Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИКОВ

Работа №96934

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ 7
1.1 Особенности социализации детей 7
среднего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие, формы и методы взаимодействия воспитателя 16
с семьями дошкольников 16
Глава 2. ОПЫТНО-ПО ИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Анализ деятельности воспитателя ДОО по взаимодействию 30
с семьями дошкольников 30
2.2 Комплекс мероприятий по реализации взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 73


Семья является первичным и важнейшим институтом социализации. О значимости семьи в воспитании и обучении ребенка писали многие зарубежные и отечественные педагоги: Ш.А. Амонашвили, Я.А. Коменский, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие. Ребенок рождается в семье, именно здесь начинается его «включение в социальную жизнь», происходит формирование черт характера, усвоение важнейших ценностей и норм поведение.
В дальнейшем социализация осуществляется в учреждениях системы образования, в частности дошкольных образовательных организациях. Не смотря на то, что педагоги ДОО становятся важнейшими агентами социализации для детей, профессионально занимающимися их обучением и воспитанием, родители продолжают играть важнейшую роль в жизни детей. Более того, именно родители и лица их замещающие согласно отечественному законодательству (закон «Об образовании в Российской Федерации», «Семейный кодекс») несут ответственность за обучение и воспитание детей.
Сегодня ДОО рассматривается не просто как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля, а также как открытая образовательная система. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольная образовательная организация создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка с помощью детского сада дошкольник будет развит социально и как личность.
Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. Эти особенности выявлены в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова , Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы социализации личности ребенка дошкольного возраста: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. В связи с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности ребенка-дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества воспитателя детского сада и семьи.
В связи с этим дошкольные образовательные организации должны поддерживать тесную связь с семьей воспитанников, воспитатели детского сада должны находить и осуществлять на практике результативные формы и методы работы с родителями воспитанников. Только в этом случае воспитание и обучение, а, следовательно, и социализация детей будут успешными. На значимость данной деятельности указывают и такие документы, как Федеральные государственные образовательные стандарты ДОО, Профессиональный стандарт педагога, Стратегия развития образования в Российской Федерации и т. п. Все это свидетельствует об актуальности проблемы организации конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Проблема взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников является довольно частой.
По мнению многочисленных исследователей (И.В. Гребенников, З.С. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина и т.д.), семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается не в ДОУ, а на этапе раннего детства в семье. Ошибки и просчеты в воспитании в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях в развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей.
Таким образом, возникает проблема исследования - каковы формы и методы конструктивного взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников
Вышесказанное определило выбор темы ВКР: «Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников как условие успешной социализации воспитанников».
Ограничение исследования: в работе будет рассмотрено взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: взаимодействие педагогов ДОО и семей воспитанников.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями детей среднего дошкольного возраста как условия успешной социализации воспитанников.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить формы и методы конструктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:
- выявить особенности социализации детей среднего дошкольного возраста;
- охарактеризовать современные формы и методы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников;
- провести анализ работы воспитателя ДОО с семьями воспитанников;
- разработать комплекс мероприятий по реализации взаимодействия воспитателя ДОО с семьями детей среднего дошкольного возраста как условия успешной социализации воспитанников.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез литературы по теме исследования,
классификация); эмпирические (анкетный опрос, тестирование);
статистические методы, предполагающие качественный и количественный анализ данных.
База исследования: исследование проводилось на базе средней группы МБДОУ Детский сад №28 «Теремок» г. Екатеринбург ул. Крылова 56.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В новейших исследованиях, документах по проблемам ДОО показано особое значение семейного воспитания в развитии дошкольника. Новая философия взаимодействия родителей с ДОО, строится на основе идеи о том, что главную ответственность за развитие, образование и воспитание ребенка несут родители. Все остальные институты социализации: детский сад, школа и т. д. - должны дополнять, поддерживать, а также направить их воспитательную деятельность.
Такая философия требует изменения вектора отношений родителей и ДОО, которые теперь определяются как взаимодействие и сотрудничество.
Взаимодействие в данном случае рассматривается как способ организации совместной деятельности между субъектами, цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества.
Множество авторов в качестве основного результата взаимодействия выделяют особые взаимоотношения между воспитателем и семьями, характеризующиеся общими интересами, готовностью контактировать.
Важно отметить, что в процессе взаимодействия и педагоги и родители занимают субъектную позицию - стремятся к совместной деятельностью по воспитанию дошкольников, разрешению возникших трудностей, проявляют активность, инициативу.
Взаимодействие детского сада и семьи направлено на совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Успешность взаимодействия детского сада и семьи возможна при готовности педагогов к сотрудничеству с родителями и готовности родителей к совместному с педагогами воспитанию своих детей. Только такая заинтересованная позиция поможет воспитателям найти понимание и поддержку у родителей. Кроме того, сам воспитатель должен хорошо
понимать, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, уметь поддерживать с родителями как деловые, так и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОО с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т.е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольной организации.
В основу создания образовательных программ для родителей должны быть положены следующие принципы [6]:
• принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка;
• принцип значимости внутри семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка;
Проанализировав опыт работы воспитателя с родителями можно дать утверждение, что взаимодействие детского сада с родителями воспитанников является самым эффективным, но при условии внедрении современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция родителей и воспитателя становятся более теплыми и гибкими: они активно участвуют в разных мероприятий и в данном случае родители ощущаю себя более компетентными.
Большой трудностью воспитателя оказалось - это привлечение родителей к помощи в участии в деятельности (жизни) детского садика. Чтобы провести данную работу, нужна огромная подготовительная работа с родителями воспитанников.
В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных: существенно 54
повысились воспитательные умения родителей, они стали активными участниками выставок и конкурсов, делились опытом семейного воспитания через информационные стенды, принимали активное участие в праздниках и спортивных мероприятиях и т. д.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей.
Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Данное исследование позволяет прийти к главному выводу: взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей ДОУ и семей воспитанников) является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка, готовят ребенка к жизни в современном обществе.
Следовательно, задачи, стоящие перед нами, были выполнены, а цель - достигнута.


1. Авраменко, О.В. Взаимодействие детского сада с семьей и школой по воспитанию дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст] / О. В. Авраменко. - Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2014. - 69 с.
2. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников [Текст] / Ш. Г. Алиева. - Молодой ученый. - 2014. - №2. - с. 711-715.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева - М. : Аспект Пресс, 1996.
4. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова - М., 2001.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник [Текст] / А. Г. Асмолов. - 4-е изд., испр. - М. : Смысл; Изд. «Академия», 2010. - 448 с.
6. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева - Спб. : ООО Изд. «Детство-пресс», 2014.
7. Бабаева, Т И. Социально-эмоциональное развитие детей в детском саду // Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Под ред. Т И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - Спб. : Детство-пресс, 2001.
8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Изд. «Академия», 2009. - 320 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПБ. : Питер, 2008. - 400 с.
10. Бочкарева Т П. Формирование социального опыта ребенка в
дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Социальный опыт ребенка. URL:
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ7idM2699 (дата обращения:
6.05.2018).
11. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина - М. : Просвещение, 1988. - 266 с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский - М. : Педагогика, 2013. - 432 с.
13. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л.С.Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 366 с.
14. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова - М. : Академия, 1998.
15. Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы[Текст] / Е.В.Коротаева - М. : Сентябрь, 2016. - 192 с.
16. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической
деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л. : Изд. ЛГУ, 1970. - 114 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ