Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Работа №57602

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения условий для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к ДОУ 8
1.1. Основные понятия проблемы исследования 8
1.2. Особенности эмоционального развития детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста...17
1.4. Влияние типологии родительских отношений на адаптацию ребёнка 23
1.5. Условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ 30
Выводы по первой главе 35
Глава II. Экспериментальное исследование особенности родительских отношений влияющие на адаптацию ребёнка младшего дошкольного возраста в ДОУ 36
2.1. Задачи и организация процедуры диагностического исследования.36
2.2. Описание диагностических методик 38
2.3. Обработка и анализ результатов обследования 42
2.4. Проект создание условий успешной адаптации ребёнка младшего
дошкольного возраста к ДОУ 50
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Библиографический список 65
Приложения

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для каждого ребенка — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого — педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша. Особое внимание нужно уделить адаптации детей младшего дошкольного возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Особенности протекания периода адаптации получили название «симптомокомплекса» адаптации. Подробная характеристика данного явления приводится в работах Л.Г.Голубевой, Р.В.Тонковой-Ямпольской, К.Грош и др. Отмечаются нарушения эмоционального состояния детей, вновь поступивших в детский сад. Первые две недели, независимо от возраста, у них преобладает отрицательное состояние (эмоциональная напряженность, чувство эмоционального дискомфорта, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность, подавленность). К проявлениям «симптомокомплекса» адаптации относят возникновение у ребенка преимущественно респираторных заболеваний (Л.Г.Голубева); нарушение сна, значительное снижение аппетита (Н.М.Аскарина, А.В.Оноприенко, В.Н.Добрейцер и др.); снижение речевой и игровой активности ребенка (А.А.Атанасова-Вукова).
А.Д.Кошелева, И.Ю.Ильина, изучая аффектогенную роль близкого взрослого в аффективном поведении ребенка в условиях изменения привычных жизненных стереотипов, пришли к выводу, что степень и время появления аффективных реакций адаптирующихся детей тесно связаны с эмоциональным настроением матери: чем больше отрицательных реакций со стороны взрослого, тем ярче проявление аффекта у ребенка; чем более напряжены отношения между ними, тем длительнее аффективная реакция последнего, тем меньше возможности переключения внимания на другие виды деятельности, меньше шансов снятия стресса путем педагогического воздействия.
Таким образом, исследования А.Д.Кошелевой, И.Ю.Ильиной, Р.В.Тонково — Ямпольской подтверждают, что успешность адаптации детей к новым условиям детского сада зависит от эффективного педагогического управления процессом адаптации, условий воспитания ребенка в семье, положительному эмоциональному настрою детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Анализ литературы и практики воспитания (анкетирования, проведённого на констатирующей этапе нашего исследования) показывает, что родители и педагоги заинтересованы в вопросах успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, но есть ряд противоречий:
• между заинтересованностью родителей и отсутствием педагогической компетентности родителей,
• в психолого — педагогической литературе и методической литературе освещены психологические, педагогические аспекты проблемы адаптации аспекты, однако условия которые может создать дошкольное образовательное учреждение представлены не достаточно.
Проблема заключается в поисках наиболее эффективных условий. облегчающих адаптацию при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества специалистов, воспитателей ДОУ и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению. В соответствии с вышеперечисленными проблемами, нами была сформулирована тема нашего исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально выявить условия необходимые для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет исследования: изучение условий успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного к дошкольному образовательному учреждению.
Контингент исследования - дети, в возрасте 3 — 4 лет их родители и педагоги дошкольной образовательной организации.
База исследования: Пермский край, посёлок Ильинский, МБДОУ детский сад «Золотой петушок», дети второй младшей группы (3 — 4 года).
В соответствии с обозначенной целью исследования и сформулированной гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать и экспериментально выявить условия успешной адаптации к ДОУ;
2. Проанализировать сущность и составляющие проблемы детско - родительских отношений и их влияния на эмоциональное благополучие детей младшего дошкольного возраста;
3. Изучить условия успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению;
4. Выявить влияние родительского отношения на особенности эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста в период адаптации;
5. Выделить детей младшего дошкольного возраста с аффективным поведением при поступлении в дошкольное учреждении;
6. Выявить особенности адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
7. Разработать проект, обеспечивающий быструю и безболезненную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Теоретико — методологическую основу исследования составляют: Изучением данной проблемы занимались: Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ, сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Методы, используемые в ходе исследования:
1. Системно — структурный анализ литературы по проблеме исследования.
2. Метод проектирования.
3. Изучение нормативных документов, документации ДОУ
4. Методика диагностики адаптации детей к ДОУ «Лист адаптации». (Кирюхина Н.В).
5. Опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин).
6. Эксперимент «Неваляшки» (А.Д. Кошелева, И.Ю. Ильина).
7. Метод наблюдения.
8. Метод обобщения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описанные условия могут быть использованы в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения. Обобшён материал по проблемам адаптации, влияние родительского отношения. Теоретические данные могут быть полезны родителям, воспитателям, педагогам ДОУ.
Практическая значимость исследования состоит в изучении созданных условий в детском саду, разработан и реализован проект по созданию условий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.
По данным исследователей, занимающихся изучением адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, в разлуке с близким взрослым накапливается нервно - психическое напряжение. Разлука с матерью снижает адаптивные способности ребёнка. Многие дети в период адаптации к детскому саду отрицательно эмоционально реагируют на разлуку с матерью.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по - настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: теоретически обосновать и экспериментально выявить условия необходимые для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, внедрен в практику дошкольного образовательного учреждения проект по созданию благоприятных условий в детском саду для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению. Нами были выделены условия, они описаны, представлены, реализован проект.
Также решены задачи исследования: на основе анализа психолого — педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы условия адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению; разработан проект работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению успешных условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно, если в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста.
При реализации разработанного проекта, нами предполагается повышение уровня педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.



1. Адаптация без слёз: учебно — метод. пособие/авт. сост. Т.Э. Токаева, Л.М. Бояршинова, Ф.Г. Дресвянкина ч. 1 — Пермь.КЦФКиЗ, 2008.
2. Айсина, Р.Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р.Е. Айсина// Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6.
3. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста/Н.М. Аксарина — М.: Мед. 1977. 303с.
4. Алешина,Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование: / Ю.Б Алешина. - М.: Просвещение, 2004.
5. Алямовская, В.Г. Ясли — это серьёзно/В.Г. Алямовская. - М.: Линга — пресс, 1999 — с.11 — 54.
6. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. / А. И Баркан - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
7. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
8. Берёзин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека./Берёзин Ф.Б.. - М.: 1988 — 270с.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: / Л.И. Божович. - М.: межд.пед.акад., 1995.
10. Бондаренко, Е. А. О психическом развитии ребенка./ Е.А. Бондаренко - М.: Просвещение, 1997.
11. Варга, А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции /А.Я. Варга // Вестник МГУ! Серия 14. Психология. - 1985. - №4. - С. 32-38.
12. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад./ Н.Д. Ватутина - М.: Просвещение, 1983.
13. Волков, Б.С., Психология общения в детском возрасте. /Б.С. Волков, Н.В. Волкова - СПб.: Питер, 2008.
14. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений/В.К. Вилюнас — МГУ, 1976.
15. Волкова, Н.В. Трудные дети или трудные родители? /Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М.: Педагогика, 1992.
16. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей/О.С. Газман//Классный руководитель — 1998 №8 С.108 — 111.
17. Галигузова, Л.Н. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к детскому учреждению/Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова// Педагогика детей раннего возраста — м.: ВЛАДОС, 2007 — С.140 — 151.
18. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ/О.И.Давыдова. - :
Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.
19. Доманецкая, Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. /Л.В. Доманецкая - Красноярск.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2008. - 164с.
20. Железку, Р Психологические условия адаптации/ Р. Железку — Дошкольное воспитание — 1982 - №6 — С.32 — 33.
21. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка./ А.И. Захаров - М.: Просвещение, 1986.
22. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков./ А.И. Захаров -Л.: Медицина, 1988.
23. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду, 1998, №1.- С.9-17.
24. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2001 - 752 с.
25. Ильина, И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: Моногр./И.Ю. Ильина. - Пермь: ПГГПУ, 2010. -96 с.
26. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ/Н.В. Кирюхина — М.: 2005.
27. Ковалев, С. В. Психология современной семьи./ С.В. Ковалев - М.: Просвещение, 1988.
28. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй. /А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина - М.: Творческий Центр, 2004.
29. Котова, Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей./ Е.В. Котова - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.
30. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду/ Т.В. Костяк // учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведения, М.: Издательский центр «Академия», 2008 — 176с.
31. Кошелева, А.Д. Аффективное поведение и его проявление в младшем дошкольном возрасте/ А.Д. Кошелёва// Проблемы изучения и развития личности дошкольника, Пермь.1995.
32. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении./М.И. Лисина -СПб.: Питер, 2009.
33. Мухина, В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. Ин - тов) / Под ред. Л.А. Венгера - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
34. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии./ Р.С. Немов. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.
35. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога./Р.В. Овчарова - М.:Просвещение, 1996.
36. Обухова, Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития./Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева - М.: Просвещение, 1999.
37. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т. А. Репиной. - М.:Педагогика, 1990.
38. Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Владос, 2004.
39. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности/А.В. Петровский — М., 1987.
40. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольный учреждениях/К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева — М.: ВЛАДОС, 2010 — 172с.
41. Реан, А. А., Психология адаптации личности./ А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов - СПб.: Речь, 2002.
42. Репринцева, Г.И. Детско - родительские отношения в современной
семье /Г.И. Репринцева// Социальная педагогика в России. Научно¬
методический журнал. - 2010, № 2. - С. 67-75.
43. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 — 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/А.С. Роньжина — М.: 2003 — 72 с.
44. Семья в психоконсультировании. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М.: Педагогика, 1989.
45. Смирнова, Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений. Е.О. Смирнова, М.В. Быкова// Вопросы психологии. Научно-методический журнал. - 2000, №3.
46. Социальная адаптация детей в ДДУ / Под ред. Р В. Тонковой- Ямпольской.-М.: Просвещение, 1987..
47. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2./А.С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
48. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции
неадекватных родительских позиций/ А.С. Спиваковская // Семья и формирование личности. - М., 1981. -С. 38-44.
49. Столин, В.В. Семья как объект психологической диагностики/ В.В. Столин // Семья и формирования личности. -М.: Просвещение, 1979.
50. Теплюк, С. Т. Улыбка малыша в период адаптации. /С.Т Теплюк// Дошкольное воспитание. - 2006, №3, с.42-49, №4, С.46-52.
51. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). - URL:
http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 140174
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17 октября 2013г. №1155 Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
53. Хохрякова, Ю.М. Адаптация детей к условиям дошкольного
учреждения. Технология педагогической поддержки: Учебно —
методическое пособие/Ю.М. Хохрякова — Пермь: Пермский
государственный гуманитарно педагогический университет, 2012 — 160с.
54. Целуйко, В. М. Психология современной семьи./ В.М. Целуйко - М.: Владос, 2004.
55. Эльконин, Д. Б. Детская психология./Д.Б. Эльконин — М.:
Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.
56. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А.Д. Кошелёвой - М.: 1985 - 176с.
57. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия./Э.Г.
Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.Н. Никольская - СПб.: Омега, 2003. - 478 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ