Введение 3
1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения
как специального налогового режима 6
1.1. Экономическая сущность упрощенной системы налогообложения
как специального налогового режима 6
1.2. Эволюция упрощенной системы налогообложения
как специального налогового режима 13
1.3. Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения 23
2. Практика применения специального налогового режима
в виде упрощенной системы налогообложения 32
2.1. Особенности применения упрощенной системы налогообложения 32
2.2. Механизм формирования налоговой базы по налогу, уплачиваемому
в связи с применением упрощенной системы налогообложения 43
2.3. Поступления налоговых платежей по упрощенной системе
налогообложения 50
3. Совершенствование специального налогового режима в виде
упрощенной системы налогообложения 62
3.1. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения 62
3.2. Возможности применения зарубежного опыта в целях развития
упрощенной системы налогообложения 71
Заключение 79
Список использованных источников 84
В экономике развитых стран малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, на долю малого бизнеса приходится 60 - 70% валового национального продукта, и в нем занято около 50% населения. Успешное развитие предпринимательства на сегодняшний день - это необходимое условие существования конкуренции, а значит, выпуска качественной продукции по доступным ценам. Фактически малый бизнес и есть тот рынок, к которому все так стремятся, поэтому ему необходимо государственное признание и поддержка.
Очевидно, что в современной экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Необходима мощная и всеобъемлющая государственная поддержка малых предприятий, основным инструментом которой является эффективная система налогообложения. Одной из мер, способствующих развитию указанной категории экономических субъектов, является введение на территории Российской Федерации специальных налоговых режимов, в числе которых выделяют упрощенную систему налогообложения.
Упрощённая система налогообложения представляет собой специальный налоговый режим, действующий на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Основной целью создания и введения данного режима является поддержка отдельных категорий налогоплательщиков, а именно субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку именно они в значительной мере способствуют росту внутреннего валового продукта, повышению уровня жизни населения, а также стабилизации экономической ситуации в государстве.
На сегодняшний день упрощенная система налогообложения является одним из наиболее действенных способов налогового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, однако, несмотря на 3
положительные аспекты ее функционирования, все еще существует значительное количество проблем, требующих решения. Поиск новых перспектив и возможностей развития специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения позволит оптимизировать данный режим для применения субъектами малого и среднего бизнеса, и вывести показатели их деятельности на качественно новый уровень, что положительным образом отразится на экономике государства в целом. Этим и обусловлена актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Вследствие нестабильности экономической ситуации в стране, в налоговое законодательство вносятся постоянные и серьезные поправки, что создает проблемы для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. С учетом всего вышеизложенного, требуется проведение дальнейших исследований рассматриваемых проблем. Актуальностью проблемы обусловлен выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ функционирования и практических аспектов применения упрощенной системы налогообложения, а также выявление возможных путей ее развития и совершенствования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность упрощенной системы налогообложения;
- изучить эволюцию упрощенной системы как специального налогового режима в России;
- рассмотреть зарубежный опыт налогообложения субъектов малого бизнеса;
- выявить особенности специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения;
- исследовать механизм исчисления налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- произвести анализ поступлений единого налога по упрощенной системе налогообложения;
- определить возможные направления и перспективы развития упрощенной системы.
Теоретической и информационной базой исследования послужили законодательные нормативные акты Российской Федерации в области налогов и налогообложения, материалы Министерства финансов Российской Федерации, статистические данные Федеральной налоговой службы, а также научные исследования и публикации, размещенные в учебных пособиях, журналах и электронных информационных ресурсах.
На основании проведенного исследования теоретических основ функционирования и практических аспектов применения упрощенной системы налогообложения, а также возможных перспектив ее развития, представляется возможным сделать следующие выводы.
В настоящий момент отсутствует законодательно закрепленное определение упрощенной системы налогообложения, а понятие специальных налоговых режимов, продиктованное нормами Налогового кодекса РФ, не раскрывает в полной мере целей и сущности их введения. В связи с этим, имеет место неясность трактовки, и, как следствие, формирование в научной литературе множества подходов, рассматривающих упрощенную систему налогообложения с той или иной позиции. Изучив данные подходы, в ходе исследования мы пришли к выводу о том, что упрощенная система налогообложения представляет собой систему мер налогового регулирования деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, целью которой является оказание поддержки указанным субъектам посредством замены уплаты ряда установленных налогов уплатой единого, а также упрощения процедур ведения бухгалтерского и налогового учета.
На наш взгляд, всеобъемлющее изучение аспектов применения упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима было бы невозможным без рассмотрения эволюции его становления, как в России, так и за рубежом. Изучение исторических этапов развития упрощенной системы налогообложения, приводит к выводу о том, что ее применение в России имеет продолжительную историю, а также делает возможным выявление реальных проблем ее функционирования на территории России. Исследование российского и зарубежного исторического опыта поддержки субъектов малого и среднего бизнеса представляется необходимым и при дальнейшем совершенствовании упрощенной системы налогообложения, с целью недопущения повторений негативного опыта ее действия.
С целью поиска возможных путей совершенствования развития упрощенной системы налогообложения в России в ходе исследования был проанализирован зарубежный опыт налогообложения малого
предпринимательства в современных условиях. Так, изучение опыта налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в странах ближнего и дальнего зарубежья, позволяет заключить, что в чистом виде упрощенной системы налогообложения за рубежом не существует, однако успешно применяются аналогичные режимы, предусмотренные для малого и среднего бизнеса. Кроме того, развитые страны в основном применяют отличные от специальных налоговых режимов способы поддержки субъектов малого предпринимательства, а упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим получила наибольшее распространение в странах ближнего зарубежья. В настоящее время в развитых странах наблюдается тенденция к отказу от действия специальных налоговых режимов. Сегодня малый бизнес за рубежом является основополагающим звеном экономики, поэтому, мы считаем необходимым не только исследование мирового опыта налогообложения малых предприятий, но и постепенную апробацию и его внедрение в Российской Федерации.
В процессе написания работы были выявлены особенности специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения, идентифицирующие ее среди иных специальных налоговых режимов, предусмотренных законодательством, а также позволяющие провести ее сопоставление с традиционным режимом налогообложения. Наиболее специфической особенностью специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения, по нашему мнению является возможность выбора объекта налогообложения, и как следствие различные налоговые ставки по каждому из возможных объектов. Несмотря на ряд значительных преимуществ, появляющихся у налогоплательщиков с переходом на упрощенную систему налогообложения, данный специальный налоговый режим на сегодняшний день имеет и весомое количество недостатков.
Недостаточная прозрачность налогового законодательства в сфере применения упрощенной системы налогообложения влечет за собой трудности в ее использовании. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо дальнейшее совершенствование как законодательства об упрощенной системе налогообложения, так и механизма функционирования самого режима, с целью оптимизации его работы для налогоплательщиков, и устранения законодательных пробелов.
Одной из особенностей упрощенной системы налогообложения является механизм формирования налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с ее применением. Данная особенность обусловлена многовариантностью объектов налогообложения, предусмотренных для упрощенной системы
налогообложения. По вопросам формирования налоговой базы упрощенного налога на сегодняшний день имеется обширная арбитражная практика, связанная с невозможностью учета определенных видов расходов, с уплатой минимального налога, уменьшением суммы налога на величину страховых взносов и другие. Значительное количество налоговых споров свидетельствует о недостаточной проработанности налогового законодательства в этой области и необходимости его совершенствования.
Анализ поступлений налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, позволяет сделать вывод об общей положительной динамике его уплаты в консолидированный бюджет
Российской Федерации. Так, по состоянию на 01.01.2015 года, поступления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, составили 221 млрд. рублей, что составляет 57% поступлений от всех специальных налоговых режимов. В период с 2011 по 2015 год наблюдался стабильный рост налоговых платежей. Показатели 2015 года превышают уровень прошлого года на 10,8%. Положительная динамика налоговых поступлений за указанный период прослеживается и в Республике Татарстан. Суммарная величина налога, поступающая от индивидуальных предпринимателей возросла на 14,2% к уровню прошлого периода, от 81
организаций - на 3,9%. Анализ поступлений на уровне муниципального образования - г. Казань также свидетельствует об увеличении налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения. Мы считаем, что, сложившаяся тенденция роста показателей применения упрощенной системы налогообложения в будущем будет только увеличиваться. Обусловлено это тем, что наиболее популярный режим налогообложения среди субъектов малого бизнеса в России - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, завершит свое действие уже в 2018 году. А это значит, что единственным перспективным для малого бизнеса в нашей стране станет применение именно упрощенной системы налогообложения. Несмотря на положительную динамику роста применения упрощенной системы налогообложения, роль специальных режимов в общем объеме доходов консолидированного бюджета все еще остается незначительной (4% по состоянию на 01.01.2015г.), вследствие чего представляется необходимым совершенствование данного режима налогообложения с целью увеличения его фискальной направленности.
На современном этапе работа над совершенствованием законодательства в рамках данного специального налогового режима ведётся. Однако, несмотря на положительные аспекты проводимых реформ, все еще имеют место серьезные недостатки, нуждающиеся в устранении. Так, с учетом существующих проблем, а также изучения зарубежного опыта, предложены следующие рекомендации по совершенствованию механизма
функционирования упрощенной системы налогообложения:
1. Введение добровольной уплаты налога на добавленную стоимость с целью обеспечения эффективной работы с контрагентами, находящимися на традиционном режиме налогообложения.
2. Установление дифференцированной шкалы ставок налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в зависимости от категории предприятия, позволит равномерно распределить налоговую нагрузку и соблюсти принцип справедливости налогообложения.
3. Рассмотрение возможности применения упрощенной системы налогообложения в случае нарушения одного из установленных критериев (с введением прогрессивной ставки налога) позволит разрешить проблему постоянного контроля критериев, предусмотренных для использования данного специального налогового режима.
4. Установление сроков применения упрощенной системы налогообложения как способ стимулирования развития института малого и среднего предпринимательства, а также увеличения налоговых доходов бюджетной системы РФ.
5. С целью облегчения механизма применения упрощенной системы налогообложения возможно предусмотреть отмену минимального налога, рассчитываемого в рамках объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
6. Для оптимизации деятельности малого бизнеса, а также всеобъемлющей его поддержки предлагается рассмотреть создание в структуре Федеральной налоговой службы РФ специального подразделения, регулирующего вопросы налогообложения и ведения малого и среднего бизнеса.
Таким образом, мы считаем, что следование зарубежному опыту поддержки малого и среднего предпринимательства, а также устранение существенных недостатков в механизме применения упрощенной системы налогообложения, позволит урегулировать действие данного налогового режима. Упрощенная система налогообложения сегодня является весьма перспективным режимом налогообложения предпринимательской деятельности в России, однако для создания наиболее действенной системы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, необходимо дальнейшее детализированное ее совершенствование, поскольку только таким способом можно вывести экономику страны на качественно новый уровень с высокими экономическими показателями.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1.от 31.07.1998 N 146- ФЗ (ред. от 01.05.2016) [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 02.06. 2016г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 05.08.2000 N 117 -
ФЗ (ред. от 05.04. 2016) [Электронный ресурс] // справочно-правовая
система «Консультант плюс». - Версия от 13.04. 2016г.
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (ред. от 27.07. 2015) [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001, с изм. от 19.06.2003) [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ (ред. от 29.12. 2015) [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01. 2016г.
6. Об установлении дифференцированных налоговых ставок для
налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему
налогообложения: закон Республики Татарстан от 17.06.2009 N 19-ЗРТ (ред. от 25.09. 2015) [Электронный ресурс] // справочно-правовая система
«Консультант Плюс». - Версия от 25.09. 2015г.
7. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 13.07. 2015 г. N 702 [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Об определении размера дохода налогоплательщиками при совмещении специальных налоговых режимов: Письмо Министерства финансов РФ от 27.12. 2004, № 03-06-05-04/95 [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. О порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями: Письмо Министерства финансов РФ от 11.03.2004, № 04-04-06/40 [Электронный ресурс] // справочно¬правовая система «Консультант Плюс».
10. О порядке ведения раздельного учета при одновременном применении
системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения: Письмо Министерства финансов РФ от 30.11.2011, № 03-11-11/296
[Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс».
11. Упрощенная система налогообложения: неустойка за нарушение хозяйственных договоров: Письмо Минфина России от 09.12.2013 № 03-11¬06/2/53634 [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс».
12. Об учете расходов, связанных со служебными поездками сотрудников организации, чья работа носит разъездной характер при исчислении налога на прибыль: Письмо Министерства финансов РФ от 25.10.2013 г. № 03-04¬06/45182 [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант Плюс».
13. О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого
развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.: Распоряжение Правительства РФ от 27.01. 2015 г. № 98-р [Электронный ресурс] //
справочно-правовая система «Консультант Плюс».
14. Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации": Приказ Росстата от 28.10.2013 № 428 (ред. от 18.12.2013) [Электронный ресурс] // справочно¬правовая система «Консультант Плюс».
15. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29. 12. 2009 г. № 71-З (по состоянию на 04.01. 2016г.)
16. Кодекс Республики Казахстан от 10.12. 2008 г. № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.04.2016 г.)
17. Александрова А.В. Арбитражная практика по специальным режимам // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. - 2006. - № 5.
18. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. - Административное право: учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2007. - 477-478с.
19. Башкатов В.В., Малых Е.Е. Переход на упрощенную систему
налогообложения как один из способов оптимизации налогообложения экономического субъекта // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета . -
2014. - № 97.
20. Борисов С.Р. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы / Мастер-класс Председателя Попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
21. Берлин Ю. И., Невзорова Т. В. Пофакторный анализ динамики суммы налоговых поступлений от малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения // Альманах современной науки и образования . - 2008. - № 3
22. Бурукина О.А. Налогообложение в странах англосаксонской системы права // Финансовое право. - 2008. - № 5.
23. Варнавский А.В. «Зарубежный опыт налогообложения малых предприятий» // Институт поддержки предпринимательской инициативы. - 2005.
24. Зимин А.В. Правовой режим налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. - 2005. - № 11.
25. Ильина Е.И. «Поддержка малого бизнеса - основа экономического роста» // Банковское кредитование. - 2008. - № 2.
26. Ильченко В.В., Соболева О.А. Развитие налогообложения субъектов малого бизнеса в рамках специальных налоговых режимов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - № 1.
27. Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учебник. М.: Норма, 2008.
28. Кулиджанов М.Ю. Упрощенная система налогообложения: понятие и
место в системе специальных налоговых режимов: Автореферат
диссертации, к. ю. н. - Москва, 2005.
29. Лейман В.С. Упрощенная система налогообложения // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 26. - 23-26с.
30. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: Юнити, 2007. - 135-136с.
31. Матинов А.С. Специальные налоговые режимы // Финансовое право. -
2002. - №4. - 48 - 54с.
32. Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики. // Правоведение. - 1996. - № 1. - 16 - 29с.
33. Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - 130-135с.
34. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / под ред. д.э.н., проф. Романовского М.В. и проф. Врублевской О.В. - Изд. дом Питер. - 2003.
35. Петров В.О. Специальный режим налогообложения: упрощенная сис тема налогообложения // Предпринимательское право. - 2006. - № 3.
36. Пивоварова О.Н. Схемы оптимизации при упрощенной системе // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2009. - № 1.
37. Рахматуллина О.В. Упрощенная система налогообложения: финансово¬правовое регулирование: монография. - Оренбург: ООО ИПК
«Университет», 2014.
38. Ремизов Н.П. Совершенствование упрощенной системы
налогообложения и единого налога на вмененный доход: Автореферат диссертации, к. э. н. - Ростов-на-Дону, 2009.
39. Сахипова Н.С. Сравнительный анализ упрощенной системы налогообложения // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2005. - № 4.
40. Селигман Э., Струм Р. Этюды теории обложения. Спб.: Правда, 1908. - 91с.
41. Семенихин В.В. Упрощенная система налогообложения: Учебное пособие. Изд.: Налоговый вестник, 2009г.
42. Титова М.В. Налоговые льготы: Автореферат диссертации, к. ю. н. - СПб, 2004.
43. Турбина Н.М. Совершенствование налогообложения по специальным режимам как фактор развития малого и среднего предпринимательства в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 12.
44. Гуревич Ф. [Электронный ресурс]: УСН: что выгоднее - только «доходы» или «доходы минус расходы». Режим доступа: http:ZZwww.servicetrend.ru
45. Колодина И. [Электронный ресурс]: Малому бизнесу понижают планку доступа к УСН / Российская бизнес-газета. Режим доступа: http:ZZwww.rg.ru
46. Колосова Е.Н. [Электронный ресурс]: Экономическое содержание и основные параметры специальных налоговых режимов // «Исследовано в России». Режим доступа: http:ZZelibrary.ltZresursaiZUzsienio%20leidiniaiZMFTIZ 2004Z149.pdf
47. Никитина Н.А. [Электронный ресурс]: Проблемы и перспективы развития специальных налоговых режимов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9. Режим доступа: http://ekonomika.sn auka.ru/2014/09/5971
48. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения: Анализ налоговых поступлений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации, в Республике Татарстан, в г. Казань за 2011 - 2015 гг. - официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/
49. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о
начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации: Поступления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по федеральным округам, - официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа:
https://www.nalog.ru/
50. Small Business Act of 1953. P.L. 85-536. - § 632(a)