Разработка электронного образовательного ресурса по разделу «Режимы работы электрических цепей» в рамках электротехнических дисциплин для студентов профессионального колледжа
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО
ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ» 6
1.1 Источники энергии в электрических цепях 6
1.2. Идеальный и реальный источники ЭДС 12
1.3. Идеальный и реальный источники электрического тока 16
1.4. Понятие мощности 19
1.5. Баланс мощностей 21
1.6. Режимы работы электрических цепей 25
Глава 2. Дидактическое сопровождение изучения темы «Источники
электрической энергии. Режимы работы электрических цепей» 31
2.1. Контрольные вопросы по изучению темы «Режимы работы в цепях
постоянного тока» 31
2.2. Тестовые задания по изучению темы «Режимы работы в цепях
постоянного тока» 33
2.3. Материалы для практического усвоения подтемы «Мощность.
Уравнение баланса мощностей» 38
2.4. Лабораторный практикум по теме «Режимы работы электрических
цепей постоянного тока» 42
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
РЕСУРСА 50
3.1. Тематическая структура образовательного ресурса «Режимы работы
электрических цепей» 50
3.2. Основные элементы разработанного электронного образовательно
ресурса по разделу «Режимы работы электрических цепей» 52
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО
ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ» 6
1.1 Источники энергии в электрических цепях 6
1.2. Идеальный и реальный источники ЭДС 12
1.3. Идеальный и реальный источники электрического тока 16
1.4. Понятие мощности 19
1.5. Баланс мощностей 21
1.6. Режимы работы электрических цепей 25
Глава 2. Дидактическое сопровождение изучения темы «Источники
электрической энергии. Режимы работы электрических цепей» 31
2.1. Контрольные вопросы по изучению темы «Режимы работы в цепях
постоянного тока» 31
2.2. Тестовые задания по изучению темы «Режимы работы в цепях
постоянного тока» 33
2.3. Материалы для практического усвоения подтемы «Мощность.
Уравнение баланса мощностей» 38
2.4. Лабораторный практикум по теме «Режимы работы электрических
цепей постоянного тока» 42
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
РЕСУРСА 50
3.1. Тематическая структура образовательного ресурса «Режимы работы
электрических цепей» 50
3.2. Основные элементы разработанного электронного образовательно
ресурса по разделу «Режимы работы электрических цепей» 52
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение
В настоящее время преподаватели сталкиваются с такой проблемой, как отказ воспринимать информацию по уже устоявшимся, традиционным методам обучения (имеются ввиду лекции, семинары и т. д.). Связано это с веком информационных технологий, в котором мы живём и с
выработанной привычкой воспринимать информацию посредством различных электронных ресурсов, где информация обобщена и
представлена в редактированном и доступном виде, а также с всеобщей доступностью в любое время суток и с любого места пребывания. Электронные ресурсы зарекомендовали себя как источники обобщённой информации, а также как сборники огромного количества иллюстративных и поясняющих материалов. Плюсы электронных ресурсов:
• всеобъемлющий материал, собранный и комбинированный из разных источников информации
• иллюстративное, анимированное, видео, аудио сопровождение, заметки автора
• минимальные энергозатраты на поиск и подбор нужной информации, облегчает сам поиск
• экономит время обучаемых
Структурно электронный образовательный ресурс может быть представлен в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания. В связи с медленным переходом на электронное образование нами предпринимается попытка создать ЭОР, который может быть полезен и студенту, и преподавателю.
Цель работы - разработка электронного образовательного ресурса по разделу «Режимы работы электрических цепей» в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники» для студентов профессионального колледжа.
Задачи исследования:
- изучить и представить основные теоретические сведения по изучению темы «Источники электрической энергии. Режимы работы электрических цепей»;
- разработать дидактическое сопровождение по изучения данной темы;
- выполнить заполнение раздела электронного образовательного ресурса «Работа и мощность тока. Режимы работы электрических цепей» в рамках ЭОР «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) на платформе LMS MOODLE.
Практическая значимость: ресурс разработан и полностью готов к применению в учебном процессе для изучения тем «Работа и мощность тока», «Источники электрической энергии», «Режимы работы электрических цепей». Прошел апробацию в учебном процессе под руководством Сабировой Ф.М. со студентами 524 группы факультета математики и естественных наук, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение», профиль
«Энергетика». Разработанный ресурс может быть использован также в рамках изучения таких дисциплин, как «Электротехника», «Общая электротехника и электроника» не только в учреждениях СПО технических профилей, но и в вузе, поскольку программы этих курсов содержат вопросы, рассматриваемые нами в работе.
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
1) Кулаков В.Ю. Изучение темы «Источники энергии в электрических цепях» в вузовском курсе физики/ Кулаков В.Ю. // Физика и ее преподавание в школе и в вузе. XIV Емельяновские чтения: Материалы Всероссийской науч.-практ. Конф. / Мар. Гос. Ун-т: под ред. .А.Белянина, Н.Л. Курилевой. - Йошкар-Оло, 2016. 207 с. - С.74-77.
2) Кулаков В.Ю. Особенности изучения темы «Режимы работы электрических цепей» // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 года: сборник тезисов: в 3 т. / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд. Казан. ун-т, 2016. - Т3: Набережночелнинский институт. Елабужский институт. - С.238.
В соответствии с целью и задачами работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
выработанной привычкой воспринимать информацию посредством различных электронных ресурсов, где информация обобщена и
представлена в редактированном и доступном виде, а также с всеобщей доступностью в любое время суток и с любого места пребывания. Электронные ресурсы зарекомендовали себя как источники обобщённой информации, а также как сборники огромного количества иллюстративных и поясняющих материалов. Плюсы электронных ресурсов:
• всеобъемлющий материал, собранный и комбинированный из разных источников информации
• иллюстративное, анимированное, видео, аудио сопровождение, заметки автора
• минимальные энергозатраты на поиск и подбор нужной информации, облегчает сам поиск
• экономит время обучаемых
Структурно электронный образовательный ресурс может быть представлен в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания. В связи с медленным переходом на электронное образование нами предпринимается попытка создать ЭОР, который может быть полезен и студенту, и преподавателю.
Цель работы - разработка электронного образовательного ресурса по разделу «Режимы работы электрических цепей» в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники» для студентов профессионального колледжа.
Задачи исследования:
- изучить и представить основные теоретические сведения по изучению темы «Источники электрической энергии. Режимы работы электрических цепей»;
- разработать дидактическое сопровождение по изучения данной темы;
- выполнить заполнение раздела электронного образовательного ресурса «Работа и мощность тока. Режимы работы электрических цепей» в рамках ЭОР «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) на платформе LMS MOODLE.
Практическая значимость: ресурс разработан и полностью готов к применению в учебном процессе для изучения тем «Работа и мощность тока», «Источники электрической энергии», «Режимы работы электрических цепей». Прошел апробацию в учебном процессе под руководством Сабировой Ф.М. со студентами 524 группы факультета математики и естественных наук, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение», профиль
«Энергетика». Разработанный ресурс может быть использован также в рамках изучения таких дисциплин, как «Электротехника», «Общая электротехника и электроника» не только в учреждениях СПО технических профилей, но и в вузе, поскольку программы этих курсов содержат вопросы, рассматриваемые нами в работе.
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
1) Кулаков В.Ю. Изучение темы «Источники энергии в электрических цепях» в вузовском курсе физики/ Кулаков В.Ю. // Физика и ее преподавание в школе и в вузе. XIV Емельяновские чтения: Материалы Всероссийской науч.-практ. Конф. / Мар. Гос. Ун-т: под ред. .А.Белянина, Н.Л. Курилевой. - Йошкар-Оло, 2016. 207 с. - С.74-77.
2) Кулаков В.Ю. Особенности изучения темы «Режимы работы электрических цепей» // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 года: сборник тезисов: в 3 т. / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд. Казан. ун-т, 2016. - Т3: Набережночелнинский институт. Елабужский институт. - С.238.
В соответствии с целью и задачами работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Работа была посвящена разработке электронного образовательного ресурса по разделу «Режимы работы электрических цепей» в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники» для студентов профессионального колледжа, изучению методических особенностей темы «Режимы работы электрических цепей» в рамках ЭОР «Теоретические основы электротехники» на платформе LMS MOODLB.
В рамках этой темы в курсе ТОЭ рассматриваются следующие вопросы
- Источник ЭДС и источник тока в электрических цепях
- Энергия и мощность в электрической цепи постоянного тока. Баланс мощностей. КПД.
- Режимы работы электрической цепи: холостого хода, короткого замыкания, номинальный, согласованный
По каждому пункту приводятся не только теоретические сведения, но и контрольные вопросы, примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения, тесты, лабораторные работы. По основным терминам данной темы приведен глоссарий.
Основной задачей, поставленной перед нами и выполненной, являлось структурирование содержательной части образовательного ресурса, то есть построение её как единого целого. Были дополнены такие темы как: Источники энергии в электрических цепях, мощность и баланс мощностей, а также сами режимы работы электрических цепей, а именно:
• режим холостого хода;
• режим короткого замыкания;
• номинальный режим;
• согласованный режим.
Материал выстроен от малого к большему для наилучшего усвоения и понимания учащимися. Также выполнены работы по переработке материала для повышения понятия и доступности обучающимся.
Также были выполнены работы по подбору материала, связанного с закреплением изученного материала, а именно: примеры решения задач, подбор контрольных вопросов по каждой теме, подбор задач для самостоятельного решения студентами, а также тесты.
Ресурс также включает в себя помимо основных разделов (лекция, вопросы для самоконтроля, тестирования) дополнительный вспомогательный материал. К такому материалу относятся: перечень вопросов, изучаемых по данной дисциплине, лабораторные работы и их описание, медиаконтент.
Помимо дополнительного вспомогательного материала особое внимание уделено элементу "лекция". Данный раздел включает себя развёрнутый конспект с пояснениями, рисунками, графиками и схемами, также после каждого блока информации обучающемуся задаётся вопрос по пройденному материалу. Правильно данный ответ на вопрос говорит о том, что материал усвоен, после чего идёт следующий блок информации. Это было сделано для контроля внимания студентов, а также внесения интерактивной составляющей в данный ресурс и обратной связи с педагогом.
Кроме всего прочего выделяется элемент "глоссарий (см. приложение). Данный элемент электронного образовательного ресурса играет роль толкового словаря по данному разделу. В него занесены узкоспециализированные определения, которые могут вызвать вопросы у студентов. Он включает в себя стандартное определения, схемы или рисунок к ним. Также глоссарий связан со всем текстом, размещённым на ЭОР гиперссылками.
В связи с медленным переходом на электронное образование, нами, студентами профильного обучения по отрасли "энергетика" была предпринята попытка создать обширный раздел электронного образовательного ресурса, заинтересующий студентов СПО в изучении сложной дисциплины, такой как теоретические основы электротехники.
В рамках этой темы в курсе ТОЭ рассматриваются следующие вопросы
- Источник ЭДС и источник тока в электрических цепях
- Энергия и мощность в электрической цепи постоянного тока. Баланс мощностей. КПД.
- Режимы работы электрической цепи: холостого хода, короткого замыкания, номинальный, согласованный
По каждому пункту приводятся не только теоретические сведения, но и контрольные вопросы, примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения, тесты, лабораторные работы. По основным терминам данной темы приведен глоссарий.
Основной задачей, поставленной перед нами и выполненной, являлось структурирование содержательной части образовательного ресурса, то есть построение её как единого целого. Были дополнены такие темы как: Источники энергии в электрических цепях, мощность и баланс мощностей, а также сами режимы работы электрических цепей, а именно:
• режим холостого хода;
• режим короткого замыкания;
• номинальный режим;
• согласованный режим.
Материал выстроен от малого к большему для наилучшего усвоения и понимания учащимися. Также выполнены работы по переработке материала для повышения понятия и доступности обучающимся.
Также были выполнены работы по подбору материала, связанного с закреплением изученного материала, а именно: примеры решения задач, подбор контрольных вопросов по каждой теме, подбор задач для самостоятельного решения студентами, а также тесты.
Ресурс также включает в себя помимо основных разделов (лекция, вопросы для самоконтроля, тестирования) дополнительный вспомогательный материал. К такому материалу относятся: перечень вопросов, изучаемых по данной дисциплине, лабораторные работы и их описание, медиаконтент.
Помимо дополнительного вспомогательного материала особое внимание уделено элементу "лекция". Данный раздел включает себя развёрнутый конспект с пояснениями, рисунками, графиками и схемами, также после каждого блока информации обучающемуся задаётся вопрос по пройденному материалу. Правильно данный ответ на вопрос говорит о том, что материал усвоен, после чего идёт следующий блок информации. Это было сделано для контроля внимания студентов, а также внесения интерактивной составляющей в данный ресурс и обратной связи с педагогом.
Кроме всего прочего выделяется элемент "глоссарий (см. приложение). Данный элемент электронного образовательного ресурса играет роль толкового словаря по данному разделу. В него занесены узкоспециализированные определения, которые могут вызвать вопросы у студентов. Он включает в себя стандартное определения, схемы или рисунок к ним. Также глоссарий связан со всем текстом, размещённым на ЭОР гиперссылками.
В связи с медленным переходом на электронное образование, нами, студентами профильного обучения по отрасли "энергетика" была предпринята попытка создать обширный раздел электронного образовательного ресурса, заинтересующий студентов СПО в изучении сложной дисциплины, такой как теоретические основы электротехники.



