская А. М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
30. Малецкий А. А. Роль и механизм налогового регулирования в современной экономике / Малецкий А. А. // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - №33.
31. Малис Н. И. Совершенствование элементов налогового механизма / Малис Н. И. // Финансы. - 2012. - №12.
32. Мандрощенко О. В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности / Мандрощенко О. В. // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №45.
33. Митрофанова И.А.Дифференциация налоговых льгот как экономико-управленческие условия стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий (отечественный и зарубежный опыт) / Митрофанова И.А. // Налоги и финансовое право. - 2013. - № 3.
34. Митрофанова И.А. Инвестиционный налоговый кредит как инструмент развития инновационной деятельности предприятий / Митрофанова И. А. // Налоги и финансовое право. - 2016. - №5.
35. Морозова А. А. Экономические и организационно-управленческие аспекты налогового регулирования/ Морозова А. А. // TERREECONOMICUS. - 2011. Т.9. - №1.
36. Найденова Т. А., Швецова И. Н. Налоговые льготы и их роль в социально-экономическом развитии / Найденова Т. А., Швецова И. Н. // Налоги. - 2014. -№2.
37. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2014.
38. Пансков В. Г. Налоговые льготы: целесообразность и эффективность / Пансков В. Г. // Финансы. - 2012. - №10.
39. Попов М.В.Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в
инновационное развитие экономики / Попов М. В.// Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 2 (40).
40. Рюмина Ю. А. Налоговое стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов / Рюмина Ю. А. - Томск: STT, 2014.
41. Рядова Е. В. Концепция подхода к оценке эффективности налоговых льгот в Российской Федерации / Рябова Е. В. // Финансовое право. - 2014. - №4.
42. Савина О. Н. Барьеры в нормативном правовом обеспечении механизма предоставления и применения налоговых льгот и преференций в России / Савина О. Н. // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - №19.
43. Савина О. Н., Дудкина Е. В. Актуальные вопросы создания системы мониторинга налоговых льгот и оценки результативности их действия в современной практике налогообложения на финансовом рынке / Савина О. Н., Дудкина Е. В. // Актуальные проблемы формирования механизма функционирования финансового рынка Российской Федерации. - 2012. - №8.
44. Стеба С. Д., Пивоварова Н. В., Комарова Е. И. Оценка выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых льгот / Стеба С. Д., Пивоварова Н. В., Комарова Е. И. // Экономические науки. - 2011. - №8(81).
45. Степанов А.Г. Налоговые льготы / Степанов А.Г. // Право и экономика.- 2005.- №3.
46. Столяров С. Е. Анализ применения налоговых льгот по налогу на прибыль в Российской Федерации / Столяров С. Е. // Все для бухгалтера. - 2006. - №4.
47. Такачева Т. Ю. Разработка практических рекомендаций по проведению оценки эффективности налоговых льгот на региональном уровне / Ткачева Т. Ю. // Социально-экономические явления и промессы. - 2013. - №10(056).
48. Ткачева Т. Ю., Афанасьева Л. В. Логическая структура бюджетного потенциала и обоснование факторов, влияющих на его развитие / Ткачева Т. Ю., Афанасьева Л. В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. - 2012. - №2.
49. Троянская М. А. Аналитический обзор видов льгот по элементам налога / Троянская М. А. // Российское предпринимательство. - 2014. - №10(256).
50. Троянская М. А., Ермакова Е. А. Мониторинг мирового опытна налогового регулирования / Троянская М. А., Ермакова Е. А. // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №12.
51. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник / Под ред. М. А. Абрамовой, Л. И. Гончаренко, Е. В. Маркиной. - М.: Издательство Юрайт, 2014.
52. Финансово-кредитный словарь. - М.: Госфиниздат, 1961.
53. Шувалова Е.Б.Налоговые системы зарубежных стран / Шувалова Е. Б. - М.: ИЦ ЕАОИ, 2010.
54. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / общ. ред. д.э.н. проф. Кушлин В.И., д.э.н. проф. член-корр. РАН Чичканов В.П. - М.: РАГС, 2004.
55. Troyanskaya M.A.Instruments to Encourage Innovation in the Tax System in Russia and Abroad / Economic Potential and Perspectives of Europe, Russia and CIS states /ed. by S. Stark. Stuttgart, ORT Publishing, 2013.
56.Orlova M., Khafizova A. The tax component of innovative activity assessment in the Russian Federation Marina Orlova and AjgulKhafizova // Life Science Journal 2014;11(11) pp.328-331.
57. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России, 2017. - Режим доступа:http: //www. nalog.ru
58. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]: Счетная палата проверила эффективность применения налоговых льгот. - Официальный сайт счетной палаты Российской Федерации, 2017. - Режим доступа:http://www.ach.gov.ru
59. Всемирный банк [Электронный ресурс]: Рейтинг стран по показателю
создания благоприятных условий для ведения бизнеса. - Официальный сайт Всемирного банка, 2017. - Режим доступа:
http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia
60. Эксерт РА [Электронный ресурс]: Инвестиционный рейтинг регионов
России. - Официальный сайт рейтингового агентства Эксперт РА, 2017. - Режим доступа:
http: //http://raexpert.ru/ratings/regions/?scale type id=1 &sort=rating&type=asc
61. Агентство «Стратегических инициатив» [Электронный ресурс]:
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах российской Федерации. - Официальный сайт агентства «Стратегических инициатив», 2017. - Режим доступа: http: //http: //asi.ru/investclimate/rating/
62. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Статистика. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2017. - Режим доступа:http://www. gks.ru
63. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2017.
- Режим доступа: http://www.minfin.ru
64. Минэкономразвития России [Электронный ресурс]: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - Официальный сайт Минэкономразвития России, 2017. - Режим доступа: http: //economy.gov.ru/minec/main