Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников

Работа №52933

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
368
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Роботы. Определение и классификация 8
1.2. Андроидные роботы. Модели андроидных роботов 20
1.3. Образовательная робототехника в условиях реализации федерального
государственного образовательного стандарта 25
1.4. Отношение школьников к роботам 31
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 40
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КУРСА «АНДРОИДНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В ШКОЛЫ 42
2.1. Методические аспекты разработки учебно-методического обеспечения по
учебному курсу «Андроидная робототехника» 42
2.1.1. Разработка рабочей программы курса 42
2.1.2. Разработка лабораторного практикума «Программирование
андроидных роботов AR-101M» 49
2.1.3. Практические рекомендации по программированию андроидного
робота AR-101M 59
2.2. Условия внедрения курса «Андроидная робототехника» в образование
школьников 69
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85



Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Инновационный путь развития России в современном мире невозможен без системного обновления в образования, которое должно продуктивно использовать все имеющиеся ресурсы для развития интеллектуального и творческого потенциала следующего поколения. Это говорит о том, что в России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерно-технологического образования. Поэтому необходимо популяризировать профессии инженера, конструктора, программиста. Начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста. Как сказал Д.А. Медведев «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [19]. Поэтому в настоящее время, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность.
Сегодня во многих российских школах учащиеся вовлечены в проектирование и программирование робототехнических устройств, с применением LEGO-роботов. Однако требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Поэтому учеников нельзя ограничивать изучением только LEGO-роботов, ведь кроме них существуют и другие роботы, такие как антропоморфные, биоморфные, промышленные и т.д. В системе образования LEGO -роботы используются для обучения учащихся основам конструирования и программирования. В отличие от LEGO-роботов, андроидный робот выглядит и функционирует подобно человеку и он значительно проще адаптирован к совместной работе с людьми.
Основы образовательной робототехники рассматриваются в работах ученых А.А. Мякушко, Е.И. Юревича, В.Н. Халамова. Разработан учебно-методический комплект «Первый шаг в робототехнику» под авторством Д.Г. Копосова[10]. Тренер чемпионов мира по робототехнике С.А. Филиппов в своей книге «Робототехника для детей и родителей» делится секретами своего мастерства[30]. Ловин Дж. издал книгу для любителей «Создаем робота- андроида своими руками», где описаны 12 робототехнических проектов с использованием, как промышленных частей и деталей, так и любых подручных средств. Таким образом, выявлена отсутствие учебников использующих андроидных роботов в обучении школьников. Именно поэтому, проблема исследования обусловлена необходимостью и потребностью изучения школьниками андроидных роботов в современном мире и отсутствием учебно-методического обеспечения.
Объектом исследования являются малоразмерные андроидные роботы отечественного производства.
Предметом исследования служит условия успешного внедрения андроидных роботов в общеобразовательные школы.
Цель исследования заключается в разработке учебно-методического обеспечения по андроидной робототехнике, как один из условий успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что полнота овладения робототехникой, интерес к роботам, а также готовность учащихся к выбору в старшей школе технических профилей повысятся, если в содержание школьного обучения включить изучение андроидных роботов.
Для достижения поставленной цели и гипотезы необходимо решить следующий ряд задач:
1. Изучить и проанализировать отношение учащихся к андроидной робототехнике.
2. Изучить возможности андроидного робота серии «ДЯ-101М».
3. Разработать рабочую программу внедрения андроидных роботов в обучение школьников.
4. Разработать лабораторный практикум «Программирование андроидных роботов».
5. Описать условия успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в отличие от учебников по образовательной робототехнике (Д.Г. Копосов, А.С. Филиппов), в которых рассматриваются вопросы изучения Lego-роботов в средней школе, в настоящей работе впервые дается содержание курса «Андроидная робототехника» и разработан лабораторный практикум по изучению программирования андроидных роботов серии AR-101M.
Практическая значимость состоит в возможности использования разработанного практикума и рабочей программы в общеобразовательной школе, что позволит создать единый курс по изучению андроидных роботов школьниками, который в свою очередь позволит подготовить молодых инженеров, конструкторов и программистов. Результаты проведенного анкетирования среди школ города Елабуга касающиеся андроидных роботов могут быть использованы в подобных родах исследований.
Основные положения данной квалификационной работы были изложены:
- на Международном научно-практическом электронном журнале «Экономика и социум» (январь 2016 г.) со статьей «Изучение и анализ опроса «Отношение школьников к роботам» [31];
- на Итоговой образовательно-научной конференции студентов КФУ 2016 года, в секции «Информатика, компьютер, образование», в номинации «Робототехника» было занято I место;
- на конкурсе «Лучшей научной статьи», где заняла II место в номинации «Программирование» (ЕИ КФУ, 22 апреля 2016 г.);
- на Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по естественным наукам Владивосток (заочное участие со статьей «Разработка лабораторного практикума по программированию андроидных роботов» - 15-30 апреля 2016 года);
- на Международной научно-образовательной выставке Московский международный салон образования (Москва, Министерство Образования и науки РФ 13.04.2016 - 16.04.2016) было выставлено учебное пособие «Программирование андроидного робота AR-101M».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе раскрывается основные понятия андроидной робототехники, изучается роль и место курса робототехники в школе в условиях внедрения ФГОС. Во второй главе разрабатывается курс «Андроидная робототехника», выбираются наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники, описываются условия успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников. В приложениях выложены рабочая программа курса «Андроидная робототехника», лабораторный практикум «Программирование андроидного робота AR-101M» и количественные результаты анализа анкетирования «Отношение школьников к роботам».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Робототехника имеет большие перспективы развития, эта та область науки, знаний и современных технологий, которая будет востребована в ближайшие годы. И на школьной ступени закладываются основы для мировых прорывных разработок в этой сфере. В условиях активного вхождения искусственных помощников в нашу повседневную жизнь задача системы образования - подготовить подрастающее поколение к жизни в высокотехнологичном обществе.
Сегодня во многих российских школах образовательная робототехника осваивается учащимися с помощью LEGO-роботов. Однако учеников нельзя ограничивать изучением только LEGO-роботов, ведь кроме них существуют и другие роботы, такие как андроидные, биоморфные, промышленные и т.д. С целью изучения мнения учащихся было проведено анкетирование среди школьников г. Елабуга и Елабужского района в возрасте 13-15 лет. В ходе исследования было опрошено 100 учеников. В результате анкетирования был сделан вывод, что в настоящее время, учащимся не достаточно изучение LEGO- роботов, а необходимо расширить их кругозор в области робототехники, внедряя андроидные роботы в обучение школьников.
Для изучения возможностей андроидных роботов и для разработки учебно-методического обеспечения в Елабужский институт КФУ был поставлен малоразмерный робот AR-101M научно-производственным объединением «Андроидная техника» [14]. НПО «Андроидная техника» - инновационная отечественная компания, занимающаяся разработкой и производством человекоподобной робототехники для космической инфраструктуры, для различных сфер экономики, науки и образования.
В результате изучения возможностей андроидного робота «AR-101M» и имеющейся учебно-методической литературы, нами было определено необходимое содержание курса, которое имеет 4 раздела:
1. Введение. История робототехники.
2. Общие сведения о роботах. Установка роботов.
3. Программирование андроидных роботов.
4. Основы искусственного интеллекта.
На основе содержания, разработаны рабочая программа в соответствии ФГОС и лабораторный практикум по программированию андроидного робота.
Рабочая программа предполагает использование таких методов интенсивного обучения как кейс - метод (решение поставленных задач практическим путем), игровой метод, метод дискуссии («Круглый стол», «Мозговой штурм»), соревнование, конкурсы, совместная работа группы и другие.
Цель лабораторного практикума - выработка навыков по программированию типовых алгоритмов и по программированию андроидных роботов серии «AR-101M» с использованием интегрированной среды AR-Basic Studio.
Содержание лабораторного практикума:
1. Введение в среду программирования AR-Basic Studio. Интерфейс среды. Принцип составления программ. Компилирование.
2. Работа с сервоприводами.
3. Идентификаторы и числовые константы. Переменные. Массивы.
4. Циклы. Условия. Подпрограммы. Процедуры и функции.
5. Специфические команды и программы в среде AR-Basic Studio.
6. Изучение и выполнение программы: работа с одним сервоприводом.
7. Изучение и выполнение программ: работа с группой сервоприводов.
8. Изучение и выполнение программ с применением нескольких операций.
9. Изучение и выполнение программ с применением нескольких операций.
10. Изучение и выполнение программ: применение сложных операций.
11. Изучение и выполнение программ с использованием циклов и условий для движения.
12. Изучение и выполнение программ: работа с базой подпрограмм.
Каждая лабораторная работа рассчитана на сдвоенные уроки и содержит следующую структуру: целеполагание, опытно-экспериментальная часть, задания для самостоятельного выполнения школьниками. Завершается лабораторная работа оформлением отчета и демонстрацией полученных результатов. Учащиеся выполняют лабораторные работы в группах по 3-4 человек. В результате совместной учебной работы учащихся друг с другом развиваются социальная и коммуникативная компетенции, приобретается опыт взаимодействия, взаимоответственности, сотрудничества, сопричастности и сопереживания общему делу. Учитель, выступая в роли модератора и консультанта, позволяет учащимся быть активными участниками учебного процесса.
Разработанный практикум позволить расширить кругозор школьников в области андроидной робототехники, прививает навыки программирования и тем самым раскрывает таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами, конструкторами и программистами.
В заключении отметим, что успешное внедрение в общеобразовательные школы основ андроидной робототехники возможно только при наличии технического и программного обеспечения, учебно-методических материалов, курсов повышения квалификации для учителей. Изучение основ андроидной робототехники в школе позволят привить интерес школьников к техническому творчеству, тем самым раскрыть таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами, конструкторами и программистами. Именно поэтому внедрение андроидной робототехники в общеобразовательные школы - большой шаг в сторону начального инженерного образования и начальной профориентации.



1. Андроид «ВикипедиЯ». Официальный сайт. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0% B8%D0%B4 (6.10.2015).
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2010г.- 47 с.
3. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы Официальный сайт. URL:
https://infourok.ru/vnedrenie robototehniki v obrazovatelnoe prostranstvo shkoly- 365111.htm (25.10.2015).
4. Действующее законодательство Российской Федерации
«КОДИФИКАЦИЯ РФ» Официальный сайт. URL:
http://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-N-273-FZ/ (15.01.2016).
5. Журнал «XXI век» Официальный сайт. URL: http://michail777.livejournal.com/7193.html (12.12.2015).
6. Журнал «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» Официальный сайт. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- logicheskogo-myshleniya-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-v-sektsii-robototehnika- pri-izuchenii-programmirovaniva-robotov()(6.11.2015).
7. История анроида «TAdviser» Официальный сайт. URL: http://tadviser.ru/a/129933Q (21.10.2015).
8. История робототехники: факты Официальный сайт. URL:
http://www.prorobot.ru/slovarik/is istorii robototehniki.php (9.01.2016).
9. Классификация робота «Roboreview». Официальный сайт. URL:
http://roboreview.ru/nauka-o-robotah/klassifikatsiya-robotov.html (20.10.2015).
10. Копосов Д. Г., Первый шаг в робототехнику. - Москва, 2014г. - 292 с.
11. Методические рекомендации по оформлению титульного листа рабочей программы Официальный сайт. URL:
http://togbouspomt.68edu.ru/sites/default/files/docs/vnedrenie fgos/metodicheskie rek omendatsii/titulnii list.pdf (11.03.2016).
12. Методические рекомендации по разработке рабочих программ Официальный сайт. URL:
http://s3kogalym.ru/images/documents/metod recomend po raboch prog po fgos.pd f (4.02.2016).
13. Научно-производственное объединение «Андроидная техника». Официальный сайт. URL: http: //npo-at.com/ (13.11.2015).
14. Образовательная робототехника «Сетевое сообщество учителей
информатики» Официальный сайт. URL:
http: //informatiki .tgl.net. ru/kopilka/obrazovatelnaj a-robototehnika. html ( 2.01.2016).
15. Образовательная робототехника Официальный сайт. URL: http://www.robot.edu54.ru/.
16. Отношения робот-человек «FacePla.net» Официальный сайт. URL: http: //www. facepla. net/the-news/tech-news-mnu/3 311 -robot-vs-human. html 28.11.2015) .
17. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. - 2010г. - № 6 - С. 43-47.
18. Послание премьера министра РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации «Российская газета» Официальный сайт. URL: http://www.rg.ru/2009/11/13/poslanie-tekst.html (16.12.2015).
19. Пропедевтика формирования инженерной культуры учащихся в условиях
модернизации российского образования «Челябинский государственный педагогический университет». Официальный сайт. URL:
http://www.cspu.ru/upload/medialibrary/c8c/c8c489db32f9ff2a96fc12a77c11883f.pdf (15.10.2015) .
20. Развитие робототехники. Официальный сайт. URL:
http: //www. rspectr. com/news/minkomswaz-robots-government/ (16.05.2016).
21. Робот «ВикипедиЯ». Официальный сайт. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82#cite note-10 (8.10.2015).
22. Робототехника в школе «Лаборатория знаний». Официальный сайт. URL: http: //www. gazeta.lbz.ru/2015/3/3-4nomer.pdf (7.12.2015).
23. Робототехника в школе. Официальный сайт. URL: http://informatik- m.ru/mir robototehniki/robototehnika-v-shkole-chto-ieto-takoe.html (3.05.2016).
24. Робототехника и роботостроение «TECHLITER». Официальный сайт. URL: http://techliter.ru/load/uchebniki posobya lekcii/robototekhnika i robotostroenie pro myshlennye roboty/69()(16.03.2016).
25. Робототехника. Официальный сайт. URL: http://transhumanism-
russia.ru/content/view/19/112/ (21.11.2015).
26. Роботы в ближайшем будущем. Официальный сайт. URL:
http: //xreferat.com/33/7292-1 -roboty-v-blizhaiyshem-budushem. html() (14.11.2015).
27. Рождение и основные этапы развития робототехники. Официальный сайт. URL: http://refleader.ru/qaspolqaspol.html() (18.02.2016).
28. Учебный план среднего общего образования Официальный сайт. URL:http://belschool1.ucoz.ru/321/obrazovat/6-uchebnvi plan 10-11 fbup2004.pdf (1.06.2016).
29. Федеральный государственный образовательный стандарт Официальный
сайт. URL: http: //nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-
rabota/library/2014/06/10/obrazovatelnaya-robototekhnika-vo-vneurochnoy
(2.12.2015) .
30. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб: Наука, 2013г. - 319 с.
31. Шарафеева Л.Р., Иванова А.А., Изучение и анализ опроса «отношение
школьников к роботам» // Электронное научно практическое периодическое издание «Экономика и социум». - Выпуск № 1(20) (январь, 2016
г.). Официальный сайт. URL:
http://iupr.ru/domains data/files/zurnal 20/IvanovaSharafeeva%20L.R..%20Sovremen nye%20nauki%20i%20obrazovanie.pdf (29.01.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ