Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ LMS MOODLE 6
1.1 Электронное образование. История создания 6
1.2 История создания системы Moodle 10
1.3. Основные возможности системы Moodle 12
1.3.1 Управление сайтом в системе Moodle 12
1.3.2 Управление пользователями в системе Moodle 13
1.3.3 Управление курсами в системе Moodle 14
1.3.4 Преимущества и недостатки системы Moodle 15
1.3.5 Создание электронного учебного курса в Moodle 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ МЕТРОЛИГИИ В ЭНЕРГЕТИКЕ» 22
2.1 Курс «Основы метрологии в энергетике» 22
2.1.1 Вход в систему 22
2.1.2 Содержание курса 24
2.2 Задания для контрольной работы 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список использованных источников 43
Актуальность исследования. Трудно представить человеческую деятельность без измерений. Повсеместно люди используют различные виды измерений не только для удовлетворения своих потребностей, но и удовлетворения потребностей производства и научной деятельности. Именно поэтому измерения считаются важной частью нашей жизни.
С помощью различных измерительных величин, люди познают окружающий нас мир. Измерения представляют количественную характеристику мира вокруг нас, помогая человеку понять действующие в природе закономерности. Любая отрасль человеческой деятельности не имела возможности бы существовать в отсутствии развернутой системы измерений, определяющей как все научно-технические процессы, контроль и управление ими, так и свойства, и качество выпускаемой продукций.
Велико значение измерений в современном обществе, поскольку невозможно представить производство без четкого количественного и качественного планирования выпускаемой продукции. Любое оборудование или деталь находящееся на производстве имеет свои точные размеры для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования.
В век информационных технологий роль измерений возросла, поскольку в таких областях науки как ракетостроение, приборостроение, электроника, атомная энергетика, автоматизация, нейрохирургия требуется высокая точность измерений. С помощью определенных приборов измерений, помогающих с высокой точностью определить размер детали, рассчитать траекторию движения спутника или запускаемой ракеты, человечество не только упрощает жизнь, но и решает задачи глобального масштаба.
Большое многообразие явлений, с которыми приходится сталкиваться, описывает широкий круг величин, подлежащих измерению. Во всех случаях проведения измерений, независимо от измеряемой величины, способа и средства измерений, есть единое, что составляет базу измерений - это сравнение искусным путем этой величины с иной аналогичной ей, принятой за единицу. При всяком измерении мы при помощи опыта расцениваем физическую величину в виде некого количества принятых для нее единиц, то есть, обретаем ее значение.
Именно поэтому измерение есть нахождение значения физической величины искусным путем при помощи специализированных технических средств.
Цель работы состоит в проектировании и разработке электронного учебного курса по теме «Основы метрологии в энергетике».
Предметом метрологии в энергетике является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью.
Объектом исследования данной работы является дистанционное обучение.
В соответствии с предметом и объектом были определены задачи:
• анализ технической, специальной, литературы по исследованию;
• разработка и содержание обучающих и контролирующих элементов по данной теме;
• разработка образовательного курса по теме «История развития электроизмерительной техники».
Для реализации цели и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ, систематизация и обобщение учебно-методической и специальной литературы в области разработки электронных образовательных ресурсов.
Практическая значимость исследования: разработанный электронный образовательный ресурс может быть использован в дальнейшем в учебном процессе при изучении раздела "Метрология" курса метрологии и измерительной техники. Разработанный курс можно использовать, как при дистанционном, так и при смешанном образовании, что в свою очередь повышает качество образования студентам и уменьшает нагрузку на преподавателя, а так же способствует развитию таких качеств как самостоятельность, трудолюбие, умение работать с информацией и навык владения компьютерными технологиями.
В ходе выполнения работы были рассмотрены преимущества и недостатки LMS Moodle и исследованы ее возможности. Так же дано подробное описание создания курса в системе Moodle. В рамках данной системы, был разработан электронный образовательный ресурс, объединяющий и систематизирующий учебные материалы из курса «Метрологии и измерительной техники» по теме «Основы метрологии в энергетики», который включил в себя такие элементы как дополнительные источники информации, работы по набору баллов, тесты, задания для самостоятельной работы, глоссарий и т.д.
Целью дипломной работы была разработка электронного образовательного курса по разделу «Основы метрологии в энергетике».
В первой главе была изучена история развития дистанционного обучения, возможности электронного образования, преимущества и недостатки системы Moodle, а также использование Moodle для создания online - курсов. Во второй главе представлена структура и содержание разработанного в LMS Moodle дистанционного образовательного курса.
Разработанный образовательный ресурс может оказаться полезным, как при изучении раздела «Метрология и стандартизация» курса метрология и электрические измерения, так и при проведении текущего и итогового контроля результатов освоения дисциплины.
Электронный образовательный курс по теме "Основы метрологии в энергетике" включает в себя:
• теоретический модуль;
• практический модуль.
Программная реализация электронного образовательного ресурса была сделана на сайте дистанционного обучения КФУ http://do.kpfu.ru.
Разработка электронного ресурса осуществлялась поэтапно:
1. подбор и анализ литературы;
2. разработка структуры и содержания электронного ресурса;
3. разработка навигации курса.
Созданный электронный образовательный ресурс по теме «Основы метрологи в энергетике» потенциально может облегчить освоение учащимися изучение данного раздела. А так же позволит систематизировать необходимые знания и информацию.
Созданный курс может использоваться как дополнительное средство обучения в ЕФ КФУ при обучении студентов дисциплины «Метрология и стандартизация» для контроля преподавателем самостоятельной работы студентов.
Таким образом, цель работы достигнута в полном объёме, что удалось осуществить путём решения поставленных задач.
1. Анисимов A.M. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. -2-е изд. испр. и дополн. - Х.: изд-во ХНАГХ, 2009. - 292 с.
2. Белозубов А.В. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. - СПб.: изд-во СПбГУ, 2007. -108с.
3. Быков В.Е., Кухаренко В.Н., Сиротенко Н.Г. Технология разработки дистанционного курса: учебное пособие / под ред. В. Е. Быкова и В. Н. Кухаренко - К.: Миллениум, 2008. -323 с.
4. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе Moodle. - К.: изд-во КГУ, 2008. -169 с.
5. Екимов А.В.,Ревяков М.И., «Надежность средств электроизмерительной техники».: изд-во Энергоатомиздат., 1986.-208 с
6. Иванников Д.А., Фомичев Е.Н. «Основы метрологии и организации метрологического контроля».: изд-во НГТУ, 2001. - 116 с.
7. Корень А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle // Журнал «Науковедение», 2013. - С.243-248.
8. Костикова М.В., Скрипкина И.В. Использование системы Moodle при дистанционной организации самостоятельной работы студентов // Проблемы и перспективы в развитии IT-индустрии, 2010. - С.118-120.
9. Кострикин А.М. «Теоретическая метрология». - М.: БГУ, 1999. - 87с.
10. Толстобров А.П. Модель организации учебного процесса вуза в среде Moodle // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании». Железноводск, 2009. - С.108-111.
11. Устюгова В.Н. Системы дистанционного обучения. Учебное пособие. / Учебное пособие для преподавателей высших учебных заведений. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 280 с.
12. О системе LMS Moodle.
URL: http://educa.isu.ru/mod/forum/discuss.php?d=27 (дата обращения
20.05.2016) .
13. Официальный сайт электронной образовательной среды Moodle. URL: https://moodle.org (дата обращения 20.05.2016).
14. Основные возможности LMS Moodle.
URL: http://moodlearn.ru/mod/page/view.php?id=174 (дата обращения 20.05.2016) .
15. Электронный словарь научных терминов.
URL:http://distolymp2.spbu.ru/www/lab1108/ref/terms.htm (дата обращения 07.04.2016).
16. Задачи по метрологии.
URL: http://www.studfiles.ru/preview/2214965 (дата обращения 1.06.2016) .
17. История создания метрологии.
URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 09.04.2016).
18. История создания и развития дистанционного образования.
URL: http://dtraining.web-3.ru/introduction/history (дата обращения
09.04.2016) .
19. История дистанционного обучения.
URL: http://letopisi.org (дата обращения 09.04.2016).
20. История развития электроизмерительной техники.
URL: http://studopedia.ru (дата обращения 11.04.2016)
21. Виды поверок.
URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 30.05.2016)
22. Контрольные задания и методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
URL: http://lsits.psuti.ru/arc/MUPZM.pdf (дата обращения 02.06.2016)
23. Теоретические основы метрологии.
URL: http://studopedia.ru/ (дата обращения 03.06.2016)
24. Технологии организации дистанционного и смешанного обучения. URL: http://diplomba.ru/work/ (дата обращения 08.05.2016)
25. Преимущества и недостатки дистанционного обучения.
URL: http://www.yourfreedom.ru/ (дата обращения 09.05.2016)
26. Создание online курсов в системе Moodle.
URL: http://www.uchportal.ru/ (дата обращения 23.05.2016).