Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения
1.1. История развития вопроса
1.2. Психологические аспекты проблемного обучения
1.3. Современная концепция проблемного обучения
Глава 2. Применение методов проблемного обучения при изучении школьной географии
2.1. Проблемное обучение на уроках физической географии в 5-8 классах
2.2. Использование методов проблемного обучения при изучении курсов
экономической и социальной географии в 9-11 классах
Заключение
Литература
Приложение
Актуальность. Современное общество ставит перед Российским образованием задачу подготовки подрастающего поколения, способного к самостоятельному овладению информацией, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию.
Все приоритеты в обучении смещаются к развитию творческих способностей учащихся. Современные программы основной и общеобразовательной школы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения образовательной программы, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ. Программы по учебному предмету «География» - это программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение школьниками ключевых компетенций, служащих основой для успешного процесса образования, творческого саморазвития и самореализации личности. На первый план выдвигаются формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных качеств личности. Эти задачи решаются через организацию учебной деятельности на уроках и во внеклассной работе. Педагогический опыт убеждает, что эффективным может быть только то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным не только приобретать, но и применять знания на практике. Приобретение знаний, умений - это показатель обучаемости, применение знаний на практике в новых условиях - это показатель развития мыслительных операций и творческих способностей.
Проблемное обучение является тем ключом, который способствует развитию таких мыслительных операций как: выявление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение, а также умение видеть проблему, ставить вопросы, делать индуктивные и дедуктивные умозаключения в учебном процессе. Это сложный, непрерывный процесс развития личности её интеллектуальных и творческих способностей. Именно в школьном возрасте формируется и развивается интерес к познанию. И от умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит уровень знаний, умений, опыт творческой деятельности обучающихся, готовность к постоянному самообразованию. Ученые педагоги и психологи И. Я. Лернер, М.И. Махмутов, Э.И. Моносзон, В. Оконь, М.Н.Скаткин и др. признают, что развитие творческих способностей школьников, интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения, при котором школьники систематически включаются в решение проблемных вопросов и заданий[29, 30,36, 37, 41, 53].
Проблемность стимулирует поисковую деятельность человека.
Проблемное обучение - дидактический подход, основанный на психологических закономерностях мыслительной деятельности человека, способствует его умственному развитию, самостоятельной познавательной деятельности, формированию научного мировоззрения.
Объект исследования: учебный процесс.
Предмет исследования: проблемное обучение на уроках географии.
Цель исследования: провести ретроспективный анализ работ ученых, педагогов, психологов, методистов по проблемному обучению учащихся; показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии.
Задачи исследования:
- изучить взгляды ведущих педагогов и психологов на проблему;
- выявить психологические аспекты проблемного обучения;
- показать возможности использования проблемного обучения при изучении курсов физической географии;
- рассмотреть особенности использования методов проблемного изучения в старших классах.
Методы исследования:
- анализ педагогической и психологической литературы;
- наблюдение;
- беседы;
- исторический метод;
- сравнительный метод;
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе учителями географии для применения технологии проблемного обучения в развитии творческих способностей школьников; в работе предлагаются примеры проблемных вопросов и заданий по изучаемым темам, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности на их основе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются взгляды ведущих педагогов и психологов на вопросы проблемного обучения, раскрыт психологический аспект проблемного обучения и современные концепции.
Вторая глава раскрывает процесс применения методов проблемного обучения в преподавании курсов школьной географии, уделено внимание приёмам мыслительной деятельности и созданию конкретных проблемных вопросов и заданий по изучаемым темам и организации познавательной деятельности учащихся на их основе.
Работа содержит 93 страницы текста, табллиц-1, приложений - 2.
Развитие творческих способностей учащихся происходит в процессе обучения. Школьники становятся активными субъектами, способными в процессе активной познавательной деятельности усваивать и применять знания и умения на практике. Активизация процесса обучения не возможна без внедрения в учебный процесс технологии проблемного обучения, основной которой является развитие мыслительной деятельности, обеспечивающей развитие познавательной самостоятельности и творческой активности.
Вопросами, связанными с активными методами обучения, занимались классики педагогической науки Я.А. Каменский, И.Г. Пестолоци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский
Вопросы проблемного обучения на современном этапе раскрываются в трудах учёных психологов и педагогов: И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, А.М. Матюшкина, Г.А. Понуровой, М.Н. Скаткина, В.А.Щенева, Т.В.Кудрявцевой, высказывающих различные точки зрения на проблемное обучение. Одни понимают его как тип обучения, другие как метод и принцип. Но все исследователи отмечают, что основными элементами проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, созданных с помощью проблемных вопросов и заданий.
Вопросами проблемного обучения очень серьезно занимался казанский ученый М.И. Махмутов и его школа.
Работая над вопросами проблемного обучения, ученый подчеркивал, что процесс обучения направлен на формирование мотивов познавательной деятельности, самостоятельности учащихся, на развитие мыслительных творческих способностей в ходе усвоения учебного материала, способствуя формированию диалектического мышления и всестороннему развитию личности.
Психолого-возрастные особенности развития мышления изучались: Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальперным, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.Ф. Обуховой, А.В. Петровским, Ф. Райсом. Исследования Л.С. Выготского глубоко затронули вопросы интериоризации - перехода, при котором внешние процессы преобразуются во внутренние глубинные процессы, протекающие в умственном плане, что составляет сущность развивающего обучения.
Для подросткового и раннего юношеского периода развития школьников характерно развитие теоретического, формального мышления. Учащиеся владеют такими мыслительным и операциями как умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы. Самое важное, что в процессе проблемного обучения, в том, что, пытаясь решить проблему, школьник работает с разнообразной информацией, и в процессе активной работы он так оперирует фактическим материалом, что получает новые для себя знания.
Основными элементами проблемного обучения являются: проблемный вопрос или проблемное задание, проблемная ситуация, в которой заложено основное противоречие между имеющимися знаниями и теми знаниями, которые необходимы для решения вопроса, предположения (гипотезы) учащихся и обобщение при решении проблемы.
Создавая на уроке проблемные ситуации, учитель ведет целенаправленную работу по формированию и развитию мышления школьников, культуры умственного труда.
При проблемном обучении проникновение в сущность изучаемых понятий, явлений и процессов является одним из главных условий творческого развития.
Проблемное обучение осуществляется с помощью частично-поискового, исследовательского и метода проблемного изложения. Все методы и соответствующие им приёмы направлены на формирование познавательной самостоятельности учащихся.
Основой проблемного обучения является овладение основными логическими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, установлением причинно-следственных связей, умением доказательно строить умозаключение, оперировать противоречиями.
Для развития познавательной активности, мышления необходимо приобщить обучающихся к выполнению творческих заданий, в ходе выполнения которых они проводят сбор фактического материала, анализируют и систематизируют, делают обобщения и, таким образом, формируются интеллектуальные умения необходимые для дальнейшего творческого развития.
Школьный предмет география обладает большими возможностями использования проблемного обучения, на котором учитель учит мыслительным операциям, способствуя мотивации, развитию познавательного интереса школьников к знаниям.
При изучении раздела, состоящего из нескольких тем, где тема каждого урока рассматривается как определенная система проблемных вопросов, в результате складывается определённая структура урока, на которой с помощью мыслительных операций выявляются причинно-следственные связи рассматриваемого явления или процесса.
Использование проблемного обучения, основанного на принципе системности доступно и в среднем и в старшем звене. При изучении экономической и социальной географии оно приобретает особое значение, так рассматриваются сложные вопросы организации населения и хозяйства, особенности политической карты мира, НТР и мирового хозяйства, рационального и нерационального природопользования.
В процессе использования проблемного обучения у школьников формируются такие черты личности: как любознательность и заинтересованность, внимательность и сосредоточенность, целеустремлённость и мобильность, самостоятельность и активность, которые в своей совокупности и творческим развитием познавательных способностей под руководством учителя формируют глубокие прочные знания, умения, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к деятельности.
Методически грамотное преподавание содержания учебного материала, выбор методов проблемного обучения, соответствующих приёмов обучения, влияние, которых бесспорно, и неоспоримо на развитие мыслительных операций школьников - это действительно область подлинного мастерства и творчества учителя, стремящегося добиться активной познавательной деятельности учащихся на уроке.
1. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы.) - М.: Просвещение. 1982. - 192 с.
3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 1990.
4. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012. -242 с.
5. Болотникова Н.В., Елисеева Л.И., Кугут И.А., О.П. Мастер-класс учителя географии. 9 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. - М.: Планета, 2014. -240с.
6. Бине А. В книге В. Яровицкий. 100 великих психологов - М., Просвещение - 2004.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика Пресс, 1996 - 533с.
8. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. - М., Просвещение, 1968.
9. Герасимова Т.П., Душина И.В. О новом подходе к методам обучения географии // География в школе. -1989. - №3.
10. Даринский А.В. Методика преподавания географии. - М., 1975
11. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М.: Изд-во Академии пед. наук,1957. -517 с.
12. Дорн В., Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии. - М., Педагогика,1970, - 238с.
13. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. / В.П.Дронов, В.Я.Ром, - 14-е изд., перераб., - М., Дрофа, 2008 - 320с.
14. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 176с.
15. Душина И.В., Смоктунович Т.Д. География 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 288с.
16. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Дрофа, 2007. -509 с.
17. Дьюи Д. Реконструкция в философии, пер. с англ. М.Занадворнов, М. Шиков - М., Логос, 2001.
18. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., Педагогика,1968.
19. Каптерев П.Ф. Детская педагогическая психология. - М.:
Московский психолого-социальный институт. - 1999.
20. Климанов О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2012. - 272с.
21. Коринская В.А География материков и океанов. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. (В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев) - 13-е изд., М., Дрофа, 2006 - 318с.
22. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение,1989. - 255 с.
23. Коринская В.А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. - М., 1979.
24. Коменский Я.А. Великая дидактика. - 1738 - 174с.
25. Крутецкий В.А. Особенности подросткового возраста. -- М., 1978. -278 с.
26. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - понятие и содержание. Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы. «Вестник высшей школы» - М., 1984, № 4, с.27-33.
27. Ксеноновая Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000.
28. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. - М., 1979 - 106с.
29. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1982.
30. Лернер И.Я. Проблемное обучение // Педагогика и психология. - 1974. - №7.
31. Маклаков А.Г. психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с.
32. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. 13-е изд. - М., Просвещение, 2005 - 400с.
33. Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. -М., 2001.
34. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. - М., 1972.
35. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М., Просвещение,1977 - 239с.
36. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
37. Моносзон Э.И. Проблемное обучение: практические и
теоретические вопросы. - М., Просвещение, 1970 - 123с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебное пособие для студентов вузов.7-е изд. - М., ACADEMIA, 2000 - 456с.
39. Николина В.В., АлексеевА.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. -192 с.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Педагогическое общество России. - М., 2001. - 442 с.
41. Оконь В. Основы проблемного обучения, - М., Просвещение 1968.
42. Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. Спец.высш. пед.учеб. заведений и учителей географии. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1983. -320с.
43. Песталоцци И.Г., Руссо Жан-Жак. Педагогическое наследие. Песталоцци Иоганн Генрих, Руссо Жан-Жак - М., Педагогика, 1989 - 416с.
44. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 512 с.
45. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология.2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
46. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Перевод с англ. и франц. Вступительная статья В.А. Лекневского, В.И.Садовского, Э.Г.Юдина - М., Международная педагогическая академия, 1994 - 680с.
47. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М., Просвещение, 1991.
48. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 75 с. - (Стандарты второго поколения).
49. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. - М., 1991.
50. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СП.: Издательство «Питер», 2000. - 656 с.
51. Раковская Э.М. География: природа России. Учебник для 8кл. общеобразовательных учреждений, 8-е изд. - М., Просвещение, 2005 - 302с.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., изд. Питер,2007.
53. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. - М., Просвещение, 1982.
54. Трофимов А.М., Гайсин И.Т., Рубцов В.А. Актуальные вопросы социально-экономической географии: учебное пособие. - Казань: РИЦ «Школа»,2008. - 176с.
55. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. том 5. Сост.
С.Ф. Егоров - М., Педагогика, 1990 - 528с.
56. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности. - М., Прогресс, 1996 - 327с.
57. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Международная педагогическая академия. 1995. - 368 с.
58. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. М.,1980.
59. Щенев В.А. Приёмы учебной работы учащихся в курсах физической географии. - М., 1979.
60. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко - М., Просвещение, 1989 - 496 с.
61. Arlin, P. K. (1975). «Cognitive Development in Adulthood Fifth Stage? » Developmental Psychology, 11, 602-606.
62. Klayman, J. (1985). «Decision Strategies and Their Adaptation to Talk Characteristics». Oganizational Behavior and Human Decision Processes, 35, 179-201.
63. Lewis, C. C. (1981). «How Adolescents Approach Decisins: Changes Over Gades Seven to Twelve and Policy Implications». Child Development, 52, 538 -544.
64. Mann, L., Harmoni, R.V., and Power, C.N. (1989). «Adolescent Decision Making: The Development of Competence. » Journal of Adolescence, 12, 265- 278.