Введение 3
Глава I. Дидактические и методические условия формирования коммуникативных навыков учащихся средних классов 6
1.1. Дидактические условия формирования коммуникативных навыков 6
1.2. Методические условия формирования коммуникативных навыков 12
1.3. Виды и функции ролевых игр в формировании коммуникативных
навыков 20
Выводы по I главе 27
Глава II. Ролевые игры как эффективное средство улучшения
коммуникативных навыков 30
2.1. Тематика ролевых игр на уроках английского языка в средних классах
средних общеобразовательных школ 30
2.2. Потенциальные возможности УМК «English - 6» для организации
ролевых игр на уроках 37
2.3. Фотография ролевых игр 42
Выводы по II главе 48
Заключение 51
Список литературы 55
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка [21, с. 103]. Творческий учитель английского языка всегда ищет пути эффективного обучения, лишённого рутинности, ищет новые средства создания мотивации к изучению предмета и построению «живого» урока, на котором творят все: и дети, и учитель [15, с.64]. Важно подобрать такой метод, который будет подходить возрастным особенностям и интересам обучающихся. К счастью, педагоги и ученые предлагают множество методов и способов сделать свой урок интересным, полезным, запоминающимся. В качестве эффективного средства решения этой задачи себя зарекомендовали учебные игры.
В нынешнее время на уроках английского языка школа должна не только готовить ребенка к жизни, а стать уже той жизнью, где дети должны приобретать жизненный опыт не в вымышленных, а в реальных ситуациях. Хорошим методом для приобретения опыта в реальной ситуации могут стать ролевые игры, в процессе которого, обучающиеся могут применять теоретические знания на практике.
Обучение коммуникации на иностранном языке интересует многих педагогов. Активным исследованием занимаются Л.В. Зенина [9], О.Н. Жидкова [9], Е.В. Стрижова [9],Л.В. Бурмакина [5] и д.р..
Однако определилось и противоречие: ролевые игры сложный и не эффективный метод обучению говорению на среднем этапе, т.к. невозможно научить детей говорить правильно при таком методе работы.
Проблема исследования заключается в том, чтобы определить дидактические и методологические условия формирования
коммуникативных навыков.
Объектом исследования является процесс обучения говорению на среднем этапе при использовании ролевых игр.
Предметом исследования выступают ролевые игры как эффективное средство повышения интереса к изучению английского языка, а также наибольшему усвоению лексики.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать
методологические условия формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка на среднем этапе.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- выявить дидактические и методологические условия формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка на среднем этапе;
- изучить и обобщить опыт учителей и педагогов, применяющих ролевые игры на уроках английского языка с целью повышения коммуникативных навыков;
- раскрыть особенности выбора тематики ролевых игр на уроках английского языка на среднем этапе;
- рассмотреть возможности УМК в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка на среднем этапе с использованием ролевых игр.
Для реализации поставленной цели использовались следующие научно-педагогические методы исследования:
- методы теоретического исследования: системный подход,
теоретический анализ, сравнение.
- методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ УМК.
База исследования: МБОУ «Шармашинская ООШ» Тюлячинского района РТ, 18 учащихся У-У!классов.
Новизна исследования состоит в том, что был изучен передовой опыт учителей по использованию ролевых игр на уроках английского языка с целью повышения коммуникативных навыков обучающихся средних классов. Также были рассмотрены возможности УМК «English - 6» под редакцией В.П. Кузовлева в развитии коммуникативных навыков на среднем этапе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были рассмотрены дидактические и методологические условия формирования коммуникативных навыков, а также систематизированы и проанализированы виды и функции ролевых игр в формировании коммуникативных навыков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были выявлены наиболее интересные тематики ролевых игр на уроках английского языка в средних классах средних общеобразовательных школ, также проанализированы потенциальные возможности УМК «English - 6» под редакцией В.П. Кузовлева для организации ролевых игр на уроках.
Исследование проходило в три этапа:
I этап (август-октябрь 2016 г.) - сбор и обработка теоретической информации, изучение литературы по использованию ролевых игр в формировании коммуникативных навыков учеников средних классов, разработка программы исследования.
II этап (ноябрь-декабрь 2016 г.) - оформление теоретической главы: изучение дидактических и методологических условий формирования коммуникативных навыков обучающихся средних классов, изучение видов ролевых игр и определение их функций в обучении.
III этап (январь-июнь 2017 г.) - оформление II главы исследования: изучение и обобщение наиболее применимых тематик ролевых игр на уроках английского языка в средних классах, анализ УМК «English - 6» под редакцией В.П. Кузовлева на наличие ролевых игр, а также проведение эксперимента с целью определения влияния ролевых игр на формирование коммуникативных навыков.
Исследование состоит из: введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Формирование коммуникативных навыков необходимо, как и в начальных, так и в средних классах. Выявление дидактических и методологических условий формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка на среднем этапе способствует тщательной подготовке учителя и лучшего понимания учениками необходимости учиться говорить. Под фразой «учиться говорить», мы предполагаем знание грамматики, владение большим количеством лексики и хорошее произношение. Как мы уже отметили в основе говорения лежат: произносительные; лексические; грамматические навыки. Развитие всех трех навыков требует применения определенных упражнения:
Ряд упражнений, проводимых на этом этапе, смогут поспособствовать постановке правильного произношения.
- упражнение на тренировку ритмико-интонационных навыков;
- упражнения на отработку слухо-произносительных навыков;
- упражнения на отработку фонетических навыков;
-флешкарты; заполни рисунки словами;соотнеси картинки и слова / выражения;опиши рисунки одним словом; ’№Огй-’№еЬ;ментальные
карты;синквейны;кластеры;синонимы /
антонимы;словообразование;подобрать словосочетания к предложенным словам;соотнести начало и конец идиом, пословиц и поговорок;подобрать или придумать заголовок к картинке и т.д.
Данные упражнения могут помочь ученику слышать и говорить так, чтобы его понимали. Определенные готовые фразы могут помочь сделать разговор более живым и гладким. Включение в активный словарь речевых клише, вводных фраз, идиом, пословиц позволит красиво говорить.
Формирование навыков говорения должно проходить поэтапно, от простого к сложному. От простых диалогических упражнений к драматизации и ролевым и деловым играм. Общение на иностранном языке должно быть приближено к реальной жизни. Учителям необходимо не только готовить к заданию ЕГЭ «Говорение», где есть строгий план, по которому необходимо говорить, но и предлагать языковые ситуации, в которых никто не знает, как дальше развернется история. Такую возможность могут предоставить ролевые игры. Мы отметили воспитательную, развивающую, образовательную и мотивационную функции ролевых игр. По видам ролевые игры бывают: творческими, имитационными и соревновательными. На уроках английского языка чаще встречаются творческие и имитационные ролевые игры.
Тематика ролевых игр на всех этапах обучения одинакова. На начальном этапе эти игры основаны на личности человека, его интересов, его семьи, страну, где он живет, его питомцев. На среднем этапе обучения встречаются темы: «Транспорт», «Климат и погодные условия», «Внешность», «здоровья и спорт», «Профессии и интересы людей». На старшем этапе ролевые игры могут быть организованы на политические, социальные, экономические темы.
Ученикам больше нравится играть в игры с определенными ролями. В первое время можно описать характер героя, его возраст, профессию, после можно позволить ученикам самостоятельно показать черты героя. Ученики могут сами придумать имя, профессию, характер, внешность героя. С каждой игрой необходимо усложнять задачу, благодаря этому ученики получат возможность развивать свои творческие способности и актуализировать полученные знания.
На этапе подготовки учителю необходимо учесть несколько моментов:
-тщательно определить цель ролевой игры
-подобрать интересную тему и придумать интересный сюжет;
- распределить роли учеников (приготовить роли в соответствии со знаниями учеников);
-обсудить с учениками, какие грамматические темы необходимо употреблять в ролевой игре;
- подобрать атрибуты;
- подобрать музыкальные паузы для смены сюжета и разрядки обстановки.
Кроме этого учеников необходимо учить играть в ролевые игры. Учитель и ученики могут составить свод правил и повесить на стене в кабинете. Правила могут содержать следующие тезисы:
- уважение и доброжелательное отношение;
- взаимопомощь;
-полная отдача сил;
- актерское мастерство;
- доведение дела до конца.
Следуя этим правилам можно добиться плодотворной работы учеников и учителя.
Помощь учителю в проведении ролевых игр могут помочь не только ученики, но и содержательный УМК. Проанализировав УМК «English - 6» под редакцией В.П. Кузовлева, мы увидели, что авторы данного учебника не только предусмотрели проведение ролевых игр, но и предложили разные упражнения для подготовки к ролевой игре. В учебнике достаточно большое количество коммуникативных упражнений: 12 упражнений для групповой работы, 19 упражнений для парной работы, 20 ролевых игр, 1- настольных и лексико-грамматических игр, 2 песни. Как мы видим, авторы уделяют большое внимание ролевым играм. Именно поэтому мы решили провести контроль коммуникативных навыков в форме ролевой игры.
На этапе подготовки мы проанализировали, какие грамматические и лексические навыки были сформированы к концу учебного года. В итоговой ролевой игре необходимо включить все изученные языковые темы, подобрать интересные роли для учеников.
Мы решили провести ролевую игру «Городская жизнь». В этой игре мы сможем увидеть и людей разной профессии и жителей города и проблемы жителей города, их одежду, внешность, погоду и т.д.
Суть нашей игры в том, что один ученик получает задание узнать «Что такое счастье для разных людей», но тем временем ему поручают задания его родители и брат. Ему необходимо успеть выполнить все задания. За время игры он встречается с несколькими людьми, и старается поймать двух зайцев, выполняет задание учителя и семьи. Он общается с продавцом, с тренером, с коллегой отца, с пожилым человеком, с ребенком. Выполняя задания родителей, он находит ответы на самое главное задание.
После игры мы провели рефлексию. Отметили ошибки учеников, проанализировали игру учеников. Гости данного урока поставили высокую отметку языковой подготовке учеников, отметили, что промежуточная аттестация была бы интереснее для учеников, если бы она проходила в такой форме.
После данного эксперимента мы убедились, что ролевые игры способствуют формированию коммуникативных навыков. Кроме этого во время организации ролевых игр дети сближаются, атмосфера в классе становится доброжелательной. Ученики получают большую мотивацию к изучению языка. Ролевые игры создают хороший настрой, втягивают учеников в познавательную деятельность, что делает учебный процесс более качественным и результативным.
Кроме этого, мы можем отметить, что при соблюдении методических и дидактических условий ее организации, ролевая игра послужит эффективным инструментом формирования коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка.
1. Азимов Е.Г. Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. - М: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Английский язык 6: учебник / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа [и др.]. - М.: Просвещение, 2013. - 129 с.
3. Андреев И.В. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
4. Биболетова М.З. Английский с удовольствием: учебник для 8 классов. - М.: Титул, 2008. - 156 с.
5. Бурмакина Л.В. Ролевые игры на уроках английского языка. - СПб.: КАРО, 2014. - 144 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
7. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. - М.: МГПУ, 2010. 248 с.
8. Городу Камышину - творческую молодёжь: материалы Второй
региональной научно-практической студенческой конференции. В 4 т. Том 4 - Волгоград, 2008. - 272 с.
9. Зенина Л.В., Жидкова О.Н., Стрижова Е.В., Нисилевич А.Б., Герасименко Т.Л. Опыт использования ролевых игр в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25) С.168.
10. Иванова С.Ю., Капура Н.В. Ролевая игра как прием управления процессом обучения китайских студентов английскому языку // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - Тула: 2012. №1-2 С.460-465.
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
12. Колкер Я.М. Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
13. Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка. - М.: ВАКО, 2011. - 144 с.
14. Миненкова М.Ю. Игра как один из видов деятельности на уроках английского языка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №21 С.129-131.
15. Михайленко М.Е., Машевская С.М. Драматические игры на уроках английского языка // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7-2 С.64-66.
16. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. - М.: Глосса- Пресс,2010. - 640 с.
17. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.:НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
18. Синельников А.П. Психология обучения иностранным языкам. - Х.: Изд. группа «Основа», 2009. - 128 с.
19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
20. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам. - Павлодар: ПГПИ, 2009. - 126 с.
21. Утепкалиева А.Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского языка // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342) С. 103-105.
22. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. - 406 с.
23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
24. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
25. Colombo M. Teaching English language learners. - Los Angeles: SAGE. - 2012. - 261 p.
26. English language example lesson plans. Selected entries. London: British Council, 2013. - 41 p.
27. Kooper J. Classroom teaching Skills. - Boston: Wadsworth, 2011. - 390 p.
28. Robertson C. Action Plan for Teachers. A guide to teaching English. - London: BBC World Service, 2000. - 45 p.
29. Phillips S. Drama with children. - Oxford: Oxford publishing, 2005. - 160 p.
30. Thornbury S. How to teach speaking.-Harlow: Longman, 2001. - 154 p.
31. How to teach teenagers like a pro [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/2035003/(Дата обращения: 25.03.2017).
32. Role play for today. [Электронный ресурс].
URL:http://www.deltapublishing.co.uk/content/pdf/role-plays-for-
today/Role Plays - downloadable pages^^^ra обращения: 31.03.2017).
33. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические
рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1472644724
/angliyskiy yazyk.pdf(Дата обращения: 15.03.2017).
34. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) [Электронный ресурс]. URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr 1089.pdf (Дата обращения: 25.02.2017).
35. Образовательный сайт «Лингвалео» [Электронный ресурс]. URL: http://lingualeo.com/ru/r (Дата обращения: 08.04.2017).
36. Английский язык. Рабочие программы [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.school-russia.prosv.ru/umk/we/info .aspx? ob no=20651 (Дата
обращения: 28.03.2017).
37. Английские коммуникативные клише [Электронный ресурс]. URL: http://engblog.ru/communicative-cliche (Дата обращения: 12.01.2017).
38. Вводные фразы и выражения на английском [Электронный ресурс]. URL: http://engclub.pro/razgovornik/1078.html (Дата обращения: 17.01.2017).
39. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. URL: http: //zakonobobrazovanii .ru/ (дата обращения: 10.10.2016).
40. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный
ресурс]. URL: http: //минобрнауки.рф/документы/2365(дата обращения:
11.10.2016).