ВВЕДЕНИЕ 8
1 Анализ предметной области 12
1.1 Проблемы существующего решения 14
1.2 Описание объекта анализа 14
1.3 Анализ существующих проектных решений 30
1.4 Выявленные требования 40
1.4.1 Функциональные требования 41
1.4.2 Нефункциональные требования 41
1.5 Вывод по главе 42
2 Проектирование разрабатываемой системы 43
2.1 Функциональная модель 43
2.1.1 Функция «Авторизоваться в системе» 44
2.1.2 Функция «Выгрузить документ в банк» 47
2.1.3 Функция «Подписать документ» 50
2.1.4 Функция «Получить статус» 53
2.1.5 Функция «Получить выписку» 55
2.1.6 Функция «Создать в «1С: Предприятие» документы по
выписке» 58
2.1.7 Функция «Отправить письмо» 60
2.1.8 Функция «Подписать письмо» 63
2.1.9 Функция «Получить список писем» 66
2.2 Вывод по главе 69
3 Реализация системы 70
3.1 Описание классов реализуемой системы 70
3.2 Описание интерфейса программы 79
3.2.1 Форма выбора банка 80
3.2.2 Форма ввода данных 83
3.2.3 Форма ввода данных файлового ключа 85
3.2.4 Основная форма 87
3.2.5 Форма сообщений 100
3.2.6 Форма выписки 101
3.2.7 Форма письма 106
3.3 Вывод по главе 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ
В условиях современной экономики коммерческие банки становятся важным элементом рыночной инфраструктуры. Они создаются и функционируют в форме товариществ с ограниченной ответственностью или аукционных обществ. Их деятельность возможна только при условии получения собственной прибыли, что существенно меняет характер отношений предприятий и банков, содержание предоставляемых услуг, порядок кредитования. Взаимоотношения предприятий и банков теперь строятся с учётом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам. Они возникают по поводу расчётно-кассового и кредитного обслуживания предприятий, а также в связи с появлением новых услуг, характерных для рыночной экономики.
Важнейшая особенность отношений предприятий с коммерческими банками - их договорный характер. Инициатива заключения договоров исходит от предприятия. Оно самостоятельно выбирает банк для своего расчётно-кассового и кредитного обслуживания. Если предприятие находится по месту нахождения банка, то банк обязан открыть счёт предприятию. В ином случае, требуется согласие банка. Однако при открытии счетов, Предназначенных исключительно для хранения денежных средств, а не для расчётов, предприятие свободно в выборе банка и может иметь вклады в одном или нескольких банках. Такой порядок даёт предприятию возможность, ориентируясь на собственные интересы, выбрать банк, где организованно выполняются операции, выше культура обслуживания, шире перечень предоставляемых услуг. В связи с огромным количеством партнеров и клиентов, большого количества согласований процесс заключения договоров затягивается до двух недель. В результате часто срываются сделки на этапе заключения договора с поставщиком.
Процесс включает множество участников, принимающих решения в своей области, касающиеся договоров.
Для расчётного обслуживания предприятие заключает с банком договор банковского счёта, что является необходимым для реализации безналичных расчётов. В соответствии с договором банк открывает предприятию как клиенту расчётный и другие счета, зачисляет на них денежные средства, поступающие как от предприятия, так и предприятию, списывает соответствующие суммы со счёта предприятия по его поручению на счета поставщиков, кредиторов, соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Банк обязуется принимать от предприятия-клиента и выдавать ему или по его поручению наличные деньги, выплачивать проценты за хранение денег на счетах.
Основной счёт предприятия как юридического лица - расчётный счёт. Предприятие вправе открыть только один расчётный счёт либо по месту нахождения (регистрации), либо в другом банке. На расчётный счёт зачисляется выручка от реализации продукции, по нему осуществляются расчёты по обязательствам предприятия. Другие счета - текущий, ссудный, валютный - можно открывать в любом количестве в различных банках. Для открытия валютных счетов предприятиям банки должны иметь соответствующую лицензию.
Необходимо провести оптимизацию процесса взаимодействия с банком, сократив его продолжительность. Основной задачей при анализе процесса взаимодействия с банком является устранение бюрократической волокиты, а соответственно, сокращение продолжительности процесса.
Необходимо внедрение новой схемы процесса взаимодействия с банком. Для этого следует провести следующие мероприятия:
- разработать общий регламент электронного обмена с банком;
- изучить существующие решения, предоставляемые сторонними разработчиками;
- внедрить автоматизированную систему параллельного
(одновременного) подписания расчетных документов;
- исключить ручное заполнение расчетных документов и заменить его заполнением в ИС;
- включить в регламент и настроить в автоматизированной системе правила подписания расчетных документов;
- разработать общие требования к автоматизированной системе электронного обмена, поддерживающей параллельное подписание и отзыв документов в зависимости от условий участникам процесса.
Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности процесса электронного взаимодействия с банком за счет проектирования и разработки автоматизированной информационной системы электронного взаимодействия с банком для ПАО «КАМАЗ».
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе требуется решить следующие задачи:
- минимизация участия человека в процессе ввода информации;
- минимизация вероятности ввода ошибочной информации в ходе выгрузки расчетных документов в банковскую систему;
- исключение повторной выгрузки одних и тех же расчетных документов;
- повышение оперативности электронной синхронизации данных организации с данными банка.
Задачи, которые нужно выполнить для достижения поставленной задачи:
- обзор и изучение литературы;
- моделирование бизнес - процессов организации;
- обзор существующих разработок электронного обмена расчетными документами;
- формализация задачи, выбор стратегии автоматизации, постановка целей и задач автоматизации;
- выбор и обоснование технического, программного, информационного обеспечения для решения задачи.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы была описана система электронного обмена с банком, предназначенная для сокращения продолжительности и повышения эффективности процесса взаимодействия между банком и юридическим лицом при подписании расчетных документов.
Был описан бизнес-процесс электронного взаимодействия с банком. Так же была сформирована модель системы,
содержащая 13 диаграмм StarUML и проведен сравнительный анализ существующих решений. После анализа модели процесса и существующих решений были сформированы функциональные и нефункциональные требования для проектирования АИС.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что система электронного обмена с банком имеет сильные конкурентные позиции. Такая система будет хорошим инструментом для работников финансового отдела, с помощью которого они получат следующие преимущества:
- ведение безбумажного процесса взаимодействия с банком при подписании расчетных документов;
- управление расчетными счетами прямо из "1С:Предприятия";
- минимизация вероятности ввода ошибочной информации в ходе выгрузки расчетных документов в банковскую систему;
- исключение повторной выгрузки одних и тех же расчетных документов;
- повышение оперативности электронной синхронизации данных организации с данными банка;
- единый пользовательский интерфейс для управления всеми счетами, открытыми в разных банках;
- повышенный уровень безопасности - подписание электронных документов проводится прямо в «1С:Предприятии»;
- работа в "одном окне" - знакомый интерфейс, привычные команды - ничего лишнего.
Результатом применения системы электронного обмена с банком является повышение оперативности электронной синхронизации данных организации с данными банка, отпала необходимость повторного ввода платежных документов в модуль "Клиента Банка" при отправке их в банк и повторного ввода платежных документов в систему 1С:Предприятие при получении их из банка. Были исключены лишние трудозатраты и возможности внесения ошибок.