Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №16604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы80
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
831
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории 12
1.1. Понятие терминов «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание» 12
1.2. Роль школьных курсов истории в духовно-нравственном воспитании учащихся 21
1.3. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории ... 30
Глава 2. Формирование духовно-нравственного мира школьника в общеобразовательной школе 37
2.1. Духовно-нравственное воспитание школьников Тувы на примере Великой Победы 37
2.2. Внеклассная работа по формированию духовно-нравственного мира школьника 42
2.3. Влияние личности учителя на процесс духовно-нравственного воспитания школьников 47
Заключение 53
Приложения 1 57
Приложения 2 60
Приложения 3 68
Список использованных источников и литературы 69


Актуальность. Особая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения принадлежит школе, поскольку традиционно именно школа была тем социальным институтом, который целенаправленно занимался формированием мировоззрения, идейных установок, эмоциональной сферы учащихся. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
В настоящее время особую роль в процессе формирования духовно-нравственной сферы личности призвана сыграть история, которая осуществляет преемственность между прошлым и настоящим, выявляя значение вечных ценностей для современной жизни. Используя исторические примеры, она закладывает основы духовной ориентации и нравственного поведения учащихся. В самые трудные периоды жизни нашей страны именно приверженность к традициям и историческая память давала духовно-нравственные импульсы для воспитания подрастающего поколения.
Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин, в частности, истории достаточно велик. Она позволяет сформировать у учащихся собственное отношение к событиям и явлениям, обеспечивает личностное постижение школьников вырабатываемых обществом целей, ценностей, идей, принципов. Изучая историю, школьники получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих нашим предкам. 
Использование материалов истории в духовно-нравственном воспитании школьников может иметь различные аспекты. Это, прежде всего, рассмотрение исторических тем сквозь призму нравственной проблематики. Это также различные направления внеурочной работы по предмету, когда у учащихся углубляется интерес к историческим личностям, событиям. Это, наконец, развитие детских и юношеских общественных объединений, в своей деятельности опирающихся на богатые отечественные традиции духовности и нравственности. Таким образом, необходимо разностороннее использование возможностей учебно-воспитательного процесса для осуществления духовно-нравственного воспитания школьников.
Различные направления внеурочной работы по истории - это, по сути дела, «очеловечивание» учебной дисциплины, наполнение её живыми чувствами, яркими образами взамен сухой информации и схем, засилье которых приводит к формальному усвоению знаний учащимися. Важным моментом такой работы является её организационная и содержательная открытость: привлечение к работе не только учителей истории, но и педагогов дополнительного образования, а также родителей и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая заданные обществом установки, но включая школьника в поле взаимодействия с различными ценностями, идеалами, образцами.
Важность всестороннего подхода к формированию и развитию у школьников общественно значимых ценностных ориентаций с использование содержания, методов, приёмов и средств преподавания истории, потенциала внеурочной деятельности по предмету, возможностей школьного самоуправления, очевидна.
Степень изученности темы. Результаты анализа выявленных материалов показывает, что имеется значительный объем работ о духовно¬нравственном воспитании. Однако вопрос о духовно-нравственном воспитании школьников Тувы на уроках истории в целостном, вместе взятом и обобщенном, комплексном плане пока не стало предметом углубленного изучения.
Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А. Бердяев , П.П. Блонский , С.Н. Булгаков , В.П. Вахтеров , К.Н. Вентцель , В.В. Зеньковскийѵ, П.Ф. Каптерев , П.Ф. Лесгафт , А.Н. Острогорский , Н.И. Пирогов , М.М. Рубинштейн , К.Д. Ушинский и др.
В трудах таких современных учёных, как К.А. Абульханова-Славская , Е.П. Белозерцев , В.А. Беляева13, И.Ф. Гончаров , В.А. Сластенин , В.Д. Шадриков и др. уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания, формирующего внутреннего мира личности.
В исследовании В.В. Николиной. «Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях» описывается, как в современной школе осуществляется духовно - нравственное воспитание. В трудах Н.А Алексеевой , И.Ф. Гончаровой «Понятие личностно-ориентированного обучения» раскрывается суть того, что духовно-нравственное воспитание осуществляется за счёт личностно - ориентированного обучения. В работах Н.И. Пирогова «Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации», раскрывается суть того каким должен быть будущий учитель, потому что именно учитель осуществляет в духовно- нравственное воспитание детей. Вопросам воспитания учащихся средствами истории посвящены работы Т.И. Гончаровой, Б.Н. Михеева, Е.А. Ямбурга, и др. Разработкой содержания духовно-нравственного воспитания, связанного с историей России, занимались, наряду с перечисленными авторами, Е. Королькова, Н. А. Григорьева и др .
Большой вклад в осмысление проблемы внесли работы, в которых раскрывается идея личностно ориентированного обучения , труды по педагогической аксиологии , работы касающиеся проблемы включения ценностей в содержание образования . Следует, однако, отметить, что в настоящее сегодня не существует единой точки зрения по вопросу о главной цели исторического образования.
В тувинской литературе весьма ценными являются научные выводы о значении традиционной педагогической культуры тувинцев Т.Т. Мунзук , К.Б. Салчак , Г.Д. Сундуй о нравственном воспитании учащихся. Также особый интерес вызывают научные статьи руководителя школьного музея О.С. Чаш-оол школы №12 имени воинов-интернационалистов г. Кызыла
«Использование краеведческого материала во внеклассной работе и на уроках истории». Подробно описывает школьный музей как центр патриотического воспитания С.В. Монгуш руководитель школьного музея Тандинского кожууна. Особое внимание уделяет духовно-нравственному воспитанию на примере Уюкского школьного музея им В.Яна Д.В. Мартый- оол. Также, интересна статья С.О. Седен-оол «Эксперимент «Учебно- воспитательный процесс через школьный литературный музей им. С.А. Сарыг-оола» » .
Цель выпускной квалификационной работы - изучить эффективность использования процесса изучения истории для духовно - нравственного воспитания школьников Тувы. Также обоснование сущности, структуры и основных направлений духовно-нравственного воспитания.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
- раскрыть содержание терминов «духовность», «нравственность»,«патриотизм»;
- выявить роль школьных курсов истории в духовно-нравственном воспитании учащихся;
- рассмотрение негативных явлений в духовно-нравственной сфере, наблюдающиеся у современных школьников и раскрыть пути их преодоления;
проанализировать школьный музей как основа духовно-нравственного воспитания старшеклассников;
изучить влияние личности учителя на уроках истории и внеклассной работе по формированию духовно-нравственного мира школьника. 
Объект исследования - духовно-нравственное воспитание школьников Тувы на уроках истории.
Предмет исследования - содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках истории, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Хронологические рамки исследования охватывает период с 90-х гг. XX в. по 2015 г. Нижняя граница связана с процессами распада прежней, существовавшей в СССР, централизованной системы школьного исторического образования и поисками подходов к построению новой системы в Российской Федерации. Реформа системы школьного исторического образования, начавшая в 1990-е гг. внесла существенные изменения в содержание курсов истории в школе.
Верхние рамки исследования определены 2015 г., что связано с таким важным для нашей страны событием как 70-летие Великой Победы, а также объявлением 2015 г. в Республике Тыва Годом народных традиций.
Научная новизна работы заключается в том, что введено программа Патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников на 2008-2012 гг.» МБОУ СОШ №12 имени Воинов-интернационалистов г. Кызыла. В этой программе написано внеклассные работы по формированию духовно-нравственного мира школьника. А также в России в этом году отмечают 70-летие Победы Советских войск в Великой Отечественной войне, и вся страна активно готовится к празднованию этого великого события. Со связи с этим Национальный музей Республики Тыва, имеющий богатый фонд архивно-исторических документов и фотографий, подлинных экспонатов, отражающих историю Тувы во время ВОВ, сотрудниками музея ведутся научно-исследовательские работы, читаются лекции, организуются передвижные выставки, также запланированы культурно-образовательные мероприятия и кинолекторий для школьников города с показом документальных фильмов из фонда музея. 
Методологические основы исследования. Достижение поставленной цели и решения задач было достигнуты посредством исторической ретроспективы - метод последовательного проникновения в историческое прошлое с целью определения причины данного события; изучения опубликованных источников, позволивших наиболее полно раскрыть объект исследования. Работа опирается на принципах научной объективности, историзма и многофакторного подхода истории. В качестве дополнительных методов являются анализ литературы и источников.
Источниковая база исследования. Нормативно-правовой основой работы являются следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273; «Концепция духовно¬нравственного воспитания российских школьников» ; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.» , утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, с изменениями от 13 ноября 2006 г.; «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва» ; Межведомственная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Тыва в 2007- 2008 гг.» , утвержденной Постановлением Правительством РТ от 21 августа 2006 г. №991; Муниципальная целевая программа «Молодежь Республики Тыва в 2009-2010 гг.» , утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 10 сентября 2008 г. №512. 
В работе использованы Интернет-ресурсы: сайт Министерство Образования и Науки Российской Федерации, сайт МОУ СОШ №12 имени Воинов-интернационалистов г. Кызыла, сайт Педсовет, 13-й Всероссийский интернет-педсовет, сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2010 г., сайт Республиканского научно-практического Интернет-конференция «П-е Рождественские чтения» 28 января 2010 г.
А также в работе были использованы материалы «Национального Музея РТ».
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания истории.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, духовно-нравственное воспитание школьников является актуальной проблемой современной педагогической теории и практики. Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно¬нравственной личности обладают гуманитарные предметы, одним из которых является история. Это - учебная дисциплина, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания. Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Поэтому в условиях общеобразовательной школы важным фактором становления и развития внутреннего мира школьников является духовно-нравственное воспитание, базирующееся на материале уроков истории, культуре и традициях России, системе внеурочной работы по предмету.
Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе изучения истории в современной общеобразовательной школе будет успешным, если:
- выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный потенциал базового исторического образования;
- учтены особенности социокультурного окружения школьников для построения социально значимой деятельности.
Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания учащихся достигается при условии его программно-методического обеспечения. Организационно-педагогическими условиями успешного использования возможностей школьных курсов истории для духовно-нравственного развития школьников являются:
а) использование разнообразных форм, методов, средств внеурочной
деятельности по предмету; 
б) создание разновозрастных объединений;
в) целенаправленная подготовка учителей и педагогов дополнительного образования к работе по духовно-нравственному воспитанию.
Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Поэтому, крайне важно, чтобы сам учитель обладал всеми необходимыми для успешного решения воспитательных задач личными и профессиональными качествами.
Духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование гражданина патриота одна из важных функций школьного предмета «История». К сожалению, в последние годы об этом забыли. Тезис о том, что уровень развития страны определяется духовным состоянием общества, является аксиомой времени. Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу.
Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Современные образовательные технологии нельзя назвать совершенными в этой области. Предмет «История» может сыграть ключевую роль в складывании системы ценностей у учащихся. Однако современные учебники по истории Отечества далеки от решения этой задачи. Российская история мумифицируется, перестает восприниматься как свой. В ней нет духовных исканий, величественной героики, положительного героя именно того, что более всего волнует молодые сердца. Наши дети желают чистоты души и совершенства духа, но не могут встать на путь совершенства и идти по нему, ибо сообщаемый в учебниках материал для изучения не нацелен на духовное познание, на глубокую работу души и потому остается информацией поверхностного содержания. Нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы. А нынешняя система образования делает упор на знания, а не на духовное воспитание учащихся.
Анализ, проведенный в данной работе, показал, что в нашей стране есть богатейшее наследие, которое стоит использовать в качестве нравственного и духовного богатства. Об этом зафиксировано в первой главе этого исследования.
Опираясь на свой педагогический опыт, обобщенный во второй главе данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Воспитательная задача нравственного характера, связанная с формированием ценностей у учеников может решаться различными путями:
а) через личность учителя;
б) через историю;
в) через применение новых методик и технологий;
2. Современные учебники по истории России требуют переработки с точки зрения решения воспитательных задач;
3. Нравственное воспитание личности не возможно проводить без учета богатейшего педагогического опыта, наполненного дореволюционной и советской школой;
4. Новые технологии в образовательной сфере не заработают, если останутся в стороне от нравственных потребностей ученика и не будут нацелены на его духовное просвещение.
Некоторые положения этого исследования могут вызвать неоднозначную оценку среди педагогов и историков. К сожалению, вышеназванная тема почти не освещается в современных исследовательских трудах. Ясно одно: государству в короткие сроки необходимо изменить концепцию исторического образования, учитывая потребность в воспитании страной высоконравственной личности и патриота своей Родины.
Итак, уроки истории должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки. Уроки должны быть результативными в достижении нравственной истины: ученики, в конечном счёте, должны придти к пониманию ценности человеческой личности и ценности собственной жизни. Учитель может диагностировать первоначальное отношение ученика к изучаемому факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере углубления учебного материала.



1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273.
2. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников». Разработан учреждением Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» под руководством
А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова и Л. П. Кезиной (официально размещена на официальном интернет-сайте Министерство Образования и науки РФ) 01 июня 2009 г.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг. ». Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, с изменениями от 13 ноября 2006 г.
4. «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва». Одобрено съездом педагогических работников Республики Тыва от 30 апреля 2011 г.
5. Межведомственная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Тыва в 2007-2008 гг.». Утверждено Постановлением Правительством РТ от 21 августа 2006 г. №991.
6. Муниципальная целевая программа «Молодежь Республики Тыва в 2009-2010 гг.». Утверждено Постановлением Правительства Республики Тыва от 10 сентября 2008 г. №512. 
7. «Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников на 2008-1012 гг. ». - МОУ СОШ №12 имени Воинов-интернационалистов г. Кызыла.
Основная литература:
1. Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1986;
2. Ямбург Е. А. Воспитание историей. - М., 1989.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д., 2000.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., - 1996.
5. Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. - М., - 1984.
6. Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: комплексное решение проблемы. - М., 2003.
7. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996.
8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.,2008.
Дополнительная литература:
1. Бердяев Н. А Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. Т. 1. -М., 1994.
2. .Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. Т.1. - М., 1934.
3. Вентцель К.Н. Духовные аспекты теории личности. - М., 1997.
4. Зеньковский В. В. Протопресвитер. Педагогика - М.. - 1996. 
5. Лесгафт П.Ф. Введение в теорию и практику воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). - Самара, 1997.
6. Пирогов Н.И. «Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации» - Избр Пед Соч . - М., 1986.
7. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. Иркутск., 1922.
8. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. - Собр Соч.-М., 1948. Т. 2.
9. Абульханова- Славская К.А. Деятельность и психология личности . - М., 1980.
10. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. Т.1. -М., 1994.
11. Сластенин В.А и др. Педагогика. Учеб Пособие. - М., 1997.
12. Шадриков В .Д Деятельность и способности / В Д Шадриков. - М., 1994.
13. Казанцева А.С. Тува в годы Великой Отечественной войны в документах. - Кызыл., 2005.
Периодическая печать:
1. Каптерев П.Ф. Об основных реформах средней школы//Школа и жизнь. №10. 1991.-С. 12-16.
2. Булгаков С. Н. Церковь и культура // Вопросы религии. Вып 1. М., 1906. -С. 20 -21.
3. Блонский П. П. О некоторых встречающихся у педагогов ошибках // На путях к новой школе. №6. 1931. - С. 8 - 10.
4. Гончаров И. Ф Национальная идея и национальный характер образования в России / И. Ф Гончаров, В. В Судаков // Источник. 1998. №2. - С. 32 - 35.
5. Михеев Б. Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории//Преподавание истории в школе. - 1989. - № 5. - С. 26 - 28.
6. Королькова, Е. «Это нужно не мертвым - это нужно живым...». Роль знаний о Великой Отечественной войне в нравственном воспитании современных школьников//Народное образование. - 2005. - № 4; 5. - С. 30 -33.
7. Караковский, В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно- воспитательного процесса //Воспитание школьников. 1993. № 2-5. - С. 21 -25.
8. Салчак К.Б., Салчак Л. П. Развитие тувинской народной педагогики. - Кызыл: Тув. кн. изд., 1984. - С. 3 - 7.
9. Бекетова Н.В. Воспитание личного духа как проблема национальной школы //Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2002. №2. - С. 32- 38.
10. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. - 2011. №3. Т.2. - С. 24.
11. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России / Белозерцев Е П. Педагогика. 1998. - №3. - С. 32 - 44.
12. Острогорский А.Н. Дидактические основания отбора духовных ценностей в базовое содержание образования // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. - М., 1992. №10.-С. 12-20.
Авторефераты:
1. Скляднева, В. В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Автореф. дисс... к. п. н. - Москва, 2003. 71
2. Григорьева. Н. А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество. Автореф. дисс... к. п. н. - Волгоград, 1998.
3. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 1990.
4. Николина В.В. Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях. // Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: X Рождественские православно-философские чтения / Под ред. Л.Е. Шапошникова. - Новгород: НГЦ, 2001.
5. Сундуй Г.Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на материале сельских школ Тувы): Дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1993.
6. Чаш-оол О.С. «Использование краеведческого материала во внеклассной работе и на уроках истории», руководитель школьного музея.
7. Монгуш Н.С «Школьный музей - центр патриотического воспитания» - МБОУ СОШ с. Сосновка (Тандынский кожуун), руководитель школьного музея.
8. Мартый-оол Д.В. «Роль школьного музея в духовно-нраственом воспитании учащихся (на примере Уюкского школьного музея им.В. Яна)» - МБОУ СОШ с. Уюк (Пий-Хемский кожуун), руководитель школьного музея.
9. Седен-оол С.О. «Эксперимент «Учебно-воспитательный процесс через школьный литературный музей им. С.А. Сарыг-оола» » - Седен-оол Светлана Очур-ооловна - МБОУ СОШ с. Дус-Даг (Овюрский кожуун), руководитель школьного музея. 
Интернет-ресурсы:
1. http://www.molod71.ru - сайт Министерство Образования и Науки Российской Федерации.
2. http://shl2kyzyl.edusite.ru - сайт МОУ СОШ №12 имени Воинов- интернационалистов г. Кызыла.
3. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1822/It emd,88/ - сайт Педсовет, 13-й Всероссийский интернет-педсовет.
4. http://festival.lseptember.ru - сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2010г.
5. http://www.ipkpro.ru - сайт Республиканского научно-практического Интернет-конференция «П-е Рождественские чтения», 28 января 2010г.
6. http://www.tuvaonline.ru - Принцево И. П. Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культур.
7. http://museum.tuva.ru - Материалы Национального Музея РТ.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ