Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение особенностей самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг

Работа №52948

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы152
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретический анализ психологических проблем мотивации и самодетерминации потребителя 7
1.1. Проблема мотивации поведения в отечественной и зарубежной психологии 7
1.1.1. Основные концепции мотивации в зарубежной психологии 8
1.1.2. Проблема мотивации и мотивов в трудах отечественных психологов 15
1.1.3. Основные положения концепции мотива как сложного психологического
образования 19
1.1.4. Основные положения концепции самодетерминации как сложного
психологического образования 21
1.2. Представления о потребителе и потребительстве в зарубежной и отечественной психологии 46
1.2.1. Основные направления изучения психологии потребления и психологические
свойства потребительских предпочтений 46
1.2.2. Основные направления изучения психологии потребителей 62
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг 71
2.1. Программа и этапы эмпирического исследования особенностей самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг .. 71
2.1.1. Цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования 79
2.1.2. Характеристика объекта эмпирического исследования 80
2.1.3. Этапы эмпирического исследования особенностей самодетерминации личности,
как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг 84
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг 88
Заключение 139
Список использованных источников 141
Приложение 147


Индустрия красоты будет существовать всегда. Во все времена женщины старались быть красивыми и привлекательными.
Индустрия красоты за последние годы стала более доступна и более востребована. Во всех городах есть салоны красоты и другие предприятия этой сферы бизнеса. В больших городах салоны красоты располагаются не только на центральных улицах, но и в спальных районах города. Несмотря на то, что салонов красоты огромное количество, у каждого предприятия разный уровень предоставления услуг и разный перечень услуг.
Раньше были парикмахерские, где только стригли и укладывали, но это время прошло и сейчас в мире жестокая конкуренция, борьба за клиентов и каждый салон или мастер хочет привлекать клиентов новыми, эффективными процедурами. Конкуренция повышается не только между владельцами, а также и между производителями, предоставляющими продукцию и оборудование для салонов. Индустрия красоты на данный момент находится на пике. Возможности косметических средств еще никогда не были так высоки.
Что же движет клиентом при выборе определенного мастера или услуги? Что заставляет людей ежедневно уделять все больше времени своему внешнему виду и с каждым разом тратить на это немалую сумму.
Нельзя понять поведение покупателей, не узнав его источники, причины. Отличительной чертой мотивов поведения человека является целеустремленность. Потребитель всегда осознает, в чем он собственно нуждается, чего ему не достает, и его поведение обусловливается многочисленными мотивами. На сегодняшний день внимание к их исследованию возросло, причины поведения стали приравниваться к нуждам потребителей. Едва становятся известны нужды потребителей и те блага, которые они желают приобрести, тотчас же возникает объяснение их поведению в настоящем и будущем. Потребитель старается удовлетворить самые различные нужды и разыскивает для этого различные пути и способы - и так без конца.
Если говорить о рассмотрении вопроса самодетерминация личности как внутренней мотивации потребителей бьюти-услуг, то этот вопрос как никогда
актуален сегодня, и будет актуален в будущем, поскольку индустрия красоты на данный момент находится на максимальном уровне своего развития. Сфера применения данной темы достаточно широка и применима как со стороны потребителей, так и со стороны специалистов, которые предоставляют услуги потребителям. Что именно влияет на формирование мотивации и самодетерминации потребителей бьюти-услуг? В поисках ответа на данный вопрос была проведена данная работа, включающая в себя исследование самодетерминации личности как внутренней мотивации потребителей бьюти - услуг, а вышеперечисленные факты подтверждают актуальность выбранной темы.
Объектом исследования выступила мотивационная сфера личности потребителей бьюти-услуг, предметом исследования -самодетерминация личности как внутренняя мотивация потребителей бьюти -услуг.
Цель исследования - изучить особенности самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг.
Задачи, поставленные в рамках исследования:
1. изучить теоретические подходы к пониманию мотивации и самодетерминации потребителя
2. выявить психологические особенности самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг
3. определить такие особенности самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг, которые способствуют повышению мотивации потребителей в сфере бьюти-услуг
4. разработать рекомендации для формирования самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг
В рамках исследования была выдвинута следующая гипотеза: существуют особенности самодетерминации личности, способствующие повышению мотивации потребителей в сфере бьюти-услуг.
Теоретическая значимость данной работы заключается в изучении особенностей самодетерминации личности с позиции концепции человека как субъекта развития и саморазвития [49]. Также в тщательном рассмотрении теоретического материала и вопросов, касающихся данной темы, изучение исторических предпосылок, а также рассмотрение работ разных авторов по данной теме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволят выявить особенности самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти-услуг, которые способствуют повышению мотивации потребителей в сфере бьюти-услуг, и в дальнейшем разработать комплекс психолого-маркетинговых рекомендаций по формированию мотивации потребления в области бьюти-индустрии.
Методологической основой исследования выступают: принцип
детерминизма, означающий необходимость изучения закономерных зависимостей психических явлений от порождающих их факторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) [11],[55],[35] и принцип системности, рассматривающий психику как многопараметрическую и многоуровневую систему, сформированной Б.Ф. Ломовым [38] и реализуемый в системном подходе.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации», Соломин
И.Л. Методика цветовых метафор для диагностики мотивов различных видов деятельности, Люшер М. (см. Приложение 1)
(Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. [82] Также к базовым показателям Соломина И.Л. были добавлены показатели, которые могут коррелировать со спецификой специальности определенной выборки.) [58]
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методического аппарата психологической науки, качественным анализом эмпирического материала.
Предложенный комплекс рекомендаций может быть использован как практическими психологами и специалистами в области маркетинга, так и специалистами, работающими непосредственно в бьюти-индустрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги, можно сказать, что ранее выдвинутая гипотеза о том, что существуют особенности самодетерминации личности, способствующие повышению мотивации потребителей в сфере бьюти-услуг, подтвердилась. Более того, была выявлена взаимосвязь определенных понятий и среднего возраста испытуемых, т.е. для выборки определенного возрастного диапазона было характерно большое количество связей между показателями, которые значимы для данного возрастного периода.
Проведенное исследование позволило выявить такие особенности самодетерминации личности, как внутренней мотивации потребителя бьюти- услуг, которые способствуют повышению мотивации потребителей в сфере бьюти-услуг. А также применять данные факторы, учитывая средний возраст целевой аудитории.
Используя эти данные, были сформированы рекомендации с учетом среднего возраста целевой аудитории по использованию определенных понятий, позволяющие повышать мотивацию потребителей в сфере бьюти- услуг.
В результате общего исследования были выявлены понятия, которые тем или иным образом могут повлиять на мотивацию и самодетерминацию потребителей бьюти-услуг:
• Уход за собой
• Материальное благополучие
• Популярность
• Нравиться себе
• Искусственная красота
• Продукт потребления
• Самопринятие
• Мое увлечение
• Хобби
• Искусство
Применяться данные понятия могут в рекламе, трансляции в средствах массовой информации, социальных сетях, а также в общении с потенциальными потребителями.
Анализируя проделанную работу, можно говорить о том, что работа является прикладной, планируемая область применения которой заключается в дальнейшем применении в сфере бьюти-услуг. В дальнейшем возможна разработка комплекса психолого-маркетинговых рекомендаций по формированию мотивации потребления в области бьюти -индустрии.



1. Алешина, И. В. Поведение потребителей. Учебное пособие [Текст]. //- М.: ФАИРПРЕСС, 1999. - 260 с
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания. Второе издание. [Текст]. - М.: АспектПресс, 2000 - 288 с.
3. Ананьев, Б. Г. Психология человека [Текст]. - Л., 1997. - 91 с.
4. Афанасьевский, В. Л. Краснов С.В. Потребление как феномен культуры // Философия культуры. Межвузовский сборник научных статей. [Текст]. - Самара, 1995. - 235 с.
5. Баркалов, Н. В. Высоцкий В.С., Петров В.М. Подходы к моделированию поведения потребителей под влиянием моды// Модели и методы исследования социально-экономических процессов [Текст]. - М., 1975. - 267 с.
6. Белокурова, Е. В. Некоторые вопросы моделирования потребительского поведения и прогнозирования потребительских оценок [Текст]. - М., 1986. - 186 с.
7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. [Текст]. - М.: МГУ, 1990. - 288 с.
8. Войтонис, Н .Ю. Проблема мотивов поведения и ее изучение // Психология. [Текст]. - М., 1929. - 95 с.
9. Вундт, В. Введение в психологию [Текст]. - СПб, 2002. - 168 с.
10. Вундт, В. Очерки психологии [Текст]. - СПб, 1897. - 464 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: В 6 т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
12. Гаврилец, Ю. Моделирование предпочтений в социальном планировании // Социологические исследования, № 5. [Текст] - 1987. - 104с.
13. Гантер, Б., Фернхам, А. Типы потребителей: введение в психографику // пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой [Текст]. - СПб, Питер, 2001.
14. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст]. - М., 1995. - 352 с.
15. Гордеева, Т. О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана // Психология мотивации достижения [Текст]. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. - 332 с.
16. Гордеева, Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Текст]. // Психологические исследования: электрон. науч. журн.: Электронный ресурс, 2010. - №4 (12).
17. Гордеева, Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Текст]. // Психологические исследования: электрон. науч. журн.: Электронный ресурс, 2010. - №4 (12).
18. Гордеева, Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть
2: Вопросы практического применения теории [Текст]. //
Психологические исследования: электрон. науч. журн.: Электронный ресурс, 2010. - №5 (13).
19. Гофман, А. Б. Социально-психологические аспекты потребления и дизайн бытовых изделий // Психологический журнал [Текст]. - 1998. -54 с.
20. Гужова, Е. Г. Теории потребления [Текст]. - СПб., 1996.
21. Добросоцкий, В. И. Маркетинговые исследования рынка потребительских товаров. Учебное пособие [Текст]. - СПб, 1994.
22. Емельянов, Е. Н., Поварницына, С. Е. Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления // Введение в практическую социальную психологию [Текст]. - М., 1994. - 45 с.
23. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: Учебник [Текст]: 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 624 с.
24. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии: Учебник [Текст]: Гриф МО РФ/ Н.С. Ефимова. - М.: ИД Форум: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
25. Залесский, П. К. Мониторинг потребления и стиля жизни потребителей// Маркетинг и маркетинговые исследования в России [Текст]. - М., 2000.
26. Захаров, В. А., Козенко, З. И. Теории экономического поведения потребителя и производителя [Текст]. - Волгоград, 1996. - 220 с.
27. Иванов, А. Е. Современный подход к описанию предпочтений
потребителя. Учебное пособие по курсу Введение в математическую экономику [Текст]. - СПб, 1995. -110 с.
28. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. [Текст]. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
29. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий. [Текст]. - СПб.: Питер, 2011. - 701 с.
30. Ильин, Е.П. Психология Воли. 2-ое изд. [Текст]. - СПБ.: Питер, 2009. - 368 с.
31. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал [Текст]. - 1995.
32. Ильин, В. И. Социальная группа как фактор потребительского поведения// Маркетинг и маркетинговые исследования в России [Текст]. - 2000.
33. Исаев, С. М. Психосемантический аспект исследования мотивации потребителей [Текст]. -М., Ланкастер К, 1991.
34. Кон, И. С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности) [Текст]. - М., 1979. - 175 с.
35. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
36. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / Под ред. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
37. Логунов, В. Н. Потребительский выбор: методология, теория, измерение, моделирование [Текст]. - Воронеж.: Центрально-черноземное книжное издательство, 2000. - 200 с.
38. Ломов, Б. Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии //Психологический журнал [Текст]. -1989. -14-23 с.
39. Лунт, П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра //Иностранная психология [Текст]. - 1997. - 8-16 с.
40. Манукян, С. П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения //Вопросы психологии. [Текст]. - 1984. - 74 с.
41. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]. - М., 1998. - 400 с.
42. Москвичев, С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях[Текст]. - Киев: Наука, 1974. - 160 с.
43. Мотяшов, В. П. Мода, престиж, личность. [Текст]. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.
44. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]. -М., 2000. - 431 с.
45. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учеб. для студ. обучающихся по пед. спец [Текст]. - М.: AcademiA, 2007. -638 с.
46. Насиновская, Е. Е. Методы изучения мотивации личности: опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. [Текст]. - М.: Просвещение, 1988. - 46 с.
47. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. Вузов [Текст]. - М.: Юрайт : МГППУ, 2011. - 460 с.
48. Петрин, К. К. Как определить предпочтения потребителей, или что важнее - цена или качество// Маркетинг и маркетинговые исследования в России [Текст]. - 1997. - 90 с.
49. Попов, Л.М., Голубева, О.Ю., Устин, П.Н. Добро и Зло в этической психологии личности [Текст] / Л.М. Попов, О.Ю. Голубева, П.Н. Устин. - Москва: Институт психологии РАН, 2008. - 281 с.
50. Попов, Л.М. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития [Текст] // Уч. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2005. - Т. 147, кн. 2. - 138 с.
51. Посыпанова, О. С. Социальная психология потребления / Учебное пособие [Текст]. -Калуга, Изд-во КГПУ, 2004. - 260 с.
52. Психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
53. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996. - 440 с.
54. Римашевская, Н. М. Моделирование потребительского поведения: теория, метод, эксперимент. [Текст]. - М., 1982. - 202 с.
55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
56. Слободской, А. Л. Экономическое поведение: социально¬
психологическое обоснование теоретической типологии [Текст]. - СПб.: СПбГУЭФ, 1994. - 320 с.
57. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера : практическое руководство. [Текст]. - СПб.: Речь, 2007. - 128 с.
58. Соломин, И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. [Текст]. - СПб: ИМАТОН, 2001. - 112 с.
59. Статт, Д. А. Психология потребителя [Текст]. - СПб, Питер, 2003. - 448 с.
60. Тихонов, О. Роль анализа психологического портрета потребителей в разработке рекламной стратегии // Практический маркетинг [Текст]. - 1998.
61. Толстых, В. И. Мода как социальный феномен / Мода: за и против[Текст].
- М.: Искусство, 1973. - 204 с.
62. Троицкая, И. В. Психология потребителя / Практическая психология для экономистов и менеджеров [Текст] / Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 168 с.
63. Узнадзе, Д. Н. Психологические мотивации поведения человека. [Текст].
- М: Наука, 1966.
64. Фоломеева, Т. В., Цехоня, О. С. Проективные тесты в исследованиях потребительского поведения [Текст]// Вестник Московского университета, сер. Психология. -1997. - 80 с.
65. Фролов, Ю. В., Пастухов, Е. С. Маркетинговые исследования потребителей товаров на основе применения самоорганизующихся карт признаков // Маркетинг и маркетинговые исследования[Текст]. - 2000. - 43с.
66. Хлюева, М. Верхоглазенко, В. Практический анализ психотипов потребителей в маркетинге // Практический маркетинг [Текст]. - 1998. - 104 с.
67. Чеканский, А.Н., Фролова, Н.Л. Теория поведения потребителей и рыночный спрос. Учебное пособие. -1998. - 158 с.
68. Чикунова, Л. Покупатель. Психологический аспект прогнозирования индивидуальных предпочтений при выборе товара [Текст]. // Риск, 1997.
69. Ширков, Ю. Изучение ценностных предпочтений потребителей в целях сегментации// Маркетинг в России и за рубежом [Текст]. -1999.
70. Энджел, Д. Ф., Блэкуэлл, Р.Д., Миниард, П.У. Поведение потребителей / пер с англ. 8-го изд. [Текст]. - . СПб:. Питер, 1999. - 640 с.
71. Atkinson, J. W. The achievement motive and recall of interrupted and competed tasks. -J. Exp. Psychology, 1953. P. 381-390.
72. Baron R., Kenny D. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations, Journal of Personality and Social Psychology. - 1986.
73. Bianchi M. Novelty, preferences, and fashion: when goods are unsettling // Journal of Economic Behavior & Organization. - 2002.
74. Borzekowski Dina L. G. The 30-second effect: An experiment revealing the impact of television commercials on food preferences of preschoolers // Journal of the American Dietetic Association. - 2001.
75. Campbell M. C., Goodstein R. C. The Moderating Effect of Perceived Risk on Consumers' Evaluations of Product Incongruity: Preference for the Norm // Journal of Consumer Research. - 2001.
76. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. — NY: Plenum Publishing Co, 1985. - 45 с.
77. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology, 2008. - 185 с.
78. Deci E.L., Ryan R.M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry, 2000. - 268 с.
79. Hawkins D., Best R.J., Coney K.A. Consumer behavior: Implication for Marketing Strategy. -1997.
80. Gary A. Knight Consumer preferences for foreign and domestic products //Journal of Consumer Marketing. - 2003.
81. Kamins M.A., Dreze X., Folkes V.S.Effects of Seller-Supplied Prices on Buyers' Anthony Scott Identifying and analysing dominant preferences in discrete choice experiments: An application in health care // Journal of economic psychology. - 2002.
82. Luscher, M. The Luscher Color Test / transl. and ed. by Ian A. Scott. — N. Y. : Pocket Books, 1971. — 187 p.
83. Murphy G. Social motivation.- N. Y., 1959.
84. Sargent T.J. Rational expectations, economic exogeneity, and consumption. // Journal of Political Economy. - 1978.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ