ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ 6
1.1. Понятия и классификация электронно-образовательных ресурсов 6
1.2. Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов 9
1.3. Курс «Введение в физику» 13
ГЛАВА II СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА 19
2.1. Механика. Механические колебания и волны 19
2.2. Жидкости и газы. Молекулярная физика и термодинамика 71
2.3. Электричество и магнетизм. Электромагнитные колебания и волны 114
2.4. Оптика. Экспериментальные основы специальной теории относительности. Квантовая физика. Атомная физика и атомное ядро 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 197
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Изучение курса «Введение в физику» является необходимым этапом в образовании студентов научно-педагогического отделения Института физики. В процессе изучения данного курса, будущие учителя получают общее представление о развитии физических идей в различные исторические эпохи в странах Европы, России, ближнего Востока и США. Это позволяет студентам наглядно представить диалектический характер познания неживой природы человечеством, понять преемственность физических идей, переходящих от одной физической школы к другой. Каждая историческая эпоха характеризуется комплексом физико-математических и астрономических представлений, составляющих физическую картину мира. Создаются направления и физические школы, объединенные определенными философскими предпосылками, методами физических исследований и методологией осмысления полученных результатов.
Проведенные статистические исследования электронных образовательных ресурсов по различным дисциплинам показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине.
Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования , индивидуализировать свой процесс обучения, осуществить самоконтроль.
В настоящее время самым актуальным становится разработка электронных образовательных ресурсов по различным дисциплинам.
Достоинствами ЭОР являются: во-первых, их мобильность, во- вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание ЭОР способствует так же решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться различные виды информации. Кроме того , при помощи ЭОР осуществляется контроль знаний.
Актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Разработка электронно-образовательного ресурса по дисциплине «Введение в физику»».
Цель исследования: на основе выявленных учебно-методических особенностей создать электронный образовательный ресурс.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
-изучить цели и задачи курса «Введение в физику»,
-проанализировать литературу по теме исследования,
-определить понятие электронного образовательного ресурса,
-изучить способы создания и требования к электронным образовательным ресурсам,
- разработать электронный образовательный ресурс.
Научная новизна исследования:
-выявленные учебно-методические особенности создания электронного образовательного ресурса и результаты анализа существующих образовательных ресурсов, помогут при дальнейшей разработке новых ЭОР,
- разработанный ЭОР по дисциплине «Введение в физику» может быть применен как опИпе,так и offline обучении.
Практическая значимость исследования:
-разработанный ЭОР может быть рекомендован для использования преподавателям ВУЗов, учителям физики в средней школе, училищах, колледжах для изучения дисциплины «Введение в физику»,
ЭОР может быть усовершенствованно, добавлением новых глав и использован при разработке других электронных курсов.
Методы исследования. Были использованы такие методы как анализ, синтез и обобщение.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Уроки с использованием ЭОР - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в учебе. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных образовательных ресурсов. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Важное значение электронных ресурсов в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости. Электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.
1. Для создания электронных ресурсов могут быть использованы разные программные продукты: Блокнот, HTML, Microsoft Office Word, Paint.NET.
2. Работа над ЭОР должна проводиться в несколько этапов.
Первый этап - определение библиография по теме работы, анализ источников и обобщение материала.
Второй этап - изучение цели и задачи курса «Введение в физику»,
Третий этап - изучение способов создания и требования к электронным образовательным ресурсам,
Четвертый этап- разработка структуры ЭОР.
3. В ходе выполнения дипломной работы был разработан электронный образовательный ресурс по дисциплине «Введение в физику» для студентов 1 курса научно-педагогического отделения Института физики.
В ЭОР текст снабжен наглядным и справочным материалами, имеются задания для контроля знаний, задачи для самостоятельного решения.
Разработанный электронный образовательный ресурс обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.
1. Дырнаева Е.В. Физика с основами биофизики ч.2 // Издательство РИЦ СГС.- 2014.
2. Саенко А.Г. Электродинамика. Электромагнитные колебания и волны метод. указания к выполнению лаб. практикума по физике с использованием пакета «Открытая физика 2.5». Ч. 2 //УГАЭС.-2009.-С.-100
3. Вишнякова. Физика. Сборник задач : учебно-методическое пособие. - 2-е изд. (эл.) М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.-2015.-С.-419
4. Чакак А.А. Курс физики. Физические основы механики.//ГОУ ОГУ.-2014.-С. 182
5. Иродов. Квантовая физика. Основные законы : учебное пособие для вузов. - 6-е изд. (эл.) .: БИНОМ. Лаборатория знаний.-2015.-С.- 260
6. Старостина И. А. ; Казанцев С. А. ; Кондратьева О. И. Волновая оптика и квантовая физика. Учебное пособие: КГТУ.-2010-С.160
7. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для информатики/ Н. Е. Есенина// Информатика и образование. - 2006. - № 12. - С. 103-105.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по курсу «Введение в физику» Гарнаева Г.И.
4. Релятивистский импульс. Основной закон релятивистской динамики Масса движущихся релятивистских частиц зависит от их скорости: