НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения доходов индивидуальных
предпринимателей 7
1.1. Условия выбора режимов налогообложения для индивидуальных
предпринимателей в России 7
1.2. Зарубежный опыт налогообложения индивидуальных
предпринимателей 16
1.3. Механизм исчисления налога на доходы физических лиц
индивидуальными предпринимателями 26
2. Действующая практика исчисления и уплаты налога на доходы
физических лиц индивидуальными предпринимателями 34
2.1. Анализ поступлений налога на доходы физических лиц,
уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в бюджетную систему России 34
2.2. Анализ формирования налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц - индивидуальных предпринимателей 43
3. Совершенствование механизма исчисления налога на доходы
физических лиц индивидуальными предпринимателями 52
3.1. Основные направления совершенствования механизма исчисления
налога на доходы физических лиц - индивидуальных предпринимателей 52
3.2. Возможности применения зарубежного опыта налогообложения
индивидуальных предпринимателей в России 63
Заключение 70
Список использованных источников
1. Теоретические основы налогообложения доходов индивидуальных
предпринимателей 7
1.1. Условия выбора режимов налогообложения для индивидуальных
предпринимателей в России 7
1.2. Зарубежный опыт налогообложения индивидуальных
предпринимателей 16
1.3. Механизм исчисления налога на доходы физических лиц
индивидуальными предпринимателями 26
2. Действующая практика исчисления и уплаты налога на доходы
физических лиц индивидуальными предпринимателями 34
2.1. Анализ поступлений налога на доходы физических лиц,
уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в бюджетную систему России 34
2.2. Анализ формирования налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц - индивидуальных предпринимателей 43
3. Совершенствование механизма исчисления налога на доходы
физических лиц индивидуальными предпринимателями 52
3.1. Основные направления совершенствования механизма исчисления
налога на доходы физических лиц - индивидуальных предпринимателей 52
3.2. Возможности применения зарубежного опыта налогообложения
индивидуальных предпринимателей в России 63
Заключение 70
Список использованных источников
Рыночная экономика создает наиболее благоприятные условия и наилучшую среду для развития предпринимательской деятельности. Но существует вопрос, в какой форме осуществлять предпринимательскую деятельность, чтобы достигнуть максимального результата от этой деятельности.
Однозначного ответа на вопрос, в какой организационно-правовой форме выгоднее осуществлять предпринимательскую деятельность, к сожалению не существует. Прежде всего, учредителей интересуют проблемы налогообложения, пределы ответственности в связи с деятельностью предприятия, которое учредитель намеревается создать или приобрести, а также вопросы контроля над его деятельностью.
Предпринимательская деятельность - это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности обусловлен большим количеством факторов экономического, производственно¬технического и юридического порядка. В процессе осуществления такого выбора различные основания должны анализироваться в совокупности.
Основными формами предпринимательской деятельности в России являются: индивидуальная (частное предпринимательство) и коллективная (предусматривающая создание юридического лица).
Среди преимуществ осуществления предпринимательской деятельности такие качества, как гибкость и мобильность. Индивидуальные предприниматели, как правило, действуют в узких сегментах рынка, что 3
позволяет им оперативно реагировать на изменение спроса и быстро адаптироваться к новым условиям. Необходимое условие эффективной экономической деятельности - способность выявить потребность и удовлетворить ее - присуще в большей степени именно деятельности граждан без образования юридического лица.
При всех своих достоинствах и преимуществах осуществления предпринимательской деятельности гражданином без образования юридического лица данной форме предпринимательства присущи и определенные недостатки. Прежде всего, это ограниченность сферы деятельности индивидуального предпринимателя. Как правило, частные предприниматели действуют в отраслях, не требующих больших капиталовложений. Подавляющее большинство граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимаются торговлей, а точнее перепродажей. Таким образом, любая форма предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки.
Актуальность данной темы в том, что глубокое знание налогового законодательства - один из факторов успеха предпринимательской деятельности. Вступив в современные условия экономики, предприниматель погружается в мир налогового законодательства, умение ориентироваться в котором не менее важно, чем понимание и знание экономических законов функционирования на рынке частного предпринимательства.
Развитию предпринимательства в современной России придается приоритетное значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству суждено сыграть ключевую роль рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным. Практика зарубежных стран свидетельствует, что индивидуальное предпринимательство составляет значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши.
При этом, необходимо отметить что налог на доходы физических лиц играет немаловажную роль для индивидуальных предпринимателей. Налог на доходы физических лиц призван обеспечивать государство финансовыми ресурсами и содействовать решению социально-экономических проблем в обществе. Именно поэтому, используя регулирующую функцию налогов, в первую очередь налога на доходы физических лиц, государство может стимулировать развитие малого и индивидуального предпринимательства.
Целью работы является изучение теоретического материала по налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей, выявление существующих проблем и недостатков исчисления и взимания налога на доходы физических лиц, исчисляемых индивидуальными предпринимателями, предложения по совершенствованию механизма исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. В связи с указанной целью, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы налогообложения доходов
индивидуальных предпринимателей;
2. раскрыть порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями;
3. проанализировать действующую практику исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями;
4. предложить пути совершенствования механизма исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями.
Объектом исследования является экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей - физических лиц.
Предметом исследования является налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей.
В процессе исследования с помощью сравнительного и системного анализа были раскрыты особенности налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей - физических лиц. В работе показана роль 5
доходов индивидуальных предпринимателей - физических лиц в бюджетной системе страны. Определены возникающие проблемы при налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей. Описаны возможные направления реформирования налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей - физических лиц в России.
Значимость работы в том, что проведенные исследования дают ясную картину об экономической сущности, функциях и видах налогов, принципов исчисления и уплаты налогов и сборов индивидуальными предпринимателями.
Научная разработанность проблемы рассматриваются в научных трудах современных теоретиков и практиков налоговой теории, отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме. В основу ее разработки легли Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы и постановления Правительства, другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие вопросы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и возникающих в связи с этим экономических отношений в Российской Федерации.
Структура работы сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Однозначного ответа на вопрос, в какой организационно-правовой форме выгоднее осуществлять предпринимательскую деятельность, к сожалению не существует. Прежде всего, учредителей интересуют проблемы налогообложения, пределы ответственности в связи с деятельностью предприятия, которое учредитель намеревается создать или приобрести, а также вопросы контроля над его деятельностью.
Предпринимательская деятельность - это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности обусловлен большим количеством факторов экономического, производственно¬технического и юридического порядка. В процессе осуществления такого выбора различные основания должны анализироваться в совокупности.
Основными формами предпринимательской деятельности в России являются: индивидуальная (частное предпринимательство) и коллективная (предусматривающая создание юридического лица).
Среди преимуществ осуществления предпринимательской деятельности такие качества, как гибкость и мобильность. Индивидуальные предприниматели, как правило, действуют в узких сегментах рынка, что 3
позволяет им оперативно реагировать на изменение спроса и быстро адаптироваться к новым условиям. Необходимое условие эффективной экономической деятельности - способность выявить потребность и удовлетворить ее - присуще в большей степени именно деятельности граждан без образования юридического лица.
При всех своих достоинствах и преимуществах осуществления предпринимательской деятельности гражданином без образования юридического лица данной форме предпринимательства присущи и определенные недостатки. Прежде всего, это ограниченность сферы деятельности индивидуального предпринимателя. Как правило, частные предприниматели действуют в отраслях, не требующих больших капиталовложений. Подавляющее большинство граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимаются торговлей, а точнее перепродажей. Таким образом, любая форма предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки.
Актуальность данной темы в том, что глубокое знание налогового законодательства - один из факторов успеха предпринимательской деятельности. Вступив в современные условия экономики, предприниматель погружается в мир налогового законодательства, умение ориентироваться в котором не менее важно, чем понимание и знание экономических законов функционирования на рынке частного предпринимательства.
Развитию предпринимательства в современной России придается приоритетное значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству суждено сыграть ключевую роль рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным. Практика зарубежных стран свидетельствует, что индивидуальное предпринимательство составляет значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши.
При этом, необходимо отметить что налог на доходы физических лиц играет немаловажную роль для индивидуальных предпринимателей. Налог на доходы физических лиц призван обеспечивать государство финансовыми ресурсами и содействовать решению социально-экономических проблем в обществе. Именно поэтому, используя регулирующую функцию налогов, в первую очередь налога на доходы физических лиц, государство может стимулировать развитие малого и индивидуального предпринимательства.
Целью работы является изучение теоретического материала по налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей, выявление существующих проблем и недостатков исчисления и взимания налога на доходы физических лиц, исчисляемых индивидуальными предпринимателями, предложения по совершенствованию механизма исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. В связи с указанной целью, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы налогообложения доходов
индивидуальных предпринимателей;
2. раскрыть порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями;
3. проанализировать действующую практику исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями;
4. предложить пути совершенствования механизма исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями.
Объектом исследования является экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей - физических лиц.
Предметом исследования является налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей.
В процессе исследования с помощью сравнительного и системного анализа были раскрыты особенности налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей - физических лиц. В работе показана роль 5
доходов индивидуальных предпринимателей - физических лиц в бюджетной системе страны. Определены возникающие проблемы при налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей. Описаны возможные направления реформирования налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей - физических лиц в России.
Значимость работы в том, что проведенные исследования дают ясную картину об экономической сущности, функциях и видах налогов, принципов исчисления и уплаты налогов и сборов индивидуальными предпринимателями.
Научная разработанность проблемы рассматриваются в научных трудах современных теоретиков и практиков налоговой теории, отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме. В основу ее разработки легли Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы и постановления Правительства, другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие вопросы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и возникающих в связи с этим экономических отношений в Российской Федерации.
Структура работы сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Одним из основных направлений развития экономики Российской Федерации является создание благоприятных условий для поддержания малого бизнеса. Одним из основных регуляторов, влияющих на развитие малого индивидуального предпринимательства, является налоговая система.
В первой главе работы были рассматрены теоретические основы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей. На основе изучения налогообложения индивидуальных предпринимателей в России оценены возможности применения ими специальных режимов. Приведен зарубежный опыт налогообложения индивидуальных предпринимателей. Определено значение индивидуальных предпринимателей для современной экономики нашей страны. А также проведен анализ механизма исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями.
В первом параграфе были рассмотрены условия применения специальных налоговых режимов, а также перечень налогов уплачиваемых индивидуальным предпринимателем, находящемся на том или ином режиме. Анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей позволил изучить саму сущность специальных налоговых режимов, а также, в каких случаях предприниматели должны уплачивать налог на доходы физических лиц. Кроме того, были выявлены особенности уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями, в частности, что с одной стороны, они рассматриваются в качестве самостоятельных плательщиков, а с другой - в качестве налоговых агентов.
Во втором параграфе рассмотрен зарубежный опыт налогообложения индивидуальных предпринимателей на примерах стран СНГ. Рассматривая специальные режимы налогообложения стран СНГ без внимания, не остались такие факты, как например, весьма интересный критерий установления ставок по упрощенной системе налогообложения в Республике Беларусь, помимо этого поражает минимализмом величина упрощенного налога в Украине. В 70 целом, мониторинг налогового законодательства стран участниц СНГ показал, что в каждой из них существуют определенные особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей, но все же иногда прослеживается некоторое сходство с налогообложением в Российской Федерации.
В третьем параграфе проведен анализ механизма исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. Было выявлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, по которым установлены различные налоговые ставки. Помимо общей ставки налога 13% предусмотрены несколько специальных налоговых ставок - 9, 15, 30 и 35%. Доходы индивидуального предпринимателя облагаются налогом по общей ставке. Кроме того, каждый индивидуальный предприниматель может уменьшить свою налогооблагаемую базу на налоговые вычеты.
Во второй главе данной работы, поведен анализ поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц в России. Налог на доходы физических лиц, являясь государственным налогом, имеет решающее социально-экономическое значение для пополнения налоговых доходов бюджетов Российской Федерации. Поступления от налога на доходы физических лиц помогают сформировать бюджетную казну для осуществления полномочий региональных органов власти, а также реализации социальных функций государства и его регионов, повышения качества жизни граждан, проживающих в России.
За рассматриваемый период с 2013 года по 2015 год поступления от налога на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета, как Российской Федерации, так и Республики Татарстан. На данный момент поступления от индивидуальных предпринимателей, по налогу на доходы физических лиц в бюджет, играют незначительную роль. Однако статистика поступлений данного налога, говорит о том, что доля поступлений от 71
индивидуальных предпринимателей имеет стабильный характер, в также показатели по бюджету субъекта федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов.
Что касается анализа формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, то можно сказать, что наибольшую долю в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13%, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно. Кроме того, проведенное исследование по применению налоговых вычетов по налогу на доходы физических индивидуальными предпринимателями показало, что наибольший удельный вес в общей структуре налоговых вычетов приходится на профессиональные налоговые вычеты, меньшую долю занимают имущественные налоговые вычеты, небольшой удельный вес занимают социальные вычеты.
В третьей главе представлено совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц, а также возможности применения зарубежного опыта налогообложения индивидуальных предпринимателей. Налог на доходы физических лиц индивидуальные предприниматели в зарубежных странах, как и в России, уплачивают при общей системе налогообложения, а при применении специальных режимов освобождаются от уплаты подоходного налога, однако при наличии наемных работников, предприниматели являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет.
Кроме того, во многих зарубежных странах, в настоящее время стоит вопрос о том, какая ставка подоходного налога более эффективна и справедлива: плоская или прогрессивная. Не стоит забывать о том, что плоская шкала налога все-таки в первую очередь выгодна богатым, нежели бедным. Но в тоже время, нужно прекрасно понимать, что выплачивать 13% куда проще, чем 30% или даже 40%. Тем более, при повышении ставок налога на доходы физических лиц налогоплательщики будут искать способы избежать налогообложения или, по крайней мере, снизить его.
В результате проведенного исследования, также было выявлено, что особенности социальной направленности подоходного налогообложения физических лиц, в частности индивидуальных предпринимателей, в странах СНГ нашли свое отражение в налоговых льготах. Налоговые льготы, прежде всего, являются одной из мер поддержки, оказываемой наиболее нуждающимся и незащищенным категориям граждан, кроме того при помощи налоговых льгот стимулируется развитие всех сфер бизнеса.
Помимо зарубежного опыта, были выявлены основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, а также сформулированы предложения по совершенствованию данного налога с индивидуальных предпринимателей. К основным проблемам, связанным с налогообложением доходов физических лиц в России относятся, в первую очередь это соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога на доходы физических лиц, во вторых это проблема применения ставок налога, в третьих это низкий уровень доходов населения нашей страны.
В настоящее время необходима комплексная реформа налога на доходы физических лиц, охватывающая все элементы налога и направленная на реализацию задач социальной политики и достижение социальной справедливости. Преобразования необходимо осуществлять поэтапно, с тем, чтобы минимизировать риски переходного периода, как финансовые - для бюджетной системы, так и социально-психологические для налогоплательщиков.
Для совершенствования налогообложения доходов физических лиц в первую очередь целесообразно ввести необлагаемый минимум, который позволит снизить социальную напряженность в обществе. Кроме того, необходим постепенный переход к прогрессивной ставке налогообложения, что будет способствовать снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющее низкие доходы. Также необходимой задачей является совершенствование налогового администрирования, направленное на более 73
эффективный контроль своевременности и полноты уплаты налога, а также на упрощение взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
Предложенные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц будут способствовать решению значительного числа задач социальной политики России на среднесрочную перспективу, а также обеспечат перераспределение сверх доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
В первой главе работы были рассматрены теоретические основы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей. На основе изучения налогообложения индивидуальных предпринимателей в России оценены возможности применения ими специальных режимов. Приведен зарубежный опыт налогообложения индивидуальных предпринимателей. Определено значение индивидуальных предпринимателей для современной экономики нашей страны. А также проведен анализ механизма исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями.
В первом параграфе были рассмотрены условия применения специальных налоговых режимов, а также перечень налогов уплачиваемых индивидуальным предпринимателем, находящемся на том или ином режиме. Анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей позволил изучить саму сущность специальных налоговых режимов, а также, в каких случаях предприниматели должны уплачивать налог на доходы физических лиц. Кроме того, были выявлены особенности уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями, в частности, что с одной стороны, они рассматриваются в качестве самостоятельных плательщиков, а с другой - в качестве налоговых агентов.
Во втором параграфе рассмотрен зарубежный опыт налогообложения индивидуальных предпринимателей на примерах стран СНГ. Рассматривая специальные режимы налогообложения стран СНГ без внимания, не остались такие факты, как например, весьма интересный критерий установления ставок по упрощенной системе налогообложения в Республике Беларусь, помимо этого поражает минимализмом величина упрощенного налога в Украине. В 70 целом, мониторинг налогового законодательства стран участниц СНГ показал, что в каждой из них существуют определенные особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей, но все же иногда прослеживается некоторое сходство с налогообложением в Российской Федерации.
В третьем параграфе проведен анализ механизма исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. Было выявлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, по которым установлены различные налоговые ставки. Помимо общей ставки налога 13% предусмотрены несколько специальных налоговых ставок - 9, 15, 30 и 35%. Доходы индивидуального предпринимателя облагаются налогом по общей ставке. Кроме того, каждый индивидуальный предприниматель может уменьшить свою налогооблагаемую базу на налоговые вычеты.
Во второй главе данной работы, поведен анализ поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц в России. Налог на доходы физических лиц, являясь государственным налогом, имеет решающее социально-экономическое значение для пополнения налоговых доходов бюджетов Российской Федерации. Поступления от налога на доходы физических лиц помогают сформировать бюджетную казну для осуществления полномочий региональных органов власти, а также реализации социальных функций государства и его регионов, повышения качества жизни граждан, проживающих в России.
За рассматриваемый период с 2013 года по 2015 год поступления от налога на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета, как Российской Федерации, так и Республики Татарстан. На данный момент поступления от индивидуальных предпринимателей, по налогу на доходы физических лиц в бюджет, играют незначительную роль. Однако статистика поступлений данного налога, говорит о том, что доля поступлений от 71
индивидуальных предпринимателей имеет стабильный характер, в также показатели по бюджету субъекта федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов.
Что касается анализа формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, то можно сказать, что наибольшую долю в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13%, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно. Кроме того, проведенное исследование по применению налоговых вычетов по налогу на доходы физических индивидуальными предпринимателями показало, что наибольший удельный вес в общей структуре налоговых вычетов приходится на профессиональные налоговые вычеты, меньшую долю занимают имущественные налоговые вычеты, небольшой удельный вес занимают социальные вычеты.
В третьей главе представлено совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц, а также возможности применения зарубежного опыта налогообложения индивидуальных предпринимателей. Налог на доходы физических лиц индивидуальные предприниматели в зарубежных странах, как и в России, уплачивают при общей системе налогообложения, а при применении специальных режимов освобождаются от уплаты подоходного налога, однако при наличии наемных работников, предприниматели являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет.
Кроме того, во многих зарубежных странах, в настоящее время стоит вопрос о том, какая ставка подоходного налога более эффективна и справедлива: плоская или прогрессивная. Не стоит забывать о том, что плоская шкала налога все-таки в первую очередь выгодна богатым, нежели бедным. Но в тоже время, нужно прекрасно понимать, что выплачивать 13% куда проще, чем 30% или даже 40%. Тем более, при повышении ставок налога на доходы физических лиц налогоплательщики будут искать способы избежать налогообложения или, по крайней мере, снизить его.
В результате проведенного исследования, также было выявлено, что особенности социальной направленности подоходного налогообложения физических лиц, в частности индивидуальных предпринимателей, в странах СНГ нашли свое отражение в налоговых льготах. Налоговые льготы, прежде всего, являются одной из мер поддержки, оказываемой наиболее нуждающимся и незащищенным категориям граждан, кроме того при помощи налоговых льгот стимулируется развитие всех сфер бизнеса.
Помимо зарубежного опыта, были выявлены основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, а также сформулированы предложения по совершенствованию данного налога с индивидуальных предпринимателей. К основным проблемам, связанным с налогообложением доходов физических лиц в России относятся, в первую очередь это соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога на доходы физических лиц, во вторых это проблема применения ставок налога, в третьих это низкий уровень доходов населения нашей страны.
В настоящее время необходима комплексная реформа налога на доходы физических лиц, охватывающая все элементы налога и направленная на реализацию задач социальной политики и достижение социальной справедливости. Преобразования необходимо осуществлять поэтапно, с тем, чтобы минимизировать риски переходного периода, как финансовые - для бюджетной системы, так и социально-психологические для налогоплательщиков.
Для совершенствования налогообложения доходов физических лиц в первую очередь целесообразно ввести необлагаемый минимум, который позволит снизить социальную напряженность в обществе. Кроме того, необходим постепенный переход к прогрессивной ставке налогообложения, что будет способствовать снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющее низкие доходы. Также необходимой задачей является совершенствование налогового администрирования, направленное на более 73
эффективный контроль своевременности и полноты уплаты налога, а также на упрощение взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
Предложенные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц будут способствовать решению значительного числа задач социальной политики России на среднесрочную перспективу, а также обеспечат перераспределение сверх доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - Порядок исчисления и уплаты НДФЛ (Алтайский Государственный Технический университет)
Курсовые работы, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ(12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Упрощенная система учета и налогообложения (на примере ООО «Мангазея Недвижимость»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С РАБОТНИКАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: АНАЛИЗ
ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



