Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа №44844

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы44
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей с нарушением слуха 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением
слуха 6
1.2. Особенности прогностической компетентности дошкольников без
отклонений в развитии и с нарушением слуха 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Эмпирическое исследование регулятивных характеристик
21
прогностической компетентности детей с нарушением слуха
2.1. Организация, методы и этапы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
Выводы по главе II 33
Заключение 35
Список литературы

Актуальность темы исследования. Проблема прогнозирования детьми является актуальной проблемой современной психологии. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев характерно наличие серьезных патологий развития, преимущественно в интеллектуальной сфере и прогнозировании ситуаций будущего.
Изучив научную литературу, стало понятным, что очень важно изучить прогностическую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как формирование прогностической деятельности рассматривается как возможность коррекции развития.
Дети с аномалиями слуха составляют одну из самых больших категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Для детей данной категории характерны отсутствие речи и вторичные нарушения развития, связанные непосредственно с аномалией слуха. При нарушении слуха такие дети находятся в состоянии информационной депривации.
В современной психологии проблема прогнозирования детьми рассматривается в разных аспектах. Л.С.Выготский и С.Л. Рубинштейн изучали способность личности к прогнозированию со стороны его физиологических механизмов. Большинство авторов рассматривали проблему прогнозирования психолого-педагогическом аспекте (В.Д.Менделевич, А.И.Ахметзянова) [39].
Возникает спорный вопрос между необходимостью развития прогностической деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным изучением данного вопроса в практике и теории и практике прогностической компетентности у дошкольников с нарушением слуха.
Регулятивные процессы - это процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Регулятивный компонент прогностической компетентности является основой осознания и понимания субьектом самого
себя и своей деятельности - способности осмысливать, анализировать свои поступки и умение прогнозировать исход трудной ситуации или проблемы, а также умение её решать. То есть к регулятивным характеристикам прогностической компетентности можно отнести самоконтроль, умение адекватно прогнозировать исход событий, умение самостоятельно решать трудные задачи (проблемы).
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в изучении и сравнении регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и без нарушений в развитии.
Цель исследования: изучить регулятивные характеристики
прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Объект исследования: прогностическая компетентность у детей с нарушением слуха.
Предмет исследования: регулятивные особенности прогностической компетентности у старших дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что прогностическая компетентность у детей с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально-волевых особенностей развития их личности, в большинстве случаев, прогностическая способность у детей данной категории на низком уровне.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Изучить научную литературу по проблеме прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2. Выявить регулятивные особенности прогностической компетентности у дошкольников с нарушениями слуха.
3. Провести диагностику прогностической компетентности детей с нарушениями слуха по сравнению с детьми в норме;
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, исследование;
3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в работе специалистов коррекционной направленности в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Основные выводы исследования могут послужить основой для совершенствования развития прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования: дошкольное отделение ГБОУ "Казанская школа- интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья" г.Казани, Республики Татарстан.
Структура ВКР: состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив имеющуюся литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что прогностическую способность изучали огромное количество научных работников.
Прогностическая компетентность изучалась при различных аномалиях. Большинство нарушений отрицательно влияют на прогностическую способность детей дошкольного возраста.
Нам представлялся интересным изучение регулятивных характеристик прогностической способности детей дошкольного возраста с нарушением слуха, так как в последние годы все больше увеличивается рождение детей с различными нарушениями слуха.
Прогностическая компетентность - это способность личности с высокой вероятностью предугадывать ситуации будущего, предвосхищать ход событий и собственные реакции личности.
Регулятивные процессы - это процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Регулятивный компонент прогностической компетентности является основой осознания и понимания субьектом самого себя и своей деятельности - способности осмысливать, анализировать свои поступки и умение прогнозировать исход трудной ситуации или проблемы, а также умение её решать. То есть к регулятивным характеристикам прогностической компетентности можно отнести самоконтроль, умение адекватно прогнозировать исход событий, умение самостоятельно решать трудные задачи (проблемы).
Дети с нарушениями слуха характеризуются стеснительностью, замкнутостью, зачастую у них наблюдается эмоциональное неблагополучие. У данной категории детей в первую очередь развивается вторичный дефект - нарушение речи. Мышление и речь взаимосвязаны, поэтому у детей данной
категории имеются проблемы мыслительной деятельности и они не всегда могут адекватно прогнозировать ситуации будущего.
Изучив теоретический аспект проблемы прогностической
компетентности, проведя исследование, можно сделать вывод о том, что наше исследование актуально, так как ранее не проводилось на подобной группе детей, а именно с нарушениями слуха, прогностическая компетентность у детей с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально- волевых особенностей развития их личности.
Дети с нарушением слуха имеют низкую прогностическую компетентность по сравнению со сверстниками без дефектов в развитии. У данных детей отмечается нерациональный прогноз, неустойчивый прогноз.
Детям с нарушениями слуха присуще 2 и 3 тип прогностической способности. Детям контрольной группы 1 и 2 тип прогностической способности.
Детям с нарушениями слуха присуще 2 и 3 тип прогностической способности, то есть они не всегда могут адекватно прогнозировать ход событий и своей деятельности, незрелость или нарушение процессов регуляции.
Детям контрольной группы - 1 и 2 тип прогностической способности, то есть они адекватно прогнозируют ситуации будущего, но у некоторых детей имеется незрелость регулятивных процессов.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза подтверждена. Она состоит в предположении о том, что прогностическая компетентность у детей с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально- волевых особенностей развития их личности, в большинстве случаев, прогностическая способность у детей данной категории на низком уровне.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблемы. В научном плане она будет направлена на дальнейшее уточнение психодиагностических критериев выявления прогностической компетентности у детей, а также разработку методов коррекции отклоняющегося развития с учетом присущих детям параметров прогностической компетентности.


1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.
2. Акопов А.Ю. Сравнительное изучение прогнозирующей деятельности дошкольников, взрослых и больных шизофренией [Текст] / А.Ю. Акопов // Вопросы психологии. - 1983. - № 3 .- С. 97 -101.
3. Акопов А.Ю. Прогностическая деятельность человека в однозначно- детерменированных средах в норме и патологии [Текст] / А.Ю. Акопов, Ф.И. Случевский //Вопросы психологии. 1981.- № 3.- С. 119123.
4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
5. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преоборазование ситуаций и психологическая защита [Текст] /Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3 - 18.
6. Астапов В.М. Исследование особенностей прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / В.М. Астапов // Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международ, пед. Академия, 1994.-С.152-163.
7. Ахметзянова А. И., Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - № 3. - С. 489-504.
8. Бадалян Л.О. Невропатология [Текст] / Л.О. Бадалян. - М.:
Просвещение, 1987. -316 с.
9. Базылевич Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла [Текст] / Т.Ф. Базылевич//Психологический журнал.- 1988.-Т. 9. - №3. - С.121-131.
10. Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал.- 1994.- Т. 15.- №
6. -С. 90 99.
11. Басилова Т.А. Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.А. Басилова, Н.Л. Белопольская, В. Лотта// Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГППУ, 2011. - 193 с.
12. Бауэр Т. Психическое развитие младенца [Текст] / Т.Бауэр. - М.: Прогресс, 1985. -320 с.
13. Баянова Л. Ф., Цивильская Е. А. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников/ Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 3 (4). - С. 73-78.
14. Богданова Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завдений/ Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 203 с.
15. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст] / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1988. - 128с.
16. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование [Текст]: (Логикопсихологический анализ)/А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979.-230 с.
17. Брушлинский А.В. Проблема развития и психология мышления [Текст] / А.В. Брушлинский // Принцип развития в психологии.- М.: Наука, 1978. - №1. - C. 38- 63.
18. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки [Текст] / М.Э. Вайнер //Коррекционноразвивающее образование. - 2008. - № 4. - C. 64.
19. Валлон А. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом [Текст] / А. Валлон. - М.: Прогресс, 2008. - 427 с.
20. Выготский Л.С. Специальные вопросы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. 368 с. (Собр. соч.: В 6 т. Т.5.)
21. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения [Текст] / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
22. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика[Текст]: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.А. Головчиц. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304с.
23. Гульдан В.В. Особенности формирования и использования прошлого опыта у психопатических личностей [Текст] / В.В. Гульдан,
B. А. Ивашшков // Журнал невропатологии и психиатрии. 1974. - № 12.-
C. 1830- 1836.
24. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов.- М.: Педагогика, 1991,- 295 с.
25. Ломов Б.Ф. Память и антиципация [Текст] / Б.Ф. Ломов //
Исследования памяти / Отв. Ред. Н.Н. Корж; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1990. - 265с.
26. Ломов Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант
непреднамеренного запоминания [Текст] / Б.Ф. Ломов,
А.К. Осницкий // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. - № 2. - С. 127-131.
27. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
28. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
29. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 1996.- Т. 17. - № 4.- С. 107 - 115.
30. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология [Текст]: практическое руководство / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2001. - 592 с.
31. Менделевич В.Д. О некоторых психологических механизмах неврозогенеза [Текст] /В.Д. Менделевич//Психологический журнал.-
1990. -№ 6. -С. 113- 117.
32. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: Медицина, 1997.- 496 с.
33. Менделевии В.Д. Антиципационные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами [Текст] / В.Д. Менделевич, Д.А. Мухаметзянова // Социальная и клининеская психиатрия. - 1997. - № 2. - С. 31-36.
34. Менделевии В.Д. Невротические мнестические феномены в структуре антиципационных механизмов неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевии, В.Т. Плещинская //Российский психиатрический журнал.
2000. - № 1.- С. 18-21.
35. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст] / В.Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс - информ, 2002. - 608 с.
36. Мухаметзянова Д. А. Клинические особенности формирования невротических расстройств у детей в зависимости от антиципационных параметров психической деятельности [Текст]: Автореферат дис. . канд. мед. наук: 19.00.01/ Д.А. Мухаметзянова. - Казань, 1998.- 20 с.
37. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. - 1976.- № 2.-С.113-123.
38. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / Л.И. Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. - 1982. - № 6.- С. 11 - 17.
39. Переслени Л.И. Психофизиологические механизмы формирования прогноза [Текст] / Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова // Психологический журнал. - 1991.- № 5. -С. 51 -59.
40. Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития [Текст] / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова //Дефектология. -
1993. - № 5. - С. 3 - 10.
41. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / JI.A. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 351 с.
42. Регуш JI.A. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию [Текст] /Л. А. Регуш // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 5. - С. 106 -115.
43. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст] / Е.А. Сергиенко. - М.: Наука, 1992.- 138 с.
44. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст]: Дис. . док -ра психол. наук в форме научного доклада: 19. 00. 01 / Е.А. Сергиенко. - М., 1997.- 138 с.
45. Сергиенко Е.А. Генезис элементарных форм антиципации [Текст] / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал.- 1988. - Т. 9. - № 6.- С. 73 -
85.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ