Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ 7
1.1 Особенности социализации детей 7
среднего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие, формы и методы взаимодействия воспитателя 16
с семьями дошкольников 16
Глава 2. ОПЫТНО-ПО ИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Анализ деятельности воспитателя ДОО по взаимодействию 30
с семьями дошкольников 30
2.2 Комплекс мероприятий по реализации взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 73
Семья является первичным и важнейшим институтом социализации. О значимости семьи в воспитании и обучении ребенка писали многие зарубежные и отечественные педагоги: Ш.А. Амонашвили, Я.А. Коменский, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие. Ребенок рождается в семье, именно здесь начинается его «включение в социальную жизнь», происходит формирование черт характера, усвоение важнейших ценностей и норм поведение.
В дальнейшем социализация осуществляется в учреждениях системы образования, в частности дошкольных образовательных организациях. Не смотря на то, что педагоги ДОО становятся важнейшими агентами социализации для детей, профессионально занимающимися их обучением и воспитанием, родители продолжают играть важнейшую роль в жизни детей. Более того, именно родители и лица их замещающие согласно отечественному законодательству (закон «Об образовании в Российской Федерации», «Семейный кодекс») несут ответственность за обучение и воспитание детей.
Сегодня ДОО рассматривается не просто как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля, а также как открытая образовательная система. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольная образовательная организация создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка с помощью детского сада дошкольник будет развит социально и как личность.
Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. Эти особенности выявлены в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова , Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы социализации личности ребенка дошкольного возраста: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. В связи с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности ребенка-дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества воспитателя детского сада и семьи.
В связи с этим дошкольные образовательные организации должны поддерживать тесную связь с семьей воспитанников, воспитатели детского сада должны находить и осуществлять на практике результативные формы и методы работы с родителями воспитанников. Только в этом случае воспитание и обучение, а, следовательно, и социализация детей будут успешными. На значимость данной деятельности указывают и такие документы, как Федеральные государственные образовательные стандарты ДОО, Профессиональный стандарт педагога, Стратегия развития образования в Российской Федерации и т. п. Все это свидетельствует об актуальности проблемы организации конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Проблема взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников является довольно частой.
По мнению многочисленных исследователей (И.В. Гребенников, З.С. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина и т.д.), семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается не в ДОУ, а на этапе раннего детства в семье. Ошибки и просчеты в воспитании в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях в развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей.
Таким образом, возникает проблема исследования - каковы формы и методы конструктивного взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников
Вышесказанное определило выбор темы ВКР: «Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников как условие успешной социализации воспитанников».
Ограничение исследования: в работе будет рассмотрено взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: взаимодействие педагогов ДОО и семей воспитанников.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями детей среднего дошкольного возраста как условия успешной социализации воспитанников.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить формы и методы конструктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:
- выявить особенности социализации детей среднего дошкольного возраста;
- охарактеризовать современные формы и методы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников;
- провести анализ работы воспитателя ДОО с семьями воспитанников;
- разработать комплекс мероприятий по реализации взаимодействия воспитателя ДОО с семьями детей среднего дошкольного возраста как условия успешной социализации воспитанников.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез литературы по теме исследования,
классификация); эмпирические (анкетный опрос, тестирование);
статистические методы, предполагающие качественный и количественный анализ данных.
База исследования: исследование проводилось на базе средней группы МБДОУ Детский сад №28 «Теремок» г. Екатеринбург ул. Крылова 56.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В новейших исследованиях, документах по проблемам ДОО показано особое значение семейного воспитания в развитии дошкольника. Новая философия взаимодействия родителей с ДОО, строится на основе идеи о том, что главную ответственность за развитие, образование и воспитание ребенка несут родители. Все остальные институты социализации: детский сад, школа и т. д. - должны дополнять, поддерживать, а также направить их воспитательную деятельность.
Такая философия требует изменения вектора отношений родителей и ДОО, которые теперь определяются как взаимодействие и сотрудничество.
Взаимодействие в данном случае рассматривается как способ организации совместной деятельности между субъектами, цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества.
Множество авторов в качестве основного результата взаимодействия выделяют особые взаимоотношения между воспитателем и семьями, характеризующиеся общими интересами, готовностью контактировать.
Важно отметить, что в процессе взаимодействия и педагоги и родители занимают субъектную позицию - стремятся к совместной деятельностью по воспитанию дошкольников, разрешению возникших трудностей, проявляют активность, инициативу.
Взаимодействие детского сада и семьи направлено на совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Успешность взаимодействия детского сада и семьи возможна при готовности педагогов к сотрудничеству с родителями и готовности родителей к совместному с педагогами воспитанию своих детей. Только такая заинтересованная позиция поможет воспитателям найти понимание и поддержку у родителей. Кроме того, сам воспитатель должен хорошо
понимать, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, уметь поддерживать с родителями как деловые, так и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОО с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т.е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольной организации.
В основу создания образовательных программ для родителей должны быть положены следующие принципы [6]:
• принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка;
• принцип значимости внутри семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка;
Проанализировав опыт работы воспитателя с родителями можно дать утверждение, что взаимодействие детского сада с родителями воспитанников является самым эффективным, но при условии внедрении современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция родителей и воспитателя становятся более теплыми и гибкими: они активно участвуют в разных мероприятий и в данном случае родители ощущаю себя более компетентными.
Большой трудностью воспитателя оказалось - это привлечение родителей к помощи в участии в деятельности (жизни) детского садика. Чтобы провести данную работу, нужна огромная подготовительная работа с родителями воспитанников.
В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных: существенно 54
повысились воспитательные умения родителей, они стали активными участниками выставок и конкурсов, делились опытом семейного воспитания через информационные стенды, принимали активное участие в праздниках и спортивных мероприятиях и т. д.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей.
Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Данное исследование позволяет прийти к главному выводу: взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей ДОУ и семей воспитанников) является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка, готовят ребенка к жизни в современном обществе.
Следовательно, задачи, стоящие перед нами, были выполнены, а цель - достигнута.
1. Авраменко, О.В. Взаимодействие детского сада с семьей и школой по воспитанию дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст] / О. В. Авраменко. - Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2014. - 69 с.
2. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников [Текст] / Ш. Г. Алиева. - Молодой ученый. - 2014. - №2. - с. 711-715.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева - М. : Аспект Пресс, 1996.
4. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова - М., 2001.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник [Текст] / А. Г. Асмолов. - 4-е изд., испр. - М. : Смысл; Изд. «Академия», 2010. - 448 с.
6. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева - Спб. : ООО Изд. «Детство-пресс», 2014.
7. Бабаева, Т И. Социально-эмоциональное развитие детей в детском саду // Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Под ред. Т И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - Спб. : Детство-пресс, 2001.
8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Изд. «Академия», 2009. - 320 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПБ. : Питер, 2008. - 400 с.
10. Бочкарева Т П. Формирование социального опыта ребенка в
дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Социальный опыт ребенка. URL:
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ7idM2699 (дата обращения:
6.05.2018).
11. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина - М. : Просвещение, 1988. - 266 с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский - М. : Педагогика, 2013. - 432 с.
13. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л.С.Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 366 с.
14. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова - М. : Академия, 1998.
15. Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы[Текст] / Е.В.Коротаева - М. : Сентябрь, 2016. - 192 с.
16. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической
деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л. : Изд. ЛГУ, 1970. - 114 с.
...