Введение 3
1. Теоретические основы изучения преемственности в эколого-нравственном воспитании учащейся молодежи 18
1.1. Сущность преемственности в экологическом образовании 18
1.2. Экологическое воспитание детей и молодежи: сущность, цели,
задачи, основное содержание 30
2. Анализ современного состояния преемственности в эколого-нравственном воспитании учащейся молодежи 57
2.1. Всесторонний анализ современного экологического образования 57
2.2. Современное состояние преемственности экологических
знаний в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях 70
3. Психолого-педагогические условия в эколого-нравственном
воспитании учащейся молодежи 86
3.1. Создание психолого-педагогических условий реализации принципа преемственности в экологическом образовании и воспитании 86
3.2. Сотрудничество дошкольных учреждений,
общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в экологическом образовании 103
3.3. Оценка эффективности экологического воспитания и диагностика экологической воспитанности учащейся молодежи . 119
Заключение 133
Список литературы
Актуальность исследования. На современном этапе развития перед системой образования стоят важные задачи, связанные с процессом гуманизации воспитания, с острой необходимостью реальных перемен в обучении детей и молодежи с учетом изменений, происходящих в обществе и в окружающей природной среде. Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является экологическое образование населения страны, в первую очередь -учащейся молодежи. Формирование цельной личности не может быть ограничено изолированным изучением окружающей природной среды, законов функционирования экосистем различного иерархического уровня, вопросов охраны природы. Практикующийся во многих общеобразовательных учреждениях формальный подход к вопросам экологического образования студентов и школьников делает образование ограниченным, не дающим учащемуся целостного представления о происходящих в окружающем мире процессах. Это обусловлено существующей в педагогической среде недооценкой комплексного характера экологического образования. В повседневной жизни зачастую приходится сталкиваться с экологической безграмотностью, экологическим невежеством, деформированным экологическим мышлением и сознанием у значительной части населения нашей страны. История развития системы экологического просвещения насчитывает несколько веков. Интерес к человеку, к красоте природы, к социальной свободе начал проявляться в обществе уже в эпоху Ренессанса.
Степень научной разработанности. Я.А.Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам. Принцип природосообразности получил в тот период свое признание в педагогике.
Природосообразность - жизнь по установленным природой законам, соблюдение законов природной экологии, находит свое продолжение в принципе экологии социальной (культуросообразности), введенном в воспитательный процесс А. Дистервегом.
Во многом совпадают взгляды по данному вопросу Ж.-Ж. Руссо и Песталоцци, которые считали, что человек-это существо совершенное, развитие которого должно протекать в условиях, максимально приближенных к природе.
С40-х годов XIX века вопросы экологии получили свое развитие среди русских педагогов. Этому способствовало стремительное развитие естествознания и вычленение экологии в самостоятельную область исследования. Необходимость экологических знаний в школьном естествознании отмечал А.Я.Герд (1866г.), который писал в "Кратком курсе естествознания", что "конечная цель курса естествознания в общеобразовательном заведении - привести учащегося к определенному мировоззрению, согласно с современным состоянием естественных наук".
Видные педагоги XIX века при создании учебных книг для народной школы России много внимания уделяли вопросам экологии. "Детский мир" К.Д. Ушинского, "Наш друг" Н.А. Корфа, "Мир божий" А.Я. Герда, "Вешние воды" Д.И. Тихомирова, "Новь" Н.В. Тулупова и П.М. Шестакова содержали материалы, на основе которых предоставлялась возможность осуществлять экологическое воспитание школьников. Экологические проблемы рассматривались в них в контексте закономерной взаимозависимости, определяющей единство человека и природы.
Российская научная школа воспитала целую плеяду ученых- экологов. Мировое признание получили работы Н.И. Калабухова, Д.Н. Кашкарова, С.П. Костычева, Г.Ф. Морозова, Д.Н. Прянишникова, С.А. Северцова, Д.А. Сабинина, основоположника биоценологии Н.В.Сукачева.
Значительный вклад в становление современной системы экологического просвещения внесли советские и российские педагоги. Период1975-2005 годов характеризуется целым рядом важных исследований в области экологического образования студентов и школьников в курсах различных учебных предметов и на разных этапах непрерывного экологического образования.
Результатом школьного этапа системы непрерывного экологического образования должна стать непросто определенная образовательным стандартом и базирующаяся на экологическом мировоззрении сумма экологических знаний, умений и навыков, которыми руководствуется школьник в своей повседневной жизни, а экологически рациональная система поведения, личностно-ориентированная с учетом региональных особенностей.
Система непрерывного экологического образования позволяет сформировать у учащихся нравственно-личностную установку на природу как универсальную ценность, воспитать эмоционально-чувственное отношение к экологическим проблемам и развить природоохранительную активность старшеклассников. В настоящее время медленно идет процесс формирования ответственного отношения учащегося к своему здоровью и здоровью других людей как к личной и общественной ценности, отсутствует система личной экологической безопасности, адаптированная к конкретным условиям среды обитания.
Объект исследования - эколого-нравственное воспитание учащейся молодежи.
Предмет исследования - преемственность в эколого-нравственном воспитании учащейся молодежи.
Цель исследования - выявление особенностей преемственности в эколого-нравственном воспитании учащейся молодежи
Задачи:
1. Рассмотреть сущность преемственности в экологическом образовании.
2. Изучить сущность, цели, задачи, основное содержание экологического воспитания детей и молодежи
3. Провести всесторонний анализ современного экологического образования.
4. Проанализировать современное состояние преемственности экологических знаний в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
5. Разработать психолого-педагогические условия реализации принципа преемственности в экологическом образовании.
6. Проанализировать сотрудничество дошкольных учреждений, общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в экологическом образовании.
7. Провести оценку эффективности экологического воспитания и диагностика экологической воспитанности учащейся молодежи
Методы исследования, позволяющие решать поставленные задачи, заключаются в теоретическом анализе научной философской, педагогической, психологической, учебно-методической литературы, государственных законов и образовательных стандартов. Эмпирические методы: педагогический эксперимент в естественных и лабораторных условиях; педагогическое наблюдение (включенное, невключенное); беседа-очно-заочная (интервью, анкетирование); тестирование; математическая и статистическая обработка данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем уточнено понятие «экологическое воспитание учащейся молодежи»; выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешность экологического воспитания учащейся молодежи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Преемственность - векторная основа стабильности образовательного процесса. Феномен преемственности в образовательном пространстве понимается как общедидактический принцип, однако в контексте компетентностного подхода в образовании, понятие преемственности расширяется за счет выделения «единства, координации, целостности, системности, взаимосвязи» как сущностных особенностей.
Преемственность затрагивает содержание обучения, его формы, способы, различные стратегии взаимодействия участников педагогического процесса, изменение в личности обучающихся. Преемственность способствует систематизации и построению иерархии различных этапов учебного процесса в целостный учебный процесс.
2. Непрерывное экологическое образование и воспитание - это процесс, характеризующийся определёнными результатами, свидетельствующими об определённом объёме общих и специальных экологических знаний, а также уровнем сформированности нового экологического сознания. Результаты экологической образовательной деятельности могут рассматриваться как один из видов духовно- просветительной работы.
В систему экологических знаний учащихся целесообразно включать общие понятия о природе (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере, космосе), факторах среды (биотических, абиотических, антропогенных) и об их закономерной взаимосвязи, о губительных последствиях нарушения равновесия в природе (в частности, термодинамическом и радиоактивном равновесии в биосфере), о путях рационального использования природных (энергетических и минеральных) ресурсов, об основных источниках загрязнения окружающей среды, о путях и средствах защиты окружающей среды (физических, химических, биологических).
3. Процесс экологического образования и воспитания на каждом этапе (ступени) имеет свои особенности и свое проявление преемственности. Если внутри каждого этапа экологического образования в основном проявляется преемственность на одном уровне (количественные изменения), то переход от одного этапа (ступени) к последующей носит неровный, скачкообразный характер, связанный с качественными изменениями в развитии учащихся, в методах и формах образования. Из выше сказанного следует, что процесс образования представляет собой последовательный, целенаправленный и непрерывный переход количественных изменений в качественные с неизбежным переосмыслением прошлого опыта, переосмысливанием экологических знаний и их развитием. Количественные изменения на каждой ступени, обеспечивающие возможность перехода на следующую ступень образования, вызывают соответственные качественные изменения.
Теоретическая значимость и прикладная ценность. Результаты исследования могут быть использованы как при подготовке специалистов различного профиля среднего профессионального образования, так и в учебно-воспитательном процессе учреждений общего образования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников.
Современное экологическое воспитание и образование призваны обеспечить безопасность жизнедеятельности человека и общества в целом. Последствия разразившегося в нашей стране экономического кризиса пока не позволяют государству обеспечить экологическую безопасность всех слоев населения. В этих условиях формирование личностно-ориентированной экорациональной модели поведения является основой системы личной экологической безопасности, которая позволяет сохранить здоровье человека в условиях неблагоприятной экологической среды.
Принцип преемственности - это связь качественно различного между разными стадиями обучения, начиная с младших классов, заканчивая старшими. Этот принцип касается содержания обучения, его форм, способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. На практике возникает объективная потребность в наличии научно обоснованных методических рекомендаций по развитию экологического образования детей с учетом обеспечения преемственности этого процесса и наличия соответствующих педагогических условий их реализации. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников - это целостный процесс перспективного формирования экологической культуры ребёнка, выражающийся в накоплении им опыта взаимодействия с природой, социумом, развитии умения осуществлять деятельность по сохранению, защите, улучшению природной среды на основе получаемых в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе экологических знаний, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому.
Эффективному осуществлению преемственности способствует включение детей в разные виды деятельности (систему взаимодействий с окружающей средой), которые обеспечивают развитие нравственного, интеллектуального, эстетического, деятельностного компонентов экологической культуры личности, постепенность вхождения ребёнка в мир связей и отношений окружающего мира, конкретность, образность диалога с природой, упражнение в соблюдении экокультурных норм поведения, последовательный переход от действий по образцу к самостоятельному нравственному выбору. Наиболее значимыми для старших дошкольников и первоклассников являются соответственно: наблюдение под руководством взрослого - самостоятельное наблюдение и наблюдение - анализ; диалоги с природой, расширяющие чувственный опыт - общение с природой, развивающее чувство эмоциональной отзывчивости и эмпатии; игры с экологическим содержанием; практическая деятельность, организуемая взрослыми - практическая деятельность с элементами самостоятельности и творчества; моделирование с использованием невербальных моделей - моделирование с использованием условных обозначений; продуктивная деятельность на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
познавательная деятельность как осмысление информации, предложенной педагогом - самостоятельный поиск информации и её применение в конкретной ситуации.
Как показало теоретическое исследование, включение детей в данные виды деятельности способствует развитию их экологической воспитанности, основными показателями которой в старшем дошкольном возрасте являются: совокупность
элементарных представлений о целостности окружающего мира, наличие интереса к объектам и явлениям природы, условиям жизни растений и животных, возникновение экологически значимых ценностно-смысловых установок, потребность в общении с конкретными представителями флоры и фауны, способность сопереживать, сочувствовать живым существам, проявление эстетических чувств, доброты, внимания, милосердия, терпимости в отношениях к людям и природе, потребность самореализации в различных видах творческой деятельности, наличие элементарных умений сохранения, защиты и улучшения окружающей среды. Новая ступень экологической воспитанности, на которую поднимается первоклассник, дополняется осознанием разнообразных связей и зависимостей окружающего мира, стремлением к самостоятельному поиску экологической информации, проявлением эмоционально-положительного отношения к растениям и животным, исходя из их роли в природе, участием в экологически целесообразной деятельности с проявлением элементов самостоятельности и творчества. Осуществление экологического воспитания с учетом указанных позиций способствует развитию экологической культуры ребенка как представителя системы, объединяющей Космос, планету Земля, природу, социум, внутренний мир индивида. Период перехода ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу характеризуется определенными тенденциями в формировании экологической воспитанности личности, определяющими ее динамику, которая связана с силой выраженности и наполненности содержанием показателей экологической воспитанности.
Система школьного образования есть ведущее звено, в котором осуществляется формирование экорациональной модели поведения.
Особая роль в экообразовательной системе отводится региональному(местному) компоненту, посредством которого и осуществляется реализация принципа взаимосвязи теоретических экологических знаний, практических умений и навыков в поведении школьника. Экообразовательную систему часто упрекают в том, что нет четких критериев, позволяющих оценить уровень экологической воспитанности и образованности выпускника школы. Может ли быть таковым критерием оценка в аттестате? Коллеги согласятся, что можно все выучить, правильно ответить и получить отличную оценку, не разделяя взгляды и принципы, излагаемые в рамках учебного курса.
Экологизация внутришкольной среды невозможна без формирования эффективной системы экологического воспитания и образования учащихся. Данный процесс является предметом изучения педагогической экологии - научной дисциплины, формирование которой предопределено требованием времени - обеспечить экологическую безопасность населения России.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе
[Текст] :Учебное пособие для студентов учреждений среднепрофессионального образования педагогического профиля / Г.Н. Аквилева , З.А. Клипинина- М. :Гуманитарное издание центра Владос,2011.- 240с.
2. Ахмедова, А.М. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде [Текст]: автореф. дис.. ..канд. педнаук/А.М. Ахмедова . -Махачкала,2008.-17с
3. Базулина, И.В. Развитие экологической культуры младших
школьников на занятиях под открытым небом[Текст] / И.
В.Базулина//Начальная школа-2015.-Ш2.-С.33-35.
4. Баллер, Э.А. Преемственность. [Текст]/Философская энциклопедия/Э.А. Баллер; под ред. Ф.В. Константинова.- М.:Сов. Энциклопедия,1967.-360с.
5. Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школах [Текст] / А.В.Батаршев-СПб.: Ин-т профтехобразования РАО,1996.-90с.
6. Бекетова, С.И. Условия формирования научного мировоззрения школьников при изучении дисциплин географического цикла [Текст] :Учеб. -метод. Пособие/ С.И.Бекетова-Казань:КПФУ,2012.- 108с
7. Борискин, А.Ф. Проектирование содержания и реализациям петодического обеспечения экологического образования школьников в естествознании [Текст]:дис....канд. пед. наук/ А.Ф.Борискин.- Екатеринбург,2002. -174с.
8. Буковская, Г.В.Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст] / Г.В. Буковская- М.:Владос,2012.-192с.
9. Вирбицкий,А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования[Текст]Педагогика / А.А.Вирбицкий- 1997.-№6.-С.31-36.
10. Гайденко, В. П. Природа в религиозном мировоззрении [Текст] / В. П.Гайденко //Вопросы философии. 2015. №3. - С. 43-52.
11. Гайсин, И.Т. Непрерывность экологического образования [Текст]:Монография / И.Т.Гайсин-Казань:Тан-Заря,2002.-198с.
12. Гайсин, И.Т. География и экология Республики Татарстан [Текст] :Учеб. пособие/ И.Т. Гайсин, Ш.Ш.Галимов, З.А.Хусаинов.- 2-еизд.-Казань:Изд-воТГГПУ,2010.-112с.
13. Гирусов, Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию [Текст] / Э. В. Гирусов //Взаимодействие общества и природы. - М.: Наука, 1986. - 76 с.
14. Годник, С.М. Преемственность воспитательно- образовательной деятельности в условиях непрерывного образования [Текст]/Подред. Б. С. Гершунского-М. :Педагогика. ,1990.-С.148-163.
15. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы[Текст]/С.М.Годник.-Воронеж:Изд-воВГУ,1981.-207с
16. Горячев ,М.Д. Средства формирования профессиональных компетенций социально-
педагогической деятельности в условиях клиники педагогической поддержки детей и их семей[Текст]/М.Д. Горячев, М.М. Горячев, А.В. Долгополова, О.И. Ферапонтова, В.В. Мантуленко//ВестникСамГУ.-2013.-
№5(106).-С.141-145
17. Губарева, Т.Г. Состояние экологического образования в образовательных учреждениях города Москвы [Текст] / Т.Г. Губарева // Экология и жизнь. 2008. №1 - С. 30 - 31.
18. Демина, Л. А. Экологическая декада: Об опыте проведения экологической декады в старших классах школы [Текст] / Л. А. Демина Л. А. //Биология в школе. 2016. №5. - С. 55-57.
19. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин-Ростов-нД:Феникс,1996.-480с.
20. Егорова, Г.И. енностно-
смысловая направленность развивающегося педагогического образования: Развитие педагогической науки[Текст] / Г.И. Егорова //Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- СПб.:Экспресс,2011 .-С.50-55
21. Захлебный, А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации[Текст]:дис....д-ра пед.наук/А.Н.Захлебный.-М.,1985.- 389с.
22. Захлебный, А.Н. Педагогические принципы и условия экологического образования / А. Н. Захлебный-М.:НИИСиМО,1983.-98с.
23. Зверев, И.Д. Концепция общего школьного экологического образования[Текст]/И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова-Салеева, Т.В. Кучер//Экологическое образование в России: теоретические аспекты.-М.:Тобол,1997.-С.37-17.
24. Зверев,И.Д. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников [Текст]/ И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина.- М.:Педагогика,1983.-160с
25. Зверев, И.Д. О приоритетах экологического образования» [Текст]/И.Д. Зверев//Экологическое образование в России: теоретические аспекты:сб.тр. к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума Р
АО/ под ред. А.Н. Захлебногои Л.П. Симоновой-Салеевой.-МД997.- С.27-36.
26. Зверев,И.Д.,Печко Л.П. и др. Экологическое и эстетическое воспитание школьников [Текст] / И. Д. Зверев, Л.П.Печко.- М. :Педагогика.1984.-135с.
27. Злотникова, Т. Экологическая безопасность: Соотношение экологии, экономики, права [Текст] / Т.Злотникова //Экономика. 2015. №10. - С. 78-83.
28. Игнатова, В.А. Концепции современного естествознания [Текст]:учеб. пос./В.А.Игнатова.-Тюмень,2005.-208с.
29. Иоганзен, Б.Г. Проблемы современного экологического образования [Текст] /
Б.Г. Иоганзен//Проблемы образования в Сибири: Материалы конференции(21-22 мая 1985г.). Новосибирск:СОАНСССР,1985.-134с.
30. Казначеев, В. П., Комплексные научные направления: Методологические и научные проблемы [Текст] / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин //Методологические проблемы экологии человека: под ред. Казначеева В. П. - Новосибирск, 1988. - 143 с
31. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников [Текст] /Г.Н.Каропа.-Мн.:НМО,2009.-170с
32. Комов, С.В. Экологическое образование. Уральский вариант (краткая история, методологическая основа и практика реализации) [Те кст] /СВ.Комов, Г.П. Сикорская.-Екатеринбург:Изд-воУрГУ,2007.- 199с.
33. Комплект программ по экологическому образованию 5-9 классов [Текст] /Под ред. И. Т. Суравегиной/. - М., 1992. - 38 с.
34. Комплексная программа «Экологическое образование» [Текст] /РАО; Научный руководитель Б. Т. Лихачев/. - М., 1993. - 14 с
35. Корощенко, Н.А. Математические задачи с региональным содержанием Тюменского края. География Тюменского региона. Флора и фауна. Сборник задач по математике для 5-6 классов. [Текст]: Пособие для учителей математики общеобразовательных школ г. Тобольска и Тюменской области./ Н.А. Корощенко-
Тобольск:ТГПИим.Д.И.Менделеева,2010.-140с.
36. Крицкая, Н.Л. Социально-философские проблемы формирования нового типа педагогического мышления будущих учителей [Текст]:Автореф. Дис. канд. филос. наук./ Н.Л.Крицкая-М.,1986.-С.6
37. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей[Текст] /
Л.В. Кузнецова // Дошкольная педагогика.-2009.-№6.-С.54-57.
38. Кулинич, К.В. Роль экологического воспитания и формирования экологической культуры в улучшении среды обитания населения [Текст] / К. В. Кулинич, О. В.
Крутова// Охрана окружающей среды в муниципальных образованиях на современном этапе: материалы Межрег.науч.- практ.конф.Братск:БрГУ,2008.С.105-110.
39. Кустов, Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов [Текст]/Под ред. А.А. Кыверялга. - Саратов: изд-во Саратовского университета.,1982.-274с.
40. Кушнир, Т.И. Формирование творческой активности учащихся при решении математических задач [Текст] / Т.И. Кушнир //Вестник ТГСПА им. Д.И.Менделеева.-2013.-.№5-С.49-57.
41. Лунёв, А.П. Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала России
[Текст]/Л.А. Лунёв, С.А.Храпов //Вестник Астраханского технического университета. Серия: Экономика.-2013.-.№1 .-С.149-155.
42. Малова И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностноориентированного обучения обучающихся [Текст]:монография/И.Е.Малова.-Брянск:Изд-
воБГУ,2003.-225с.
43. Мамедов Н.М. Основания экологического образования [Текст]/Н.М. Мамедов//Философия экологического образования/гл. ред. И.К.Лисеев.-М,2001.-390с
44. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах [Текст]:Пособие для учителя. / В.М.Минаева-
Мн.: Народная света, 1987.—112с.
45. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) [Текст]
//Вестник экологического образования в России (приложение).-2010.- №1.-С.1-20.
46. Новолодская, Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников[Текст] / Е. Г.
Новолодская// Начальная школа- 2012.-Ш.-С.52-55.
47. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей[Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2009.-№4.-С.42-46.
48. Основы экологических знаний в подготовке специалистов экономического профиля [Текст]:Учеб.-метод. пособие/Автор-сост. И.Т. Гайсин.-Казань: Тан-Заря,1999.-99с
49. Петросова Р.А., Голов В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений- М.: Издательский центр «Академия» ,2000-176с
50. Пономарева, И.Н. Экологическое образование в российской школе : История. Теория. Методика
[Текст]:учеб. пос./ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин; под ред. В.П. Соломина.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.-415с.
51. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников [Текст]: Методическое пособие/Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова.-М.:ТЦСфера,2009.-258с.
52. Ребро, И.В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности [Текст] / И.В. Ребро// Образование в современной школе.-2009.-Ш1.-С.59-63.
53. Садовничий, В.А. Концепция и стратегия развития образовательного законодательства России
[Текст]:доклад на заседании комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Москва,31.01.2011г.)/В.А. Садовничий//Вестник образования России.-2011.-№4.-С.68-75.
54. Сугай, Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России Х1Х—начала ХХ века[Текст]/Л.А.Сугай.- М.:ГАСК,2010.-С.39-53
55. Сумина ,М.Ю. Технологический подход к гуманизации образования [Текст]/М.Ю. Сумина//Наука и образование.-2010.-№3.
56. Тарасов, Л.В. Интегративно-гуманитарный подход как методологическая основа модели «Экология и диалектика»[Текст] / Л.В.Тарасов//Школарадости.-1994.-№1
57. Тихонов, Л.Н. Информационные средства передачи человеческого опыта на различных этапах развития педагогической мысли[Текст]/Л.Н.Тихонов,М.И.Дронь.-Минск,2004.-82с.
58. Турченко, В.Н. Россия: от экстремальности устойчивости [Текст] / В.Н. Турченко, Г.Ф. Шафранов-Куцев Тюмень. Изд- воТюменскогоун-та.2010.-204с.
59. Формирование умений учебной деятельности как навыковой составляющей ключевых компетенций выпускника образовательной школы
[Текст]:Коллективная монография/Е.Е. Волкова, О.Б. Епишева, В.В. Клюсова, Г.А.Ярковаидр./ Под общ. ред. О.Б. Епишевой.- Тобольск:ТГСПАим.Д.И.Менделеева,2009.-174с.
60. Хохлова, Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников(на материале сельской школы) [Текст]/Е.В. Хохлова. - Ставрополь,2001.-76с.
61. Чуйков, Ю.С. Наблюдения за сезонными изменениями в природе в процессе изучения биологии/[Текст]Ю.С. Чуйков, Л.Ю. Чуйкова// Гуманитарные исследования. -2011. -№4(40). -С.331 -338.
62. Чуйкова, Л.Ю. Анализ моделей экологического образования ,использующихся в системе школьного образования[Текст]/Л.Ю. Чуйкова//Астраханский вестник экологического образования.-2011.- №1(17).-С.20-32.
63. Чуйкова, Л.Ю. Формирование экологического мышления у учащихся агротехнического лицея: дис....канд. пед.наук [Текст]/Л.Ю. Чу йкова. -Казань,2013. -224с.
64. Эколого-экономические особенности региона [Текст]:Учеб.-метод. пособие/Сост. М.И. Гайсин- Казань:ТГГПУ,2005.-50
65. Юшков, Н.Н. Непрерывное экологическое образование[Текст] / Н.Н. Юшков, М.Р. Ерофеева, В.А. Рубцова// Непрерывное экологическое образование: програм.- метод. материалы. Братск: Брат. гор. типография,2010.204с
66. Ягодин, Г.А. Проблемы экологического образования[Текст] /Г.А. Ягодин, Л.Т. Третьякова//Образование в области окружающей среды: сб. докл. Ш Всесоюз. конф.-Казань,1990.-Т.1.-С.3-14
67. Яркова,Г.А., Шебанова Л.П. О проблеме формирования практических умений учащихся при обучении математике в условиях реализацииновых образовательных стандартов[Текст] / Г.А. Яркова, Л.П. Шебанова//Современные проблемы науки и образования- 2013.- №4
68. Яркова Г.А. Технологический подход к формированию учебных умений учащихся при обучении математике в начальной школе: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «031200- Педагогика и методика начального образования» [Текст]/Г.А. Яркова.- Тобольск:ТГПИим.Д.И.Менделеева,2005 .-155с.
69. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе[Текст]/В.А.Я свин.-М.:Смысл,2000.
70. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды?[Текст]/В.А.Я свин.-М.:Наука,2010.