Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования медиа технологий государственного управления массовыми информационными процессами .... 8
1.1. Массовые информационные процессы: определение базовых
категорий, типы и методы управления МИП 8
1.2. Характеристика сущности медийных технологий информационного воздействия 17
Глава 2. Исследование медиатехнологий управления массовыми информационными процессами в Республике Татарстан (на примере региональных телеканалов) 30
2.1. Общая характеристика массовых информационных процессов в Республике Татарстан 30
2.2. Контент-анализ медиатехнологий информационно-новостного
вещания ТК «Эфир» и ТРК «Татарстан-Новый Век» 45
2.3. Исследование доверия населения Республики Татарстан средствам
массовой информации 58
Глава 3. Повышение эффективности региональных СМИ: проблемы и тенденции 71
3.1. Проблемы эффективной действенности региональных СМИ 71
3.2. Практические рекомендации по корректировке форм и методов
медийного воздействия 79
Заключение 89
Библиографический список 95
Приложения
Актуальность темы исследования определяется повсеместным и бурным развитием современных медиа-технологий, стремительным охватом аудитории инновационными медиа, потенциал которых еще не только не раскрыт и не изучен, но даже и не может быть точно спрогнозирован и оценен.
В современном обществе информация играет решающую роль, а информационные ресурсы стали в один ряд с основными экономическими ресурсами государства - природными, материальными, трудовыми, финансовыми и иными. Поэтому все большее внимание уделяется проблемам массовых информационных процессов.
Объем необходимой социальной информации, получаемой из теле- и радиопрограмм, периодических изданий, все более расширяется, и влияние массовой коммуникации и ее средств на человека все возрастает.
Сегодня воздействие на сознание и поведение людей является той невидимой технологией управления общественной жизнью, которая пронизывает буквально все уровни социального взаимодействия, начиная от политико-правовых и заканчивая межличностными. Современный человек живет в условиях постоянного влияния и воздействия, оказываемого на него другими людьми и средствами массовой информации.
В настоящее время ТВ в России является наиболее распространенным и влиятельным средством массовой коммуникации, как в силу ряда экономических причин, так и в силу социокультурных особенностей. Это позволяет рассматривать его в качестве основного средства массовой коммуникации для нашей страны в целом и Республики Татарстан в частности в настоящем и ближайшем будущем.
Массовое сознание современной аудитории формируют преобладающие всевозможные развлекательные программы с легким, доступным и актуальным в повседневной жизни содержанием. Эти передачи способствуют пассивности потребителей информации, вследствие чего они легче поддаются на различного рода пропагандистские воздействия. Это и позволяет субъектам пропаганды управлять сознанием и поведением масс в нужном для них направлении, стандартизировать сознание людей.
В российской науке о масс-медиа делается акцент на взаимоотношениях власти и СМИ. Информационным полем, в котором создается образ власти, являются СМИ. Конечно, в данной системе существует определенный порядок взаимодействий, установленный субъектами информационных отношений. Главным субъектом и во многом «заказчиком» имиджевых модулей, продвигаемых в общественное сознание, является власть.
Объект работы - массовые информационные процессы.
Предмет работы - медийные технологии государственного информационного управления.
Цель работы - исследование специфики медийных технологий государственного управления массовыми информационными процессами и разработка рекомендаций по корректировке форм и методов медийного воздействия.
Задачи, поставленные в работе:
- охарактеризовать массовые информационные процессы, типы и методы управления МИП;
- раскрыть сущность и функциональное назначение технологий информационного воздействия;
- проанализировать состояние массовых информационных процессов в Республике Татарстан;
- осуществить контент-анализ информационно-новостного вещания в РТ (на примере ТК «Эфир» и ТРК «Татарстан-Новый Век»)
- изучить динамику доверия населения средствам массовой информации в РТ;
- провести компаративный анализ медиатехнологий информационноновостного вещания ТК «Эфир» и ТРК «Татарстан-Новый Век» и выявить проблемы эффективности массового воздействия региональных СМИ;
- разработать практические рекомендации по корректировке форм и методов медийного воздействия.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, статистические материалы, данные Интернет.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных авторов по рассматриваемому вопросу. Рассмотрению аспектов влияния СМИ на направление социального развития, изучению роли телевидения в процессе формирования информационного общества и концепции социальной коммуникации и взаимодействия с позиций социологического знания уделено внимание в трудах Абсаттарова Р.Б., Балынской Н.Р., Газизова Р.Р., Гаркавой Л., Дзялошинского И.М., Почепцова Г.Г., Гофмана Э. и др.
В конце ХХ века проблемами воздействия на сознание и поведение с помощью СМИ занимались В. Артемов, А. Власов, В. Житенев, Г. Лазутина, Е. Ножин, Е. Прохоров и др. авторы, которые проанализировали роль и место политической пропаганды и рекламы в массовой коммуникации, описали арсенал манипулятивных возможностей масс-медиа, рассмотрели особенности языка СМИ как основного средства воздействия на массовое сознание, а также затронули вопросы информационно-психологической безопасности личности и общества.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы познания и анализа научной литературы, методы системного и статистического анализа, анкетирование.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования медиа технологий государственного управления массовыми информационными процессами. Во второй главе проводится исследование медиатехнологий управления массовыми информационными процессами в Республике Татарстан (на примере региональных телеканалов). В третьей главе рассматриваются вопросы повышения эффективности региональных СМИ. В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней проведено обобщение теоретических аспектов, касающихся управления массовыми информационными процессами, а также приведены результаты исследования изменения степени доверия жителей РТ СМИ (за 2015-2016 гг.).
Дипломная работа выполнена на 93 страницах (без учета библиографического списка и приложений) и содержит: 12 рисунков, 8 таблицы, 50 источников, 3 приложения.
На основании проделанной работы, можно сделать выводы по поставленным задачам.
В первой главе дипломной работы были рассмотрены теоретические аспекты медийных технологий государственного управления массовыми информационными процессами.
1) Массовые информационные процессы - это пересечение информационных потоков, движение информации. Управление МИП - это воздействие на большие аудитории с помощью индустрии средств массовой коммуникации. МИП создаются и распространяются непрерывно, любой человек подвергается их воздействию, и выйти из него в современном мире почти невозможно.
2) При управлении МИП используется управление СМИ как социальным институтом (прямое и косвенное управление). Прямое управление связано с использованием административно-правовых методов (ужесточение или либерализация механизмов регистрации СМИ; контроля за содержанием СМИ со стороны органов власти и т.д.); экономических методов (путем выдачи или невыдачи СМИ финансовых дотаций). На микроуровне используется управление предприятиями СМИ (совокупность принципов, методов, средств и форм подготовки и выпуска издания с целью удовлетворения потребностей аудитории и получения прибыли; саморегулирование СМИ.
Косвенный метод управления - это создание органом государственной власти доверенного круга журналистов, механизм аккредитации работающих и освещающих деятельность данного субъекта.
3) Использование различных видов медиатехнологий (тоталитарная пропаганда; изоляция адресата от постороннего влияния; дробление; перенос положительного образа; манипулирование информационными потоками; метод фабрикации фактов (прямой лжи) или дезинформации, полемика) обусловлено социально-политическими условиями и, связанными с ними моделями информационного воздействия на массовое сознание: тоталитарной; манипулятивной; диалоговой.
4) Классическая (тоталитарная) модель информационного воздействия
- однонаправленный процесс информационного воздействия, без обратной связи с аудиторией. При неклассической (манипулятивной) модели применяется техника «создания контрассоциаций»; апелляция к конкретным фактам и документации; наклеивание ярлыков; использование слухов и т.д. В основе диалоговой модели лежат равноправные субъект-субъектные отношения или отношения социального партнерства (полемика, дебаты).
Во второй главе дипломной работы проведено исследование медиатехнологий управления массовыми информационными процессами в Республике Татарстан (на примере региональных телеканалов).
1) Состояние современного рынка СМИ Республики Татарстан, характеризуется динамикой и большим количеством медийных редакций. Конкуренция за внимание аудитории продолжается. Взятые властью обязанности по финансированию республиканской медийной отрасли выполняются почти полностью.
2) Можно выделить особенности деятельности ТК «Эфир»:
- тяготение к узкому кругу тем («Патриотизм» - 22%; «Исторические
даты» - 14%; «Деятельность правоохранительных органов» - 8%;
«Образование» - 6%; «Культура и искусство» - 6%; «Социальные проблемы»- 6%);
- сосредоточенность на освещении жизни столицы Татарстана («Казань» - 62%, «Районы Республики Татарстан» - 29%, «Республика Татарстан в целом» - 7%);
- дефицит проблемных материалов (3%);
- привлечение к эфиру чиновников (совокупная группа «Представитель местных госструктур» - 42%), манера подачи, противоречащая социальному опыту зрителей и как следствие - снижение доверия СМИ и власти («Позитивный характер информации» - 41%, «Негативный» - 0%);
3) Не все проблемы выносятся на обозрение зрителю. Здесь наблюдается прием «недоступности информации». Данный принцип манипулятивных технологий называют еще «информационной блокадой».
4) Рассмотренные технологии ТРК «ТНВ» реализуются, исходя из формы учредительства канала ТНВ, степени его зависимости от властных структур и редакционной политики данного средства массовой информации. Редакция программы «Новости Татарстана» тесно сотрудничает с прессслужбой Правительства Республики Татарстан (канал почти наполовину государственный). Активно используются методы: «акцентирование внимания», «показной проблематики», что предполагает воздействие на эмоциональную составляющую, управление желаниями и чувствами аудитории, а также воздействием на картину мира телезрителей.
5) Оба рассмотренных канала используют манипулятивную модель информационного воздействия. Среди используемых манипулятивных приемов у обоих каналов можно выделить следующие:
- техника «создания контрассоциаций» - ассоциировать политика со сложившимся в сознании положительным образом;
- апелляция к конкретным фактам и документации (обилие конкретных цифр при освещении деятельности органов гос. власти);
- манипулирование информационными потоками (достигается в отбором событий для сообщений, привлечение внимания к определенным проблемам);
6) Информационная политика обоих рассмотренных каналов направлена на отражение важнейших политических событий преимущественно регионального масштаба, однако свойственно замалчивание событий, относящихся к оппозиции, политическим аутсайдерам, т.е. имеет место доминирование ГИП и пропагандистских медиатехнологий.
7) На основе анкетирования населения г Казани (100 респондентов, исследование проводилось автором дипломной работы в два этапа: в сентябре 2016 года и в декабре 2016 года, чтобы иметь возможность увидеть изменение) сделан вывод об усилении сомнения в объективности и правдивости татарстанских СМИ.
8) Выявленные проблемы: снижение доверия зрителей, низкий профессиональный уровень подачи информации. В татарстанском информационном поле, за небольшим исключением, отсутствует диалог государства с гражданским обществом. Это один из факторов сохраняющегося недоверия населения республики к власти. Кризис доверия к власти выражается в том, что люди не доверяют СМИ, подконтрольным власти.
В третьей главе дипломной работы рассмотрены пути повышения эффективности региональных СМИ: проблемы и тенденции.
Выявленные проблемы и рекомендации в деятельности региональных СМИ:
1) Региональные СМИ, зависимые от местных органов власти, называют «карманной». Руководители администраций смотрят на подконтрольные им СМИ как на один из своих департаментов, а не как на институт гражданского общества; на журналистов - как на подручных, а не как на контролеров и критиков власти.
Рекомендации:
- необходимо регулярно проводить исследования в республиканском масштабе доверия к СМИ;
- государственным СМИ РТ можно порекомендовать заводить собственные блоги, предлагать обсудить ту или иную статью в блогосфере, размещать на коммерческой основе свои материалы в наиболее популярных блогах. Суть таких действий в установке обратной связи с потребителями своих информационных услуг и PR.
2) Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словами-паразитами.
Рекомендации:
- необходимо совершенствовать профессиональный уровень журналистов путем организации тренингов и повышения квалификации в ведущих образовательных учреждениях и телерадиожурналистских центрах нашей страны и за рубежом;
- для развития аналитических жанров в средствах массовой информации РТ в рамках каждого из средств целесообразно организовать социальные отделы по работе с аналитическими материалами и привлекать к участию в передачах ведущих специалистов в определенной области;
- проведение специальных конкурсов среди телеканалов на лучшую аналитическую жанровую телепередачу.
3) Коммуникация представителей власти с горожанами отсутствует. При рассмотрении резонансных вопросов последних лет, видно, что чиновники исключительно сообщают о своем решении, но не вступают в дискуссию.
Рекомендации: полноценный политический диалог может стать реальностью только в том случае, если СМИ будут в полной мере выполнять свою информационно-коммуникативную функцию, удовлетворять интересы и потребности общества.
Таким образом, разработанные предложения будут способствовать совершенствованию государственного управления массовыми информационными процессами.
Совершенствование управления массовыми информационными процессами - важнейшая комплексная задача для органов государственной власти и управления. Совершенствование управления массовыми информационными процессами в РТ является одним из основных направлений внутренней политики, что обусловлено территориальными особенностями РТ, особенностями развития в мире информационных технологий, мировыми информационными процессами.
1. Балынская Н.Р. Специфика участия средств массовой информации в политическом процессе современной России : монография. - Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 2012. - 183 с.
2. Балынская Н.Р. Специфика российского медийного процесса // ИнВестРегион. - 2015. - №4 - С. 52-54.
3. Белозеров В. СМИ: Информационное противоборство // Ориентир (Журнал Министерства обороны России) - 2014 - №4. - С. 52-55.
4. Газизов Р.Р. Манипулятивные технологии региональных СМИ: тенденции и направления развития в политическом дискурсе 2007-2008 гг. // Ученые записки Казанского государственного университета. Казань, 2009. Т. 151. Серия Гуманитарные науки. Книга 5. Ч. 1. С. 92-98.
5. Газизов Р.Р. Практики участия периодических изданий Республики Татарстан в избирательных кампаниях // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2014. С. 89-94. Номер Вестника?
6. Гаркавая Л. Информация в жизни общества // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - №12. - С. 41-46.
7. Городнова А.М., Газизов Р.Р. Специфика манипулирования телевизионной информацией на региональном телевидении (на примере Республики Татарстан) // Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 12 (54) 2015, часть 2. - С. 67-69.
8. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2005. - № 1. -
С. 29-54.
9. Канаева Е.И. Роль информационных технологий в процессе управления // Экономика и политика. - 2015. - № 1 (4). - С. 51-52.
10. Лозовски Б.Н. Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Екатеринбург : УрФУ, 2013 - 29 с.
11. Мамедов А.К. Информационное общество: предпосылки и
перспективы развития. Научная Сессия «Воспитание в условиях мегаполиса». - Минск: 2013.
12. Михайлова А.А. Инновационный процесс: история и современные тенденции моделирования // Инновационный Вестник Регион. - 2014. - № 3. - С. 22-27.
13. Мясникова М.А. Адаптивно-моделирующая функция телевидения: векторы воздействия на аудиторию // Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности. - Екатеринбург:
2014. - С. 59-66.
14. Николаев В.Е. Транснациональные СМИ // Новости СМИ. - 2015. - №5. - С. 62-66.
15. Понкин И.В. Особенности государственного управления в области информации // Вопросы управления. - 2014. - № 3. - C. 7-12.
16. Солнцева С.А. О влиянии телевизионного контента на общество (на примере новелл, цикловых программ/сериалов с контентом скандалов, происшествий, криминала и т.п.) // МедиаПрофи. - 2011. - № 7-8. С.?
17. Солнцева С.А. Почему ТВ стало развлекательным - причины и тенденции // Телескоп. - 2011. - № 8. С.?
18. Тихонова О.В. Деловое телевидение: социальная ответственность бизнеса. // Социальные аспекты современного вещания в России. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова. это не издательство, 2014. С.?
19. Абсаттаров Р.Б. Социология массовой коммуникации. - М.: Дело, 2013. - 214 с.
20. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и
концепрции. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 63 с.
21. Вартанова Е.Современная медиаструктура. - СПб.: Питер, 2014. -102 с.
22. Жилякова Н.В. Массовые информационные потоки и журналистика
- Томск: Изд-во ТГУ, 2013. - 154 с.
23. Кондратьева Я.В. Социология массовой коммуникации. - СПб., СПбАУЭ, 2014. - 301 с.
24. Полуэхтова И.А. Телевидение глазами телезрителей / Аналитический центр «Видео Интернешнл»; Под ред. Полуэхтовой И.А. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2011. ?с.
25. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. - М.: Центр, 2013. - 405 с.
26. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2011. - 197 с.
27. Ткач И.А. Разработка концепции информационной войны. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 105 с.
28. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. - М.: Центр, 2013. - 321 с.
29. Эйдман И. Новая национальная идея Путина - М.: Алгоритм, 2014.- 190 с.
30. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. -432 с.
31. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: Изд- во Эксмо, 2013. 384 с.
32. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: «ЧеРо», 2000. 344 с.
33. Журналистская наука в Казанском университете: концепции
диссертационных исследований / под общ. ред. А. А. Роот. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. -720 с.
34. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2007. - 864 с.
35. Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 128 с.
36. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. - М.: Центр, 2003. - 384 с.
37. Техника дезинформации и обмана / под общ. ред. Я. Н. Засурского. - М.: Наука, 1978. - 246 с.
38. Азарян К.А. Средства массовой информации (СМИ) как
социальный институт VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий форум - 2015». - URL:
http://www.scienceforum.ru/2015/856/16205 (дата обращения: 8.10.2016).
точно октябрь оставите? В д.рэл. источниках написать дату обращения
39. Аналитический центр Ю. Левады [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.levada.ru
40. Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения. Дисс. ...докт. филол. наук. М. 2012 Научная библиотека РУДН. - URL: http://cheloveknauka.com/kulturno-prosvetitelskaya-missiya-televideniya (дата обращения: 11.10.2016). точно октябрь оставите?
41. ВЦИОМ. Результаты социологического опроса «Общественное мнение о развитии механизмов электронного правительства и электронной демократии» - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://egov.astrobl.ru/sites/egov.astrobl .ru/files/survey_egov_edemocracy.pdf
42. Исследования традиционных и новых медиа / Фонд развития гражданского общества [Электронный ресурс] - режим доступа: http://civilfund.ru/mat?filter=2.
43. Компания comScore - источник глобальной информации о цифровом мире и предпочтительных методах оценки поведения интернетаудитории. [Электронный ресурс] - режим доступа: www.comscore.com/rus
44. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное мнение [Электронный ресурс]. URL: http://davaiknam.ru/text/levchenko-a-e- formi-i-metodi-vozdejstviya-smi-na-obshestvennoe (дата обращения: 10.08.2015).
45. ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век» [Электронный ресурс]. URL: http://tnv.ru.
46. Роль медиа в современном мире: Лекционный курс [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.media-pedagogics.ru/lectures.html.
47. Социальные исследования. ВЦИОМ [Электронный ресурс] - режим доступа: http://wciom.ru/research
48. Старобахтин Н.Н. Освещение социально-политических событий в теленовостях как способы конструирования реальности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mediascope.ru/node/251.
49. Эйдман И. Россияне и Запад - от любви до ненависти через пропаганду [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.dw.com/ru
50. Ятчук О.М. Интерактивный контент современного ТВ // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 14 июня 2013 г. - URL: http://www.jurnal.org/articles/2013/fill 11.html.