Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Работа №36048

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Психолого-педагогические основы эколого-нравственной культуры 7
1.1. Исторический аспект развития эколого-нравственной культуры 7
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся 9-ых классов 22
1.3. Потенциал эконом-социальной географии в формировании эколого-нравственной
культуры 30
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эколого-нравственной культуры учащихся при изучении географии 9 класса 36
2.1. Элективный курс «Экогород», как условие формирования эколого-нравственной
культуры школьников 36
2.2. Организация и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию эколого-нравственной культуры учащихся 9-ых классов общеобразовательных учреждений 45
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 75

В соответствии с требованием ФГОС ООО экологическая культура и нравственная культура является одной из основных задач по экологическому образованию и воспитанию. Ученики должны осознавать ценность экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; должны быть сформированы знания о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических. Формирование экологической культуры является необходимым условием и фактором экологического развития России. Отношение к природе и правила поведения, мораль личности учащегося взаимосвязаны. Культура ребенка проявляется в его отношение к окружающей среде, но в настоящее время экологической культуре уделяется недолжное внимание, ученики не имеют четкого представлений о своих познаниях в области экологии и как можно использовать данные знания на практике. Выбросить пакет в мусорный ящик это одно, а что с ним станет дальше известно далеко не каждому ребенку и даже взрослому, как это влияет на природу и на нас самих.
Актуальностью работы является то, что в современном ФГОС в планируемые результаты, а именно личностные включается пункт, который говорит о том, что у учащегося должны быть сформированы основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Так же можно сказать, что экологическое воспитание тесно связано с нравственной составляющей человека, его правила, мораль, которая так же будет закладываться при формировании экологической культуры.
Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделять существующие противоречие в исследуемой области:
- между возрастающей потребностью общеобразовательной школы в воспитании эколого-нравственной культуры и низким уровнем готовности учащихся к данному виду деятельности.
Неразрешенность данных противоречий определила выбор темы диссертации и позволила сформулировать проблему исследования: сущность эколого-нравственной культуры учащихся, ее содержание и практика организации процесса развития эколого-нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы при проведении основной формы обучения - уроков и элективного курса по географии.
Целью нашей работы является формирование эколого-нравственной культуру учащихся 9 классов в процессе изучения географии.
Объектом исследования являются процесс формирования экологонравственной культуры.
Предметом исследования является внедрение элективного курса в формирование эколого-нравственной культуры школьников на уроках географии.
Гипотеза исследования: Формирование эколого-нравственной культуры будет эффективным, если опираться на разработанный элективный курс - обязательный курс по выбору учащихся и уроки географии с элементами изучения теоретических аспектов экологии в учебном процессе.
В соответствие с поставленной целью определены основные задачи:
1) изучение литературы по теме исследования;
2) разработка и внедрение в практику программы элективного курса «Экогород» для 9 класса на основе, способствующий формированию экологонравственной культуры;
3) провести опытно-экспериментальную работу по формированию эколого-нравственной культуры учащихся 9 классов с применением элективного курса «Экогород».
Научная новизна заключается в том, что в нем разработан элективный курс «Экогород» для 9 класса направленный на формирование экологонравственной культуры.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования учителями общеобразовательных школ для содержательных основ процесса формирования эколого-нравственной культуры учащихся при изучении географии. Разработан, апробирован и внедрен в практику преподавания элективный курс «Экогород» для 9 класса.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
философские положения о единстве природы и человека, всеобщей взаимосвязи и целостности явлений (В.И. Вернадский, В.И. Данилов - Данильян, А.Д. Урсул и др); экологические идеи о сохранении биологического разнообразия, об исчерпании планетарных ресурсов (Ю. Одум, Т.А. Акимова, М.И. Будыко, Д.Х. Медоуз и др.); формированию научного мировоззрения при изучении естественно-географических дисциплин свои труды посвятили М.К. Ковалевская, Н.Е. Кузнецова, В.Н. Максимова; идеи исторического взаимодействия человека и природы (В.А. Лось, Данило Ж. Маркович, В.К. Рахилин и др); системный подход к изучению культуры (Г.М. Пономарева, Ю. Асоян, А.М. Марков и др.); теоретические основы школьных естественногеографических курсов (М.В. Зуев, А.Н. Мягкова, Э.М. Раковская и др.); принципы построения экологического образования и воспитания (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.В. Миронов, Л.П. Печко, С.Н. Глазачев и др.).
В исследование применялись теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической литературе по проблеме формирования эколого-нравственной культуры школьников; проектирование методики исследовательской деятельности и разработка ее реализации с использованием сравнения, анализа, обобщения; изучение педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование; методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново- Савиновского района г. Казань.
Структура диссертиции соответствует логики построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Экологическая культура ассоциируется с нравственностью. Эти два понятия нельзя отделять друг от друга экологично, значит нравственно. Это проявляется в экологической культуре учеников, в их показателях, которые улучшались в процессе исследовательской работы при анализе каждого нового среза. Формирование экологической культуры школьников - это качественное изменение духовного мира личности под воздействием базовых и специальных знаний, навыков, норм поведения, опыта свободного выбора действий в природной среде, выражающееся в умении эстетически воспринимать, нравственно, активно действовать, анализировать и обобщать многообразные природные взаимосвязи и явления.
2. Определена специфика выделенных этапов формирования экологической культуры в разные эпохи становления человеческого общества, в частности в российском образовательном пространстве. Период 60-х годов XX века характеризуется совершенствованием содержания учебных предметов, введением в содержание предметов «Г еография» природоохранного материала, изучение особо охраняемых зон, изучение антропогенного влияния на окружающую среду, а также глобального потепления, как одного из показателей влияния человека на природу. Включение в закон РФ «Об охране окружающей природной среды», которым определена необходимость всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и образования, оговорена обязательность экологических знаний в учебных заведениях, а также экологического просвещения через средства массовой информации. Все это привело к новым стандартам ФГОС. Ученики должны осознавать ценность экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; должны быть сформированы знания о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических.
3. Развитие экологической культуры предопределяет формирование нравственного и эстетического воспитания обучающихся. Нравственность в экологической культуре не только обусловливает формирование понятий, взглядов и убеждений, навыков, способов рационального использования природы, но и обогащает эти действия проявлением эмоциональных переживаний. Нравственная и эстетическая воспитанность основана на экологических знаниях, усвоенных нормах поведения и проявляется в своевременном предупреждении или разрешении напряженных экологических ситуаций.
4. Педагогическими условиями, позволяющими эффективно осуществлять процесс формирования эколого-нравственной культуры, являются:
• Организация воспитания нравственного компонента экологической культуры учеников в образовательном пространстве;
• Осуществление экологической направленности учебновоспитательного процесса на основе нравственных и эстетических ценностей;
• Усиление эколого-нравственного аспекта в научноисследовательской работе учащихся;
• Формирование культуры осознанного выбора экологического поведения с позиций нравственных ценностей;
• Разработка и внедрение в практику элективного курса «Экогород» для учащихся 9 классов в условиях учебно-воспитательного процесса на уроках географии.
5. Разработанная программа включает в себя следующие компоненты:
• теоретические аспекты, направленные на формирование экологической образованности, тесно связанные с содержанием курса «Г еография России. Население и хозяйство» (9класс);
• практическая деятельность, вытекающая из теории, и является основополагающей для формирования экологической деятельности: посещение парков и скверов, участие в акциях, выступление агитбригад, составление экологического проекта и научно-исследовательских работ.
6. В ходе формирующего эксперимента доказана эффективность использования программы элективного курса «Экогорода» для формирования эколого-нравственной культуры.
7. Результаты срезов показали положительную динамику в усвоение предмета и освоения эколого-нравственной культуры на каждом этапе работы. Экспериментальный класс (9А класс) показал высокие показатели в экологической образованности, которая возросла по отношению с констатирующем с низкого до выше среднего, а у некоторых учеников перешла и вовсе на высокий уровень.
Результаты исследования дают основание утверждать, что гипотеза доказана и поставленные задачи решены. Исследование может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно к учащимся других классов.


1. Абдрашитова И.В. «Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза» Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук г.Казань. 2004г. 25 с.
2. Абдрашитова И.В. «Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов» - Казань: КГПУ, 2001 - 230 с.
3. Абдрашитова И.В. Экологическая экскурсия как метод формирования экологической культуры студента // Методологическая теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерывного образования: Сб. материалов IV межвузовск. науч.-практ. конф. - Тобольск, 2000 - Ч.1. С. 5-8.
4. Баранова Т.Б. Психологические особенности ценностного
отношение к природе (на материале 4-10 классов): Автореферат дис. канд. псих. наук. - Киев, 1984. - 19 с.
5. Бекетова С.И. Формирование научного мировоззрения учащихся
при изучении естественно-географических дисциплин. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань 2008г. - 21 с.
6. Бекетова С.И. Применение новых педагогических технологий в
курсе экономической географии России/ С.И. Бекетова// Качество жизни в трансформирующемся обществе: Матер. регион. науч- прак. конф. -
Набережные Челны, 2001. - 201 с.
7. Буровский А.М. Философские основания экологического образования //Философия экологического образования /Под общей редакцией И.К.Лисеева.- М.: Прогресс-Традиция, 2001.- 416с.- С. 255-286.
8. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.- 91 с.
9. Вербицкий. А.А. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТМ "Экология России". / А.А. Вербицкий - М, 1992.
10. Волжина,И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009.
11. Волобуева Н.Г. Проблемы экологии и будущее человечества: метод. Пособие / Н.Г. Волобуева, И. Тертицкая. - Магадан: Изд. СМУ, 1999. - 227 с.
12. Габдулхакова А.В., Гайсин И.Т. Программа курса по выбору «География и экология Ново-Савиновского и Авиастроительного районов города Казани» / Автор составитель А.В. Габдулхакова. - Казань: КФУ, 2013. - 31 с.
13. Газизуллина Т.О. Формирование нравственно-экологической культуры студентов вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань 2011г. 31 с.
14. Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.01: Казань. 2000. - 408 с.
15. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно-научных дисциплин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1995. - 20 с.
16. Глазачев С. Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. - М.: Горизонт, 1999. - 174 с.
17. Грехова, Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова- Москва-Ставрополь, 2009.
18. Губницкая О.В. Создание положительной мотивации экологической деятельности обучаемых основной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 121-123.
19. Дорнер. М. Экологическое воспитание в Германии // педагогика. - №5. - 1997.
20. Душина, И.В. Методика преподавания географии/ И.В. Душина -М.,
2007.
21. Захлебный А. Н. Каким быть экологическому образованию в российской школе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 5. - 118 с.
22. Катюшина А.А. Информационные технологии как инструмент реализации межпредметных связей на уроках географии. Уленгов Р.А.. Сафина Г.Р. Сборник «Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин/Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции (Казань, 22-23 марта 2017г.) Отв. ред. Профессор З.А. Хусаинов. - Казань: Отечество, 2017. - 186 с.
23. Катюшина А.А.. Шарипов Р.С. «Некоторые эколого-экономические особенности Лаишевского муниципального района Республики Татарстан» Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и вузе //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (30 ноября - 1 декабря 2018 г., г.Казань - Набережные Челны).-Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. - 364 с.
24. Катюшина А.А.. Шарипов Р.С. «Формирование экологонравственной культуры учащихся в ходе исследовательской деятельности» Сборник статей конференции Экология Родного Края.- Казань К(П)ФУ, 201880с.
25. Козлова, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / В.В Козлова , А.М. Кондакова - М.: Просвещение, 2011.
26. Кочергин А. Н., Маркова Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое сознание и сознание: особенности формирования. - Новосибирск: Наука Сиб. Отд., 1987. - 218 с.
27. Кривошапкина, О.М. Геоэкологическое краеведение (теория и опыт) О.М. Кривошапкина - М.: Просвещение, 2001 г.
28. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
29. Лихачева, Б.Т. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник научных статей / Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. - М., 1997.
30. Львова В. Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школе . дис. .. канд. пед. наук. - Чебоксары, 1998. - 306 с.
31. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 1998. - 416 с.
32. Маловедченко Т.А. Формирование экологической воспитанности старших подростков в школе. Дис. .. .к.п.н. - М. - 1999. - 172 с.
33. Мамедов, Н.М. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества. Экологическое образование: концепции и технологии /Н.М Мамедова, С.Н. Глазачева. - Волгоград: Перемена, 1996.
34. Методика обучения и экологии в XXI веке. /Тезисы докладов научно-практической конференции - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 79 с.
35. Миронов, А.В. Экологическая составляющая географического образования (в свете требований ФГОС). /А.В.Миронов //География и экология. -2012. -№10 - 50 с.
36. Набиев Р.Г. Современные проблемы естественно-географического образования в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. «Мой родной край» Набиев Р.Г. С. 131-132.
37. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 336 с.
38. Новенко Д.В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образование// География в школе. - 2007.- №7. - С.36-41.
39. Ногтева Е.Ю. Развитие экологической культуры учащихся. Лушников И.Д. - Вологда: Вологодский институт развития образования. - 2004. - 247 с.
40. Пономаренко, Е. В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания /Е. В. Пономаренко // Образование. -2007. -№ 5.
41. Пролеева Л.М. Формирование гуманистической направленности личности подростка в условиях совместной общественно полезной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ижевск 2005г. - 26 с.
42. Родзевич Н. Н. Методы и формы экологизации географического образования // Г еография в школе. - 1994. - № 3. - С. 38-42.
43. Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть I / Под общей ред. Д-ра техн. наук, проф. Р.Н. Минниханова. - Казань: ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей», 2012. - 970 с.
44. Солдаткина И.Ю. Формирование экологической - культуры личности как проблема экологического воспитания: Дис. ... канд. философ. наук. - М., 1985. - 187 с.
45. Таветуха О.Г. Теория и практика формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития: монография/
О.Г. Таветуха, А.Н. Пересунько, А.Н. Моисеева, А.А. Муратова. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 193 с.
46. Уленгов Р.А. Геоинформационные технологии в школьной географии и экологии. - Казань: Казан. Ун-т, 2015. - С.21-23.
47. Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения / В.В. Фирсов - М., 1994.
48. Флеенко А. В. Формирование экологической культуры в системе непрерывного образования / А.В. Флеенко // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 2008 г. - Томск, 2008. - С. 242-244.
49. Хусаинов З.А. Теоретические основы игр в формировании экологической культуры детей // Применение дидактических игр на уроках. Методические разработки / Сост. Шарипова В.А., Вахитова И.А. - Казань, ТПГУ, 2006. С. 58-63.
50. Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Татарстана. - Казань: КГПУ, 2005. - 196 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ