Реализация национальной политики на региональном уровне: проблемы и направления совершенствования (на примере субъектов РФ Приволжского федерального округа)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения государственной национальной политики 7
1.1 Государственная национальная политика: понятия, цели, задачи и принципы 7
1.2 Механизмы реализации государственной национальной политики 16
ГЛАВА 2 Основные направления реализации государственной национальной политики в субъектах РФ Приволжского федерального округа 28
2.1 Характеристика этнодемографического профиля субъектов РФ
Приволжского федерального округа 28
2.2 Нормативно-правовое и институциональное направления реализации государственной национальной политики в субъектах Приволжского федерального округа 40
2.3 Этнокультурное направление реализации государственной национальной политикой в субъектах Приволжского федерального округа 51
ГЛАВА 3 Проблемы и направления совершенствования государственной национальной политики в субъектах Приволжского федерального округа 64
3.1 Основные проблемы реализации государственной национальной
политики в субъектах Приволжского федерального округа 64
3.2 Направления совершенствования реализации государственной
национальной политики на региональном уровне 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения государственной национальной политики 7
1.1 Государственная национальная политика: понятия, цели, задачи и принципы 7
1.2 Механизмы реализации государственной национальной политики 16
ГЛАВА 2 Основные направления реализации государственной национальной политики в субъектах РФ Приволжского федерального округа 28
2.1 Характеристика этнодемографического профиля субъектов РФ
Приволжского федерального округа 28
2.2 Нормативно-правовое и институциональное направления реализации государственной национальной политики в субъектах Приволжского федерального округа 40
2.3 Этнокультурное направление реализации государственной национальной политикой в субъектах Приволжского федерального округа 51
ГЛАВА 3 Проблемы и направления совершенствования государственной национальной политики в субъектах Приволжского федерального округа 64
3.1 Основные проблемы реализации государственной национальной
политики в субъектах Приволжского федерального округа 64
3.2 Направления совершенствования реализации государственной
национальной политики на региональном уровне 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российская Федерация в настоящее время представляет собой одно из самых многонациональных государств в мире, что является реальностью, основанной на волеизъявлении вошедших в ее состав народов. В основе государственности России соединены традиции и культуры народов нашей страны.
Развитие такой страны, ее экономики, культуры, социальной сферы, политики во многом определяется тем, как складываются межэтнические отношения, а они, в свою очередь, зависят от политики, осуществляемой государством.
По мнению известного специалиста по проблемам этнонациональных отношений Р.Г. Абдулатипова, «альтернативы в настоящий момент многонациональному правовому федеративному государству в России нет, о чём свидетельствует вся наша многовековая история. Но сегодня необходимо качественно новое осмысление проблем государственного строительства в многонациональной стране с устоявшейся во времени системой национально-территориального деления. Это политическая аксиома...».
В настоящее время регионы ищут пути воплощения в жизнь гармонической взаимосвязи процессов национального самоопределения, национального саморазвития и национальной самоорганизации проживающих в них народов с общегосударственными интересами. Это предполагает создание системы государственных и общественных органов, способных к постоянной гибкой эволюции и саморазвитию, к решению сложнейших проблем этнонациональных отношений.
Вопросы реализации национальной политики на региональном уровне является предметом внимания не только ученых, но и политиков, активистов общественного движения, широкой общественности.
Научно-теоретическая актуальность и практическая значимость исследования проблем реализации национальной политики на региональном уровне определяется необходимостью более глубокого осмысления события и явлений, происходящих в современном социально-политическом развитии России, поиска новых подходов к их решению; выработки научной концепции развития межэтнических отношений на региональном уровне.
Рамки исследования настоящей работы, ограничиваются территорией трех субъектов Приволжского федерального округа (ПФО) Российской Федерации: Республики Татарстан, Саратовской и Оренбургской областей. В основе выделения данного федерального округа как области исследования лежит исторически сложившаяся территория Поволжья в качестве перекрёстка культур, цивилизаций, конфессий. В течение сотен лет на территории Поволжья совместно проживали русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, башкиры и другие этносы. Здесь исторически сформировались места компактного проживания различных этносов, что позволяет сохранять и развивать национальную самобытность. Особое значение в этой связи приобретают проблемы управления межнациональными отношениями в субъектах ПФО РФ.
Степень разработанности темы: Теоретические выводы сформулированы на основе исследования и анализа трудов отечественных ученых. Фундаментальный анализ проблем развития федерализма и национальной политики в современной России дается в работах Абдулатипова Р.Г., Амелина В.В., Зорина В.Ю., Дробижевой ЛМ.,Тишкова В.А., Чиркина В.Е. и др.
В целом изучение широкого круга научной литературы, касающейся проблем национальной политики России в XX веке и в настоящее время, показало, что активный процесс переосмысления всего круга связанных с избранной темой вопросов далеко не завершен.
Нормативной базой исследования явились: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Уставы Саратовской и Оренбургской областей, федеральные и региональные законы и подзаконные
акты, а также документы программного характера.
Цель исследования - изучение теоретических и практических вопросов реализации государственной национальной политики на региональном уровне на примере субъектов РФ Приволжского федерального округа.
В соответствии с указанной целью нами определены следующие задачи:
1) определить содержание, цели и задачи государственной национальной политики Российской Федерации;
2) определить и исследовать механизмы реализации государственной национальной политики;
3) дать характеристику этнодемографического профиля субъектов РФ Приволжского федерального округа;
4) выявить и дать характеристику нормативно-правовому и институциональному направлению реализации государственной национальной политики в субъектах Приволжского федерального округа;
5) дать характеристику отдельным аспектам этнокультурного направление реализации государственной национальной политикой в субъектах Приволжского федерального округа;
6) выявить и проанализировать основные проблемы реализации государственной национальной политики в субъектах Приволжского федерального округа;
7) определить основным направлениям совершенствования реализации государственной национальной политики на региональном уровне.
Объектом исследования является процесс управления межнациональными отношениями (комплекс политических и этнокультурных способов и форм управления и регулирования органами государственной власти), прежде всего на региональном уровне, на примере субъектов Приволжского федерального округа.
Предмет исследования представляет собой различные аспекты деятельности органов управления (правовые, организационные финансовые и др.), а также общественных организаций по осуществлению этнонациональной политики в субъектах Приволжского федерального округа.
При написании настоящей выпускной квалификационной работы и для решения задач, поставленных работе, применялись общенаучные методы изучения, такие как: диалектический, системный, исторический, а также и специальные методы исследования: юридико-догматический, сравнительно-правовой.
Выпускная квалификационная работа представляет собой комплексное исследование проблем реализации государственной национальной политики в России в целом и в отдельных субъектах Приволжского федерального округа, в соответствии которым, реализация государственной национальной политики рассматривается как единая, целостная системы однородных общественных отношений в современных политических и социальных условиях.
На основе рассмотрения теоретических аспектов государственной национальной политики, характеристики ее компонентов, характера механизмов ее реализации, выделяются основные проблемы и направления ее совершенствования.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы работы расширяют, углубляют и систематизируют теоретические познания о сущности, понятии и содержании государственной национальной политики, об основных проблемах ее реализации на региональном уровне и путях их решений. Итоги проведенного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе и учебном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, 3 глав, объединяющих 7 параграфов, заключения и библиографического списка.
Развитие такой страны, ее экономики, культуры, социальной сферы, политики во многом определяется тем, как складываются межэтнические отношения, а они, в свою очередь, зависят от политики, осуществляемой государством.
По мнению известного специалиста по проблемам этнонациональных отношений Р.Г. Абдулатипова, «альтернативы в настоящий момент многонациональному правовому федеративному государству в России нет, о чём свидетельствует вся наша многовековая история. Но сегодня необходимо качественно новое осмысление проблем государственного строительства в многонациональной стране с устоявшейся во времени системой национально-территориального деления. Это политическая аксиома...».
В настоящее время регионы ищут пути воплощения в жизнь гармонической взаимосвязи процессов национального самоопределения, национального саморазвития и национальной самоорганизации проживающих в них народов с общегосударственными интересами. Это предполагает создание системы государственных и общественных органов, способных к постоянной гибкой эволюции и саморазвитию, к решению сложнейших проблем этнонациональных отношений.
Вопросы реализации национальной политики на региональном уровне является предметом внимания не только ученых, но и политиков, активистов общественного движения, широкой общественности.
Научно-теоретическая актуальность и практическая значимость исследования проблем реализации национальной политики на региональном уровне определяется необходимостью более глубокого осмысления события и явлений, происходящих в современном социально-политическом развитии России, поиска новых подходов к их решению; выработки научной концепции развития межэтнических отношений на региональном уровне.
Рамки исследования настоящей работы, ограничиваются территорией трех субъектов Приволжского федерального округа (ПФО) Российской Федерации: Республики Татарстан, Саратовской и Оренбургской областей. В основе выделения данного федерального округа как области исследования лежит исторически сложившаяся территория Поволжья в качестве перекрёстка культур, цивилизаций, конфессий. В течение сотен лет на территории Поволжья совместно проживали русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, башкиры и другие этносы. Здесь исторически сформировались места компактного проживания различных этносов, что позволяет сохранять и развивать национальную самобытность. Особое значение в этой связи приобретают проблемы управления межнациональными отношениями в субъектах ПФО РФ.
Степень разработанности темы: Теоретические выводы сформулированы на основе исследования и анализа трудов отечественных ученых. Фундаментальный анализ проблем развития федерализма и национальной политики в современной России дается в работах Абдулатипова Р.Г., Амелина В.В., Зорина В.Ю., Дробижевой ЛМ.,Тишкова В.А., Чиркина В.Е. и др.
В целом изучение широкого круга научной литературы, касающейся проблем национальной политики России в XX веке и в настоящее время, показало, что активный процесс переосмысления всего круга связанных с избранной темой вопросов далеко не завершен.
Нормативной базой исследования явились: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Уставы Саратовской и Оренбургской областей, федеральные и региональные законы и подзаконные
акты, а также документы программного характера.
Цель исследования - изучение теоретических и практических вопросов реализации государственной национальной политики на региональном уровне на примере субъектов РФ Приволжского федерального округа.
В соответствии с указанной целью нами определены следующие задачи:
1) определить содержание, цели и задачи государственной национальной политики Российской Федерации;
2) определить и исследовать механизмы реализации государственной национальной политики;
3) дать характеристику этнодемографического профиля субъектов РФ Приволжского федерального округа;
4) выявить и дать характеристику нормативно-правовому и институциональному направлению реализации государственной национальной политики в субъектах Приволжского федерального округа;
5) дать характеристику отдельным аспектам этнокультурного направление реализации государственной национальной политикой в субъектах Приволжского федерального округа;
6) выявить и проанализировать основные проблемы реализации государственной национальной политики в субъектах Приволжского федерального округа;
7) определить основным направлениям совершенствования реализации государственной национальной политики на региональном уровне.
Объектом исследования является процесс управления межнациональными отношениями (комплекс политических и этнокультурных способов и форм управления и регулирования органами государственной власти), прежде всего на региональном уровне, на примере субъектов Приволжского федерального округа.
Предмет исследования представляет собой различные аспекты деятельности органов управления (правовые, организационные финансовые и др.), а также общественных организаций по осуществлению этнонациональной политики в субъектах Приволжского федерального округа.
При написании настоящей выпускной квалификационной работы и для решения задач, поставленных работе, применялись общенаучные методы изучения, такие как: диалектический, системный, исторический, а также и специальные методы исследования: юридико-догматический, сравнительно-правовой.
Выпускная квалификационная работа представляет собой комплексное исследование проблем реализации государственной национальной политики в России в целом и в отдельных субъектах Приволжского федерального округа, в соответствии которым, реализация государственной национальной политики рассматривается как единая, целостная системы однородных общественных отношений в современных политических и социальных условиях.
На основе рассмотрения теоретических аспектов государственной национальной политики, характеристики ее компонентов, характера механизмов ее реализации, выделяются основные проблемы и направления ее совершенствования.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы работы расширяют, углубляют и систематизируют теоретические познания о сущности, понятии и содержании государственной национальной политики, об основных проблемах ее реализации на региональном уровне и путях их решений. Итоги проведенного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе и учебном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, 3 глав, объединяющих 7 параграфов, заключения и библиографического списка.
Подводя итог, основанный на исследовании нормативно-правовых актов, а также специальной литературы, можно сделать следующие выводы по данной выпускной квалификационной работе.
1. Российская Федерация является не просто многонациональным государством, она уникальна с точки зрения ее национального ресурса, этнического, конфессионального и культурного многообразия, исторических взаимоотношений населяющих ее народов, неравномерности роста центра и окраин, отдельных ее регионов, что обуславливает, в свою очередь особенности осуществления государственной национальной политики.
Государственная национальная политика - это деятельность органов власти по регулированию межнациональных отношений, построению системы организации и управления в условиях многонациональности целью которой является укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности, основанная на принципах обеспечения государственной целостности, национальной безопасности, равноправие и самоопределение народов России и др.
2. Реализация государственной политики обладает многоаспектной направленностью и осуществляется с помощью различных политико-правовых, институциональных, этнокультурных, ресурсных, идеологических и других механизмов. В том числе, через систему международных и федеральных нормативно-правовых актов и документов программного характера, направленных на регулирование межнациональных отношений; через формирование федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию внутренней политики в области регулирования межнациональных отношений, а также использование финансовых, идеологических и др. инструментов.
3. Важная роль в регулирование национальных проблем отводится региональным властям, в том числе органам власти субъектов ПФО.
ПФО является сосредоточением научного, промышленного, культурного потенциала и вековых исторических традиций, представляющий полиэтничное пространство.
Этнодемографические связи субъектов ПФО, таких как Республика Татарстан, Саратовская и Оренбургская области, характеризуются, в частности следующими показателями, доля той или иной этнической общности; этническое разнообразие (количество проживающих народов); изменение доли национального населения; длительность проживания этносов на данной территории. На национальный состав регионов оказывают влияние: проводимая органами власти политика, миграционные процессы, конфессиональный фактор.
В этнокультурном отношении, ПФО имеет сложный состав населения- более 180 этнических сообществ, из которых самые многочисленные - русские (65% населения ПФО), татары (14%), чуваши (5%), башкиры (5%), мордва (2%), удмурты (2%), марийцы (2%), украинцы (1%), казахи (1%), армяне, азербайджанцы, коми-пермяки.
4. В Республика Татарстан, Саратовская и Оренбургская области, приняты и действуют законы, подзаконные акты, региональные концепции (стратегии) национальной политики, учитывающие как основные положения Федеральной Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, так и региональные особенности этнокультурной ситуации.
В рассматриваемых субъектах ПФО определена и действует структура органов управления, включающая, в том числе совещательные и консультативные органы, в компетенцию которых входит регулирование межнациональных отношений, функционируют НКА, общественные организации, объединяющие и защищающие интересы национальных общин.
Реализация законов, концепций, программ по развитию и совершенствованию национальных отношений является важной составляющей государственного и муниципального управления всех субъектах ПФО. Национальная политика в ПФО позволяет значительно улучшать межнациональные отношения, приводит к ослаблению сепаратизма, национализма, угрозы этнических конфликтов, терроризма.
5) Общими и важнейшими направлениями реализации в сфере государственной национальной политики в субъектах ПФО являются: этнокультурное развитие регионов и местностей; развитие национально-культурных автономий; определение информационного пространства; профилактика и противодействие национализму, ксенофобии, этническому и религиозному экстремизму; деятельность, направленная на снижение негативных общественных предубеждений в отношении лиц иной этнической принадлежности и в отношении мигрантов; осуществление в различных формах и масштабах мониторинговых мероприятий и социологических исследований.
Формами взаимодействия органов власти и общественных национальных организаций являются: работа руководителей общественных национальных организаций; заключение многосторонних соглашений о взаимодействии в области миграционной политики; проведение ежеквартальных круглых столов с участием руководителей национальных общественных организаций и силовых структур и гражданского общества, посвященных регулированию различных межнациональных вопросов и др.
6) Политическое и социально-экономическое развитие России в целом, и субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации в частности, находится под влиянием неблагоприятного воздействия ряда нерешенных проблем, новых вызовов и этнополитических рисков: несовершенство законодательных, организационно-правовых и финансовых механизмов регулирования национальных отношений; отсутствие четко выраженной государственной идеологии в вопросах укрепления российской идентичности; стихийный характер изменения этнодемографического состава населения; наличие идей этнического сепаратизма и создания отдельных территориальных образований по этническому и этноконфессиональному признаку; проблемы, связанные с реализацией прав национально-культурных организаций и национально-культурных автономий и др.
Государственная национальная политика должна быть органически вписана в общую систему региональной политики в Российской Федерации. Необходима реализация комплекса мер по повышению эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений.
7) Основными направлениями совершенствования реализации государственной национальной политики на региональном уровне являются: совершенствование правовой базы решения вопросов национальной политики, в разработка и реализации целевых программ субъектов и муниципальных образований ПФО РФ; повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти; улучшение системы управления межэтническими отношениями, преодоление коррупции, бюрократизма, повышение профессионализма работников этой сферы, более широкое использование информационных технологий для создания постоянно действующего диалога власти и граждан; развитие системы финансовой поддержки проводимой национальной политики и др.
Таким образом, реализация национальной политики на региональном уровне, представляет собой управленческую деятельность органов власти, является частью общенациональной политики России, осуществляется с помощью различных политико-правовых, институциональных, этнокультурных, ресурсных, идеологических и других механизмов и направлена на совершенствование, решение задач и проблем межнационального характера.
1. Российская Федерация является не просто многонациональным государством, она уникальна с точки зрения ее национального ресурса, этнического, конфессионального и культурного многообразия, исторических взаимоотношений населяющих ее народов, неравномерности роста центра и окраин, отдельных ее регионов, что обуславливает, в свою очередь особенности осуществления государственной национальной политики.
Государственная национальная политика - это деятельность органов власти по регулированию межнациональных отношений, построению системы организации и управления в условиях многонациональности целью которой является укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности, основанная на принципах обеспечения государственной целостности, национальной безопасности, равноправие и самоопределение народов России и др.
2. Реализация государственной политики обладает многоаспектной направленностью и осуществляется с помощью различных политико-правовых, институциональных, этнокультурных, ресурсных, идеологических и других механизмов. В том числе, через систему международных и федеральных нормативно-правовых актов и документов программного характера, направленных на регулирование межнациональных отношений; через формирование федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию внутренней политики в области регулирования межнациональных отношений, а также использование финансовых, идеологических и др. инструментов.
3. Важная роль в регулирование национальных проблем отводится региональным властям, в том числе органам власти субъектов ПФО.
ПФО является сосредоточением научного, промышленного, культурного потенциала и вековых исторических традиций, представляющий полиэтничное пространство.
Этнодемографические связи субъектов ПФО, таких как Республика Татарстан, Саратовская и Оренбургская области, характеризуются, в частности следующими показателями, доля той или иной этнической общности; этническое разнообразие (количество проживающих народов); изменение доли национального населения; длительность проживания этносов на данной территории. На национальный состав регионов оказывают влияние: проводимая органами власти политика, миграционные процессы, конфессиональный фактор.
В этнокультурном отношении, ПФО имеет сложный состав населения- более 180 этнических сообществ, из которых самые многочисленные - русские (65% населения ПФО), татары (14%), чуваши (5%), башкиры (5%), мордва (2%), удмурты (2%), марийцы (2%), украинцы (1%), казахи (1%), армяне, азербайджанцы, коми-пермяки.
4. В Республика Татарстан, Саратовская и Оренбургская области, приняты и действуют законы, подзаконные акты, региональные концепции (стратегии) национальной политики, учитывающие как основные положения Федеральной Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, так и региональные особенности этнокультурной ситуации.
В рассматриваемых субъектах ПФО определена и действует структура органов управления, включающая, в том числе совещательные и консультативные органы, в компетенцию которых входит регулирование межнациональных отношений, функционируют НКА, общественные организации, объединяющие и защищающие интересы национальных общин.
Реализация законов, концепций, программ по развитию и совершенствованию национальных отношений является важной составляющей государственного и муниципального управления всех субъектах ПФО. Национальная политика в ПФО позволяет значительно улучшать межнациональные отношения, приводит к ослаблению сепаратизма, национализма, угрозы этнических конфликтов, терроризма.
5) Общими и важнейшими направлениями реализации в сфере государственной национальной политики в субъектах ПФО являются: этнокультурное развитие регионов и местностей; развитие национально-культурных автономий; определение информационного пространства; профилактика и противодействие национализму, ксенофобии, этническому и религиозному экстремизму; деятельность, направленная на снижение негативных общественных предубеждений в отношении лиц иной этнической принадлежности и в отношении мигрантов; осуществление в различных формах и масштабах мониторинговых мероприятий и социологических исследований.
Формами взаимодействия органов власти и общественных национальных организаций являются: работа руководителей общественных национальных организаций; заключение многосторонних соглашений о взаимодействии в области миграционной политики; проведение ежеквартальных круглых столов с участием руководителей национальных общественных организаций и силовых структур и гражданского общества, посвященных регулированию различных межнациональных вопросов и др.
6) Политическое и социально-экономическое развитие России в целом, и субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации в частности, находится под влиянием неблагоприятного воздействия ряда нерешенных проблем, новых вызовов и этнополитических рисков: несовершенство законодательных, организационно-правовых и финансовых механизмов регулирования национальных отношений; отсутствие четко выраженной государственной идеологии в вопросах укрепления российской идентичности; стихийный характер изменения этнодемографического состава населения; наличие идей этнического сепаратизма и создания отдельных территориальных образований по этническому и этноконфессиональному признаку; проблемы, связанные с реализацией прав национально-культурных организаций и национально-культурных автономий и др.
Государственная национальная политика должна быть органически вписана в общую систему региональной политики в Российской Федерации. Необходима реализация комплекса мер по повышению эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений.
7) Основными направлениями совершенствования реализации государственной национальной политики на региональном уровне являются: совершенствование правовой базы решения вопросов национальной политики, в разработка и реализации целевых программ субъектов и муниципальных образований ПФО РФ; повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти; улучшение системы управления межэтническими отношениями, преодоление коррупции, бюрократизма, повышение профессионализма работников этой сферы, более широкое использование информационных технологий для создания постоянно действующего диалога власти и граждан; развитие системы финансовой поддержки проводимой национальной политики и др.
Таким образом, реализация национальной политики на региональном уровне, представляет собой управленческую деятельность органов власти, является частью общенациональной политики России, осуществляется с помощью различных политико-правовых, институциональных, этнокультурных, ресурсных, идеологических и других механизмов и направлена на совершенствование, решение задач и проблем межнационального характера.
Подобные работы
- ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы использования природных объектов в расширении спектра туристских услуг на территории Татарстана
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Антикоррупционная политика в регионах Приволжского федерального округа: современное состояние и направления совершенствования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В
ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



