Введение 4
1. Теоретические и правовые аспекты исчисления налога на добавленную
стоимость в Таможенном союзе 8
1.1. Экономические и правовые аспекты налогового регулирования в
Таможенном союзе 8
1.2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в
Таможенном Союзе 22
1.3. Механизм администрирования налога на добавленную стоимость в
Таможенном Союзе 36
2. Анализ порядка исчисления, уплаты и администрирования налога на
добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза 45
2.1. Анализ порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза ... 45
2.2. Анализ порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
при экспорте и импорте товаров в рамках Таможенного союза 49
2.3. Порядок применения вычетов при исчислении налога на добавленную
стоимость в рамках Таможенного Союза 62
2.4. Анализ организации и осуществления налогового администрирования
налога на добавленную стоимость 68
3. Совершенствование механизма взимания налога на добавленную стоимость
в Таможенном союзе 73
3.1. Совершенствование мер регулирования исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость в Таможенном Союзе 73
3.2. Развитие механизма исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость в рамках Таможенного Союза 78
3.3 Основные направления развития администрирования налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза 82
Заключение
Литература
Актуальность темы исследования. В условиях развития глобализации национальные налоговые системы внедряют международные условия, способствующие развитию экономических отношений между странами. Несмотря на политический кризис, Россия остается активным участником международных отношений в рамках Таможенного союза и Евразийского Экономического Сотрудничества. В ходе развития интеграционного сотрудничества между странами Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭс) как на двустороннем, так и на многостороннем уровне заключались соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле.
Одной из целей функционирования режима свободной торговли товарами - применение единой системы взимания косвенных налогов. Порядок взимания косвенных налогов в большей степени оказывают наибольшее влияние на взаимную торговлю, ценообразование товаров и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств. Необходимость налогового регулирования налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе связана с проблемой надежности на обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создание благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции государств-членов Таможенного союза.
Цель диссертации является исследование современных проблем взимания налогов в Таможенном союзе и выявление путей общего развития механизма взимания налога в Таможенном союзе.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
- определить основы налогового законодательства стран, входящих в Таможенный Союз;
- исследовать механизм администрирования налога на добавленную стоимость в Таможенном Союзе;
- провести анализ исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза;
- выявить проблему и предложить совершенствование мер регулирования исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Таможенном Союзе;
- провести оценку основных направлений администрирования налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания правовой действительности:
- метод теоретического анализа: диалектический общенаучный метод, специальные методы исследования: анализ, синтез и обобщение учебной экономической литературы, анализ законодательных актов регламентирующих регулирование налога на добавленную стоимость в Таможенном Союзе;
- метод анализа экономической литературы;
- частные научные методы: метод системного анализа, сравнительно правовой, формально-юридический, историко-правовой.
В работе использованы такие методы исследования, как сравнение и анализ. С их помощью проведено сопоставление регламентаций российских и международных стандартов, а также критический анализ различных научных точек зрения в отношении подходов к определению налогового регулирования: НДС в Таможенном союзе как экономической категории.
Теории налогового регулирования в Таможенном союзе уделяли внимание многие исследователи: Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Мамбеталиев Н.Т., Мамбеталиева А.Н., Гармонников С.Н. и другие и другие авторы.
Вопросы классической теории налогового регулирования, допустимый уровень налоговых изъятий, нашли свое отражение в трудах представителей западной экономической мысли: А. Смита, А. Лаффера, Д. Рикардо, В. Петти и др., а также в трудах более поздних школ экономической мысли, таких как Дж.М. Кейнс, П. Самуэльсогг, И. Шумпетер.
Объект исследования: Налоговые отношения в рамках Таможенного союза.
Предмет исследования: особенности налогового регулирования налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе.
При написании диссертации автором был произведен обзор теоретических основ исчисления налога на добавленную стоимость на уровне международного экономического взаимодействия, а также анализ практики действующего механизма его исчисления, уплаты и налогового администрирования в рамках Таможенного Союза.
Диссертационное исследование посвящено анализу применения инструментов и методов регулирования исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Таможенном Союзе.
Теоретическая значимость данной темы определяется тем, что результаты исследования могут быть направлены на преобразование законодательной базы в сфере регулирования деятельности законодательства стран, входящих в Таможенный Союз.
Новизна диссертационного исследования.
Настоящая диссертационная работа является анализом законодательства стран, входящих в Таможенный Союз и нахождением путей оптимизации налогообложения в его рамках. Основные научные результаты, полученные автором в ходе исследования и выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. сформулирован авторский подход понятия налоговое регулирование в Таможенном союзе как составной части налоговой политики государства, позволяющая в отличие от имеющихся в экономической литературе определений учитывать необходимость реализации всех функций налогов, а также налогового воздействия с целью переориентации отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
2. выработана модель условий перемещения товаров через таможенную границу Таможенного Союза;
3. разработана модель правовой основы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле в Таможенном союзе;
4. разработаны рекомендации по совершенствованию налогового администрирования налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе.
Диссертационное исследование состоит: из введения, трех глав, девять параграфов, заключения и списка использованных источников: нормативных правовых актов, и литературы.
Во введении обосновывается актуальность данной темы, указываются объект, предмет, цели, задачи, методологическая база, использованная при написании работы. В первой главе диссертационного исследования проанализированы правовые аспекты исчисления налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе.
Вторая глава диссертационного исследования посвящена исследованию практики действующего механизма налогового регулирования налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе в Российской Федерации. Третья глава диссертационного исследования раскрывает перспективы развития методических основ по исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного Союза. В заключение подведены итоги исследования, имеющие практическую и теоретическую значимость.
В результате исследования проблемы, которой посвящена данная работа, получены следующие результаты. Данная работа раскрывает основные основы исследования общего развития механизма взимания налога в Таможенном союзе. Формирование Таможенного союза направлено на обеспечение свободного перемещения товаров, увеличение товарооборота между Казахстаном, Россией и Белоруссией, а также на создание благоприятных условий торговли государств - членов ТС с третьими странами.
Основным результатом исследования является формулирование уточнения понятия налоговое регулирование в Таможенном союзе как составной части налоговой политики государства, позволяющая в отличие от имеющихся в экономической литературе определений учитывать необходимость реализации всех функций налогов, а также налогового воздействия с целью переориентации отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Подводя итог первой главы, необходимо отметить, что таможенное законодательство Таможенного союза имеет и достоинства, и недостатки. К положительным его аспектам можно отнести тот факт, что в его фундамент положен ТК ТС - юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт интеграционного права, который является единым для стран и имеет прямое действие на их территории.
Автором рассмотрены особенности администрирования косвенных налогов при импорте товаров. В соответствии с данным Протоколом косвенные налоги: налог на добавленную стоимость и акцизы взимаются налоговыми органами, за исключением акцизов по подакцизным товарам, которые подлежат маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). По результату исследования выявлено, что необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования механизма взимания НДС в Таможенном союзе является важнейшим элементом налогового законодательства. При этом налоговые органы взимают косвенные налоги по товарам, как происходящим с территории государств-участников таможенного союза, так и не происходящим с территории этих стран. Главное условие - чтобы эти товары реализовывались с территории государств-участников Таможенного союза.
Подводя итог второй главы, необходимо отметить, что осуществление контрольной деятельности государства за налоговой сферой предполагает взаимодействие как специальных контрольных, так и правоохранительных органов, в компетенцию которых входят различные контрольные полномочия. В процессе применения форм налогового контроля налоговые органы активно взаимодействуют с полицией, таможенными органами, входящими в систему исполнительной власти, органами специальной компетенции - министерствами, службами, ведомствами.
Подводя итог третьей главы, необходимо отметить, что в результате исследования разработаны рекомендации по совершенствованию налогового администрирования налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе:
- введение института предварительного налогового контроля;
- оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне;
- совершенствование института консолидированной группы
налогоплательщиков;
- предлагается внести ряд изменений в законодательство о налогах и сборах;
- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения.
Практическая значимость проведенной работы заключается в определении направлений совершенствования методики и практики взимания налога на добавленную стоимость и разработке предложений совершенствования администрирования НДС с учетом обеспечения сбалансированности интересов государства и налогоплательщика, что позволит расширить налоговую базу по НДС и повысит эффективность налогового контроля.
Для усовершенствования механизма взимания НДС в Таможенном союзе предложены меры по усовершенствованию таможенных операций, их эффективности. Для эффективного управления налоговыми рисками необходимо знать, что налоговые риски возникают в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений.
Совершенствование администрирования НДС, по их мнению, должно быть направлено на полное искоренение схем уклонения от налогообложения (незаконного возмещения НДС), которые применяются недобросовестными налогоплательщиками, связанными с импортом и экспортом товаров.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, №32 ст. 3340 от 07.08.2000.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, № 48, ст. 6252
5. Федеральный закон от 19.05.2010 № 95-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года» // Собрание законодательства РФ, 24.05.2010, № 21, ст. 2533.
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза» (ред. от 22.01.2013) // Таможенный вестник, № 17, сентябрь, 2010.
7. Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (Санкт-Петербург, 25 января 2006 г.)
8. Письмо ФНС РФ от 02.04.2012 № АС-4-2/5467@ «О заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение), № 14, 13.04.2012
9. Агапова А. В. Контроль таможенной стоимости в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности / А. В. Агапова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2012. - № 1. - С. 82
10. Базедов Ю. Европейское гражданское общество и его право: к вопросу определения частного права в сообществе / Ю. Базедов // Вестник гражданского права, 2014. — № 1. - 288 с.
11. Баженов Д. А. Налогообложение внешнеэкономических сделок / Д. А. Баженов // Право: история, теория, практика : материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). - СПб. : Реноме, 2011. - С. 37
12. Бакаева О.Ю. Перспективы развития правового механизма кос- венного налогообложения в области таможенного дела / О.Ю. Бакаева // Налоги, 2014. - № 2. - С. 7-10.
13. Борзунова О.А. Всемирная торговая организация и таможенное регулирование. Правовые проблемы вступления России в ВТО / О.А. Борзунова // Аналитический вестник, 2012. - № 8. - С. 7-19
14. Борзаева П.В. Принципы взимания косвенных налогов в Таможенном союзе / П.В. Борзаева // Российский налоговый курьер, 2015 - № 22. - C. 61-67.
15. Балакина А.П., Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоги и налогообложение в государствах - участниках Евразийского экономического сообщества: Учебное пособие. М.: Налоговый вестник, 2011. - 288 с.
16. Вахтинская Е. Н. Проблемы в международном налоговом праве / Е. Н. Вахтинская // Налоговый вестник, 2013. - №4. - С. 32
17. Гусейнова Г. М. Таможенные платежи : учебное пособие / Г. М. Гусейнова. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 110 с.
18. Горина Г. А. Таможенная стоимость и методы ее оценки / Г. А. Горина // Новое в бухгалтерском учете и отчетности, 2012. - № 12.
19. Зозуля В.В., Журавлев П.Д. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения конкуренции в условиях интеграции // Международный бухгалтерский учет, 2014. № 31. - 91 с.
20. Зрелов А. Нулевая ставка НДС при международных перевозках / А. Зрелов // Налоговый вестник, 2013. - №7.
21. Зарипов В.М. Правовое регулирование налоговых льгот: постановка проблемы // Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития: материалы научно-практической конференции: в 5 ч. Ч. 4, 2014. - С. 41-45.
22. Грачев О.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, как угроза экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции [Текст] / О.В. Грачев // Налоги, 2012. - № 6. - С. 29-31.
23. Гармонников С.Н. Пути повышения эффективности таможенного администрирования перемещаемых по взаимной торговле государств - членов Таможенного союза // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2013. № 3. - С. 66
24. Игошин Р.Е. Механизм распределения ввозных таможенных пошлин в таможенном союзе / Р.Е. Игошин // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2012. - № 5. - С. 69
25. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. и др. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: Монография / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма; НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 360 с.
26. Козырев М.О. Совершенствование обложения НДС экспортных операций наукоемких отраслей в контексте процессов реформирования налоговой системы / М.О. Козырев // Вопросы экономики и права, 2014. - № 5. - С. 35-41
27. Коллини Г. С. Признание и налогообложение иностранных трастов в России / Г. С. Коллини, Д. А. Пенцов // Закон, 2014. - № 10. - С. 82
28. Кравченко Р. Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулированиях отношений / Р. Ю. Кравченко // Международный бухгалтерский учет, 2010. - № 7. - С. 82
29. Мамбеталиева А.Н. Налогово-правовая гармонизация косвенного налогообложения Таможенного союза (на примере НДС и акциза) // Финансовое право, 2012. № 3. С. 33 - 39.
30. Мамбеталиев Н.Т., Кучеров И.И. Налоговое право ЕврАзЭС. М.: ЮрИнфорР-Пресс, 2011. - 288 с.
31. Мамбеталиев Н.Т., Мамбеталиева А.Н. Гармонизация косвенного налогообложения в Таможенном союзе // Налоговый вестник, 2012. - №1. - С. 33 - 36.
32. Мамбеталиев Н., Павлова М. О гармонизации акцизного налогообложения в Таможенном союзе и ЕЭП // Налоговый вестник, 2012. № 1. - 138 с.
33. Мыктыбаев Т.Д. Сравнительно-правовой анализ систем налогов России и Казахстана // Финансовое право, 2015. № 10. С. 5 - 11.
34. Моисеев В. Н. Таможенная пошлина в системе обязательных платежей /В. Н. Моисеев // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, 2015. - № 5. - С. 31.
35. Новокшонов И.Б. Таможенно-тарифное регулирование внешне-торговой деятельности / И.Б. Новокшонов // Право и экономика. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2014. - № 3. - С. 57-61.
36. Ржаницына В. С. Таможенное оформление и таможенные платежи при импорте товаров / В. С. Ржаницына // Бухгалтерский учет, 2011. - № 12. - С. 73.
37. Орлова Е. Экспортный НДС: проблемы отражения в бухгалтерском учете / Е. Орлова // Налоговый вестник, 2013. - № 10. - С. 63.
38. Полежарова Л. В. Механизм решения проблемы международного
двойного налогообложения / Л. В. Полежарова // Налоговый вестник, 2012. -
№ 5. - С. 82.
39. Свинухов В. Г. Правовые основы уплаты таможенных платежей / В. Г. Свинухов // Законодательство и экономика, 2013. - № 3. - С. 114.
40. Семенихин В. Налогообложение доходов иностранных организаций / В. Семенихин // Аудит и налогообложение, 2014. - № 3. - С. 16.
41. Санина А. Г. Уклонение от уплаты налогов как фактор формирования отрицательной государственной идентичности / А. Г. Санина // Государство и право, 2013. - № 9. - С. 18.
42. Севастьянова К. Д. Основные торгово-экономические партнеры России / К. Д. Севастьянова // Молодой ученый, 2013. - № 5. - С. 29.
43. Трошкина Т.Н. Порядок исчисления таможенных пошлин и налогов по таможенному законодательству Таможенного союза ЕврАзЭС // Финансовое право, 2015. № 5. С. 29 - 33.
44. Турлай И.С. Развитие процессов региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве // Труды факультета международных отношений: Сб. науч. трудов. Вып. 2. Минск: БГУ, 2011. - 288 с.
45. Туктарова Ф. К. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности : учеб.-метод. пособие / сост.: Ф. К. Туктарова, Е. М. Ануфриева. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. - 224 с.
46. Цинделиани И. А. Система налогового права / И. А. Цинделиани // Государство и право, 2013. - № 1. - С. 73.
47. Федосеева Г. Ю. К вопросу о понятии «внешнеэкономическая сделка» / Г. Ю. Федосеева // Журнал российского права, 2013. - № 12. - С. 45.
48. Федоров И. А. Налогообложение иностранных представительств / И. А. Федоров // Бухгалтерский учет, 2010. - № 11. - С. 85.
49. Шевцов П. В. Инкотермс-2000: международные и внутренние договоры / П. В. Шевцов // Главбух. Отраслевое приложение «Учет в торговле», 2013. - № 2. - С. 22.
50. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: Учебник для бакалавров. М.: Издательство «Юрайт», 2014. - 138 с.
51. Якушкина Е.Е. Неисполнение налоговой обязанности как основание ее принудительного исполнения / Е.Е. Якушкина // Российское правовое государство: Итоги формирования и перспективы развития: материалы научно¬практической конференции / под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2014. - 290 с.
52. Якупов З. С. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Изд-во «Познание», 2013. - 207 с.
53. Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан: http: //www.minfin.kz.
54. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: http:// minfin.ru.
55. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 07.01.2010. №4. 2/1623.
56. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. - Режим доступа: http://www.nalog.ru
57. Официальный сайт Федеральная таможенная служба - Режим доступа: http:// www.customs.ru/
58. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http:// www.gks.ru