Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Раннесредневековые святые женщины как целители

Работа №52597

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ СВЯТОСТИ В XX - НАЧАЛЕ
XXI ВВ 11
§ 1. Восприятие святости в раннем средневековье 11
§ 2. Представления о болезни и исцелении в эпоху меровингов..20
ГЛАВА 2. СВЯТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦЫ VI ВЕКА...28
§ 1. Монегунда- святая отшельница 28
§ 2. Целительная практика королевы-монахини Радегунды 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51


Данная работа посвящена раннесредневековым святым женщинам и их важной функции целительства. Тема определяет сферы, которые необходимо затронуть: это и вопросы о тенденциях развития института святости, о раннесредневековой медицине, а также о гендерных особенностях создания агиографического образа святых. Выбор данной темы обусловлен тенденциями современной медиевистики. Современные подходы к исследованию данных вопросов - междисциплинарны. Однако в отечественной историографии внимание к подобной проблематике относительно новое после долгого перерыва. Гендерная история во многих странах уже набрала значительный оборот, а отечественные исследователи позже начали осваивать данное направление. Кроме того, в истории средних веков в настоящее время востребованы исследования по структуре общественного строя, сознания общества, его психологии.
Объектом исследования является святость и ее составной элемент - целительная практика. Предметом исследования являются жития святых Монегунды и Радегунды.
Цель работы выявить характерные черты образов святых женщин- целительниц в ранее средневековье в агиографических сочинениях второй половины VI века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные направления изучения святости.
2. Рассмотреть представления о болезни в раннее средневековье.
3. Охарактеризовать основные способы лечения на примере двух святых женщин.
4. Выяснить отношение к «чудесным» исцелениям клириков и мирян.
Основными источниками исследования являются жития двух святых женщин указанного периода: королевы, основательницы монастыря Радегунды и монахини Монегунды.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину VI в. - время жизни этих двух известных женщин-святых западной Европы. Они являются одними из первых святых женщин королевства франков.
Интерес к ним обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это одни из самых первых святых женщин - sanctae. В исторической науке в настоящее время наблюдается устойчивый интерес к феномену женской святости. Совершенно не эмансипированная категория населения - женщины - стали занимать позиции, которые ранее были доступны лишь мужчинам. Возникновение женских монастырей - вполне адекватно и христианскому богословию, и светскому обществу. Но получение сана святости, который был доступен лишь Богоматери, весьма нестандартное явление для патриархальной эпохи.
Во-вторых, у нас имеются тексты, посвященные этим двум sanctae, которые относятся к одному периоду - VI веку в истории раннесредневекового меровингского королевства.
В-третьих, Монегунда и Радегунда прославились в значительной степени как целительницы.
В-четвертых, нельзя обойти тот факт, что авторы житий Святой Радегунды и Святой Монегунды - Венанций Фортунат и Григорий Турский (соответственно) - являются одними из самых значительных раннесредневековых писателей. Кроме того, они были знакомы друг и с другом, но и состояли в переписке. В условиях образного восприятия нами сюжетов о двух женщинах знакомство авторов дает нам право сравнивать контексты их существования. Условия, в которых находится автор, безусловно, накладывают отпечаток на произведение.
Источники по данному исследованию можно разделить на два основных типа:
1. Источники светского происхождения. Салическая правда: список первой группы, как наиболее древний список. От меровингской истории не сохранилось анналов, но до нас дошли поздние списки работ. Среди них труд Григория Турского, который в отечественной историографии получил название «История франков». Нас наиболее интересуют вторая, третья и четвертая книги, где речь идет об истории расселения франков, истории первых епископств, вплоть до назначения Григория епископом Турским. Кроме того стоит обратить внимание на хронику Псевдо-Фредегара, как добавляющую «Историю франков» по некоторым вопросам. Кроме этого для данной работы необходимы письма Фортуната - автора жития Святой Радегунды, в которых он пишет без прикрас и напыщенных сюжетов.
2. Источники религиозного происхождения. Меровингская эпоха обогатила медиевистов агиографическими сочинениями, Большинство агиографий меровингского периода было переписано в каролингский период в литературно-риторическом жанре, однако сохранившиеся жития святых представляют собой источники по обыденной жизни, дают представления о чудесах, они просты и святыми становились в основном простые люди, без высокого социального статуса. Важными агиографиями являются жития Мартина Турского и других аббатов и епископов. Как уже отмечалось, основными источниками для данной работы являются жития Святой Радегунды (Фортунат) и Святой Монегунды (Григорий Турский).
Житие Святой Монегунды практически неизученный в отечественной медиевистике источник. Житие Святой Монегунды дошло до наших дней в одном списке - сочинении Григория Турского «Vitae partum». Данное сочинение опубликовано в «Germaniae Historica Scriptores rerum merovingicarum»1 Для исследования так же был использован английский перевод данного текста, сделанный Питером Брауном.2
1 Gregorius Turonensis, Liber vitae partum, Vita sanctae Monegundis 19 [Electronic resource]// Monumenta Germaniae Historica Scriptores rerum merovingicarum, T.l, P.2. - Hannover, 1969. S. 376-379. URL:
Важно отметить время, место и условия создания текста. Григорию Турскому выгодно включить житие Святой Монегунды в свою работу. Во- первых, пример паломничества Монегунды в его епархию (г. Тур) прославляли ее и самого Григория. Во-вторых, включение в «Vitae patrum» жития Святой Монегунды объясняется кризисным положением города Тура. В VI веке Тур был в эпицентре борьбы между клиром и чересчур активными праведниками, пророками среди населения. А Григорий Турский брал под свою опеку заботы о многочисленных последователях Святого Мартина, тем самым он снискал их уважение и поддержку. К другой причине можно отнести политику одобрения женской аскезы Григорием Турским. Когда подобное движение начало расширяться и распространяться те, кто считал необходимым существование женских монастырей, в том числе Григорий Турский, начали активно действовать в их поддержку и снискали расположение к себе общества. Кроме того, Григорий Турский имел конфликт со Святой Ингитрудой и в качестве противоположного образа использовал образ Монегунды. Тем самым он представил ее в качестве примера для подражания для девушек и женщин, стремящихся к Богу. Подводя итог можно сказать, что личный интерес Григория привел к тому, что сегодня мы знаем о существовании Монегунды, ее монастыря и круге почитателей. Сам источник включает в себя классические сюжеты любой агиографии: уход святого от мира, паломничество святого, деятельность святого. Основными проблемами, которые затрагивает житие Святой Монегунды, являются: образ женщины (жены) аскета и целительство как атрибут святости. Кроме этого источник может дать ответы на вопросы о специфике быта аскета, способах лечения больных, видах болезни, с которыми обращались к святым, о силе культа святых, о семейном укладе низшего и среднего сословия франков. В условиях малой сохранности http://www.dmgh.de/de/fsl/object/display/bsb00050862_00218.html?sortlndex=010:020:0001:0 10:02:00 (04.06.2016)
2 Peter Brown. Monegund, Widow and Recluse of Tours//Sainted Women of the Dark Ages. P. 53 - 59.
источников столь раннего периода данное житие представляет собой важный материал по выявлению специфики социально-экономического и религиозного быта раннесредневекового общества.
Житие Святой Радегунды написано Венанцием Фортунатом в начале 590-х годов. Данное агиографическое сочинение уже введено в научный оборот на русском языке. Нами был использован перевод, выполненный Н.Ю. Бикеевой - специалистом в области раннесредневековых святых.
Венанций Фортунат - поэт, эпископ города Пуатье, духовный наставник Святой Радегунды. Они познакомились, когда Фортунат прибыл в Пуатье во время своего путешествия по Галлии. Многие исследователи считают, что их отношения стоит рассматривать как дружеские. Возможно даже, что Фортунат был влюблен в Радегунду. Данный факт можно включить в перечень возможных причин, по которым Венанций написал житие святой.
Кроме вышеупомянутой причины выявляется более очевидная и доказуемая причина. После смерти Радегунды ее монастырь лишился мощного патроната в ее лице. Она была человеком, благодаря которому монастырь имел щедрых покровителей, дарителей и иного рода благодетелей. Известно, что Радегунда, будучи монахиней, продолжала светское общение с «великими» мира сего. Именно поэтому ее называют «королевой-монахиней». Женский монастырь в Пуатье сильно рисковал, т.к. между Радегундой и епископом города существовал конфликт. Об этом упоминает даже Григорий Турский. В помощь монастырю Фортунат и написал житие святой, чтобы и дальше прославлять ее дела, чтобы ее авторитет не канул в небытие. Фортунат пытается защитить монастырь от посягательств на него со стороны недоброжелателей, и с другой стороны, привлекает к нему еще больше сторонников.
Житие Святой Радегунды дает информацию не только о ее биографии. В нем можно обнаружить примеры из жизни женского монастыря. Сюжеты об отношениях между высшими сословиями: светским и духовным, а так же об убранстве храмов, и богатстве костюмов королей.
Историография вопроса о святых весьма разнообразна. Для данной работы были использованы как работы общего плана, так и узкоспециализированные монографии. Стоит отметить, что особый упор был сделан на работы прошлого столетия и сегодняшнего времени. Более ранние работы не вошли в историографический обзор. Это связано с тем, что в начале XX века историческая наука пережила сильный кризис . Изучение святых приобрело с середины XX в. иной характер, обновилась совершенно новыми методиками и тенденциями. Ранее вопрос о святости в историографии рассматривался лишь в рамках истории церкви. Сегодня же благодаря исканиям школы анналов, нововведениям феминистов, структуралистов, использованию учеными семантических подходов святость возведена в ранг феномена. А жития святых могут быть источниками для социальной, политической, мировоззренческой и даже экономической истории.
По тематике работы можно классифицировать следующим образом: общеисторические труды, гендерные исследования, работы по изучению святости и ее атрибутов, исследования истории болезней и целительства.
Для понимания общего хода истории, фоновых процессов были использованы классические энциклопедические работы «История Европы» и «Всемирная история» , так же труд Стефана Лебека «Происхождение Франков» , «Варварский мир эпохи великого переселения народов» Будановой В.П., монография А. Я. Гуревича «Категории Средневековой культуры», «Словарь средневековой культуры» под редакцией А. Я. Гуревича, «Источниковедение истории Средних веков» А. А. Люблинской10 , труды Ж. Ле Гоффа «Цивилизация Средневекового Запада» и «Рождение Европы» .
Гендерный аспекты в истории рассматривались Л.И. Репиной в монографии «Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого» , а также Ж. Даларен, Ж. Дюби и С. Фоне-Вампль в коллективном труде «История Женщин. Молчание Средних веков» .
В дипломном сочинении использовались работы, посвященные истории христианства, монашества и святости, в частности, «Монашество в средние века» Л.П. Карсавина, «Короли-чудотворцы» М. Блока, сборник «Средневековая Европа глазами современников и историков» , «Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья» Н.Ф. Ускова.
Различные аспекты темы болезней и целительства в средние века рассматривалась в работах Ю. Е. Арнаутовой , а также Ж. Ле Гоффом и Н. Трюоном в книге «История тела в Средние века» .
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первом параграфе первой главы рассмотрены теоретические подходы к изучению проблемы святости и ее аспектов в современной историографии. Второй параграф данной главы посвящен общим аспектам осмысления болезни в раннее средневековье.
Вторая глава посвящена анализу житий святых Монегунды и Радегунды, каждой из которых отводится отдельный параграф. Основное внимание в параграфах уделено рассмотрению их целительных практик.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ показал, что исследованные тексты («Житие Святой Монегунды, вдовы Шартрской» и «Житие Святой Радегунды») являются репрезентативными для изучения святых женщин Раннего средневековья.
При исследовании было выяснено, что концепция женской святости обязательно включает в себя целительные функции. Женщина как целитель воспринимается наравне с мужчиной-целителем.
Изучение текстов житий привело нас к пониманию восприятия болезни раннесредневековым обществом. В то время, когда для клира болезнь имела божественный характер, мирянин воспринимал ее как нечто противоестественное. Способы лечения у теологии и народной культуры были различны. Но примирительную роль между двумя концепциями взял на себя святой, выполнявший функцию исцеления. Таким образом, болезнь в раннем средневековье вобрала в себя как языческие, так и христианские элементы.
Синтез двух культур породил новое понимание болезни: болезнь как состояние души и тела, причиной которого является Божественное провидение, а лечением становится покаяние и целительная практика святого. Болезнь являлась страданием, преодолеть которое можно было с помощью исцеления.
Целительство представляет собой набор обрядовых действий. Совместно с молитвой святые совершали определенные лечебные процедуры, которые впоследствии вошли перечень обязательных целительных практик.
Исследование выявило несколько типов исцеляющих процедур, которые были присуще святыми женщинам и одобрены институтом церкви.
• Мытье, кормление, содержание тела в сухости - соблюдение правил гигиены. Такое поведение способствовало поддержанию иммунитета.
• Проведение мелких операций: воздействие на тело при помощи давления, массажа, обеззараживание слюной, смазывание елеем. Подобные практики способствовали смягчению симптомов болезни, уменьшению страданий и боли.
• Духовная практика: молитва, зажигание свеч, возложение рук и креста. Молитвы оказывают психотерапевтический эффект (эффект плацебо), благодаря которому снимается стресс и напряжение.
• Практика экзорцизма. Экзорцизм как отдельное направление в системе способностей святого выделяется с возникновением института святой инквизиции. А в раннем средневековье состояние одержимости стояло в ряду болезней.
Так, образ святой женщины-целительницы складывается из нескольких составляющих:
• Чудотворство (проявляется у обеих святых). Оно и подразумевает необычайные явления, которые способствуют выздоровлению пациентов
• Лечение людей в независимости от пола: они помогают и женщинам и мужчинам (замечено у обеих святых).
• Особое отношение к детям. В обоих житиях, целительница престает в качестве единственного спасителя заболевшего ребенка.
• Легитимность их социальной деятельности: лечение, благотворительность и иная помощь. Церковь одобряла появление святых женщин-целительниц.



1. Венанций Фортунат. Житие Святой Радегунды / БикееваН.Ю. Образ королевы монахини в агиографическом сочинении Венанция Фортуната [Текст] // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН, №20, 2012. С 188-203.
2. Григорий Турский. История Франков [Текст] / перевод и коммент. В.Д. Савуковой. -М.: «Наука», 1987. -461 с.
3. Gregorius Turonensis, Liber vitae partum, Vita sanctae Monegundis 19 [Electronic resource]// Monumenta Germaniae Historica Scriptores rerum merovingicarum, T.l, P.2. - Hannover, 1969. S. 376-379. URL: http://www.dmgh.de/de/fsl/object/display/bsb00050862_00218.html?sortlndex=0 10:020:0001:010:02:00 (04.06.2016)
4. Monegund, Widow and Recluse of Tours [Text] //Sainted Women of the Dark Ages / Ed. and. transl. by J.A. McNamara, J.E. Halborg, G. Whatley. Durham, L.: Duke University Press, 1992. P. 53 - 59.
II. Литература:
1. Арнаутова Ю.Е. Болезнь [Текст] // Словарь средневековой культуры. М.: РОССПЭН, 2003. С. 54 - 60.
2. Арнаутова Ю.Е. Жития как духовная биография: к вопросу о «типическом» и «индивидуальном» в Латинской агиографии [Текст] // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - М.: ИВИ РАН. Вып.5, 2001.
3. Арнаутова Ю.Е. Женщина в «культуре мужчин»: брак, любовь, телесная красота глазами агиографов X века [Текст] // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М.: ИВИ РАН, №1, 200 Е С 46-89.
4. Арнаутова Ю. Е. Тревоги повседневной жизни: болезни, представления о лечении [Текст] // Средневековая Европа глазами современников и историков. 43. Современный человек и его мир. М.: Интерпакс, 1994. -400 с.
5. Арнаутова Ю.Е Чудесные исцеления святыми «народная религиозность» в средние века [Электронный ресурс] // Одиссей. Человек в истории. М., 1995. URL: http://ec-dejavu.ru/cZCure.html (11.10.15)
6. Бессмертный Ю.Л. «Анналы»: переломный этап? [Текст] // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. -М.: «Наука», 1991. С 8-25.
7. БикееваН.Ю. Гендерные аспекты репрезентации святых меровингской Галлии [Текст] // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М.: ИВИ РАН,№11, 2006. С 291-297.
8. БикееваН.Ю. Женский монастырь и его обитатели в системе межкультурных взаимодействий Франкского королевства второй половины VI века [Текст] // Ученые записки Казанского Государственного университета. Гуманитарные науки. Т 151. Кн.2., 4.2. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 2009. С. 115-123.
9. БикееваН.Ю. Королева-монахиня: монастырь Святой Радегунды как место власти [Текст] // Адам и Ева: Альманах гендерной истории / под.ред. Л.П. Репиной. -М.: ИВИ РАН. №13, 2007. С. 7-17.
10. БикееваН.Ю. Концепции раннесредневековой святости в современной историографии [Текст] // Ученые записки Казанского Государственного университета. Гуманитарные науки. Т 148. Кн.4. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 2006. С. 100-105.
11. Бикеева Н.Ю. Образ королевы-монахини в агиографическом сочинении Венанция Фортуната [Текст] // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. -М.: ИВИРАН, №20, 2012. С. 190.
12. Бикеева Н.Ю. Скромная франкская монахиня в современных спорах о святости [Текст] // Человек второго плана в истории. Выпуск 2.: Сборник научных статей. - Ростов - Н/Д., 2005. С. 178.
13. Бикеева Н.Ю.. Частная жизнь святой женщины в эпоху меровингов: Радегунда в кругу близких [Текст] // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. М.: ИВИРАН, №19, 2011. С.98-118.
14. Бикеева Н.Ю. Чудеса Святой Радегунды: о некоторых функциях mirabilia в раннем средневековье [Текст] // Ученые записки Казанского Государственного университета. Гуманитарные науки. Т 150. Кн. 1. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 2008. С. 195-201.
15. БлокМ. Короли-Чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии [Текст] / Пер. с франц.
В. А. Мильячиной. Предисл. Ж Ле Гоффа. Науч. ред. и послеслов. А. Я. Гуревича. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 712 с.
16. Брандт Г.А. Человек на обочине, или «Место» женщины в истории европейской философии [Текст] // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М.: ИВИ РАН, №4, 2002. С. 7-43.
17. Буданова В.Н. Варварский мир эпохи переселения народов [Текст] / В.Н. Буданова. - М.: «Наука», 2000. - 544 с.
18. Всемирная история: в 24 т. Т 7. Раннее средневековье [Текст]. - Минск: Современный литератор, 1999. - 592 с.
19. Горелов А.С. Болезнь [Текст] // Католическая энциклопедия. Т. 1. -М.: Издат-во Францисканцев, 2002. С 666-667.
20. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры [Текст] / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1981. - 359 с.
21. Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры [Текст] / А.Я. Гуревич. - М.: изд-во Искусство, 1984. - 350 с.
22. История Европы. Т.2. Средневековая Европа [Текст]. М.: Наука, 1992. - 808 с.
23. История тела в Средние века [Текст] / Ж. Ле Гофф, И. Трюон; пер. с фр. Е. Лебедевой. -М.: Текст, 2008. - 189 с.
24. Иванов В.Г. История этики Средних веков [Текст] / В.Г. Иванов. - СПб.: «Лань», 2001. С. 393-394.
25. Игина Ю.Ф. Медицина против демонологии: дискуссии вокруг одержимости дьяволом и практик экзорцизма [Текст] // Культура Средневековой Англии. Сборник статей. / Санкт-Петербургский государственный университет, исторический факультет. СПб.: Издательство СПбГУ, 2009. С. 236-240.
26. История Женщин. Молчание Средних веков [Текст] / Под. ред. Кр. Клапеш-Зубер. - СПб.: Алетейя, 2009. - 512 с.
27. Касавин Л.И. Монашество в Средние века [Текст] /
Л.И. Карсавин. -М.: «Ломоносовъ», 2012. - 192 с.
28. Крылов П.В. «Miulier illiterata»: об уровне культуры средневековой женщины из народа [Текст] // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М.: ИВИ РАН, №2, 2001. С 81-103.
29. Латентно-семантический анализ [Электронный ресурс] //
Википедия свободная энциклопедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/_naTeHTHO-ceMaHTH4ecKHfi_aHaHH3
30. Лебек С. Происхождение Франков [Текст] // Новая история средневековой Франции пер. / В. Павлова.. - М.: «Скарабей», 1993. - 352 с.
31. Ле Гофф Ж. Рождение Европы [Текст] // Становление Европы / Пер. с фр. А.И. Поповой. - СПб.: Александрия, 2008. - 398 с.
32. Лучицкая С. И. Чудо [Текст] // Словарь средневековой культуры. М., 2003. С. 574-577.
33. Парамонова М.Ю. Агиография [Текст] // Словарь средневековой культуры / под.ред. А.Я. Гуревича. - М.: РОССПЭН, 2003. С. 22-29.
34. Парамонова М. Ю. Святые [Текст] // Словарь средневековой культуры. М: РОССПЭН, 2003. С. 468.
35. Пушкарева Н.Л. От «his-story» к «her-story» [Текст] // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М.: ИВИ РАН, №1, 200Е С. 20-45.
36. Репина Л.П. Гендерная история сегодня: проблемы и перспективы [Текст] // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М.: ИВИ РАН, №1,2002. С 7-19.
37. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: пособие для вузов [Текст] / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. - М.: Дрофа, 2004. С. 206 -217.
38. Словарь средневековой культуры [Текст] / Под ред.
А. Я. Гуревича. - М.: РОССПЭН, 2003. - 632 с
39. Шмитт Ж-К. Сакральное [Текст] // Словарь средневековой культуры. М.:РОССПЭН, 2003. С 446-450.
40. Щеглов А.П. Некоторые положения натурфлософического и этического метода Галена применительно к его медицинской системе [Текст] // История медицины. Научно-практический журнал. - М.: Изд-во Первого МГМУ им. ИМ. Сеченова, №3(3), 2014. С 5-14
41. Энциклопедия религий [Текст] / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. - 1520 с.
42. Frantisek Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger: Studien zur Hagiographie der Merowingerzeit (Prague, 1965).
43. Moore R. J. Heresy as Disease [Text] // The Concept of Heresy in the Middle Ages (11th-13th C.). Proceedings of the international conference, Leuven University Press, 1973, 233 p.
44. Sainted Women of the Dark Ages [Electronic resource] / Ed. and. transl. by J.A. McNamara, J.E. Halborg, G. Whatley. Durham, L.: Duke University Press, 1992. P. 54.
45. Wunderli, Peter (Hg.): Der kranke Mensch in Mittelalter und Renaissance [Text] / Studia Humaniora (Bd. 5), Dusseldorf 1986, 187 S.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ