Условия успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Роботы. Определение и классификация 8
1.2. Андроидные роботы. Модели андроидных роботов 20
1.3. Образовательная робототехника в условиях реализации федерального
государственного образовательного стандарта 25
1.4. Отношение школьников к роботам 31
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 40
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КУРСА «АНДРОИДНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В ШКОЛЫ 42
2.1. Методические аспекты разработки учебно-методического обеспечения по
учебному курсу «Андроидная робототехника» 42
2.1.1. Разработка рабочей программы курса 42
2.1.2. Разработка лабораторного практикума «Программирование
андроидных роботов AR-101M» 49
2.1.3. Практические рекомендации по программированию андроидного
робота AR-101M 59
2.2. Условия внедрения курса «Андроидная робототехника» в образование
школьников 69
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Роботы. Определение и классификация 8
1.2. Андроидные роботы. Модели андроидных роботов 20
1.3. Образовательная робототехника в условиях реализации федерального
государственного образовательного стандарта 25
1.4. Отношение школьников к роботам 31
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 40
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КУРСА «АНДРОИДНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В ШКОЛЫ 42
2.1. Методические аспекты разработки учебно-методического обеспечения по
учебному курсу «Андроидная робототехника» 42
2.1.1. Разработка рабочей программы курса 42
2.1.2. Разработка лабораторного практикума «Программирование
андроидных роботов AR-101M» 49
2.1.3. Практические рекомендации по программированию андроидного
робота AR-101M 59
2.2. Условия внедрения курса «Андроидная робототехника» в образование
школьников 69
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Инновационный путь развития России в современном мире невозможен без системного обновления в образования, которое должно продуктивно использовать все имеющиеся ресурсы для развития интеллектуального и творческого потенциала следующего поколения. Это говорит о том, что в России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерно-технологического образования. Поэтому необходимо популяризировать профессии инженера, конструктора, программиста. Начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста. Как сказал Д.А. Медведев «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [19]. Поэтому в настоящее время, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность.
Сегодня во многих российских школах учащиеся вовлечены в проектирование и программирование робототехнических устройств, с применением LEGO-роботов. Однако требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Поэтому учеников нельзя ограничивать изучением только LEGO-роботов, ведь кроме них существуют и другие роботы, такие как антропоморфные, биоморфные, промышленные и т.д. В системе образования LEGO -роботы используются для обучения учащихся основам конструирования и программирования. В отличие от LEGO-роботов, андроидный робот выглядит и функционирует подобно человеку и он значительно проще адаптирован к совместной работе с людьми.
Основы образовательной робототехники рассматриваются в работах ученых А.А. Мякушко, Е.И. Юревича, В.Н. Халамова. Разработан учебно-методический комплект «Первый шаг в робототехнику» под авторством Д.Г. Копосова[10]. Тренер чемпионов мира по робототехнике С.А. Филиппов в своей книге «Робототехника для детей и родителей» делится секретами своего мастерства[30]. Ловин Дж. издал книгу для любителей «Создаем робота- андроида своими руками», где описаны 12 робототехнических проектов с использованием, как промышленных частей и деталей, так и любых подручных средств. Таким образом, выявлена отсутствие учебников использующих андроидных роботов в обучении школьников. Именно поэтому, проблема исследования обусловлена необходимостью и потребностью изучения школьниками андроидных роботов в современном мире и отсутствием учебно-методического обеспечения.
Объектом исследования являются малоразмерные андроидные роботы отечественного производства.
Предметом исследования служит условия успешного внедрения андроидных роботов в общеобразовательные школы.
Цель исследования заключается в разработке учебно-методического обеспечения по андроидной робототехнике, как один из условий успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что полнота овладения робототехникой, интерес к роботам, а также готовность учащихся к выбору в старшей школе технических профилей повысятся, если в содержание школьного обучения включить изучение андроидных роботов.
Для достижения поставленной цели и гипотезы необходимо решить следующий ряд задач:
1. Изучить и проанализировать отношение учащихся к андроидной робототехнике.
2. Изучить возможности андроидного робота серии «ДЯ-101М».
3. Разработать рабочую программу внедрения андроидных роботов в обучение школьников.
4. Разработать лабораторный практикум «Программирование андроидных роботов».
5. Описать условия успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в отличие от учебников по образовательной робототехнике (Д.Г. Копосов, А.С. Филиппов), в которых рассматриваются вопросы изучения Lego-роботов в средней школе, в настоящей работе впервые дается содержание курса «Андроидная робототехника» и разработан лабораторный практикум по изучению программирования андроидных роботов серии AR-101M.
Практическая значимость состоит в возможности использования разработанного практикума и рабочей программы в общеобразовательной школе, что позволит создать единый курс по изучению андроидных роботов школьниками, который в свою очередь позволит подготовить молодых инженеров, конструкторов и программистов. Результаты проведенного анкетирования среди школ города Елабуга касающиеся андроидных роботов могут быть использованы в подобных родах исследований.
Основные положения данной квалификационной работы были изложены:
- на Международном научно-практическом электронном журнале «Экономика и социум» (январь 2016 г.) со статьей «Изучение и анализ опроса «Отношение школьников к роботам» [31];
- на Итоговой образовательно-научной конференции студентов КФУ 2016 года, в секции «Информатика, компьютер, образование», в номинации «Робототехника» было занято I место;
- на конкурсе «Лучшей научной статьи», где заняла II место в номинации «Программирование» (ЕИ КФУ, 22 апреля 2016 г.);
- на Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по естественным наукам Владивосток (заочное участие со статьей «Разработка лабораторного практикума по программированию андроидных роботов» - 15-30 апреля 2016 года);
- на Международной научно-образовательной выставке Московский международный салон образования (Москва, Министерство Образования и науки РФ 13.04.2016 - 16.04.2016) было выставлено учебное пособие «Программирование андроидного робота AR-101M».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе раскрывается основные понятия андроидной робототехники, изучается роль и место курса робототехники в школе в условиях внедрения ФГОС. Во второй главе разрабатывается курс «Андроидная робототехника», выбираются наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники, описываются условия успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников. В приложениях выложены рабочая программа курса «Андроидная робототехника», лабораторный практикум «Программирование андроидного робота AR-101M» и количественные результаты анализа анкетирования «Отношение школьников к роботам».
Инновационный путь развития России в современном мире невозможен без системного обновления в образования, которое должно продуктивно использовать все имеющиеся ресурсы для развития интеллектуального и творческого потенциала следующего поколения. Это говорит о том, что в России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерно-технологического образования. Поэтому необходимо популяризировать профессии инженера, конструктора, программиста. Начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста. Как сказал Д.А. Медведев «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [19]. Поэтому в настоящее время, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность.
Сегодня во многих российских школах учащиеся вовлечены в проектирование и программирование робототехнических устройств, с применением LEGO-роботов. Однако требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Поэтому учеников нельзя ограничивать изучением только LEGO-роботов, ведь кроме них существуют и другие роботы, такие как антропоморфные, биоморфные, промышленные и т.д. В системе образования LEGO -роботы используются для обучения учащихся основам конструирования и программирования. В отличие от LEGO-роботов, андроидный робот выглядит и функционирует подобно человеку и он значительно проще адаптирован к совместной работе с людьми.
Основы образовательной робототехники рассматриваются в работах ученых А.А. Мякушко, Е.И. Юревича, В.Н. Халамова. Разработан учебно-методический комплект «Первый шаг в робототехнику» под авторством Д.Г. Копосова[10]. Тренер чемпионов мира по робототехнике С.А. Филиппов в своей книге «Робототехника для детей и родителей» делится секретами своего мастерства[30]. Ловин Дж. издал книгу для любителей «Создаем робота- андроида своими руками», где описаны 12 робототехнических проектов с использованием, как промышленных частей и деталей, так и любых подручных средств. Таким образом, выявлена отсутствие учебников использующих андроидных роботов в обучении школьников. Именно поэтому, проблема исследования обусловлена необходимостью и потребностью изучения школьниками андроидных роботов в современном мире и отсутствием учебно-методического обеспечения.
Объектом исследования являются малоразмерные андроидные роботы отечественного производства.
Предметом исследования служит условия успешного внедрения андроидных роботов в общеобразовательные школы.
Цель исследования заключается в разработке учебно-методического обеспечения по андроидной робототехнике, как один из условий успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что полнота овладения робототехникой, интерес к роботам, а также готовность учащихся к выбору в старшей школе технических профилей повысятся, если в содержание школьного обучения включить изучение андроидных роботов.
Для достижения поставленной цели и гипотезы необходимо решить следующий ряд задач:
1. Изучить и проанализировать отношение учащихся к андроидной робототехнике.
2. Изучить возможности андроидного робота серии «ДЯ-101М».
3. Разработать рабочую программу внедрения андроидных роботов в обучение школьников.
4. Разработать лабораторный практикум «Программирование андроидных роботов».
5. Описать условия успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в отличие от учебников по образовательной робототехнике (Д.Г. Копосов, А.С. Филиппов), в которых рассматриваются вопросы изучения Lego-роботов в средней школе, в настоящей работе впервые дается содержание курса «Андроидная робототехника» и разработан лабораторный практикум по изучению программирования андроидных роботов серии AR-101M.
Практическая значимость состоит в возможности использования разработанного практикума и рабочей программы в общеобразовательной школе, что позволит создать единый курс по изучению андроидных роботов школьниками, который в свою очередь позволит подготовить молодых инженеров, конструкторов и программистов. Результаты проведенного анкетирования среди школ города Елабуга касающиеся андроидных роботов могут быть использованы в подобных родах исследований.
Основные положения данной квалификационной работы были изложены:
- на Международном научно-практическом электронном журнале «Экономика и социум» (январь 2016 г.) со статьей «Изучение и анализ опроса «Отношение школьников к роботам» [31];
- на Итоговой образовательно-научной конференции студентов КФУ 2016 года, в секции «Информатика, компьютер, образование», в номинации «Робототехника» было занято I место;
- на конкурсе «Лучшей научной статьи», где заняла II место в номинации «Программирование» (ЕИ КФУ, 22 апреля 2016 г.);
- на Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по естественным наукам Владивосток (заочное участие со статьей «Разработка лабораторного практикума по программированию андроидных роботов» - 15-30 апреля 2016 года);
- на Международной научно-образовательной выставке Московский международный салон образования (Москва, Министерство Образования и науки РФ 13.04.2016 - 16.04.2016) было выставлено учебное пособие «Программирование андроидного робота AR-101M».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе раскрывается основные понятия андроидной робототехники, изучается роль и место курса робототехники в школе в условиях внедрения ФГОС. Во второй главе разрабатывается курс «Андроидная робототехника», выбираются наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники, описываются условия успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников. В приложениях выложены рабочая программа курса «Андроидная робототехника», лабораторный практикум «Программирование андроидного робота AR-101M» и количественные результаты анализа анкетирования «Отношение школьников к роботам».
Робототехника имеет большие перспективы развития, эта та область науки, знаний и современных технологий, которая будет востребована в ближайшие годы. И на школьной ступени закладываются основы для мировых прорывных разработок в этой сфере. В условиях активного вхождения искусственных помощников в нашу повседневную жизнь задача системы образования - подготовить подрастающее поколение к жизни в высокотехнологичном обществе.
Сегодня во многих российских школах образовательная робототехника осваивается учащимися с помощью LEGO-роботов. Однако учеников нельзя ограничивать изучением только LEGO-роботов, ведь кроме них существуют и другие роботы, такие как андроидные, биоморфные, промышленные и т.д. С целью изучения мнения учащихся было проведено анкетирование среди школьников г. Елабуга и Елабужского района в возрасте 13-15 лет. В ходе исследования было опрошено 100 учеников. В результате анкетирования был сделан вывод, что в настоящее время, учащимся не достаточно изучение LEGO- роботов, а необходимо расширить их кругозор в области робототехники, внедряя андроидные роботы в обучение школьников.
Для изучения возможностей андроидных роботов и для разработки учебно-методического обеспечения в Елабужский институт КФУ был поставлен малоразмерный робот AR-101M научно-производственным объединением «Андроидная техника» [14]. НПО «Андроидная техника» - инновационная отечественная компания, занимающаяся разработкой и производством человекоподобной робототехники для космической инфраструктуры, для различных сфер экономики, науки и образования.
В результате изучения возможностей андроидного робота «AR-101M» и имеющейся учебно-методической литературы, нами было определено необходимое содержание курса, которое имеет 4 раздела:
1. Введение. История робототехники.
2. Общие сведения о роботах. Установка роботов.
3. Программирование андроидных роботов.
4. Основы искусственного интеллекта.
На основе содержания, разработаны рабочая программа в соответствии ФГОС и лабораторный практикум по программированию андроидного робота.
Рабочая программа предполагает использование таких методов интенсивного обучения как кейс - метод (решение поставленных задач практическим путем), игровой метод, метод дискуссии («Круглый стол», «Мозговой штурм»), соревнование, конкурсы, совместная работа группы и другие.
Цель лабораторного практикума - выработка навыков по программированию типовых алгоритмов и по программированию андроидных роботов серии «AR-101M» с использованием интегрированной среды AR-Basic Studio.
Содержание лабораторного практикума:
1. Введение в среду программирования AR-Basic Studio. Интерфейс среды. Принцип составления программ. Компилирование.
2. Работа с сервоприводами.
3. Идентификаторы и числовые константы. Переменные. Массивы.
4. Циклы. Условия. Подпрограммы. Процедуры и функции.
5. Специфические команды и программы в среде AR-Basic Studio.
6. Изучение и выполнение программы: работа с одним сервоприводом.
7. Изучение и выполнение программ: работа с группой сервоприводов.
8. Изучение и выполнение программ с применением нескольких операций.
9. Изучение и выполнение программ с применением нескольких операций.
10. Изучение и выполнение программ: применение сложных операций.
11. Изучение и выполнение программ с использованием циклов и условий для движения.
12. Изучение и выполнение программ: работа с базой подпрограмм.
Каждая лабораторная работа рассчитана на сдвоенные уроки и содержит следующую структуру: целеполагание, опытно-экспериментальная часть, задания для самостоятельного выполнения школьниками. Завершается лабораторная работа оформлением отчета и демонстрацией полученных результатов. Учащиеся выполняют лабораторные работы в группах по 3-4 человек. В результате совместной учебной работы учащихся друг с другом развиваются социальная и коммуникативная компетенции, приобретается опыт взаимодействия, взаимоответственности, сотрудничества, сопричастности и сопереживания общему делу. Учитель, выступая в роли модератора и консультанта, позволяет учащимся быть активными участниками учебного процесса.
Разработанный практикум позволить расширить кругозор школьников в области андроидной робототехники, прививает навыки программирования и тем самым раскрывает таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами, конструкторами и программистами.
В заключении отметим, что успешное внедрение в общеобразовательные школы основ андроидной робототехники возможно только при наличии технического и программного обеспечения, учебно-методических материалов, курсов повышения квалификации для учителей. Изучение основ андроидной робототехники в школе позволят привить интерес школьников к техническому творчеству, тем самым раскрыть таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами, конструкторами и программистами. Именно поэтому внедрение андроидной робототехники в общеобразовательные школы - большой шаг в сторону начального инженерного образования и начальной профориентации.
Сегодня во многих российских школах образовательная робототехника осваивается учащимися с помощью LEGO-роботов. Однако учеников нельзя ограничивать изучением только LEGO-роботов, ведь кроме них существуют и другие роботы, такие как андроидные, биоморфные, промышленные и т.д. С целью изучения мнения учащихся было проведено анкетирование среди школьников г. Елабуга и Елабужского района в возрасте 13-15 лет. В ходе исследования было опрошено 100 учеников. В результате анкетирования был сделан вывод, что в настоящее время, учащимся не достаточно изучение LEGO- роботов, а необходимо расширить их кругозор в области робототехники, внедряя андроидные роботы в обучение школьников.
Для изучения возможностей андроидных роботов и для разработки учебно-методического обеспечения в Елабужский институт КФУ был поставлен малоразмерный робот AR-101M научно-производственным объединением «Андроидная техника» [14]. НПО «Андроидная техника» - инновационная отечественная компания, занимающаяся разработкой и производством человекоподобной робототехники для космической инфраструктуры, для различных сфер экономики, науки и образования.
В результате изучения возможностей андроидного робота «AR-101M» и имеющейся учебно-методической литературы, нами было определено необходимое содержание курса, которое имеет 4 раздела:
1. Введение. История робототехники.
2. Общие сведения о роботах. Установка роботов.
3. Программирование андроидных роботов.
4. Основы искусственного интеллекта.
На основе содержания, разработаны рабочая программа в соответствии ФГОС и лабораторный практикум по программированию андроидного робота.
Рабочая программа предполагает использование таких методов интенсивного обучения как кейс - метод (решение поставленных задач практическим путем), игровой метод, метод дискуссии («Круглый стол», «Мозговой штурм»), соревнование, конкурсы, совместная работа группы и другие.
Цель лабораторного практикума - выработка навыков по программированию типовых алгоритмов и по программированию андроидных роботов серии «AR-101M» с использованием интегрированной среды AR-Basic Studio.
Содержание лабораторного практикума:
1. Введение в среду программирования AR-Basic Studio. Интерфейс среды. Принцип составления программ. Компилирование.
2. Работа с сервоприводами.
3. Идентификаторы и числовые константы. Переменные. Массивы.
4. Циклы. Условия. Подпрограммы. Процедуры и функции.
5. Специфические команды и программы в среде AR-Basic Studio.
6. Изучение и выполнение программы: работа с одним сервоприводом.
7. Изучение и выполнение программ: работа с группой сервоприводов.
8. Изучение и выполнение программ с применением нескольких операций.
9. Изучение и выполнение программ с применением нескольких операций.
10. Изучение и выполнение программ: применение сложных операций.
11. Изучение и выполнение программ с использованием циклов и условий для движения.
12. Изучение и выполнение программ: работа с базой подпрограмм.
Каждая лабораторная работа рассчитана на сдвоенные уроки и содержит следующую структуру: целеполагание, опытно-экспериментальная часть, задания для самостоятельного выполнения школьниками. Завершается лабораторная работа оформлением отчета и демонстрацией полученных результатов. Учащиеся выполняют лабораторные работы в группах по 3-4 человек. В результате совместной учебной работы учащихся друг с другом развиваются социальная и коммуникативная компетенции, приобретается опыт взаимодействия, взаимоответственности, сотрудничества, сопричастности и сопереживания общему делу. Учитель, выступая в роли модератора и консультанта, позволяет учащимся быть активными участниками учебного процесса.
Разработанный практикум позволить расширить кругозор школьников в области андроидной робототехники, прививает навыки программирования и тем самым раскрывает таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами, конструкторами и программистами.
В заключении отметим, что успешное внедрение в общеобразовательные школы основ андроидной робототехники возможно только при наличии технического и программного обеспечения, учебно-методических материалов, курсов повышения квалификации для учителей. Изучение основ андроидной робототехники в школе позволят привить интерес школьников к техническому творчеству, тем самым раскрыть таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами, конструкторами и программистами. Именно поэтому внедрение андроидной робототехники в общеобразовательные школы - большой шаг в сторону начального инженерного образования и начальной профориентации.
Подобные работы
- Учебное и методическое обеспечение использования биоморфного робота в обучении школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Содержание основ робототехники в образовании школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



